Презентация - Что помогает Паустовскому создать незабываемый образ Мещорской стороны (3 урок)

Что помогает Паустовскому создать незабываемый образ Мещорской стороны (3 урок)Что помогает Паустовскому создать незабываемый образ Мещорской стороны (3 урок)Что помогает Паустовскому создать незабываемый образ Мещорской стороны (3 урок)Что помогает Паустовскому создать незабываемый образ Мещорской стороны (3 урок)Что помогает Паустовскому создать незабываемый образ Мещорской стороны (3 урок)Что помогает Паустовскому создать незабываемый образ Мещорской стороны (3 урок)Что помогает Паустовскому создать незабываемый образ Мещорской стороны (3 урок)Что помогает Паустовскому создать незабываемый образ Мещорской стороны (3 урок)Что помогает Паустовскому создать незабываемый образ Мещорской стороны (3 урок)Что помогает Паустовскому создать незабываемый образ Мещорской стороны (3 урок)Что помогает Паустовскому создать незабываемый образ Мещорской стороны (3 урок)Что помогает Паустовскому создать незабываемый образ Мещорской стороны (3 урок)Что помогает Паустовскому создать незабываемый образ Мещорской стороны (3 урок)Что помогает Паустовскому создать незабываемый образ Мещорской стороны (3 урок)







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

На этом уроке мы выделяем значение художественных деталей в творчестве К.Г. Паустовского.
Дав в главе «Обыкновенная земля» общую картину Мещорского края, писатель впоследствии конкретизирует её в главах «Леса», «Луга», «Мой дом» и т.д., изображая более подробно, более детально те или иные явления природы.

Слайд 2

Free Powerpoint Templates
Что помогает писателю создать незабываемый художественный образ Мещорской стороны?

Слайд 3

Выделяем использование словосочетаний в тексте глав «Леса» и «Мой дом», где ведущее значение имеет цвет.
«…рыжие злые муравьи с сильными челюстями»; «…лиловые колокольчики на полянах»; «Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой»; «…блеснёт… озеро, как чёрное, косо поставленное зеркало»; «…роса стекает по белым стволам»; «Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталём загорается на заре Венера»; «…совы летают около костра, ... как комья белого пуха»; «…подымается огромное белое солнце»; «Больше всего озёр с чёрной водой»;

Слайд 4

«Ночная бабочка, похожая на комок серого шёлка-сырца, садится на раскрытую книгу и оставляет на странице тончайшую блестящую пыль»; «Восток розовеет». Рыжий, лиловый, золотой, чёрный, белый, зелёный, голубой, жёлтый, красный, фиолетовый, желтоватый, синеватый, «оловянный» (серебристо-серый), зеленоватый, серый, лимонный, пурпурный, розовый – все цвета спектра, кроме оранжевого и синего (есть «синеватый»), и полутона, и различные оттенки присутствуют в описании облика «обыкновенной земли».

Слайд 5

«Обыкновенная земля» густо населена… деревьями, цветами, насекомыми, животными, рыбами, птицами. Все они в изображении Паустовского – такие же законные обитатели этого края, как и люди, все они так или иначе выражают свои чувства, даже разговаривают с автором, который хорошо их понимает. Давайте выберем те детали, которые «озвучивают» картину Мещорского края.

Слайд 6

Вот наиболее характерные из «звучащих» деталей: «Стаи птиц со свистом и лёгким шумом разлетаются в стороны». «В ветер леса шумят. Гул проходит по вершинам сосен, как волны». «Бесшумно летают и как будто заглядывают в лицо летучие мыши. Какой-то непонятный звон слышен в лесах – звучание вечера, догоревшего дня». «На западе ещё тлеет заря, в зарослях волчьих ягод кричит выпь, и на мшарах бормочут и возятся журавли, обеспокоенные дымом костра». «Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. Листва берёз висит не шелохнувшись, роса стекает по белым стволам. И слышно, как где-то очень далеко – кажется, за краем земли – хрипло кричит старый петух в избе лесника».

Слайд 7

«Котелок сердится и бормочет на огне. Мы почему-то говорим шёпотом – боимся спугнуть рассвет. С жестяным свистом проносятся тяжёлые утки». «Я ударил веслом по воде. Рыба в ответ со страшной силой хлестнула хвостом и снова прошла под самой лодкой». «Мы въехали в прибрежные заросли кувшинок и готовились пристать, но в это время с берега раздалось визгливое тявканье и дрожащий, хватающий за сердце вой. Там, где мы спускали лодку, на берегу, на примятой траве стояла, поджав хвост, волчица с тремя волчатами и выла, подняв морду к небу. Она выла долго и скучно; волчата визжали и прятались за мать».

Слайд 8

«… коты, застигнутые врасплох, бросаются к частоколу, но не успевают перелезть через него, а протискиваются между кольями и застревают. Тогда они прижимают уши, закрывают глаза и начинают отчаянно кричать, прося пощады». «Синицы сидят на ветках, пересыпают в горле стеклянные шарики, звенят, трещат и смотрят на подоконник, где лежит ломоть чёрного хлеба». «Воробьи с удивлением заглядывают в беседку. Их смертельно занимают часы. Они тикают на врытом в землю круглом столе. Воробьи подбираются к ним, слушают тиканье то одним, то другим ухом и потом сильно клюют часы в циферблат». «Туман шуршит в саду».

Слайд 9

«Я вытаскиваю из колодца ведро воды. Из ведра выскакивает лягушка. Я обливаюсь колодезной водой и слушаю рожок пастуха – он поёт ещё далеко, у самой околицы». «Особенно хорошо в беседке в тихие осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый отвесный дождь». «Цепной пёс Дивный спит у калитки. Он бьёт хвостом по земле, но не подымает головы. Дивный давно привык к моим уходам на рассвете. Он только зевает мне вслед и шумно вздыхает».

Слайд 10

Является ли звуком тишина в тексте Паустовского?
Тишина у Паустовского – это тоже своего рода «звук», её «слышно», как и остальные звуки. И все звуки (и «цивилизованного», «человеческого» мира, и «природные», «дикие») сплетаются и воспринимаются как неразрывное целое. Всё в мире едино, утверждает Паустовский, и человек – такое же дитя мира, как и всё прочее, живущее вокруг него.

Слайд 11

Перечислите художественные детали, связанные с запахом.
Мещорский край – край лесных запахов и запахов воды. От рук героев пахнет «дымом и брусникой», в бане пахнет «яблоками, чисто вымытыми полами», в саду «пахнет дождём – нежным и вместе с тем острым запахом влаги, сырых садовых дорожек». Когда герой уплывает туманным утром на лодке и растворяется в царстве природы, до него «уже не доносится запах дыма сельских печей». Впереди у него «пустынный сентябрьский день»: «Впереди – затерянность в этом огромном мире пахучей листвы, трав, осеннего увядания, затишливых вод, облаков, низкого неба».

Слайд 12

Чего добивается К.Г. Паустовский столь детальным изображением красок, звуков и запахов?
Писатель призывает нас как можно более внимательно вглядываться в окружающий мир. Первого, поверхностного взгляда, как мы помним, ему мало. С помощью художественных деталей он «вживает» читателя в тот особый мир, который был им назван «обыкновенной землёй». Читатель учится видеть «необыкновенность обыкновенного».

Слайд 13

Вывод по теме урока
Писатель призывает нас как можно более внимательно вглядываться в окружающий мир. Первого, поверхностного взгляда, как мы помним, ему мало. С помощью художественных деталей он «вживает» читателя в тот особый мир, который был им назван «обыкновенной землёй». Читатель учится видеть «необыкновенность обыкновенного».

Слайд 14

Домашнее задание
Выполнить задание карточки