Презентация - Игра «Россия в XIX веке»

Игра «Россия в XIX веке»Игра «Россия в XIX веке»Игра «Россия в XIX веке»Игра «Россия в XIX веке»Игра «Россия в XIX веке»Игра «Россия в XIX веке»Игра «Россия в XIX веке»Игра «Россия в XIX веке»Игра «Россия в XIX веке»Игра «Россия в XIX веке»Игра «Россия в XIX веке»Игра «Россия в XIX веке»Игра «Россия в XIX веке»Игра «Россия в XIX веке»Игра «Россия в XIX веке»Игра «Россия в XIX веке»Игра «Россия в XIX веке»Игра «Россия в XIX веке»Игра «Россия в XIX веке»Игра «Россия в XIX веке»Игра «Россия в XIX веке»Игра «Россия в XIX веке»Игра «Россия в XIX веке»Игра «Россия в XIX веке»Игра «Россия в XIX веке»Игра «Россия в XIX веке»Игра «Россия в XIX веке»Игра «Россия в XIX веке»Игра «Россия в XIX веке»Игра «Россия в XIX веке»Игра «Россия в XIX веке»Игра «Россия в XIX веке»Игра «Россия в XIX веке»Игра «Россия в XIX веке»Игра «Россия в XIX веке»Игра «Россия в XIX веке»Игра «Россия в XIX веке»Игра «Россия в XIX веке»Игра «Россия в XIX веке»Игра «Россия в XIX веке»Игра «Россия в XIX веке»Игра «Россия в XIX веке»Игра «Россия в XIX веке»Игра «Россия в XIX веке»Игра «Россия в XIX веке»Игра «Россия в XIX веке»Игра «Россия в XIX веке»Игра «Россия в XIX веке»Игра «Россия в XIX веке»Игра «Россия в XIX веке»Игра «Россия в XIX веке»Игра «Россия в XIX веке»Игра «Россия в XIX веке»Игра «Россия в XIX веке»Игра «Россия в XIX веке»Игра «Россия в XIX веке»Игра «Россия в XIX веке»Игра «Россия в XIX веке»Игра «Россия в XIX веке»Игра «Россия в XIX веке»Игра «Россия в XIX веке»Игра «Россия в XIX веке»Игра «Россия в XIX веке»Игра «Россия в XIX веке»Игра «Россия в XIX веке»









Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Игра «Россия в XIX веке» 8 класс.

Слайд 2

КУЛЬТУРА 10 20 30 40 50 60 70 80 90
ВОЙНА 10 20 30 40 50 60 70 80 90
РЕФОРМЫ 10 20 30 40 50 60 70 80 90
ЛИЧНОСТЬ 10 20 30 40 50 60 70 80 90
ДОКУМЕНТ 10 20 30 40 50 60 70 80 90
БЫТ 10 20 30 40 50 60
ОБЩ.ДВИЖЕНИЕ 10 20 30 40 50 60
НАУКА 10 20 30 40 50 60

Слайд 3

КУЛЬТУРА-10
В 1863 из Академии художеств добровольно ушли 14 выпускников, отказавшись писать выпускную работу на сюжет скандинавской мифологии. В дальнейшем эти художники образовали свое общество. «Бунтари» отражали на своих полотнах острые проблемы злободневности. Как называли этих художников?
ПЕРЕДВИЖНИКИ

Слайд 4

КУЛЬТУРА-20
В одной слободе близ Вятки женщины с давних пор изготавливали глиняные свистульки в виде коней, всадников, птиц, детские глиняные игрушки, раскрашенные яркими красками. Как называется этот промысел?
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА

Слайд 5

КУЛЬТУРА-30
«Могучая кучка» – содружество пяти выдающихся композиторов: Балакирев, Кюи, Мусоргский, Бородин и … ? Назовите фамилию пятого композитора
Н.А.РИМСКИЙ-КОРСАКОВ

Слайд 6

КУЛЬТУРА-40
В конце XIX века распространенным становится «неорусский» или «псевдорусский» стиль: шатровые завершения, башенки, узорчатые декоры, фигурные наличники. Какое здание построено в конце XIX века?
А.
Б.
В.
БАЛТИЙСКИЙ ВОКЗАЛ
ГРАНОВИТАЯ ПАЛАТА
ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА В ФИЛЯХ

Слайд 7

КУЛЬТУРА-50
Картины этого художника проникнуты духом народных сказок, религиозными исканиями и размышлениями о судьбе народа-богатыря. Назовите фамилию этого художника.
В.М.ВАСНЕЦОВ

Слайд 8

КУЛЬТУРА-60
Выдающийся художник начала XIX века Карл Брюллов в одной из самых известных своих работ впервые в качестве героя представил народ, передав достоинство, героизм и величие простого человека в условиях природной катастрофы. Назовите картину.
ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ

Слайд 9

КУЛЬТУРА-70
Определите соответствие: А) Пушкин А.С. 1. «Записки охотника» Б) Лермонтов М.Ю. 2. «Мертвые души», «Ревизор» В) Тургенев И.С. 3. «Герой нашего времени» Г) Карамзин Н.М. 4. «Борис Годунов», «Дубровский» Д) Гоголь Н.В. 5. «Бедная Лиза», «История государства Российского»
А-4, Б-3, В-1, Г-5, Д-2

Слайд 10

КУЛЬТУРА-80
«… Звонок. Аудитория стихает… пробегает шепот: «Сам идет». Сгорбившись, на ходу кланяясь толпе, бочком пробирается {…}. Аудитория на минуту замолкает. {…} показывается на кафедре, и как-то неожиданно громкими кажутся аплодисменты… {…} стоит, кланяется, просит замолчать, неторопливо вытаскивает из боковых карманов какие-то листочки и среди внезапно наступившей тишины начинает лекцию очень тихо, так, что приходится прислушиваться к первым его фразам. Но скоро голос его крепнет, и он ведет слушателей куда хочет…» О ком идет речь в документе? Какой предмет он преподавал?
В.О.Ключевский

Слайд 11

КУЛЬТУРА-90
Художественный стиль, сочетающий остроту постановки коренных социальных проблем, широту исторического охвата с живописным изображением конкретных жизненных явлений. Как называется этот стиль?
КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

Слайд 12

ВОЙНА-10
Мы долго молча отступали Досадно было, боя ждали, Ворчали старики: «Что ж мы? На зимние квартиры? Не смеют, что ли, командиры Чужие изорвать мундиры О русские штыки?» Какому событию посвящено стихотворение М.Ю.Лермонтова?
БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ.

Слайд 13

ВОЙНА-20
П.С.Нахимов В.А.Корнилов Э.И.Тотлебен П.Кошка - это герои какой войны?
Крымская война 1853-1856

Слайд 14

ВОЙНА-30
Какая война отражена на исторической карте?
Русско-турецкая война 1877-1878

Слайд 15

ВОЙНА-40
Героиня обороны Севастополя – простая русская женщина, первая в русской армии сестра милосердия. Назовите её имя.
Дарья Севастопольская

Слайд 16

ВОЙНА-50
Для решения вопросов послевоенного устройства Европы в сентябре 1814 г. в Вене было созвано совещание стран-победителей. Решающий голос здесь имели делегации России во главе с Александром I, Великобритании и Австрийской империи. Как называлось это совещание?
ВЕНСКИЙ КОНГРЕСС

Слайд 17

ВОЙНА-60
А) Кутузов М.И. Б) Ермолов А.П. В) Нахимов П.С. Г) Гурко И.В. Д) Багратион П.И. Соотнесите портрет и фамилии выдающихся полководцев
А-5, Б-2, В-1, Г-3, Д-4
1.
2.
3.
4.
5.

Слайд 18

ВОЙНА-70
Это событие могло стать поводом к войне между США - Англией и Францией. Император Александр II совершил эту сделку с правительством Америки за незначительную для ее масштаба сумму – 7,2 млн долларов. Это событие 1867 года продемонстрировало поддержку США со стороны России. О каком событии идёт речь?
ПРОДАЖА АЛЯСКИ

Слайд 19

ВОЙНА-80
Сражение под Аустерлицем Тильзитский мир Оборона Севастополя Бородинское сражение «Битва народов» Заграничный поход русской армии Какое событие выпадает из логической цепочки?
Оборона Севастополя

Слайд 20

ВОЙНА-90
Несмотря на требование царя дать новое сражение, Кутузов на военном совете в подмосковной деревне принял важное решение. Где проходил совет? Какое решение принял Кутузов?
Совет в Филях. Решение оставить Москву для сохранения армии

Слайд 21

РЕФОРМЫ-10
Этот комитет действовал при императоре Александре I. В него входили такие деятели как П.Строганов, Н.Новосильцев, А.Чарторыйский, В.Кочубей. Основная задача – помощь в осуществлении реформ, обсуждение проектов преобразований. Как полностью назывался этот комитет?
Негласный комитет

Слайд 22

РЕФОРМЫ-20
В 1809 г. им был разработан проект реформы государственного управления «Введение к уложению государственных законов». Император Александр I одобрил проект, однако реформа так и не была осуществлена. А автора в итоге обвинили в симпатиях к порядкам Франции и сослали в Нижний Новгород, а затем в Пермь. Назовите фамилию политического деятеля?
М.М.Сперанский

Слайд 23

РЕФОРМЫ-30
Для борьбы с любыми проявлениями несогласия с политикой властей в 1826 г. был создан этот государственный орган. Шефом был назначен генерал А.Х.Бенкендорф. В его распоряжении находилась и вооруженная сила корпуса жандармов. Назовите этот государственный орган.
III Отделение Е.И.В. канцелярии

Слайд 24

РЕФОРМЫ-40
Реформы местного самоуправления; Судебная реформа; Военная реформа; Реформа в области просвещения; Конституционные метания; Крестьянская реформа. Какой император проводил эти либеральные реформы?
Александр II

Слайд 25

РЕФОРМЫ-50
А) Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта» Б) Указ о «вольных хлебопашцах» В) «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» Выберите выпадающий из логической цепочки документ и назовите дату его публикации
Б. 20 февраля 1803

Слайд 26

РЕФОРМЫ-60
Закон, принятый Александром III, который заключался в том, чтобы всячески затруднить поступление в гимназии детям из низших слоев общества. Как среди либералов называли этот закон?
Циркуляр о «кухаркиных детях»

Слайд 27

РЕФОРМЫ-70
Это страшное событие определило всю внутреннюю политику нового императора. Он поклялся задушить революционное движение в России, возвращение к русским основам – самодержавию, православию, народности. Какое событие повлияло на политику нового императора? О каком новом императоре идет речь?
Убийство Александра II в 1881 г. Новый император – Александр III

Слайд 28

РЕФОРМЫ-80
Поначалу этот политический деятель слыл умеренным либералом, но затем перешел на консервативные позиции. Он писал Александру III в начале его царствования: «Вам достается Россия смятенная, расшатанная, сбитая с толку, жаждущая, чтобы ее повели твердою рукой…» Назовите фамилию этого деятеля?
К.П.Победоносцев

Слайд 29

РЕФОРМЫ-90
Александр II
Утверждено Положение о начальных народных училищах Основным типом учебных заведений средней ступени стали гимназии классические и реальные Было положено начало женскому образованию Был утвержден новый устав для университетов, восстанавливающий их автономию Назовите императора, во время правления которого были проведены данные реформы.

Слайд 30

ЛИЧНОСТЬ-10
Александр II, император
Назовите фамилию исторического деятеля и область, в которой он прославился

Слайд 31

ЛИЧНОСТЬ-20
Сергей Юльевич Витте
Назовите фамилию исторического деятеля и область, в которой он прославился

Слайд 32

ЛИЧНОСТЬ-30
И.Ф.Крузенштерн
Крупнейший мореплаватель и ученый-географ. Предпринял экспедицию для исследования северной части Тихого океана. Итоги своих наблюдений изложил в докладе Академии наук, его труд был положен в основу «Атласа Южных морей» Назовите фамилию исторического деятеля.

Слайд 33

ЛИЧНОСТЬ-40
Павел Иванович Пестель
Руководитель Южного общества. Составил программу «Русская правда», которая являлась цельным проектом республиканской конституции. Назовите фамилию исторического деятеля.

Слайд 34

ЛИЧНОСТЬ-50
Николай Михайлович Карамзин
Историк, приверженец консервативных взглядов, автор произведений «Марфа Посадница или Покорение Новгорода», «История государства Российского». Назовите фамилию исторического деятеля.

Слайд 35

ЛИЧНОСТЬ-60
Петр Ткачев
Идеолог заговорщицкого направления в народничестве. Предполагал, что крестьянство не способно самостоятельно осуществить революцию. Революция должна принять форму переворота, который совершит законспирированная организация Назовите фамилию исторического деятеля.

Слайд 36

ЛИЧНОСТЬ-70
Илья Ефимович Репин
Выдающийся художник 19 века. Автор картин «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Отказ от исповеди» и др. Назовите фамилию исторического деятеля.

Слайд 37

ЛИЧНОСТЬ-80
Егор Францевич Канкрин
Внес крупный вклад в развитие экономики России. Участвовал в разработке проекта отмены крепостного права, таможенного устава. В 1823 г. был назначен министром финансов. Слыл честным и неподкупным человеком, не боялся спорить с самим царем. Назовите фамилию исторического деятеля.

Слайд 38

ЛИЧНОСТЬ-90
Александр III
Назовите имя и фамилию исторического деятеля. Укажите одно событие, произошедшее во время его правления

Слайд 39

ДОКУМЕНТ-10
Наполеон Бонапарт
Мнение историка Е.В.Тарле: «Конечно, коренной из всех его ошибок была ошибка, происшедшая из полного незнания и непонимания русского народа. Не только он, но и буквально никто в Европе не предвидел, до каких высот героизма способен подняться русский народ, когда дело идет о защите родины… Никто не предвидел, что русские крестьяне обратят весь центр своей страны в сплошную выжженную пустыню, но ни за что не покорятся завоевателю. Все это ОН узнал слишком поздно». О ком идет речь в документе?

Слайд 40

ДОКУМЕНТ-20
Декабристы, 1825 г.
Из «Манифеста к русскому народу»: Уничтожение бывшего правления Свободное тиснение и потому уничтожение цензуры Равенство всех сословий перед законом и потому уничтожение военных судов Объявление права всякому гражданину заниматься, чем он хочет… Уничтожение рекрутства и военных поселений Гласность судов Назовите авторов документа или год его написания

Слайд 41

ДОКУМЕНТ-30
Севастополь
Из приказа ……… по флоту о затоплении кораблей. 11 сентября 1854 г. Товарищи! Войска наши после кровавой битвы с превосходящим неприятелем отошли к ………, чтоб грудью защищать его… Главнокомандующий решил затопить 5 старых кораблей на фарватере: они временно преградят вход на рейд… Грустно уничтожать свой труд: много было употреблено нами усилий, чтоб держать корабли, обреченные жертве, но надобно покориться необходимости… Название какого города пропущено?

Слайд 42

ДОКУМЕНТ-40
1857 год
Из письма великого князя Константина Николаевича вице-канцлеру А.М.Горчакову …Продажа эта была бы весьма своевременна, ибо не следует себя обманывать и надобно предвидеть, что Соединенные Штаты, стремясь постоянно к округлению своих владений и желая господствовать нераздельно в Северной Америке, возьмут у нас помянутые колонии и мы не будем в состоянии воротить их. Это письмо написано за десять лет до продажи Аляски. Назовите дату написания письма

Слайд 43

ДОКУМЕНТ-50
Санкт-Петербург – Царское село
Описание современниками … железной дороги Вот идет паровоз с трубой, из которой валит дым, машина тащит за собой несколько повозок, в которых помещается более 300 человек; сила равна силе 40 лошадей; в один час она пробегает пространство в 30 верст… Какие пункты соединяла первая в России железная дорога?

Слайд 44

ДОКУМЕНТ-60
Александр II, Крестьянская реформа
Речь … в Государственном совете 28 января 1861 г. … Я надеюсь, господа, что при рассмотрении проектов, представленных в Государственный совет, вы убедитесь, что все, что можно было сделать для ограждения выгод помещиков, сделано, если же вы найдете нужным в чем-либо изменить или добавить представляемую работу, то я готов принять ваши замечания; но прошу только не забывать, что основанием всего этого дела должно быть улучшение быта крестьян… Проект какой реформы обсуждался в совете? Назовите автора этих слов

Слайд 45

ДОКУМЕНТ-70
Анархизм
Из работы М.А.Бакунина «Государственность и …» …мы объявляем себя врагами всякой правительственной, государственной власти, врагами государственного устройства вообще… Представителем какого течения общественной мысли является М.А.Бакунин?

Слайд 46

ДОКУМЕНТ-80
Купечество
Из книги Ф.Шаляпина «Маска и душа» … Неказиста жизнь для него. Он сам зачастую ночует с бродягами на том же Хитровом рынке или на Пресне, он ест требуху в дешевом трактире, вприкусочку пьет чаек с черным хлебом. Мерзнет, голодает, но всегда весел, не ропщет и надеется на будущее. Его не смущает, каким товаром ему приходится торговать, торгуя разным. Сегодня иконами, завтра чулками, послезавтра янтарем, а то и книжечками… О каком сословии идет речь в документе?

Слайд 47

ДОКУМЕНТ-90
Выставки передвижников
О художественной жизни Москвы (из воспоминаний литератора Н.Телешова) …Помню, я целые дни проводил на этих выставках, где невозможно было оставаться холодным или спокойным. Зритель всегда был увлечен и взволнован как самим мастерством, так и сюжетом, содержанием, идеей картины… О каких выставках идет речь?

Слайд 48

БЫТ - 10
Иконы
Внутреннее убранство жилища начала XIX века …В домах крестьян и мещан главным считалось место возле печи. По диагонали от нее находился красный угол, где находились …, а также стоял стол, за которым семья ела… Что находилось в красном углу?

Слайд 49

БЫТ - 20
Валенки
Одежда крестьян в начале XIX века Главным видом обуви крестьян были лыковые лапти. Их носили с суконными или холстинными онучами, привязанными тесьмой. Праздничной обувью были кожаные сапоги… А какую обувь крестьяне носили зимой?

Слайд 50

БЫТ - 30
Бал
На этот вид досуга дворяне могли потратить 50 тысяч рублей за вечер! Как называется представленный на картине вид досуга?

Слайд 51

БЫТ - 40
Урбанизация
Вторая половина XIX века В 1863 г. в России было только 3 города с населением свыше 100 тысяч человек (Петербург, Москва, Одесса), в 1897 г. их было уже 14, причем число жителей Петербурга и Москвы превысило миллион человек. Как называется процесс роста городов?

Слайд 52

БЫТ - 50
Трактир
Вторая половина XIX века Постоялый двор с харчевней, где не каждый рабочий мог позволить себе пообедать Как называется это заведение?

Слайд 53

БЫТ - 60
Сватовство
Из мемуаров поэта Белоусова И.А. … Если та и другая сторона находили партию подходящей, то {…} сразу же принимало деловой характер и сваха приносила в дом жениха роспись приданого за невестой…Наконец дело с приданым слаживалось, и {дело} шло дальше – назначались смотрины, где жених знакомился с невестой… Как называется описываемая традиция?

Слайд 54

ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ - 10
«Конституция» Муравьева
Никита Михайлович Муравьев был членом руководства «Союза благоденствия», с 1822 г. стал членом Верховной думы и «правителем» Северного общества. Согласно его программе, Россия должна была стать конституционной монархией. Назовите программный документ Северного общества?

Слайд 55

Южное общество
Эта организация появилась в 1821-1822 гг., она объединяла офицеров 2-й армии, размещенной на Украине. Руководителем управы был Пестель Павел Иванович. В организацию входили Юшневский А.П., Давыдов В.Л., Волконский С.Г., Муравьев-Апостол С.И., Бестужев-Рюмин М.П. Как называлась эта тайная организация?
ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ - 20

Слайд 56

Либерализм
В середине 50-х гг. видные представители этого направления К.Кавелин и Б.Чичерин установили связи с А.Герценом и опубликовали в «Голосах России» свой программный документ «Письмо к издателю». Основные положения: Свобода совести Свобода от крепостного состояния Свобода книгопечатания и др. О каком течении общественной мысли идет речь?
ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ - 30

Слайд 57

Конспирация
Методы, применяемые нелегальной организацией для сохранения в тайне своего существования и деятельности Назовите термин
ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ - 40

Слайд 58

«Хождение в народ»
В 1874-1875 гг. сотни пропагандистов под видом врачей, инженеров, учителей, чтобы завоевать доверие крестьян, разбрелись по России, проникая в самые глухие ее уголки. Они толковали с крестьянами о революции и социализме… Как называется это явление?
ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ - 50

Слайд 59

Марксизм
Первый российский революционер, который встал на этот путь – Плеханов Г.В., объединил вокруг себя единомышленников. Программное заявление 1883 г. содержало следующие пункты: Разрыв с народничеством Борьба с самодержавием Организация пролетариата Пропаганда социализма Как называется общественное движение?
ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ - 60

Слайд 60

Попов Александр Степанович
Русский физик, 25 апреля 1895 г. в Русском физическом обществе прочитал доклад по радиосвязи и продемонстрировал изготовленный им приемник-радиопередатчик Назовите фамилию ученого
НАУКА - 10

Слайд 61

Миклухо-Маклай Николай Николаевич
Ученый, который посвятил жизнь изучению народов Юго-Восточной Азии, Австралии, островов Тихого океана. Два с половиной года прожил на восточном берегу Новой Гвинеи… Назовите фамилию ученого
НАУКА – 20

Слайд 62

Яблочков Павел Николаевич
Создал в 1876 г. дуговую электрическую лампу. Вскоре эти лампочки осветили улицы и дома многих городов мира. Назовите фамилию ученого
НАУКА – 30

Слайд 63

Сеченов Иван Михайлович
Ученый, который создал учение о рефлексах головного мозга, осуществив тем самым переворот в биологической науке. Он выявил, что мыслительная деятельность – результат работы головного мозга. Назовите фамилию ученого
НАУКА – 40

Слайд 64

Блинов Федор Абрамович
В 1888 г. механик-самоучка изобрел гусеничный трактор. Назовите фамилию изобретателя
НАУКА – 50

Слайд 65

1 %
Сколько процентов от всего населения Российской империи имело высшее образование?
НАУКА – 60