Презентация - Исследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенций

Исследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенцийИсследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенций









Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Исследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенций

Слайд 2

Cимпозиумом Совета Европы по теме «Ключевые компетенции для Европы» был определен следующий примерный перечень ключевых компетенций:
Изучать: - уметь извлекать пользу из опыта; - организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их; - организовывать свои собственные приемы изучения; - уметь решать проблемы; - самостоятельно заниматься своим обучением. Искать: - запрашивать различные базы данных; - опрашивать окружение; - консультироваться у эксперта; - получать информацию; - уметь работать с документами и классифицировать их. Думать: - организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий; - критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ; - уметь противостоять неуверенности и сложности; - занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение; - видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа; - оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой; - уметь оценивать произведения искусства и литературы.  
Сотрудничать: - уметь сотрудничать и работать в группе; - принимать решения – улаживать разногласия и конфликты; - уметь договариваться; - уметь разрабатывать и выполнять контракты. Приниматься за дело: - включаться в проект; - нести ответственность; - входить в группу или коллектив и вносить свой вклад; - доказывать солидарность; - уметь организовывать свою работу; - уметь пользоваться вычислительным и моделирующими приборами. Адаптироваться: - уметь использовать новые технологии информации и коммуникации; - доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений; - показывать стойкость перед трудностями; - уметь находить новые решения.

Слайд 3

Компетенция – заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.
Школа должна учить мыслить

Слайд 4

В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное, межпредметное и предметное, предлагается трехуровневая иерархия компетенций: В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное, межпредметное и предметное, предлагается трехуровневая иерархия компетенций:
Ключевые Предполагают формирование способностей у учащегося находить и применять нужную информацию; работать в команде; быть готовым к постоянному учению и переучиванию. 
Метапредмет-ные  Относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей. Предполагают формирование способностей у учащегося решать проблемы на основе известных фактов, понятий из различный образовательных областей. 
Предметные  Имеют конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов. Предполагают формирование способностей у учащегося привлекать для решения проблем знания, умения, навыки конкретного учебного предмета.

Слайд 5

Методические принципы инновационного урока
Субъективизация: учитель – ученик – равноправные участники образовательного процесса. Метапредметность: формирование и развитие УУД. Деятельностный подход: знания добываются учащимися в ходе исследовательской, поисковой деятельности. Коммуникативность: взаимодействие учащихся на уроках, обмен информацией. Рефлексия: анализ своей деятельности. Учитель должен быть импровизатором!

Слайд 6

Критерии современного урока
Это урок самореализации ученика; открытия нового; создания образовательного продукта; развития компетенций; коммуникаций; метапредметный; социального учёта.

Слайд 7

Метапредметный подход – организация деятельности учащихся с целью передачи им способов работы со знанием. Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Метапредметная деятельность – деятельность за пределами учебного предмета; она направлена на обучение обобщенным способам работы с любым предметным понятием, схемой, моделью и т.д. и связана с жизненными ситуациями.

Слайд 8

Одна из задач метапредметного подхода - осознание себя в этом мире и развитие единой системы: природа-человек-общество.

Слайд 9

Фундаментальные образовательные объекты (ФОО)
ФОО – ключевые сущности, отражающие единство мира и концентрирующие в себе реальность познаваемого бытия. ФОО – узловые точки основных образовательных областей, благодаря которым существует реальная область познания; конструируется система знаний о них. ФОО изучается внутри предмета (темы, раздела)! Изучает каждый ученик; не распределяется по возрасту (познается в течение жизни); система ФОО может быть субъективной для учителя и ученика; обеспечивает учебный личный результат.
тезис
ключевые слова
текст
алгоритм
слово
знак
схема

Слайд 10

Метапредметное содержание учебного предмета
ФОО С какими реальными событиями связан? В каких учебных предметах встречается? Какую деятельность можно выстроить вокруг ФОО?
Проблема Со всеми Во всех Поиск, исследование, анализ, систематизация и т.д.
Аргумент Со всеми Во всех Поиск, исследование, обработка, анализ, алгоритмизация и т.д.

Слайд 11

ЛЮБОЙ учитель ЛЮБОГО предмета способен на основе только своего предмета выйти на метауровень. "Нырнуть" в осмысление первоначал изучаемого можно из ЛЮБОЙ темы ЛЮБОГО учебного предмета. А.В.Хуторской

Слайд 12

Межпредметные связи сами по себе не обеспечивают метапредметных результатов. Они обеспечивают понимание и применение учеником связей между разными учебными предметами. При этом совсем не обязательно происходит выход на другой – метапредметный уровень.
Обратите внимание!

Слайд 13

Метапредметный подход подразумевает
Промысливание (а не запоминание!) важнейших понятий учебного предмета, наличие образовательной деятельности, формирование и развитие у учащихся предметных базовых способностей, использование способа переоткрывания знания на разном учебном материале, наличие рефлексивной деятельности.

Слайд 14

Алгоритм разработки метапредметного урока
1. Сформулируйте тему занятия. 2. Сформулируйте цели урока: предметные, метапредметные, методологические (оргдеятельностные). 3. Перечислите фундаментальные образовательные объекты (объект), с которыми планируется деятельность учеников. 4. Перечислите, какого рода способности Вы предполагаете задействовать (или обнаружить, например: общеучебные и частнопредметные; или - креативные, когнитивные и оргдеятельностные. 5. Предложите, как Вы обеспечите личное целеполагание учеников на занятии. 6. Ядром творческого метапредметного урока является образовательная ситуация: 1) Сформулируйте одну или несколько ключевых проблем, с помощью которых ученики захотят и смогут проявить себя. Проблема или тема должна быть "зажигающая", носить метапредметный характер. 2) Сформулируйте задания ученикам на каждом этапе урока. Назовите конкретный образовательный продукт, который должны будут создать ученики на уроке. Продумайте, какие культурно-исторические аналоги будут предложены ученикам по рассматриваемой проблеме. 5) Решите, Каким образом Вы предполагаете обеспечить рефлексию учеником своей деятельности. 7. Продумайте, как Вы предполагаете продиагностировать образовательный продукт ученика.

Слайд 15

Индикаторы метапредметной функциональной грамотности
Коммуникативные универсальные учебные действия Познавательные универсальные учебные действия Регулятивные универсальные учебные действия направлены на управление своей познавательной деятельностью.

Слайд 16

Коммуникативные - действия, с помощью которых учащиеся налаживают общение с разными людьми для решения учебных задач : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление поведением партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные - действия, с помощью которых учащиеся организуют учебную деятельность: целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; саморегуляция.
.
Познавательные  -    действия, с помощью которых учащиеся осуществляют процесс познания: общеучебные универсальные действия (самостоятельное формулирование задач; поиск необходимой информации; структурирование знаний и др.); логические (анализ; синтез;  доказательство и др.); постановка и решение проблемы.
УУД

Слайд 17

Исследование как ведущее начало преподавания
Эффективный способ познания окружающего мира; исследовательский путь познания естествен, соответствует природе человеческого мышления; исследовательская направленность человеческого мышления; воспитание мыслящего и творческого человека взаимосвязаны.

Слайд 18

Технология урока-исследования «работает» на становление личностных характеристик выпускника, прописанных в стандарте второго поколения: любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение; готовый действовать самостоятельно.  

Слайд 19

Что необходимо помнить
Задание должно быть интересно ученику, должно увлекать его. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес.
Тема задания должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Оригинальность в данном случае следует понимать как способность нестандартно смотреть на традиционные, привычные предметы и явления. Это правило ориентировано на развитие важнейшей характеристики творческого человека – умение видеть проблемы. Способность находить необычные, оригинальные точки зрения на разные, в том числе и хорошо известные предметы и явления, отличает истинного творца от посредственного, творчески не развитого человека.
Формулировка задания должна быть такой, чтобы работа была выполнена относительно быстро. Долго целенаправленно работать в одном направлении ученику трудно; следует брать во внимание и то, что он обязан заниматься всеми предметами.

Слайд 20

Схема метапредметного урока
Целеполагание Это метапредметная учебная деятельность ученика по выявлению и фиксации образовательных целей.
Образовательная ситуация Ситуация образовательного напряжения, возникающая спонтанно или организуемая учителем и разрешаемая через общую совместную деятельность.
Личный продукт ученика Схема, алгоритм, план, тексты (сочинение, стихотворение), рисунок, графический конспект и т.д
Сопоставление с культурно-историческим аналогом (КИА) КИА – продукты, созданные специалистами в соответствующих областях человеческой деятельности и содержащие в себе образцы для сопоставления с ожидаемыми или создаваемыми образовательными продуктами учеников.
Диагностика и оценка Степень личного образовательного приращения ученика.
Рефлексия Осознание достигнутого (нерешенного), целеполагание

Слайд 21

Этап 1. Целеполагание
Хочу научиться…
…формулировать проблему текста; …определять авторскую позицию; …формулировать собственную позицию; …находить доводы в защиту своей точки зрения; …связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; …оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; …отвечать аргументированно; …писать сочинение; …работать в коллективе и т.д.

Слайд 22

Этап 2. Создание образовательной ситуации
Начало ОС – искусственно созданная или естественным образом возникшая образовательная напряжённость: целенаправленное создание учителем образовательной напряжённости; возникновение проблемы или вопроса; непредвиденное противоречие; введение противоречивых культурно-исторических аналогов; многообразие различных позиций по рассматриваемому вопросу; затруднение решения задачи или выполнения задания и т.д.

Слайд 23

Текст для работы

Слайд 24

(1) Ненавижу диктаторов — ничего хорошего человечеству они никогда не приносили. (2) Но как быть с диктатурой гена — этого крохотного властителя нашей жизни? (3) Говорят, против судьбы не попрёшь. (4)Люди веками убеждались в могуществе рока, иначе не передавали бы из поколения в поколение грустную пословицу. (5)Современная биология подвела научный фундамент под фольклорный афоризм: ученые утверждают, что наша судьба на три четверти зависит от генов. (6) Проще говоря, что досталось от родителей, то и определит нашу долгую или не очень долгую жизнь. (7) Три четверти, что и говорить, очень много. (8) Но это, на наше счастье, вовсе не означает, что все заранее предопределено и нам остается только покорно брести по дороге, проложенной загадочным механизмом наследственности. (9) Да, мы здорово зависим от судьбы. (10) Но не стоит прогибаться под диктатуру гена: двадцать пять процентов свободы, которые оставляет нам наследственность, в нашей судьбе куда важнее, чем неизбежные три четверти. (11) Величайший россиянин всех времен был правнуком знаменитого крестника Петра Великого, генерала Ганнибала. (12) От прадеда он унаследовал железное здоровье, немалую физическую силу, могучий характер и редкую работоспособность. (13)Почему он-то не вышел в генералы? (14)Ведь какую карьеру мог бы сделать с его умом и энергией! (15)Видимо, двум ярко одаренным родственникам хватило для поиска жизненного призвания той четверти натуры, которая, в отличие от трёх наследственных четвертей, давала им свободу выбора. (16) Чернокожий воспитанник царя не видел для себя судьбы, кроме престижной военной. (17) А на жизнь Пушкина решающее влияние оказали не гены, а либеральные преподаватели Лицея и вольнолюбивые однокашники, которые азартно состязались в стихотворчестве, поначалу не слишком понимая, чем именно смуглый курчавый мальчишка отличается от Дельвига, Кюхельбекера и Соболевского. (18) Куда вела наследственность хилого мальчика Сашеньку? (19) Скромное поместье, безрадостное общение с докторами, карты с соседями, в лучшем случае служение хитроумной государыне по статской части. (20) Но Александр Васильевич сполна использовал возможности четвертой четверти судьбы, став тем самым Суворовым, величайшим полководцем России за всю её историю.

Слайд 25

(21) Я не ученый, никакой статистики у меня нет, только личные наблюдения. (22) Иногда — любопытные. (23) Например, отчётливо вижу, как с течением времени меняются писательские жёны. (24) Многие из них, живя с талантливыми людьми, сами становятся талантливыми. (25)Вот случай, поразительный по яркости. (26) Девочка познакомилась с известным поэтом, начался роман. (27) Дальше — рядовая советская судьба: поэта сослали, и девочку с ним, поэта посадили, и он безвестно пропал в зоне. А повзрослевшую девочку на долгие годы загнали в лагерный барак. (28)Выжила. (29)Вышла. (30) И написала поразительную книгу воспоминаний, одну из лучших образцов русской прозы ХХ века. (31) Да, Осип Эмильевич Мандельштам был великим поэтом. (32) Но как вышло, что и Надежда Яковлевна Мандельштам стала автором великой книги, не только глубокой, честной и точной, но и почти безукоризненной по стилю? (33) Когда поэта погубили, а рукописи изъяли, вдова поняла, что, кроме неё, некому сохранить для русской культуры стихи, заменить которые нечем. (34) А как их сберечь, когда за ней наверняка вот-вот придут (вскоре и пришли)? (35) Где хоть относительно безопасное место для рукописей? (36) Надежда Яковлевна такое место нашла — в собственном мозгу. (37) Стихи мужа она выучила наизусть, и все бесконечные лагерные годы, чтобы ничего не забылось, ежедневно повторяла в уме. (38) Без всяких оговорок, это был подвиг. (39)Но ещё и потрясающая школа работы над словом. (40) Думаю, человек, способный прочесть на память «Медного всадника», «Демона» или «Анну Снегину», просто не сможет писать плохо. (41) А ведь Надежда Яковлевна удерживала в памяти не десять, не двадцать — сотни стихотворений мастера. (42) С наукой не спорят — раз умные люди говорят, что наша участь на три четверти предопределена генами, значит, так оно и есть. (43)Но главное в нашей судьбе заключено в четвертой четверти: призвание, радость освоения мира, азарт познания, дружба, любовь, роскошь человеческого общения, столь ценимая Антуаном де Сент-Экзюпери. (44) Если суммировать, получится примерно вот что: биологическим в нас командуют гены — а человеческое? (45) А человеческое в себе создаем мы сами. (46)На все четыре четверти. (47) На все сто процентов. (По Л. Жуховицкому)

Слайд 26

ФОО – проблема: биологическое или человеческое?

Слайд 27

Контекстная задача
Способ пробуждения познания Обеспечить познавательный интерес к конкретной теме конкретного урока. Создать жизненную ситуацию: ученики - её участники. Побудить школьников применить знания и опыт, соответствующие данной ситуации. Помочь осознать проблемность сложившейся ситуации (недостаточность имеющихся знаний). Заставить ученика задать вопросы и самому найти на них ответы.
Основное назначение КЗ
С помощью контекстной задачи учитель знакомит учащихся с проблемой, которая переживается ими как своя собственная.

Слайд 28

Алгоритм знакомства и работы с проблемой

Актуализация имеющегося у учащихся речевого опыта: создание учителем речевой ситуации –предложить учащимся действовать в этой ситуации (сказать, написать, прочитать, а затем оценить написанное или прочитанное, сказанное или услышанное).
Возникновение проблемы и её осознание учащимися: выполнение учащимися предложенного речевого действия – обнаружение противоречия в заданной речевой ситуации (между речевой задачей и недостатком, неадекватностью наличных языковых средств для её решения; между своим и чужим речевым опытом и т.д.) – эмоциональное переживание состояния затруднения, сомнения или удивления.
Формулирование вопроса, в котором выражается информационный запрос на недостающую информацию, необходимую для эффективного решения речевой задачи в заданной речевой ситуации – переформулирование частного проблемного вопроса в обобщённую по содержанию учебную задачу, определение собственной цели учебно-познавательной деятельности, которая фактически сводится к поиску ответа на возникшие проблемные вопросы, к решению учебной задачи.

Слайд 29

Этап 3. Образовательный продукт
ОП - результат самостоятельной познавательной или творческой деятельности ученика, добытое им самим знание, гипотеза, модель и т.п. Результаты освоения учебной деятельности - это умения, сформировавшиеся в ходе выполнения этой деятельности.  Методы исследования: - теоретические (анализ, синтез, аналогия, систематизация); - эмпирические (наблюдение, опрос, эксперименты (мысленные, реальные), изучение текстовых документов (источников).    Ученик свободен в выборе маршрутов движения к истине!
Т е к с т
1
2
3

Слайд 30

Аргумент из читательского опыта Аргумент из житейского опыта
1. А.С.Пушкин «Капитанская дочка», Швабрин 2. Н.В.Гоголь «Тарас Бульба», Андрий 3. И.С.Тургенев «Отцы и дети», Базаров 4. Я. Голованов «Этюды об учёных»: истории судеб  учёного М.В. Ломоносова;  путешественника Р. Амундсена;  металлурга П. Аносова;  мореплавателя-исследователя В. Головнина и т.д. Судьбы Н.А.Некрасова, А.П.Чехова, Т.Г.Шевченко, С.А.Есенина и т.д. «Судьба не случайность, а предмет выбора, ее не ожидают, а завоевывают»; «Мы будем иметь ту судьбу, которую заслужим» (А.Эйнштейн)

Слайд 31

Аргумент из читательского опыта Аргумент из житейского опыта
Д.И.Фонвизин «Недоросль», Митрофанушка А.С.Грибоедов «Горе от ума», Молчалин 3. И.А.Гончаров «Обломов» Обломов: «Сон Обломова»; «Норма жизни была готова и преподана им родителями, а те приняли ее тоже готовую от дедушки, а тот от прадедушки, с заветом блюсти ее целость и неприкосновенность…" 4. Л.Н.Толстой «Война и мир» семья Курагиных; Наташа Ростова, Андрей Болконский 5. М.А.Булгаков «Собачье сердце», Шариков 6. Библия: "Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые” (Матф.7:18). От осинки не родятся апельсинки. Яблоко от яблоньки недалеко падает. Какова березка, такова и отростка. От яблоньки - яблочко, от елочки - шишка. Какие корешки, такие и ветки, какие родители, такие и детки. Каков дуб, таков и клин. Каково семя, таково и племя. От худого семени не жди племени. Гены пальцами не передавишь.

Слайд 32

Этап 4. Обращение к КИА
КИА – основы изучаемых наук, искусств, технологий, традиций, отражённые в изучаемых предметах и образовательных областях, выраженные в форме законов, понятий, принципов, теорий, аксиом, произведений, считающихся фундаментальными достижениями человечества, а также фундаментальные проблемы, решаемые человечеством, основные ценностные установки.
Необходимо включать разнонаучные способы решения одних и тех же проблем, альтернативные мировоззренческие позиции, чтобы обеспечить вариативность обучения!
ВНИМАНИЕ!

Слайд 33

Итоги работы с КИА
Ученик утверждается в правильности своего ОП, развивает и дополняет его; ученик модифицирует свой ОП; ученик отбрасывает свой первичный продукт и берёт за основу культурный аналог.

Слайд 34

Биология
Один из первооткрывателей структуры ДНК, Дж. Уотсон, сказал: "Мы привыкли думать, что наша судьба предначертана звездами. Теперь мы знаем, в существенной степени наша судьба - в наших генах".

Слайд 35

Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в их генетическую программу. Она программирует передачу ряда биохимических, физических качеств: ·  физический облик, ·  цвет волос, ·  физические данные; ·  группу крови и резус-фактор, ·  задатки способностей; ·  программирует свойства нервной системы, ·  свойства зрительных органов (дальтонизм, особая чувствительность, цвет глаз) и др.

Слайд 36

Наследственность предполагает также формирование определенных способностей к какой-либо области деятельности на основе природных задатков ребенка. Согласно данным физиологии и психологии, врожденными у человека являются не готовые способности, а лишь потенциальные возможности для их развития, т.е. задатки.

Слайд 37

Природные особенности (задатки) являются потенциальным условием формирования способностей. Выделяют общие и специальные способности. Общие способности определяют успехи человека в различных видах деятельности. Это ·  умственные способности, ·  тонкость и точность ручных движений, ·  развитая память, ·  совершенная речь и ряд других. Специальные способности раскрывают индивидуальность личности и определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К ним относят: ·  математические, ·  музыкальные, ·  лингвистические, ·  литературные, ·  художественно-творческие, ·  технические, ·  спортивные и др. · 

Слайд 38

Обществознание
Среда – это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека: социальная среда (общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, др.); социальную среду относят к отдаленному окружению; ближняя среда (семья, родственники, друзья). В процессе развития человек вовлекается в различные виды деятельности. Эта деятельность обогащает его жизненный опыт, сталкивает с различными людьми, общение с которыми также способствует его развитию. Движущими силами развития человека являются противоречия между возникающими потребностями человека и возможностями их удовлетворения. Эти потребности создают мотивы деятельности, побуждают к поиску средств для удовлетворения своих потребностей. В процессе развития человека и установления многочисленных контактов происходит и формирование его личности. Человек становится личностью только в процессе социализации, то есть взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Слайд 39


Науке известно 15 случаев вскармливания человеческих детенышей волками, 5 - медведями, 1 - павианами, другими породами обезьян - не менее 10 случаев, 1 ребенок был вскормлен леопардом, 1 - овцой. В 1920 г. в Индии доктор Сингх обнаружил в волчьем логове двух девочек - 2 лет и 5-7 лет: вывезенные из джунглей дети ходили и бегали на четвереньках, причем только ночью, а днем спали, забившись в угол; младшая девочка - Амала - скоро умерла, так ничему и не научившись, старшая - Камала - прожила до 17 лет (два года пришлось учить ее стоять, за 10 лет обучения лексикон девочки составил сто слов - дальше языковой прогресс не пошел, девочка научилась есть руками, пить из стакана, в 17 лет по уровню развития Камала соответствовала 4-летнему ребенку). «Синдромом Маугли" называют совокупность синдромов, которые демонстрирует ребенок, выросший вне социальной среды. Природой, генами в человека заложены некоторые признаки, которые должны быть выражены в развитии, а вне социума личность развиться не может.

Слайд 40

География
Идеи о влиянии географической среды (климата, почв, рек, морей и пр.) на человека есть у Геродота, Гиппократа и других античных авторов. Великие реки; островное и полуостровное географическое положение стран; географически и биологически благоприятные территории (обилие тепла и света, воды, растительного и животного мира), способствуют своими условиями социализации биологических свойств человека; зоны геологических разломов и землетрясений, районы пустынь и гор, вечной мерзлоты и избыточной влажности ограничивают доступ к интеллектуальным источникам, социализация личности задерживается.

Слайд 41

История

Царей много, Петр ВЕЛИКИЙ – один. После смерти императрицы Елизаветы Петровны на российский престол взошел Петр III. Он был внуком Петра I и внуком сестры Карла XII. В 14 лет Петр был круглым неучем, и даже Елизавету Петровну поразил своим невежеством. Правда, у будущего императора было увлечение - военная слава Фридриха II. Однако это привело Петра только к простой игре в солдатики. Отец Екатерины Дашковой Роман Воронцов стал очень богат, хотя и прославился неимоверной жадностью и нахальством, получил прозвище "Роман - большой карман". Она же, образованная, начитанная стала директором Петербургской Академии наук, основала Российскую академию, её же заслуга - составление первого словаря русского языка и его грамматики Отец Сталина был сапожником-кустарём, мать происходила из семьи крепостного. Жуков Г.К. родился в деревне в семье крестьянина.

Слайд 42

Книга популярной серии «100 великих» посвящена самым знаменитым династиям в истории человечества: императорским и королевским, аристократическим и дворянским, промышленным и артистическим. Достаточно назвать только несколько фамилий: Селевкиды и Борджиа, Рюриковичи и Романовы, Габсбурги и Ланкастеры, Медичи и Стюарты, Кеннеди и Морозовы, Форды и Михалковы. Россия знаменита своими Дуровыми, Филатовыми, Кантемировыми, Запашными. Известны династии учёных Дарвиных, Кюри, Бехтеревых, актёров Бондарчук, Ерёменко, Табаковых, Янковских, Ефремовых. Династии учёных-врачей Гамалеев – 420 лет!

Слайд 43

БОТАНИКА
Генотип организма определяется в момент оплодотворения, но степень развития этого генетического потенциала в значительной мере зависит от внешних факторов, воздействующих на организм во время его развития. Так, ботаник Мендель получил сорт гороха с длинным стеблем - до 180 см. Однако для этого растению необходимы были соответствующие условия - освещение, полив и хорошая почва. При отсутствии оптимальных условий ген высокого стебля не мог в полной мере проявить свое действие. Любое элитное посевное зерно погибнет в солончаке. Из семечек самого чудесного яблока вырастает дичок, нужна прививка и т.п.

Слайд 44


Итоги сопоставления ОП с КИА

Слайд 45

Факторы, влияющие на развитие личности
Собственная активность, деятельность
Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием.
Наследственность
Среда

Слайд 46

Что формирует личность?
Биологические факторы: генетика, наследственность, задатки, способности
Социальные факторы развития: географические, политические, среда обитания
Воспитание: образование, обучение, самообразование

Слайд 47

Выводы
Среда и наследственность не должны рассматриваться как две силы, действующие на личность независимо друг от друга. Развитие есть процесс, в котором социальное и биологическое неразрывны. Человек является существом, живущим в созданной людьми среде, он неразрывно связан с ней, поэтому не может быть и речи о его самостоятельном, независимом от среды саморазвитии в заранее предопределенном направлении. Наследственно обусловленные задатки человека непрерывно изменяются и преобразуются в процессе социального развития. Но и приобретенные качества строятся на известной биологической основе, без которой немыслимо было бы развитие. Биологическое подчинено социальному, изменяется им. Но одна и та же среда влияет по-разному, в зависимости от того, как человек ее воспринимает, как он действует. Все признаки и свойства любого индивида являются результатом взаимодействия его генотипа и среды. Поэтому каждый человек есть и часть природы, и продукт общественного развития.

Слайд 48

Применение полученных знаний для создания обобщённого образовательного продукта

Слайд 49

Фрагменты сочинений (аргументационная часть, критерий 4)

Слайд 50

Читательский опыт: художественная литература
Произведение Примером человека, изменившего свою судьбу вопреки наследственности, является Е. Базаров в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».
Аргумент Его дед, как утверждает герой, «землю пахал», а сам Евгений стал образованным человеком, учёным, утверждавшим, что «всякий человек сам себя воспитать должен».
Собственные рассуждения Если у человека возникает желание изменить свою жизнь в лучшую или худшую сторону, то гены оказываются в этом случае бессильны.



Слайд 51

Читательский опыт: публицистическая литература
Источник аргумента В «Аргументах и фактах» было опубликовано интервью с генетиком, академиком РАМН Н.Бочковым «Замысел природы».
Аргумент Учёный считает, что можно управлять своей судьбой, даже зная свою наследственность. Если же определенные гены не позволяют человеку быть, например, музыкантом, он может по собственной воле стать спортсменом.
Собственные рассуждения Да, сложно не согласиться с тем, что некоторые особенности человека запрограммированы в генах, однако свою личность человек создаёт сам.

Слайд 52

Читательский опыт: научная (научно-популярная) литература
Источник аргумента В статье «Наследственность» из научно-популярной онлайн-энциклопедии «Кругосвет» я прочитал интересный факт.
Факты, примеры Дошкольники из неблагополучных семей с низким уровнем интеллекта, полученным с генами, значительно улучшают его, попадая в благополучное в социальном и культурном отношении окружение.
Рассуждения о содержании фактов как аргументов Уже и ученые приходят к выводу: хотя многое наследуется с генами, вклад среды в формирование личности действительно очень велик.

Слайд 53

Часть 3(С) ЕГЭ
Русский язык
История
Обществознание
Литература
Человек, владеющий одним из важнейших навыков – навыком убеждения, необходимым ему для успешного развития карьеры и достижения поставленных целей.
Науки, где всё должно иметь чёткую доказательную базу.

Слайд 54

Этап 5. Диагностика и оценка
Ориентир для результатов обучения – образовательные стандарты и нормативы: чем ближе к стандартным результаты, тем выше оценка. В личностно-ориентированном обучении, опирающемся на понятие индивидуальной образовательной траектории, проверяется не способ достижения внешних заданных результатов, а творческое отклонение от них. Здесь основной параметр оценки – степень личного образовательного приращения ученика, а не соответствие минимальным стандартным требованиям. Оценка может быть качественной, балльной (количественной) или вербальной.

Слайд 55

Критерии оценки качества ученической продукции
Приближенность продукта к личным целям ученика; соответствие продукта теме урока; чёткое следования условиям задания; мировоззренческая глубина и обоснованность ответов; относительная новизна или степень оригинальности элемента для самого ученика или его одноклассников; количество творческих, оригинальных элементов; ёмкость, лаконичность созданных ОП. применение метапредметных способов познания ФОО (установление закономерностей, создание схемы, алгоритма, образного представления объекта); практическая польза и использование полученного продукта и т.д.

Слайд 56

Этап 4. Рефлексия («обращение назад»)
Рефлексивная деятельность позволяет уточнить результаты: найденные факты, сформулированные проблемы, обнаруженные различия в подходах, а также выявить результаты методологического типа, которые обнаруживаются в следующем: выявляются и классифицируются способы деятельности, применявшиеся коллективно и индивидуально; осознаются идеи, образы, подходы, обнаруженные принципы, закономерности, схемы, созданные как индивидуально, так и коллективно; формулируются возникшие проблемы, анализируются пути и способы их решения; выявляются трудности, условия и причины их появления; обозначаются результаты, полученные в ходе решения трудностей и проблем; выявляются и конструируются основы дальнейших образовательных планов, программ, проектов, вытекающих из осуществлённой деятельности, в том числе и рефлексивной.

Слайд 57

«Рефлексия - мыследеятельностный или чувственно переживаемый процесс осознания субъектом образования своей деятельности, способов её выполнения, возникших проблем и противоречий, анализ действий по их разрешению». А.В. Хуторской

Слайд 58

Рефлексивные вопросы как отражение метапредметной деятельности
Сегодня Я узнал… научился… понял, что… достиг своей цели:… почувствовал, что… открыл (изучил) новые способы… спроектировал (создал алгоритм) действий… по-новому оценил себя:… помог… приобрёл опыт… задумался… начал… смог… теперь могу…
меня порадовало (поразило, удивило, огорчило), что… мне удалось… мне захотелось… мне хочется ещё… Т р у д н о с т и Какие? Как преодолевали? Что не получилось? Какая нужна помощь? Что будем делать?

Слайд 59

Вопрос Ответ
Я знаю, ЧТО такое проблема?
Мне понятно, КАК искать ответ на поставленный автором вопрос?
Я понял, ЧТО ТАКОЕ тезис, аргумент, вывод?
Мне понятно, ГДЕ нужно искать ответы, аргументы , примеры?
Смогу ЛИ я выстроить аргументацию?
Мне понятно, КАК применять полученные знания на других предметах, в жизни?
Мне комфортно было общаться (с товарищами, в группе, с учителем и т.д.)?
Я оцениваю свою работу на уроке ….
Рефлексия

Слайд 60

Рефлексивные знания
“Знаю что” (информация о содержании своего знания и незнания); “знаю как” (информация об усвоенных действиях, относящихся к способам рождения, развития и преобразования знания); “знаю зачем” (понимание смысла информации и деятельности по ее получению); “знаю я” (самоопределение относительно данного знания и соответствующей информации).

Слайд 61

Урок рефлексии – урок коррекции
Целеполагание рефлексия целеполагание

Слайд 62

Структура образовательной деятельности ученика (по А.В.Хуторскому)
ученик
учитель
ФОО
П личн.
Д1
КИА
Д2
Д3
П общ.
Д рефл.
Д рефл.

Слайд 63

Технология урока-исследования позволяет достичь целей школьного образования в контексте компетентностного подхода: школьники учатся самостоятельно анализировать ситуации, принимать оптимальные решения, решать проблемы, объяснять явления действительности, их причины, взаимосвязь, учиться (определять цели, пользоваться разными источниками информации, оформлять наблюдения и выводы, находить оптимальные способы решения, взаимодействовать).

Слайд 64

Метаумения
Присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки. К ним относятся: - теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.); - навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию); - критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, логические несоответствия и т.п.); - творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми); - регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция своей деятельности); - качества мышления (гибкость, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.).

Слайд 65

Диагностическая карта анализа урока на основе исследовательского метода обучения

Слайд 66

Параметры анализа Констатация Констатация Констатация Содержательный анализ
I. Анализ этапов урока, проведенных на основе исследовательского метода да частично нет ( как , в какой форме в ходе каких заданий)
- мотивирована ли деятельность учащихся
- создана ли проблемная ситуация
- сформулирована ли проблема
- выдвигались ли гипотезы
-намечен ли план исследования
- осуществлялось ли исследование с помощью:
наблюдения,
моделирования,
опроса,
изучения литературы
анализ текста, иллюстративного материала, схем

Слайд 67

II. Анализ деятельности учителя да частично нет ( как , в какой форме в ходе каких заданий)
1 Осуществлялись ли принципы:
-минимум информации
- максимум управленческой деятельности
2 Применялись ли следующие приемы преподавания:
-сопоставление с новыми фактами, их анализ
- консультации
- оценка
- эксперимент
-управление исследовательской деятельностью
3. Осуществлялась ли активизация мыслительной деятельности учащихся через:
постановку нестандартных проблем, подбор примеров, фактов и т.д.
4. Осуществлялась ли организация исследования на основе работы с различными источниками информации

Слайд 68

III. Анализ организации деятельности детей
1. Реализованы ли потребности детей:
-стремление применять знания в новой ситуации
-потребность в процессе самостоятельной работы, поисковой исследовательской деятельности разрешить учебную проблему
2. Формировались ли исследовательские умения:
-осознание учебной проблемы
-самостоятельное выдвижение гипотез
-соотнесение полученных результатов с выдвинутыми предположениями
- обобщение по проблеме
- формулирование вопросов
- развитие монологической речи
-умение работать с текстом
-анализ продукта собственной деятельности
-возможность продемонстрировать свои достижения
- пополнение знаний других учащихся новыми сведениями
- умения оценки и самооценки результатов исследования

Слайд 69

Обработка результатов анализа
1. Подсчитать количество ответов «да», «частично», «нет». 2.Найти сумму ответов «да» и «частично». 3. Если сумма ответов «да» и «частично» больше , чем ответов «нет», то данный урок можно считать уроком-исследованием.  

Слайд 70

Сферы реализации исследовательской деятельности на уроках русского языка
Проектная деятельность
Факультативы
Олимпиады
Конкурсы
Научно-практические конференции

Слайд 71

02.08.2016
Желаю успехов!
Егораева Г.Т., ведущий методист издательства "Экзамен", Москва

Слайд 72

На сайте издательства «ЭКЗАМЕН» http://www.examen.biz/shkolam_i_metodkabinetam можно скачать авторские презентации Егораевой Г.Т. по вопросам подготовки к ЕГЭ и ГИА.

Слайд 73

Литература
 Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. Хуторской А.В. Системно-деятельностный подход в обучении. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012, стр.35 Хуторской А.В. 55 методов творческого обучения. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. Хуторской А.В. Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования // Педагогика. - 1999. - №7. Полякова Е.В. Рефлексия в условиях метапредметной деятельности учащихся. Институт образования человека, ЦДО «Эйдос», 2012 Чмелёва Е.Н. Целеполагание как вид метапредметной деятельности учащихся. Институт образования человека, ЦДО «Эйдос», 2012 Чмелёва Е.Н. Как разработать и провести метапредметный урок. Институт образования человека, ЦДО «Эйдос», 2012 Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. – 2008. - №5. Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснянская К.А., Логинова О.Б., Татур О.А. Модель системы оценки Блинова Е. О роли совместного планирования исследования на уроке Коновалова О.Ю. Учебно-исследовательская деятельность на уроке как развивающая среда для формирования метапредметных компетенций.