Презентация - Задание С2 - Комментарии к предложенным высказываниям

Задание С2 - Комментарии к предложенным высказываниямЗадание С2 - Комментарии к предложенным высказываниямЗадание С2 - Комментарии к предложенным высказываниямЗадание С2 - Комментарии к предложенным высказываниямЗадание С2 - Комментарии к предложенным высказываниямЗадание С2 - Комментарии к предложенным высказываниямЗадание С2 - Комментарии к предложенным высказываниямЗадание С2 - Комментарии к предложенным высказываниямЗадание С2 - Комментарии к предложенным высказываниямЗадание С2 - Комментарии к предложенным высказываниямЗадание С2 - Комментарии к предложенным высказываниямЗадание С2 - Комментарии к предложенным высказываниямЗадание С2 - Комментарии к предложенным высказываниямЗадание С2 - Комментарии к предложенным высказываниямЗадание С2 - Комментарии к предложенным высказываниям









Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Задание С2. Комментарии к предложенным высказываниям
ОГЭ

Слайд 2

От ключевых слов высказываний – к их пояснению
«Эпитеты –   одежда слов». В.А. Солоухин Эпитеты выделяют и усиливают неповторимые личные признаки предметов или явлений окружающего мира, подают их образно.
«На примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения». Н.М. Шанский Сложноподчиненное предложение благодаря богатой союзной связи позволяет выразить в речи многообразные отношения между частями — временные, причинно-следственные, условные и др.
«В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями». Л.Т. Григорян Порядок расположения частей в составе бессоюзного сложного предложения является средством выражения смысловых отношений между ними. Эти отношения выявляются из содержания, передаются на письме запятой, точкой с запятой, двоеточием и тире.

Слайд 3

«Местоимение –   удобное звено в устройстве языка; местоимения позволяют избегать нудных повторов речи, экономят время и место в высказывании». А.А. Реформатский Местоименные слова указывают на предметы, признаки, действия, отношения, количество, не называя их и являясь заместителями знаменательных слов в предложении.
  «Слово в речи обладает способностью обобщать и в то же время обозначать индивидуально неповторимое». Л.А. Новиков Понятие в слове суммирует много отдельных явлений, а лексическое значение этого же слова отражает основные отличительные черты названного явления (многозначность слова).
«Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения». Ф.И. Буслаев Сказуемое делает выражение мысли законченной, заключает в себе высказывание.
«Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума». Л. Сухоруков Речь – зеркало нашего внутреннего мира, т.к. наше мышление неразрывно связано с языком.
«Деепричастия… устраняют однообразие в перечне отдельных действий одного и того же лица». А.Н. Гвоздев   Умелое употребление деепричастий даёт возможность автору живописно передать детали действия, усилить образность художественного текста.

Слайд 4

«Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис».  Реформатский А.А. Единица коммуникативного синтаксиса – высказывание, т.е. отрезок речи, выполняющий коммуникативную функцию, соответствующий целям общения. Синтаксис - это та ступень грамматического строя языка, на которой формируется связная речь.
  «Любое повторение, двукратное или многократное, обращает на себя особое внимание читающего». Для художественной литературы характерно использование лексического повтора как акцентирующего, экспрессивного средства, заключающего в себе усилительно-градационный эффект. Лексический повтор активизирует восприятие читателя и реализует авторский замысел, придает художественному тексту связность, усиливает его эмоциональное воздействие, подчеркивает важнейшие мысли.
«Авторская речь обладает не только изобразительностью, но и выразительностью и характеризует не только объект высказывания, но и самого говорящего». Емельянова О.Н. Авторская речь — слова, которыми автор прямо, от себя, характеризует своих героев, оценивает их поступки, описывает события, обстановку, пейзаж. Эти оценки и описания характеризует самого говорящего, т.к. употребление языковых средств в тексте подчинено авторскому замыслу, содержанию произведения, созданию образа и воздействию через него на адресата.

Слайд 5

«Абзац, или красная строка, которую тоже надо считать своего рода знаком препинания, углубляет предшествующую точку и открывает совершенно иной ход мыслей».  Л.В.Щерба При помощи абзацного отступа выделяются наиболее важные в композиции текста группы предложений или отдельные предложения. Абзац заканчивает одну мысль и начинает другую.
«Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь  точной, образной,  выразительной». А.М.Горький Наречия изображают признаки действий или других признаков и придают речи особую выразительность и точность.
«Для правильного употребления слов в речи недостаточно знать их точное значение, необходимо ещё учитывать особенности лексической сочетаемости слов, то есть их способность соединяться друг с другом». И.Б.Голуб Грамматическая сочетаемость слова определяется его грамматическим значением, принадлежностью к тому или иному классу или разряду. Слово как единица какой-то грамматической категории имеет строгий набор синтаксических связей с другими словами.
«Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань». М.Н.Кожина Речевая структура текста специально направлена на то, чтобы ее восприятие вызывало работу фантазии читателя, помогало перевести слово-понятие в слово- образ.

Слайд 6

«Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано». Е. В. Джанджакова В художественном тексте мы получаем больше информации, чем непосредственно сказано словами: в художественном тесте структура, становясь содержательной, несет смысл. Стилистика художественного текста как раз и предполагает акцентировку внимания не только (и не столько) на том, что сказано, но и на том, как сказано.
«Основной приём, выражающий желание говорящего внедрить в сознание слушающего именно свою оценку ситуации, – это выбор слов, содержащих оценочный элемент». И.Г. Милославский Кроме номинации отдельных предметов, явлений и обозначения понятий, слово может выражать также отношение говорящего к названному объекту: положительную или отрицательную оценку, разнообразные оттенки эмоций. Экспрессивно-эмоциональная окраска у слова возникает в результате того, что само его значение содержит элемент оценки. Функция чисто номинативная осложняется здесь оценочностью, отношением говорящего к называемому явлению.
«Задача   автора рассуждения -как  можно  убедительнее  обосно-вать свою  точку  зрения. Для этого необходимо  приводить  как  можно больше  доказательств, располагая  их  в определённой  последовательности». Аверинцев А.А. Рассуждение – это тип речи, целью которого является выяснение какого-либо понятия, доказательство или опровержение какой-нибудь мысли. С логической точки зрения рассуждение – это цепь умозаключений на какую-либо тему, изложенная в последовательной форме.

Слайд 7

«Только  в  предложении получают  своё  значение  отдель-ные  слова,  их  окончания  и  при-ставки». Буслаев Ф.И. Из морфем строятся слова, которые являются «строительным материалом» для предложений. Поэтому словообразующие и формообразующие морфемы играют в этом «строительстве» особую роль.
«Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление». Горшков А.И. Под выразительностью речи понимаются такие особенности ее структуры, которые позволяют усилить впечатление от сказанного (написанного), вызвать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать на его чувства, образное мышление, творческую фантазию. Выразительная речь – это образная речь.
«Изложение „от первого лица”, употребление слов и оборотов разговорного характера дают автору возможность влиять на сознание и чувства читателя». Кузнецов А.А. Непринужденность, живость, конкретность речи разговорного стиля, ее эмоциональность и экспрессивность, своеобразная стандартность и стереотипность в выборе средств языка связана со стереотипностью многих жизненных бытовых ситуаций, и поэтому изложение «от первого лица» как «очевидца» событий усиливает воздействие на читателя.

Слайд 8

«Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев». Диалог является одним из видов словесного изображения, поэтому особенности речи героев, предмет и цель разговора помогают понять настроение говорящих, их характеры, эмоциональное состояние и т.д.
«Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань». Кожина М.Н. Образ – неязыковое явление, но его материальной оболочкой является слово. Переход слова-понятия в слово-образ может создаваться за счёт тропов. Образ может создаваться за счёт синтаксических, морфологических, фонетических и т.п. средств. Для создания образности используются два вида языковых средств: во-первых, это собственно образные средства самого языка — лексические, семантические, фразеологические поэтизмы, тропы, фигуры; во-вторых, это нейтральные в общем языке элементы, которые в структуре художественного произведения становятся образными.

Слайд 9

«Многоточие – частый и незаменимый знак в текстах большого эмоционального накала, интеллектуальной напряжённости». Валгина Н.С. Паузы в тексте (логические (смысловые) и психологические (диктуемые чувством)- составной компонент его интонационного оформления, актуального членения, выражения смысла и эмоций. Психологические паузы действуют как выразительное средство в художественной речи, усиливающие содержание высказывания. В тексте они передаются многоточиями.
«Русский язык ... обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли». Короленко В.Г. Язык — это система знаков (фонетических,  графических,  словооб-разовательных, лексических, фразеологических, морфологических, синтаксических) и способов их соединения, которая является уникальным средством отражения процессов мышления, выражения, оформления и сообщения мыслей, чувств, средством общения.
«В синтаксисе передаются связи и отношения между понятиями, предметами, явлениями окружающего человека мира и постигаемого человеком мира». Валгина Н.С. В отличие от других языковых единиц синтаксические единицы оформляют высказывание. В лингвистике принято выделять разнообразные средства связи, при помощи которых объединяются синтаксические единицы. К синтаксическим средствам связи относятся: словоформы, предлоги, окончания, союзы, частицы, лексические средства, интонация, порядок слов.

Слайд 10

«Смешение или соединение выражений, принадлежащих к разным стилям литературного языка, в составе художественного произведения должно быть внутренне оправдано или мотивировано». Виноградов В.В. Стилистическая норма – использование языковых средств в стилистической соотносительности. Используемая в речи лексика закреплена за тем или иным функциональным стилем. Употребление в речи языковых средств должно быть целесообразным и уместным. Смешение стилей речи в художественной литературе возможно только как выразительное средство речи, как воплощение определенной авторской идеи.
«Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла». Федин К.А. Слово - это форма выражения и средство формирования понятия, которое является слепком с реальной действительности. Следовательно, слово необходимо использовать в контексте так, чтобы обозначаемое им было в полном соответствии с действительностью. Смысловая точность достигается прежде всего точностью употребления слов вообще.
«При помощи тире передаётся высокая эмоциональная нагрузка, психологическая напряжённость». Валгина Н.С. Тире способно передавать эмоциональную сторону речи: динамичность, резкость, быструю смену событий.

Слайд 11

«Слова и выражения приобретают в контексте всего произведения разнообразные смысловые оттенки, воспринимаются в сложной и глубокой образной перспективе». Виноградов В.В. Смысл слова в художественном произведении никогда не ограничен его прямым номинативно-предметным значением. Буквальное значение слова обрастает новыми, иными смыслами в зависимости от контекста. Отбор слов неразрывно связан со способом отражения и выражения в них действительности.
«Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи». Рикёр П. Общаясь между собой, люди с помощью языка передают друг другу мысли об окружающем мире и о себе.
«Имя существительное – это как бы дирижёр грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты – зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним». Ветвицкий В,Г. Формы, падежи, окончания других членов предложения зависят от имени существительного.

Слайд 12

«Как предложение строится по определённым синтаксическим моделям, точно так же и предложения в тексте соединяются по определённым правилам». Солганик Г.Я. Текст – это группа предложений, объединенных темой и основной мыслью. В тексте с цепной связью предложения связываются при помощи местоимений, наречий, союзов, однокоренных и вводных слов, синонимов, повторяющихся слов и т.д., а в тексте с параллельной связью первое предложение содержит тему, остальные же с ним связаны по смыслу и грамматически.
«Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса». Шергин Б.В.  Использование письменной формы позволяет дольше обдумывать речь, строить ее постепенно, исправляя и дополняя, применяя более сложные синтаксические конструкции, что не свойственно устной речи.
«В монологичной речи законченная мысль иногда не умещается в пределах одного предложения, и для её выражения требуется целая группа связанных между собой по смыслу и грамматически предложений». Шанский Н.М. Монологическая речь характеризуется своей развернутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания, наличием распространенных конструкций, грамматической их оформленностыо.

Слайд 13

«У каждой части речи свои достоинства». Пешковский А.М. Самостоятельные и служебные части речи, обладая своими грамматическими признаками, играют важную роль в тексте в зависимости от этих признаков.
«Язык не есть только говор, речь; язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных». Гончаров И.А. Язык раскрывает внутреннюю сущность человека, его индивидуальность, отражает черты характера или принадлежность к определенной группе (профессиональной, социальной и т.п.).
«Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются». Салтыков-Щедрин М.Е. Мысль передаётся в предложении, которое представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью.

Слайд 14

Пояснения к тематической группе высказываний о лексике и грамматике
«Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». Лексическое значение отличается от грамматического тем, что оно привязано к отдельным словам, тогда как грамматическое значение свойственно не какому-то отдельному слову, а языку в целом: любое лексическое значение может проявляться только через общее значение — групповое лексическое и грамматическое. Грамматическое значение, следовательно, является способом представления лексического значения. В живом акте речи лексическое и грамматическое нерасторжимы:  грамматика  организует словарь, в результате чего образуются единицы смысла – основа всякой речевой деятельности.
«В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». Лексическое значение отличается от грамматического тем, что оно привязано к отдельным словам, тогда как грамматическое значение свойственно не какому-то отдельному слову, а языку в целом: любое лексическое значение может проявляться только через общее значение — групповое лексическое и грамматическое. Грамматическое значение, следовательно, является способом представления лексического значения. В живом акте речи лексическое и грамматическое нерасторжимы:  грамматика  организует словарь, в результате чего образуются единицы смысла – основа всякой речевой деятельности.
«Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете». Л.В.Успенский Лексическое значение отличается от грамматического тем, что оно привязано к отдельным словам, тогда как грамматическое значение свойственно не какому-то отдельному слову, а языку в целом: любое лексическое значение может проявляться только через общее значение — групповое лексическое и грамматическое. Грамматическое значение, следовательно, является способом представления лексического значения. В живом акте речи лексическое и грамматическое нерасторжимы:  грамматика  организует словарь, в результате чего образуются единицы смысла – основа всякой речевой деятельности.
Л
Г
=
мысль

Слайд 15

Егораева Г.Т., ведущий методист издательства "Экзамен", Москва
Успехов, уважаемые коллеги!