Презентация - Электронное пособие для учителей русского языка и литературы «Работа над сочинениями по произведениям живописи в 5 классе»

Электронное пособие для учителей русского языка и литературы «Работа над сочинениями по произведениям живописи в 5 классе»Электронное пособие для учителей русского языка и литературы «Работа над сочинениями по произведениям живописи в 5 классе»Электронное пособие для учителей русского языка и литературы «Работа над сочинениями по произведениям живописи в 5 классе»Электронное пособие для учителей русского языка и литературы «Работа над сочинениями по произведениям живописи в 5 классе»Электронное пособие для учителей русского языка и литературы «Работа над сочинениями по произведениям живописи в 5 классе»Электронное пособие для учителей русского языка и литературы «Работа над сочинениями по произведениям живописи в 5 классе»Электронное пособие для учителей русского языка и литературы «Работа над сочинениями по произведениям живописи в 5 классе»Электронное пособие для учителей русского языка и литературы «Работа над сочинениями по произведениям живописи в 5 классе»Электронное пособие для учителей русского языка и литературы «Работа над сочинениями по произведениям живописи в 5 классе»Электронное пособие для учителей русского языка и литературы «Работа над сочинениями по произведениям живописи в 5 классе»Электронное пособие для учителей русского языка и литературы «Работа над сочинениями по произведениям живописи в 5 классе»Электронное пособие для учителей русского языка и литературы «Работа над сочинениями по произведениям живописи в 5 классе»Электронное пособие для учителей русского языка и литературы «Работа над сочинениями по произведениям живописи в 5 классе»Электронное пособие для учителей русского языка и литературы «Работа над сочинениями по произведениям живописи в 5 классе»Электронное пособие для учителей русского языка и литературы «Работа над сочинениями по произведениям живописи в 5 классе»Электронное пособие для учителей русского языка и литературы «Работа над сочинениями по произведениям живописи в 5 классе»Электронное пособие для учителей русского языка и литературы «Работа над сочинениями по произведениям живописи в 5 классе»Электронное пособие для учителей русского языка и литературы «Работа над сочинениями по произведениям живописи в 5 классе»Электронное пособие для учителей русского языка и литературы «Работа над сочинениями по произведениям живописи в 5 классе»Электронное пособие для учителей русского языка и литературы «Работа над сочинениями по произведениям живописи в 5 классе»Электронное пособие для учителей русского языка и литературы «Работа над сочинениями по произведениям живописи в 5 классе»Электронное пособие для учителей русского языка и литературы «Работа над сочинениями по произведениям живописи в 5 классе»Электронное пособие для учителей русского языка и литературы «Работа над сочинениями по произведениям живописи в 5 классе»Электронное пособие для учителей русского языка и литературы «Работа над сочинениями по произведениям живописи в 5 классе»Электронное пособие для учителей русского языка и литературы «Работа над сочинениями по произведениям живописи в 5 классе»Электронное пособие для учителей русского языка и литературы «Работа над сочинениями по произведениям живописи в 5 классе»Электронное пособие для учителей русского языка и литературы «Работа над сочинениями по произведениям живописи в 5 классе»Электронное пособие для учителей русского языка и литературы «Работа над сочинениями по произведениям живописи в 5 классе»Электронное пособие для учителей русского языка и литературы «Работа над сочинениями по произведениям живописи в 5 классе»Электронное пособие для учителей русского языка и литературы «Работа над сочинениями по произведениям живописи в 5 классе»Электронное пособие для учителей русского языка и литературы «Работа над сочинениями по произведениям живописи в 5 классе»Электронное пособие для учителей русского языка и литературы «Работа над сочинениями по произведениям живописи в 5 классе»Электронное пособие для учителей русского языка и литературы «Работа над сочинениями по произведениям живописи в 5 классе»Электронное пособие для учителей русского языка и литературы «Работа над сочинениями по произведениям живописи в 5 классе»Электронное пособие для учителей русского языка и литературы «Работа над сочинениями по произведениям живописи в 5 классе»Электронное пособие для учителей русского языка и литературы «Работа над сочинениями по произведениям живописи в 5 классе»Электронное пособие для учителей русского языка и литературы «Работа над сочинениями по произведениям живописи в 5 классе»Электронное пособие для учителей русского языка и литературы «Работа над сочинениями по произведениям живописи в 5 классе»Электронное пособие для учителей русского языка и литературы «Работа над сочинениями по произведениям живописи в 5 классе»Электронное пособие для учителей русского языка и литературы «Работа над сочинениями по произведениям живописи в 5 классе»Электронное пособие для учителей русского языка и литературы «Работа над сочинениями по произведениям живописи в 5 классе»Электронное пособие для учителей русского языка и литературы «Работа над сочинениями по произведениям живописи в 5 классе»Электронное пособие для учителей русского языка и литературы «Работа над сочинениями по произведениям живописи в 5 классе»Электронное пособие для учителей русского языка и литературы «Работа над сочинениями по произведениям живописи в 5 классе»Электронное пособие для учителей русского языка и литературы «Работа над сочинениями по произведениям живописи в 5 классе»Электронное пособие для учителей русского языка и литературы «Работа над сочинениями по произведениям живописи в 5 классе»Электронное пособие для учителей русского языка и литературы «Работа над сочинениями по произведениям живописи в 5 классе»Электронное пособие для учителей русского языка и литературы «Работа над сочинениями по произведениям живописи в 5 классе»Электронное пособие для учителей русского языка и литературы «Работа над сочинениями по произведениям живописи в 5 классе»Электронное пособие для учителей русского языка и литературы «Работа над сочинениями по произведениям живописи в 5 классе»Электронное пособие для учителей русского языка и литературы «Работа над сочинениями по произведениям живописи в 5 классе»Электронное пособие для учителей русского языка и литературы «Работа над сочинениями по произведениям живописи в 5 классе»Электронное пособие для учителей русского языка и литературы «Работа над сочинениями по произведениям живописи в 5 классе»Электронное пособие для учителей русского языка и литературы «Работа над сочинениями по произведениям живописи в 5 классе»Электронное пособие для учителей русского языка и литературы «Работа над сочинениями по произведениям живописи в 5 классе»Электронное пособие для учителей русского языка и литературы «Работа над сочинениями по произведениям живописи в 5 классе»Электронное пособие для учителей русского языка и литературы «Работа над сочинениями по произведениям живописи в 5 классе»Электронное пособие для учителей русского языка и литературы «Работа над сочинениями по произведениям живописи в 5 классе»Электронное пособие для учителей русского языка и литературы «Работа над сочинениями по произведениям живописи в 5 классе»Электронное пособие для учителей русского языка и литературы «Работа над сочинениями по произведениям живописи в 5 классе»Электронное пособие для учителей русского языка и литературы «Работа над сочинениями по произведениям живописи в 5 классе»









Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Электронное пособие для учителей русского языка и литературы
Работа над сочинениями по произведениям живописи в 5 классе.

Слайд 2

Содержание электронного пособия к урокам развития речи в 5 классе:
Термины, связанные со спецификой живописи Урок 1 Тема картины и средства её выражения. Сочинение по картине А.А.Пластова «Летом» Урок 2 Средства раскрытия замысла художника. Описание картины Ф.П.Решетникова «Опять двойка!» Основная мысль высказывания. Урок 3 Описание «поэтических» предметов. Сочинение по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине». Урок 4 Описание предмета. Пейзаж. Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» Урок 5. Описание животного по картине. Сочинение по картине А.Н.Комарова «Наводнение»

Слайд 3

Термины, связанные со спецификой живописи:
Иллюстрации Репродукция Колорит

Слайд 4

Термины, связанные со спецификой живописи:
Иллюстрации – рисунок, выполненный к какому-нибудь эпизоду литературного произведения

Слайд 5

Репродукция – картина, воспроизведенная в книге, альбоме, учебнике.
Дубовая роща.1887. И.И.Шишкин.

Слайд 6

Колорит (от латинского color – цвет) - общий характер сочетания цветов в многокрасочном произведении искусства, например в картине.
Исаак Ильич Левитан при написании картины «Васильки» использовал контрастные яркие, насыщенные цвета. Эти цвета и придают ей особый праздничный колорит, вызывают радостные чувства.

Слайд 7

Урок 1 Тема картины и средства её выражения. Сочинение по картине А.А.Пластова «Летом»
Цель урока: формирование навыков написания сочинения по картине; активизация лексики учащихся по теме «Лето»; развитие умений употреблять прилагательные в речи; знакомство со сведениями по изобразительному искусству (тема картины, цвет, холодные и тёплые цвета) Оборудование: репродукции картины А.А.Пластова «Летом» и других картин художника, мультимедиапроектор, возможно прослушивание миниатюры П.И.Чайковского «Времена года» – «Июль»

Слайд 8

Пластов Аркадий Александрович (1893-1972)
Художник родился, прожил большую часть жизни и умер в своей родной деревне Прислонихе Симбирской губернии (сегодня деревня относится к Карсунскому району Ульяновской области, Приволжский федеральный округ). Пластов жил и работал преимущественно в родной деревне Прислониха, с которой связано все его творчество. В 1931 году во время пожара сгорел дом художника, а в нем все произведения, созданные к этому времени. Творчество Пластова посвящено, главным образом, крестьянской теме. А любимые герои художника – деревенские ребятишки.Картины Пластова привлекают звонкими и сочными красками, красотой изображённой в них природы.  Познакомьтесь с некоторыми работами художника.

Слайд 9

Пластов Аркадий Александрович. Фашист пролетел. 1942г.

Слайд 10

Пластов Аркадий Александрович. Сенокос. 1945г.

Слайд 11

Пластов Аркадий Александрович. Полдень. 1961г.

Слайд 12

Пластов Аркадий Александрович. Ужин трактористов. 1951г.

Слайд 13

А.А.Пластов. Летом. 1954
В картине «Летом» А.А.Пластов показал богатство и щедрость родной земли, отдых простых людей, утомлённых сбором грибов и ягод. Рассмотрим более внимательно репродукцию картины «Летом»

Слайд 14

Беседа по вопросам:
1. Кто изображен на картине? 2. Опишите каждого из героев более подробно. 3. Чем они заняты? 4. Где расположились грибники? 5. Почему именно это место они выбрали? 6.Как художник сумел показать, что стоит солнечный день? 7.Какие цвета использует художник для изображения летнего дня? Какие краски преобладают в картине? 8. Какое впечатление произвела на вас эта картина?

Слайд 15

Словарно-стилистическая работа
Составление по теме картины словосочетаний и предложений со словами-синонимами, запись наиболее удачных рабочих материалов на доске. Рабочие материалы к сочинению: Действие: лесная поляна. Погода : ясная, солнечная; На переднем плане : герои- девочка( голова покрыта кумачовым платком, на девочке простенькое ситцевое платье), женщина ( темная одежда, прилегла в тени) , собака(отдыхает, расположившись рядом с хозяйкой); корзинки с грибами, глиняный кувшин, кружка. На среднем плане : ярко освещенная солнцем поляна. На заднем плане тенистый, сумрачный лес.

Слайд 16

Составление плана сочинения по картине
Коллективно составляется и записывается план сочинения: I. Вступление (первое впечатление от произведения). II. Описание картины «Летом». 1. Внешний вид, выражение лиц, позы героев. 2. Пейзаж. III. Заключение (настроение, которое создает картина)

Слайд 17

Урок 2 Средства раскрытия замысла художника. Описание картины Ф.П.Решетникова «Опять двойка!» Основная мысль высказывания.
Цель урока: показать, как художник раскрывает основную мысль картины; дать понятие о композиции картины как одном из средств выражения замысла художника; ввести в активный словарь детей слова композиция, колорит. Оборудование: репродукция картины Ф.П.Решетникова «Опять двойка», репродукции других картин художника, мультимедиапроектор

Слайд 18

Федор Павлович Решетников (1906 – 1988)
Ф. П. Решетников родился 15 (28) июля 1906 года в селе Сурско-Литовское (ныне Днепропетровской области Украины) в семье иконописца на Украине. Работал в клубе железнодорожников станции Гришино Днепропетровской области. Учился на рабфаке искусств в Москве, поступил в Высшие художественно-технические мастерские, где занимался в 1929—1934 годах, в частности у Д. С. Моора. Участвовал в арктической экспедиции на пароходе «Челюскин». Ф. П. Решетников умер 13 декабря 1988 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. Произведения Решетникова хорошо знакомы зрителю. Познакомьтесь с некоторыми работами художника.

Слайд 19

Достали языка. 1943 г.
Федор Павлович Решетников.

Слайд 20

Федор Павлович Решетников.
Прибыл на каникулы. 1948 г.
В конце войны была написана небольшая жанровая картина «Достали языка» (1943), открывающая ряд картин на детскую тему, которая становится одной из основных в творчестве художника на протяжении значительного послевоенного периода. Живая наблюдательность, мягкий юмор отличают незатейливую композицию, написанную по непосредственным впечатлениям, показывающую, как большие события военных лет нашли свое преломление в сознании ребятишек. Впоследствии были созданы картины, посвященные детям: «На побывку» (1947), «Прибыл на каникулы» (1948), «За мир» (1950) и, может быть, самая популярная — «Опять двойка» (1952).

Слайд 21

Федор Павлович Решетников.
За мир. 1950 г.

Слайд 22

Федор Павлович Решетников. Нарушитель.

Слайд 23

Федор Павлович Решетников. За уроками.1952

Слайд 24

Федор Павлович Решетников. Опять двойка.1952
Картина- целый рассказ о незадачливом ученике, получившем двойку. Коньки в его раздувшемся портфельчике, его растрепанный вид явно объясняют причину плохой отметки. Укоризненно-сожалеющий взгляд матери, строгий — старшей сестры, озорной — младшего братишки, радость верной Жучки, приветствующей хозяина, — все здесь схвачено точно. Картина дает лишь один конкретный момент из жизни героев. Все остальное дано домыслить самому зрителю. Рассмотрим более внимательно репродукцию картины.

Слайд 25

Беседа по вопросам:
Поговорим о главном герое: Переживает ли он за двойку? Откуда мы узнаем об этом? Можете ли вы , внимательно рассмотрев фрагмент, предположить, почему мальчик получил двойку? О чем говорит его «бывалый» портфель? Кто рад приходу мальчика из школы?

Слайд 26

Словарно-стилистическая работа по фрагменту
1. Внешность. Лицо: круглое, румяное, раскрасневшееся от мороза, пухлые губы, живые, немного грустные глаза. Светлая голова с хохолком на макушке. Оттопыренные уши, белобрысые волосы. 2. Одежда. Видавшее виды зимнее пальто с рыжим лисьим воротником; темно-серые брюки; черные ботинки. 3.Поза. Словно застыл на пороге комнаты; не может двинуться с места.Стоит, опустив голову , ни на кого не глядя; 4. Состояние. Стыдно смотреть в глаза матери, совестно перед старшей сестрой, досадно, что младший братишка смеется над ним; Лицо грустное, виноватое, глаза опущены, брови сдвинуты, кажется, что он вот-вот расплачется. 5. Портфель. Видавший виды, «бывалый» портфель, небрежно перевязан веревкой, из него торчат блестящие коньки – причина двойки.
Описание главного героя картины:

Слайд 27

А вот и сестра- отличница. Как она относится к очередной двойке брата?

Слайд 28

Расскажите о маме мальчика. Откуда мы узнаем, что она очень расстроена? Как ведет себя братишка? Почему он смеется?

Слайд 29

Словарно-стилистическая работа по фрагментам:
Сестра: опрятный вид, аккуратна, книги и тетради лежат ровной стопкой. Смотрит осуждающе, сердито, с укоризной. Поза: Она возмущена поведением брата. Всем своим видом сестра выражает осуждение, неодобрение. Ей непонятно, как можно так, спустя рукава, относиться к учебе Мама расстроена, огорчена. Поза: сидит на стуле, сложив руки на коленях. Она с немым упреком смотрит на сына. Братишка: катается на велосипеде, смотрит и ехидно подсмеивается. Собака радуется, ластится, преданно смотрит в глаза, зовет гулять, уперлась лапами в грудь, любимая собачка

Слайд 30

1.История создания картины. 2.Главный герой картины(возраст, внешность, поза, портфель). 3.Мать героя, её внешний облик, настроение, осуждающий взгляд. 4.Взгляд и поза сестры. 5. Младший брат. 6.Собака-верный друг мальчика. 7.Основная мысль сочинения. 8.Мое отношение к картине. Основная мысль картины: Невесело приносить домой двойки!
Составление плана сочинения по картине

Слайд 31

Урок 3 Описание «поэтических» предметов. Сочинение по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине».
Цель урока: Подготовить учащихся к описанию картины П.П.Кончаловского «Сирень в корзине», научить детей описывать изображённый «поэтический» предмет; закрепить понятие о натюрморте. Оборудование: репродукция натюрморта П.П.Кончаловского «Сирень в корзине», репродукции других картин художника, мультимедиапроектор

Слайд 32

Кончаловский Петр Петрович (1876-1956)
«…в цветах есть все, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или в букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь чаще,» - утверждал Кончаловский. Кончаловский был прекрасным садовником, великолепно знал и любил цветы, особенно сирень. Ей посвящено несколько работ, некоторые из них перед вами. Рассмотрим повнимательнее репродукции картин художника.

Слайд 33

П.П.Кончаловский. Сирень в стеклянной банке.1952

Слайд 34

П.П. Кончаловский. Сирень 1951

Слайд 35

П.П. Кончаловский. Сирень

Слайд 36

Что такое натюрморт?
Натюрморт – от франц. «натюр» - природа + «морт» - мертвый. Буквально «мертвая природа» Натюрморт – это один из жанров в живописи. На картине изображались крупным планом предметы: цветы, утварь, фрукты, дичь, рыба.

Слайд 37

П.П. Кончаловский. Сирень Рассмотрим более внимательно репродукцию натюрморта

Слайд 38

Беседа по картине. Словарно-стилистическая работа
Каких оттенков сирень? (Бледно-розовая,тёмно-красная,белоснежная, лиловая, фиолетовая, голубоватая, серебристая…) Вспомните слова, с помощью которых можно описать грозди сирени, её свежесть, запах. Используйте сравнения, эпитеты, метафоры. Опишите ветки сирени, расположенные в центре букета, в левой и правой части. Художнику важно передать своё впечатление от срезанных цветов. Тщательно ли выписывает художник лепестки , листочки, веточки сирени? Ветви- гордые, пышные, нарядные, кружевные, влажные, мокрые от росы… Цветы- нежные, разноцветные, похожие на звёздочки… Аромат- таинственный, чарующий, упоительный… Все ли листья сирени одинаково освещены? Почему сирень поставили в корзину, а не в дорогую вазу? На каком фоне изображена сирень? Почувствовали ли вы восхищение художника щедрой, богатой природой, его любовь к ней?

Слайд 39

Составление плана сочинения
1. Сирень (её цвет, грозди, листья). 2. Корзина. 3. Фон натюрморта. 4. «В этом букете всё живёт, цветёт и радуется».

Слайд 40

Урок 4 Описание предмета. Пейзаж. Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»
Картина «Февральская лазурь» представляет широкие возможности для обогащения лексики учащихся образно-выразительными средствами языка и тренировки их наблюдательности. Цель урока: научить учеников пользоваться изобразительно-выразительными средствами в речи; научить собирать материал к сочинению по картине и использовать его при работе над сочинением. Оборудование урока: репродукция картины «Февральская лазурь», репродукции других картин художника, мультимедиапроектор, возможно прослушивание миниатюры П.И.Чайковского «Времена года» – «Февраль»

Слайд 41

Грабарь Игорь Эммануилович (25. 03. 1871, Будапешт, — 16. 05. 1960, Москва),
Живописец и искусствовед. Неоднократно путешествовал по странам Западной Европы, посетил США, Египет и Турцию. Работал в Петербурге (с 1889) и в Москве (с 1903). Отличается жизнерадостными, пронизанными светом пейзажами, отличающимися необычайно эмоциональным восприятием русской природы. Рассмотрим более внимательно репродукции некоторых работ художника.

Слайд 42

Абрамцево. Плетень. 1944

Слайд 43

Иней.1918

Слайд 44

Иней. 1905

Слайд 45

Березовая аллея. 1940 Мартовский снег. 1904

Слайд 46

Майский вечер. 1905 Зимний пейзаж. 1954

Слайд 47

Февральская лазурь.1904

Слайд 48

История создания картины
« Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и наклонился, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликание всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно,- подумал я.» И.Э.Грабарь

Слайд 49

Беседа по вопросам. Словарно-стилистическая работа
Рассмотрите внимательно репродукцию картины. Почему она так названа? Удалось ли художнику передать ту красоту, которая однажды так его поразила? Какого цвета небо на переднем плане и на дальнем, то есть на горизонте? А какой снег на солнце и в тени? Какие оттенки цвета использовал художник, когда писал ствол берёзы и ветви. Как выглядят другие берёзы? Обратите внимание, какими плотными мазками написаны белоствольные берёзы. Постарайтесь написать о картине так, чтобы даже тот, кто никогда её не видел, смог мысленно представить «Февральскую лазурь».

Слайд 50

Урок 5. Описание животного по картине. Сочинение по картине А.Н.Комарова «Наводнение»
Цель урока: ввести в словарь учащихся понятие «анималист», подготовить к сочинению по картине Оборудование урока: репродукция картины «Наводнение», репродукции других картин художника, мультимедиапроектор

Слайд 51

Комаров Алексей Никанорович (1879–1977)
Когда А. Комаров рисует и пишет своих зверей и птиц, он обычно не ограничивается рамками портрета животного, а вписывает его в характерный пейзаж. Жизненная правда возникает благодаря глубокому знанию всех условий, в которых обитает животное. Увлечение охотой для художника-анималиста — не потерянное время, а источник глубочайшего ощущения близости природы и животного мира. Увлечение это усилило любовь к природе, а ею пронизано все творчество А. Комарова.  

Слайд 52

Художник А.Н. Комаров «Тревога»

Слайд 53

А.Н. Комаров. Эогиппусы в лесном болоте

Слайд 54

А.Н. Комаров. Табун гиппарионов в лесостепи

Слайд 55

А.Н. Комаров. Табун гиппарионов на водопое

Слайд 56

А.Н. Комаров. Лошадь Пржевальского зимой

Слайд 57

А.Н. Комаров. Рыси и косули летом

Слайд 58

А.Н. Комаров. Рыси и косули зимой

Слайд 59

Картина А.Н.Комарова «Наводнение»

Слайд 60

Беседа по вопросам. Словарно-стилистическая работа
Кто изображён на картине? Где и как сидит заяц? Каким изобразил художник зайца? Опишите его. Что можно сказать об этом зайце? Как он проявил себя? Можно ли судить по этой картине , как художник относится к животным, попавшим в беду? Расскажите в своём сочинении, как могло случиться, что заяц оказался на дереве.

Слайд 61

Составление плана сочинения
1. Внешний вид зайца (голова, глаза, уши, туловище, цвет шерсти). 2. Поза. 3. «Характер» зайца, его повадки. 4 .Моё отношение к картине.