Презентация - Урок русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание производных предлогов»

Урок русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание производных предлогов»Урок русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание производных предлогов»Урок русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание производных предлогов»Урок русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание производных предлогов»Урок русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание производных предлогов»Урок русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание производных предлогов»Урок русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание производных предлогов»Урок русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание производных предлогов»Урок русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание производных предлогов»Урок русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание производных предлогов»Урок русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание производных предлогов»Урок русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание производных предлогов»Урок русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание производных предлогов»Урок русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание производных предлогов»Урок русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание производных предлогов»Урок русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание производных предлогов»Урок русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание производных предлогов»Урок русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание производных предлогов»Урок русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание производных предлогов»Урок русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание производных предлогов»Урок русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание производных предлогов»Урок русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание производных предлогов»Урок русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание производных предлогов»Урок русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание производных предлогов»Урок русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание производных предлогов»Урок русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание производных предлогов»Урок русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание производных предлогов»Урок русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание производных предлогов»Урок русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание производных предлогов»Урок русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание производных предлогов»Урок русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание производных предлогов»Урок русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание производных предлогов»Урок русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание производных предлогов»Урок русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание производных предлогов»Урок русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание производных предлогов»









Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Урок русского языка в 7 классе «СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ ПРОИЗВОДНЫХ ПРЕДЛОГОВ»

Слайд 2

Лингвистическая сказка
Утром, как обычно, предлог в течение отправился на работу в свой учебник. Не успел он разместиться на странице тетради Пети Иванова, как почувствовал головокружение и, цепляясь за соседние буквы, точки, страницы, всхлипывая и моля о пощаде, хлопнулся в течение разных событий. Бурный поток уносил его из одной шпаргалки в другую, бедняжка весь измок, исцарапался, но никак не мог зацепиться за тетрадь какого-нибудь грамотея. Неизвестно, куда бы унесло в течение бурным течением, если бы словарный диктант случайно не заглянул в тетради Пети Иванова и его соседа по парте Вани Петрова. Он рассердился, что мальчишки не выучили правил, но и пожалел их: поставил все на место. 1) Что произошло с предлогом в течение в тетрадях мальчиков? 2) Как помогает нам текст отличить производный предлог от омонимичной формы – имени существительного с предлогом? Мы должны помочь героям этой лингвистической сказки «поставить все на место». Что для этого нам надо знать и уметь?

Слайд 3

Предметные умения
уметь отличать производные предлоги от омонимичных сочетаний существительных с предлогом; уметь правильно писать производные предлоги; уметь подбирать предлоги – синонимы; уметь составлять предложения с предлогами; уметь правильно употреблять в речи производные предлоги

Слайд 4

Актуализация знаний
Что называется предлогом? (Предлог — служебная, часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других слов в словосочетании и предложении.) Для чего служит предлог? (Для выражения различных отношений.) Какие отношения выражает? (Временные - приехать под вечер; причинные - не приехать из-за болезни; пространственные – приехать в город; целевые – приехать для переговоров и др.) На какие две группы по происхождению делятся предлоги? ( Производные и непроизводные.)

Слайд 5

Актуализация знаний
Почему непроизводные предлоги так называются? ( Непроизводные предлоги – это предлоги, которые всегда относились к этой части речи) Приведите примеры . ( Без, в, к, за, из). Какие предлоги называются производными? (Предлоги, образованные от самостоятельных частей речи: существительных, наречий, деепричастий) Приведите примеры . ( Благодаря, в течение, вопреки). Какие непроизводные предлоги пишутся через дефис? (Из-за, из-под, по-над, по-за)

Слайд 6

Перепишите, исправляя, где необходимо, ошибки в употреблении предлогов
1)      Мы встретимся по окончанию фильма. 2)      По прошествие часа машина выехала на мостовую. 3)      Купить билеты на обратный путь нужно сразу по прибытию в город. 4)      По приезду домой мы принялись разбирать вещи. 5) Благодаря болезни я не был в театре. 6 ) Согласно графика мы управились во время.

Слайд 7

Проверь себя !
1)      Мы встретимся по окончании фильма. 2)      По прошествии часа машина выехала на мостовую. 3)      Купить билеты на обратный путь нужно сразу по прибытии в город. 4)      По приезде домой мы принялись разбирать вещи. 5) Из-за болезни я не был в театре. 6 ) Согласно графику мы управились во время.

Слайд 8

Учебная задача
Прочитайте словосочетания: Был в течение дня – находиться в течении реки Находилась в продолжение лета – написано в продолжении книги Сказал в заключение выступления – декабристы находятся в заключении Приобрёл вследствие болезни – обнаружились в следствии об аварии .  Что Вы наблюдаете? (Одинаково слышащиеся слова пишутся по-разному)

Слайд 9

сформулируйте тему и цели нашего урока.
Правописание производных предлогов. Цели: уметь отличать производные предлоги в течение, в продолжение, в заключение, вследствие от существительных; уметь правильно писать производные предлоги.

Слайд 10

Исследовательская работа
Запишите предложения в тетради : а) В течении этой горной реки встречается много непроходимых порогов. б) В течение нашей мирной жизни неожиданно ворвалось тревожное известие. в) В течение часа необходимо решить контрольную работу. г) В продолжение трех лет он писал книгу. д) В продолжении книги появляются новые герои.

Слайд 11

Встречается (где? В чем?) в течении (предложный падеж существительного течение). Речь идёт о течении реки. Ворвалось (куда? Во что?) в течение (винительный падеж существительного течение). Речь идёт о течении жизни. Решить ( когда? за какое время? в течение чего?) в течение часа. Речь идёт о времени. Выражение можно заменить синонимичным сочетанием с предлогом за час.

Слайд 12

Сделаем выводы
В третьем предложении перед нами предлог, образованный из сочетания существительного с предлогом .( Предлог- неизменяемая служебная часть речи, значит всегда пишется одинаково, к нему часто можно подобрать синонимичный предлог: в течение суток- за сутки, в течение жизни- за жизнь, в течение некоторого времени- за некоторое время. Предлог имеет временное значение. К предлогу нельзя поставить вопрос, он не является членом предложения.) На конце производного предлога пишется –Е.
Написание существительных в 1 –м и 2- м предложениях зависит от падежа. Аналогично объясняем правописание предлога в продолжение, который по смыслу равен предлогу в течение.

Слайд 13

Предлоги в течение и в продолжение Нам говорят о движении времени. Спроси: как долго? или когда? В конце пишем е и раздельно всегда.

Слайд 14

Вследствие снегопада машины не пошли в город. В следствии по делу допущен ряд ошибок.

Слайд 15

Сделаем выводы
Производный предлог вследствие = из-за и отличается от существительного слитным написанием и конечной –е. Предлог вследствие отличается по написанию от созвучного сочетания существительного с предлогом уже в двух позициях – слитное написание и конечное –е. Вам следует знать, что существительное в сочетании в следствии выступает только в значении «судебное следствие»: в следствии по делу, в остальных случаях вследствие – производный предлог, его можно заменить предлогом из-за: Вследствие снегопада машины не пошли в город. (Из-за снегопада машины не пошли в город)- вследствие - предлог, пишется слитно с -е на конце слова. Но: В следствии по делу допущен ряд ошибок. (В чем? в (судебном) следствии по делу... В этом предложении в следствии – существительное, а потому пишется раздельно и с -и на конце.

Слайд 16

Вследствие – из-за, ясно вполне: слитно напишем, конечная – е.

Слайд 17

Производные предлоги
Не имеют лексического значения. К ним нельзя поставить вопрос. Они не являются членами предложения. Могут иметь синонимичную замену.

Слайд 18

слитно
Ввиду (болезни) = из- за
Вместо (себя) = за
Впереди (отряда) = перед
Вроде (помощника) = наподобие
Вслед ( уходящим) = на
Вследствие (ошибок) = из-за
Навстречу (друзьям) = к
Наподобие (шляпы) = по мере
Напротив (гостиницы)
Насчет (отпуска) = о
Посреди (поля)
Сверх (меры)
Несмотря на -= хотя
Невзирая на = хотя

Слайд 19

раздельно
в виде (варенья)
в качестве (сувенира)
в продолжение (отпуска) = в течение = около
в связи с ( болезнью)
в течение (месяца) = в продолжение = около
в целях (самообороны)
за счет (перегрузки)
по мере (приближения)

Слайд 20

запомните
ВПОСЛЕДСТВИИ наречие

Слайд 21

Пользуясь таблицей, замените производные предлоги непроизводными
Вследствие положения ; в течение дня; спустя несколько лет ; ввиду приближения каникул ; пробираться сквозь заросли ; сидеть возле костра ; послать вместо себя ; идти навстречу другу; играл в продолжение часа .

Слайд 22

Проверь себя!
Вследствие положения (из-за); в течение дня (за); спустя несколько лет (через); ввиду приближения каникул (из-за); пробираться сквозь заросли (через); сидеть возле костра (у); послать вместо себя (за); идти навстречу другу (к); играл в продолжение часа (около).

Слайд 23

физкультминутка
Чудесный выдался денёк, А я учу предлоги… Я должен твердо знать урок – У нас учитель строгий! И я шепчу, закрыв глаза, Скрестив под стулом ноги: Что значит ПО? Что значит ЗА? И ЗА, и ПО – предлоги. А хорошо бы за порог И мчаться по дороге! Какой бы выдумать предлог, Чтоб не учить предлоги?

Слайд 24

Орфографическая разминка «Не верь ушам своим»
Шли по долине в течени… целого дня. В течени… реки следует опасаться водоворотов. Нелегко отыскать ошибки (в)следстви… . Ошибка допущена (в)следстви… невнимательности. В течени… дня река неузнаваемо изменилась. В продолжени… романа появляются новые герои. В продолжени… часа слышались шорох и шепот. В быстром течени… реки мелькнула лодка. (В)следстви… непогоды мы задержались в пути.

Слайд 25

Проверь себя!!!
Шли по долине в течение целого дня. В течении реки следует опасаться водоворотов. Нелегко отыскать ошибки в следствии . Ошибка допущена вследствие невнимательности. В течение дня река неузнаваемо изменилась. В продолжении романа появляются новые герои. В продолжение часа слышались шорох и шепот. В быстром течении реки мелькнула лодка. Вследствие непогоды мы задержались в пути.

Слайд 26

Выборочное списывание
I вариант выписывает предложения, в которых проверяемые слова являются существительными. Графически объясните свой выбор. Расставьте пропущенные знаки препинания, графически объясните их постановку.
II вариант выписывает предложения, в которых проверяемые слова являются предлогами. Графически объясните свой выбор. Расставьте пропущенные знаки препинания, графически объясните их постановку.

Слайд 27

задание
В продолжени… двух дней мои дела продвинулись. (В)следстви… сильного ветра была нарушена телеграфная связь. Он участвовал (в)следстви… о подж…ге как свидетель. В продолжени… трех дней мы не могли переправиться через бурную в течени…речку. В продолжени… романа который готовится к выпуску мы узнаем о судьбе героя. Яма была довольно узкая и я в течени… получаса пробовал уп..раясь руками в стенки выбраться наверх. Постройте схему последнего предложения.

Слайд 28

Употребление производных предлогов в речи
В течени.. всей своей сознательной жизни брат мечтал стать ш…фером. Каждый клоч…к бумаги он заполнял где(то) вычита…ым заявлением: Директору транспортной конторы Прошу пр..нять меня на работу во вере…ую Вам организацию, так как я являюсь шофером третьего класса.

Слайд 29

Проверь себя !!!!
Директору транспортной компании Петрову П.П. Зайцевой О.В. заявление. Прошу Вас принять меня на работу с 18.12.11 г. во веренную Вам организацию на должность шофера. 17.12.2011 г. Зайцева О.В.

Слайд 30

Создание собственного текста
«ФЕВРАЛЬ В ДЕРЕВНЕ СОФЬИНО» Зима, день, ночь, туман, снег, снегопад, видимость на дорогах, заносы, сугробы, расчистка, синоптики, температура, ветер, столбик термометра и т.д.

Слайд 31

Проверь себя !!!!!
ВАРИАНТ СОЗДАННОГО ТЕКСТА Из сводки погоды В деревне Софьино в течение всей прошедшей ночи шел снег. Вследствие этого на дорогах образовались сугробы и заносы. В продолжение сегодняшнего дня техника работает на расчистке дорог. И в заключение синоптики сообщают: в течение следующих суток столбик термометра не опустится ниже – 7°С, вследствие тумана видимость на дорогах ухудшится, ветер юго-западный, умеренный, возможен снегопад.

Слайд 32

Итоги урока
А теперь вернемся в начало урока и вспомним героев сказки и ответим на поставленные вопросы: 1) Что произошло с предлогом в течение в тетрадях мальчиков? 2) Как помогает нам текст отличить производный предлог от омонимичной формы – имени существительного с предлогом?  

Слайд 33

рефлексия
Выберете любое начало фразы и продолжите ее Сегодня я узнал… Было трудно… Я понял, что… Теперь я могу… Я научился… У меня получилось… Я смог…

Слайд 34

Домашнее задание
Подготовить связный ответ на вопрос: Как доказать, что слово является предлогом, а не омонимичной ему частью речи. 1 вариант: упр. 297 (Задание: спишите, подчеркните как члены предложения) ; 2 вариант: Составить текст на тему «Учеба в моей жизни», используя следующие производные предлоги: благодаря, вследствие, ввиду, вокруг, в продолжение, путем, в связи (с), в течение, около.

Слайд 35