Презентация - Николай Семёнович Лесков «Левша»

Николай Семёнович Лесков «Левша»Николай Семёнович Лесков «Левша»Николай Семёнович Лесков «Левша»Николай Семёнович Лесков «Левша»Николай Семёнович Лесков «Левша»Николай Семёнович Лесков «Левша»Николай Семёнович Лесков «Левша»Николай Семёнович Лесков «Левша»Николай Семёнович Лесков «Левша»Николай Семёнович Лесков «Левша»Николай Семёнович Лесков «Левша»Николай Семёнович Лесков «Левша»Николай Семёнович Лесков «Левша»Николай Семёнович Лесков «Левша»Николай Семёнович Лесков «Левша»Николай Семёнович Лесков «Левша»Николай Семёнович Лесков «Левша»Николай Семёнович Лесков «Левша»Николай Семёнович Лесков «Левша»Николай Семёнович Лесков «Левша»Николай Семёнович Лесков «Левша»Николай Семёнович Лесков «Левша»Николай Семёнович Лесков «Левша»Николай Семёнович Лесков «Левша»









Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Николай Семёнович Лесков «Левша»
Подготовила Буторина И.Р. Учитель русского языка и литературы Гимназии №2 г. Раменское

Слайд 2

…Лесков – самобытнейший писатель русский, чуждый всяких влияний со стороны. Читая его книги, лучше чувствуешь Русь со всем её дурным и хорошим… М. Горький

Слайд 3

Николай Семенович Лесков в совершенстве обладал редким даром вдумчивой и зоркой любви и способностью глубоко чувствовать и понимать человека. Он любил Русь, всю, какова она есть, со всеми нелепостями её древнего быта, любил затрепанный чиновниками полуголодный, полупьяный народ и вполне искренне считал его “способным ко всем добродетелям”, но он любил всё это, не закрывая глаз…

Слайд 4

Родина Николая Семеновича – город Орел. Его детство прошло в мелкопоместном имении Панино на Орловщине. Родился Лесков 16 февраля 1831 года. Отец его окончил духовную семинарию, но не захотел стать священником, а стал чиновником и дослужил до чинов, дававших потомственное дворянство. Когда Лескову было 17 лет, отец умер от холеры, и будущему писателю пришлось самостоятельно работать и служить. Он переезжает в г. Киев к своему дяде. Там он живет и работает. Именно в Киеве его застают значительные перемены в жизни России…

Слайд 5

По свидетельству сына Николай Семенович лето 1878 года провел в Сестрорецке в доме оружейного мастера, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку ещё в царствование императора Александра. Этот рассказчик был человеком старого поколения, старой веры, читал божественные книги и разводил канареек. Люди к нему относились с почтением.
Лесков обсуждал с ним вопрос о происхождении прибаутки о том, как англичане из стали блоху сделали, а наши туляки её подковали, да и назад послали. Так и не узнав ничего правдивого из этой присказки, Лесков в мае 1881 года написал рассказ “Левша”, сюжет которого построен на известном вам присловье.

Слайд 6

- Литература развивалась также активно. В эти годы произведения самых разных жанров находят своих читателей. Романы, повести, рассказы, поэмы, басни, сказки и сказы – вот неполный перечень литературных жанров, пришедших к читателю. Одним из таких стал сказ Лескова “Левша”.
- А теперь нам необходимо выяснить, что такое сказ? (Сказ – фольклорное эпическое произведение, построенное на точных зарисовках быта и нравов в форме разговорной речи) Словарь. (Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым складом речи) Н. С. Лесков. -Различаются ли данные определения? Что в них общего? (Фольклорное произведение ведется рассказчиком.)

Слайд 7

В сказе присутствуют элементы фольклора. Какие элементы заметили вы?
Жанр писатель определил сам. Словарь объясняет, что “сказ – это жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи. Это повествование строится с учетом взглядов простых людей, потому в сказе звучит народная речь.

Слайд 8

- В сказе есть зачин и концовка. Зачин: “царь захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть”. Концовка содержит назидание: “А доведи они Левшины слова до государя – в Крыму, на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был”. Повторы. Их много в произведении, например, император удивляется чудесам, а Платов остается равнодушным к ним, повторяется мотив дороги: “сели опять в “двухместную” карету и поехали…”, Платов “прикладывается к “кислярке”, а потом спит казачьим сном”.

Слайд 9

В первом издании сказ имел предисловие: “Я записал эту легенду по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца…” Но прошло время, и автор убрал предисловие из дальнейших изданий.
- Как вы думаете, зачем Лесков ссылается на рассказ старого оружейника?

Слайд 10

Жанровой особенностью сказа является и рассказчик. Каким вы его себе представляете?

Слайд 11

- Обратим на новые, необычные слова сказа. Как они образуются? Приведите примеры
Скорее всего человек простой, ремесленник, мастеровой. Это проявляется, прежде всего, в его речи. В ней много неправильностей, просторечий (“проездиться”, “междоусобные разговоры”, “дерябнул”). Исторические персонажи (Александр I и Платов) показаны с точки зрения простолюдина. Их поступки и речь в представлении рассказчика вызывают улыбку. Например: “Платов сказал себе: “Ну, уж тут шабаш. До этих пор я еще терпел, а дальше нельзя”.

Слайд 12

персонажи сказа
- Александр Павлович. “Объездил он все страны и всегда через свою ласковость имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми”. “Мы, русские со своим значением никуда не годимся”, “Государь взглянул на свою пистолю и наглядеться не может”, “Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко”, “Пожалуйста, не порть мне политики”, “Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив сделать ничего не могут”, “Государь так соображал, что англичанам нет равных в искусстве”.

Слайд 13

- Николай I. “Государь Николай Павлович в своих русских людях был очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил”, “Я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают”, “Был ужасно какой замечательный и памятный – ничего не забывал”, “Я знаю, что мои меня не могут обманывать”, “Тут что-нибудь сверх понятия сделаю”.

Слайд 14

- Платов Матвей Иванович – граф, атаман донских казаков, генерал, герой Отечественной войны 1812 года, сопровождавший императора Александра I во время поездки в Лондон. По определения Лескова “мужественный старик”. “Хитро по-донски заговаривал”, “пальцы у него были куцапые”, “начал ругаться словами на казацкий манер”, “ вместо ответа показал кулак – такой страшный, бугровый и весь изрубленный”, “говорил: “Вот вам тугомент, царедворцы его терпеть не могли за храбрость”, “Платов, чувствуя, что зрн нападал на левшу, дает ему сто рублей и говорит: “Прости меня братец, что я тебя за волосья отодрал”.

Слайд 15

- Левша – главный герой сказа. Появляется только в шестой главе. Он – лучший мастер, косой, да ещё левша Его глаза настолько пристрелявши, что никакой “мелкоскоп ему не нужен”. Левша скучает в Англии и торопится домой, потому что разгадал тайну английского оружия, но об этом мы узнаем в конце сказа, когда умирая, он велит передать государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят, пусть, чтобы и у нас не чистили, а то они стрелять не годятся”. Черты характера: патриотизм, преданность своему делу, своей родине, трудолюбие, смекалка, чувство собственного достоинства, удивительная одаренность и вместе с тем поразительное невежество.

Слайд 16

Левша народный герой. Лесков говорил «…там, где стоит "левша " надо читать "русский народ». Он говорил так, потому что в образе показан простой человек и даже в тексте его имя написано с маленькой буквы ведь это образ не одного человека, а всего народа. Левша ничем не приметный, простой человек. Худой, волосья при ученье выдраны, косой, на щеке пятно родимое, а одет в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький крючки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван.

Слайд 17

Левша был выходцем из Тулы. Как и все туляки, он очень трудолюбивый и усидчивый, не у каждого хватит терпения, чтобы подковать блоху, а он смог, и высидел за работой две недели. Левша смог сделать очень тонкую работу, что говорит о его хорошем зрении, хотя мы понимаем, что это гипербола, у человека не может быть настолько пристрелянный глаз. 

Слайд 18

    Н. С. Лесков, показывая талант Левши и его товарищей, с горечью утверждает, что правительство России не способно по достоинству оценить его. Силы гениальных людей тратились по пустякам, хотя и достойные восхищения.     

Слайд 19

 Левша готов пожертвовать собой ради Отечества, во имя дела. Он едет в Англию без документов, голодный, чтобы показать иностранцам русскую смекалку и умение, и вызывает уважение англичан своим нежеланием остаться в их стране. 

Слайд 20

    А как встречает его родина? Английского шкипера — теплой постелью, докторской заботой. Левшу — кварталом, потому что нет у него “тугамента”. Раздели беднягу, невзначай уронили затылком о парапет, и, пока бегали в поисках то Платова, то доктора, “Левша уже кончался, потому что у него затылок о парт раскололся”. И, умирая, открыл “секрет”: не надо ружье изнутри кирпичом чистить! Они стрелять не годятся! 

Слайд 21

Но не дошел важный “секрет” до государя. А доброе слово о мастере, который мастерством своим вступился за весь русский народ перед англичанами, сказал англичанин: “У него хоть и шуба овечкина, да душа человечкина”.  Как вы определяете идею сказа?

Слайд 22

Появление “Левши” почти сразу же вызвало отклики в прессе. В октябре 1881 г. Лесков в письме к Аксакову подчеркнул, что «“Блоху” здесь очень заметили даже литературщики». Однако критика не поняла художественной ценности рассказа, жанровые искания Лескова оказались ей чужды. Его обвиняли в стремлении приписать народу не присущие ему качества, показать, как “русский человек затыкает за пояс иностранца” и в принижении русского народа.

Слайд 23

Памятник Николаю Семеновичу Лескову В старой части Орла, рядом со зданием гимназии, где учился Лесков, и церковью Михаила Архангела, окрестности которой стали местом действия произведений писателя, в 1981 году открыт памятник.
Навсегда поселился Лесков в городе своего детства и юности вместе со своими известными всему миру героями.

Слайд 24

  Умер Н. С. Лесков 21.2(5.3). 1895 г. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища, г. Санкт-Петербург.