Презентация - Конструктор урока по ФГОС

Конструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОСКонструктор урока по ФГОС






Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования Восточно-Казахстанской области
представляет

Слайд 2

Данное электронное методическое пособие «Конструктор урока (по А. Гину)» выполнено в программе Power Point в марте 2003 года ИПК ПРО ВКО авторским коллективом в составе: Зав. кабинетом ИПК ПРО ВКО - Щеглов С.Г. Программист ИПК ПРО ВКО - Дёмин Ю.В.

Слайд 3

КОНСТРУКТОР УРОКА
РАЗДЕЛЫ УРОКА
Подготовка темы
Начало урока Объяснение нового материала Закрепление Повторение Контроль Домашнее задание Конец урока
ВЫХОД

Слайд 4

НАЧАЛО УРОКА
Идеаль-ный опрос «Да-нетка» «Светофор» Щадящий опрос
Взаимо-опрос УМШ Игра в случай-ность Театрали-зация
Обсужде-ние д/з Отсро-ченная отгадка Фантасти-ческая добавка Удивляй!
ВОЗВРАТ

Слайд 5

ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Практич-ность теории Пресс-конференция Вопрос к тексту
Лови ошибку! Доклад Деловая игра «Точка зрения»
Деловая игра «НИЛ» Фантастическая добавка Театрали-зация
ВОЗВРАТ

Слайд 6

ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Игра-тренинг Деловая игра «Компетентность» Деловая игра «Точка зрения» Деловая игра «НИЛ»
Трениро-вочная контроль-ная работа Устный програм-мируемый опрос Взаимо-опрос Щадящий опрос
Лови ошибку! Пресс-конференция «Да-нетка» УМШ
ВОЗВРАТ

Слайд 7

ПОВТОРЕНИЕ
Своя опора Повто-ряем с контролем Повторяем с расшире-нием Свои примеры
Опрос - итог Пересече-ние тем Показа-тельный ответ Обсужде-ние д/з
Деловая игра «Компетент-ность» Деловая игра «Точка зрения» «Да-нетка» Деловая игра «НИЛ»
ВОЗВРАТ

Слайд 8

КОНТРОЛЬ
Светофор Опрос по цепочке Тихий опрос
Программи-руемый опрос Идеальный опрос Фактологи-ческий диктант
Блиц- контрольная Релейная контрольная работа Выборочный контроль
ВОЗВРАТ

Слайд 9

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Задание массивом 3 уровня домашнего задания Необычная обычность
Особое задание Идеальное задание Творчество работает на будущее
ВОЗВРАТ

Слайд 10

КОНЕЦ УРОКА
Опрос – итог Отсроченная отгадка Роль «психолог»
Роль «подводящий итог» Роль «адвокат» Обсуждаем домашнее задание
ВОЗВРАТ

Слайд 11

Подготовка темы
Учитель планирует не отдельные уроки, а тему целиком.
Определите резерв времени. Если программа предусматривает 12 часов на тему, планируем пройти её за 10. За время изучения темы мы трижды «прошиваем» учебный материал. Сначала обзор. Чтобы заинтересовать. Затем – основной «проход» материала. И наконец, сжатое повторение, в котором тема опять даётся цельно, но уже на ином уровне. ТЕХНОЛОГИЯ Шаг 1. БАЗОВЫЙ ЛИСТ Готовим «Базовый лист контроля». В нём перечислены основные правила, понятия, формулировки и формулы, которые ОБЯЗАН знать каждый ученик. Шаг 2. РЕКВИЗИТ Планируем реквизит: наглядность, книги, эксперименты и т.п. ДАЛЕЕ

Слайд 12

Шаг 3. УЧАСТИЕ УЧЕНИКОВ Как будет организовано активное участие учеников? Например, какие доклады будут ими подготовлены? Шаг 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОВТОРЕНИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННЫХ ТЕМ На каких уроках и в какой форме организованно повторение? Шаг 5. КОНТРОЛЬ На каких уроках и в какой форме организован контроль. Планируя тему, ставьте себе исследовательскую цель. Например, опробовать какой-то новый для себя приём. Это главный способ профессионального роста. ДАЛЕЕ

Слайд 13

«Да-нетка»
Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного или исторического героя и др.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами: «да», «нет». «и да и нет».
ДАЛЕЕ

Слайд 14

Идеальный опрос
Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.
ДАЛЕЕ
Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? (ученики поднимают руки.) На «4»? На «3»? Спасибо…

Слайд 15

Светофор
При опросе ученики поднимают длинную полоску картона, красной или зелёной стороной к учителю, сигнализируя о свое готовности к ответу.
ДАЛЕЕ

Слайд 16

Щадящий опрос
Учитель проводит тренировочный опрос, сам не выслушивая ответов учеников.
ДАЛЕЕ
Класс разбивается на 2 группы по рядам-вариантам. Учитель задаёт вопрос. На него отвечает первая группа. При этом каждый ученик отвечает своему соседу по парте – ученику второй группы. Затем на этот же вопрос отвечает учитель или сильный ученик. Ученики второй группы, прослушав ответ, сравнивают его с ответом товарища и выставляют ему оценку или просто плюс или минус. На следующий вопрос учителя отвечают ученики второй группы, а ребята первой их прослушивают и оценивают.

Слайд 17

Театрализация
Разыгрывается сценка на учебную тему.
ДАЛЕЕ

Слайд 18

Игра в случайность
Учитель вводит в урок элементы случайного выбора.
ДАЛЕЕ
Это могут быть: рулетка, игральные кости, монетка (орёл или решка), жеребьёвка и даже бумажный самолётик – в кого попадёт. Разыгрываются вопросы, домашние задания, упражнения, темы для повторения и многое другое.

Слайд 19

Учебный мозговой штурм
Решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма.
ДАЛЕЕ
ТЕХНОЛОГИЯ Штурм проводится в группах, численностью 7-9 учащихся. Группу перед штурмом инструктируют. Главное – НИКАКОЙ КРИТИКИ! Выбирается ведущий и секретарь. Ведущий следит за выполнением правил штурма, секретарь фиксирует идеи. 2. Проводится уточнение условия задач. 3. Определяется время на первый этап (до 20 мин.). I этап: Создание банка идей. II этап: Анализ идей. III этап: Обработка результатов. Группа отбирает от 2 до 5 самых интересных решений и назначает спикера, который рассказывает о них классу. В некоторых случаях целью группы является поиск как можно большего числа решений, и тогда спикер может огласить все идеи. Каждая из групп может штурмовать свою задачу. III этап можно провести на другом уроке. Иногда целесообразно ограничится только первым этапом.

Слайд 20

Взаимоопрос
Ученики опрашивают друг друга по базовым листам.
ДАЛЕЕ
Темы – по собственному усмотрению, либо их указывает учитель.

Слайд 21

Удивляй!
Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.
ДАЛЕЕ

Слайд 22

Обсуждение домашнего задания
Учитель, вместе с учащимися обсуждает вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплён.
ДАЛЕЕ

Слайд 23

Отсроченная отгадка
А) В начале урока учитель даёт загадку (удивительный факт), отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Б) Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с неё следующие занятия.
ДАЛЕЕ

Слайд 24

Фантастическая добавка
Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой.
ДАЛЕЕ

Слайд 25

Лови ошибку!
А) Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Школьники мгновенно реагируют на ошибки условным знаком. Б) Ученик получает текст со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем». Тексты могут быть заранее приготовлены другими учениками, в том числе старшими.
ДАЛЕЕ

Слайд 26

Пресс - конференция
Учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие её вопросы.
ДАЛЕЕ
Заранее расскажите ученикам, что вопросы могут быть репродуктивными, расширяющими знания или развивающими его. Репродуктивные вопросы неинтересны. Ответ на них – повторение уже известного. Расширяющие знания вопросы позволяют узнать новое, но не претендуют на значительное усложнение знания. Развивающие вопросы вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало. Проведите конкурс на самый интересный, самый сложный (проблемный, самый важный, самый оригинальный вопрос. Можно организовать попарный взаимоопрос учеников по наработанным ими вопросам. Использовать вопросы, как темы будущих докладов.

Слайд 27

Практичность теории
Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.
ДАЛЕЕ

Слайд 28

Вопрос к тексту
Перед изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов.
ДАЛЕЕ
Иногда целесообразно оговорить их минимальное число. Например: не менее 3-х репродуктивных вопросов и не менее 5 расширяющих и развивающих.

Слайд 29

Доклад
Подготовку учеников к чтению докладов провести в несколько этапов.
ДАЛЕЕ
ТЕХНОЛОГИЯ 1 этап. КАРТА СООБЩЕНИЯ Учащиеся делают короткие сообщения (4 мин.). Темой могут быть: аннотация на книгу или статью, рассказ об интересном факте и т.п. Главная цел первого этапа – научить пользоваться «картой сообщения», которая включает в себя первую и последнюю фразы сообщения плюс план текста. 2 этап. ОТРАБОТКА РЕГЛАМЕНТА Цель этапа – научить чувствовать время. Удобно работать с таймером. 3 этап. ДОКЛАД Оптимальное время доклада: 5 – 7 минут. 4 этап. ДОКЛАД С ЗАТРУДНЕНИЯМИ Докладчика во время речи сбивают вопросом. Он должен спокойно и аргументировано отреагировать и связно продолжить свою речь. За 5 минут до доклада ученик получает карточку со словами, которые должен вставить в доклад.

Слайд 30

Фантастическая добавка
Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой.
ДАЛЕЕ

Слайд 31

Театрализация
Разыгрывается сценка на учебную тему.
ДАЛЕЕ

Слайд 32

Деловая игра «НИЛ»
НИЛ – научно – исследовательская лаборатория.
ДАЛЕЕ
Участники: задачедатель – эту роль выполняет учитель или специально подготовленный ученик; изобретатели, или исследователи – группа или несколько групп учеников; приёмная комиссия – учитель с 2 - 3 учениками. До игры: учитель готовит творческие задания. Во время игры: Группы решают задачи. Можно использовать мозговой штурм. Группы обрабатывают результат: обсуждают план доклада, готовят плакат, выбирают спикера, который будет представлять результат классу. Спикер группы докладывает результат работы классу. Приёмная комиссия анализирует результаты, принимает (или нет) решение. Можно предложить разновидность игры «ТЕНДЕР». Группы решают одну и ту же задачу. Приёмная комиссия определяет, чьи решения лучше. Отличным творческим заданием для игры «НИЛ» может быть разработка какого-либо проекта.

Слайд 33

Деловая игра «Точка зрения»
ДАЛЕЕ
Участники: оппоненты – группы учеников, отстаивающих ту или иную точку зрения; Наблюдатели – учитель с несколькими помощниками. Содержание игры: две группы учеников доказывают правильность противоположных точек зрения. Так могут моделироваться столкновения мнений людей из разных социальных слоёв, учёных разных эпох. До игры: учитель заранее объявляет тему спора, снабжает учащихся необходимыми знаниями, фактами. Во время игры: 1. группы обсуждают свои аргументы и возможные контраргументы противников. 2. Группы вступают в диспут. 3. Группа наблюдателей оценивает: кто был логичнее? Кто более убедителен эмоционально? Кто допустил ошибки, некорректности в споре (переход на личности…)?

Слайд 34

Деловая игра «НИЛ»
НИЛ – научно – исследовательская лаборатория.
ДАЛЕЕ
Участники: задачедатель – эту роль выполняет учитель или специально подготовленный ученик; изобретатели, или исследователи – группа или несколько групп учеников; приёмная комиссия – учитель с 2 - 3 учениками. До игры: учитель готовит творческие задания. Во время игры: Группы решают задачи. Можно использовать мозговой штурм. Группы обрабатывают результат: обсуждают план доклада, готовят плакат, выбирают спикера, который будет представлять результат классу. Спикер группы докладывает результат работы классу. Приёмная комиссия анализирует результаты, принимает (или нет) решение. Можно предложить разновидность игры «ТЕНДЕР». Группы решают одну и ту же задачу. Приёмная комиссия определяет, чьи решения лучше. Отличным творческим заданием для игры «НИЛ» может быть разработка какого-либо проекта.

Слайд 35

«Да-нетка»
Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного или исторического героя и др.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами: «да», «нет». «и да и нет».
ДАЛЕЕ

Слайд 36

Пресс - конференция
Учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие её вопросы.
ДАЛЕЕ
Заранее расскажите ученикам, что вопросы могут быть репродуктивными, расширяющими знания или развивающими его. Репродуктивные вопросы неинтересны. Ответ на них – повторение уже известного. Расширяющие знания вопросы позволяют узнать новое, но не претендуют на значительное усложнение знания. Развивающие вопросы вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало. Проведите конкурс на самый интересный, самый сложный (проблемный, самый важный, самый оригинальный вопрос. Можно организовать попарный взаимоопрос учеников по наработанным ими вопросам. Использовать вопросы, как темы будущих докладов.

Слайд 37

Лови ошибку!
А) Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Школьники мгновенно реагируют на ошибки условным знаком. Б) Ученик получает текст со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем». Тексты могут быть заранее приготовлены другими учениками, в том числе старшими.
ДАЛЕЕ

Слайд 38

Щадящий опрос
Учитель проводит тренировочный опрос, сам не выслушивая ответов учеников.
ДАЛЕЕ
Класс разбивается на 2 группы по рядам-вариантам. Учитель задаёт вопрос. На него отвечает первая группа. При этом каждый ученик отвечает своему соседу по парте – ученику второй группы. Затем на этот же вопрос отвечает учитель или сильный ученик. Ученики второй группы, прослушав ответ, сравнивают его с ответом товарища и выставляют ему оценку или просто плюс или минус. На следующий вопрос учителя отвечают ученики второй группы, а ребята первой их прослушивают и оценивают.

Слайд 39

Учебный мозговой штурм
Решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма.
ДАЛЕЕ
ТЕХНОЛОГИЯ Штурм проводится в группах, численностью 7-9 учащихся. Группу перед штурмом инструктируют. Главное – НИКАКОЙ КРИТИКИ! Выбирается ведущий и секретарь. Ведущий следит за выполнением правил штурма, секретарь фиксирует идеи. 2. Проводится уточнение условия задач. 3. Определяется время на первый этап (до 20 мин.). I этап: Создание банка идей. II этап: Анализ идей. III этап: Обработка результатов. Группа отбирает от 2 до 5 самых интересных решений и назначает спикера, который рассказывает о них классу. В некоторых случаях целью группы является поиск как можно большего числа решений, и тогда спикер может огласить все идеи. Каждая из групп может штурмовать свою задачу. III этап можно провести на другом уроке. Иногда целесообразно ограничится только первым этапом.

Слайд 40

Взаимоопрос
Ученики опрашивают друг друга по базовым листам.
ДАЛЕЕ
Темы – по собственному усмотрению, либо их указывает учитель.

Слайд 41

Деловая игра «Точка зрения»
ДАЛЕЕ
Участники: оппоненты – группы учеников, отстаивающих ту или иную точку зрения; Наблюдатели – учитель с несколькими помощниками. Содержание игры: две группы учеников доказывают правильность противоположных точек зрения. Так могут моделироваться столкновения мнений людей из разных социальных слоёв, учёных разных эпох. До игры: учитель заранее объявляет тему спора, снабжает учащихся необходимыми знаниями, фактами. Во время игры: 1. группы обсуждают свои аргументы и возможные контраргументы противников. 2. Группы вступают в диспут. 3. Группа наблюдателей оценивает: кто был логичнее? Кто более убедителен эмоционально? Кто допустил ошибки, некорректности в споре (переход на личности…)?

Слайд 42

Устный программируемый опрос
Ученик выбирает один верный ответ из нескольких предложенных.
ДАЛЕЕ
В результате можно получить столкновение мнений. Сам учитель может позащищать один из неверных ответов – пусть поспорят.

Слайд 43

Тренировочная контрольная работа
Учитель проводит контрольную как обычно, но отметки в журнал идут только по желанию учеников.
ДАЛЕЕ
Возможны и другие послабления: например, пользование учебником или списком словарных слов. Тренировочная контрольные особенно важны, когда вы приступаете к работе в новом классе, ведь до вас работал другой учитель, ребята привыкли к его требованиям. Если вы строже, ситуация накаляется. Тренировочные контрольные позволяют смягчить конфликт, подготовить учеников к новому уровню требований.

Слайд 44

Деловая игра «Компетентность»
ДАЛЕЕ
Участники: 2 команды учащихся – конкуренты. Группа учеников, определяющих победителя – наниматели. Спорные вопросы решает арбитр. До игры: 1.Учитель знакомит класс со схемой игры. 2. Формируются команды, определяется состав фирмы – нанимателя. Во время игры: Учитель задаёт тему. 2. Команды придумывают друг для друга 5 заданий по данной теме. 3. Команды поочерёдно дают друг другу задания, соперник его выполняет. Если соперник не справляется, задающая вопрос команда сама должна на него ответить. Одновременно с этим фирма – наниматель оценивает по 5-балльной системе каждое задание и по 10-балльной системе - каждый ответ. 4. Наниматели совещаются и принимают решения – кто принят на работу. А пока наниматели совещаются, учитель делает краткий «разбор полёта», обращает внимание на ошибки, делает выводы. Оптимальный состав команды – 4 – 6 человек.

Слайд 45

Игра - тренинг
ИГРОВАЯ ЦЕЛЬ Если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. ЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА Ученики соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определённым правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.
ДАЛЕЕ

Слайд 46

Деловая игра «НИЛ»
НИЛ – научно – исследовательская лаборатория.
ДАЛЕЕ
Участники: задачедатель – эту роль выполняет учитель или специально подготовленный ученик; изобретатели, или исследователи – группа или несколько групп учеников; приёмная комиссия – учитель с 2 - 3 учениками. До игры: учитель готовит творческие задания. Во время игры: Группы решают задачи. Можно использовать мозговой штурм. Группы обрабатывают результат: обсуждают план доклада, готовят плакат, выбирают спикера, который будет представлять результат классу. Спикер группы докладывает результат работы классу. Приёмная комиссия анализирует результаты, принимает (или нет) решение. Можно предложить разновидность игры «ТЕНДЕР». Группы решают одну и ту же задачу. Приёмная комиссия определяет, чьи решения лучше. Отличным творческим заданием для игры «НИЛ» может быть разработка какого-либо проекта.

Слайд 47

«Да-нетка»
Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного или исторического героя и др.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами: «да», «нет». «и да и нет».
ДАЛЕЕ

Слайд 48

Деловая игра «Точка зрения»
ДАЛЕЕ
Участники: оппоненты – группы учеников, отстаивающих ту или иную точку зрения; Наблюдатели – учитель с несколькими помощниками. Содержание игры: две группы учеников доказывают правильность противоположных точек зрения. Так могут моделироваться столкновения мнений людей из разных социальных слоёв, учёных разных эпох. До игры: учитель заранее объявляет тему спора, снабжает учащихся необходимыми знаниями, фактами. Во время игры: 1. группы обсуждают свои аргументы и возможные контраргументы противников. 2. Группы вступают в диспут. 3. Группа наблюдателей оценивает: кто был логичнее? Кто более убедителен эмоционально? Кто допустил ошибки, некорректности в споре (переход на личности…)?

Слайд 49

Деловая игра «Компетентность»
ДАЛЕЕ
Участники: 2 команды учащихся – конкуренты. Группа учеников, определяющих победителя – наниматели. Спорные вопросы решает арбитр. До игры: 1.Учитель знакомит класс со схемой игры. 2. Формируются команды, определяется состав фирмы – нанимателя. Во время игры: Учитель задаёт тему. 2. Команды придумывают друг для друга 5 заданий по данной теме. 3. Команды поочерёдно дают друг другу задания, соперник его выполняет. Если соперник не справляется, задающая вопрос команда сама должна на него ответить. Одновременно с этим фирма – наниматель оценивает по 5-балльной системе каждое задание и по 10-балльной системе - каждый ответ. 4. Наниматели совещаются и принимают решения – кто принят на работу. А пока наниматели совещаются, учитель делает краткий «разбор полёта», обращает внимание на ошибки, делает выводы. Оптимальный состав команды – 4 – 6 человек.

Слайд 50

Обсуждение домашнего задания
Учитель, вместе с учащимися обсуждает вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплён.
ДАЛЕЕ

Слайд 51

Своя опора
а). Группа составляет опорный конспект урока или темы на листе большого формата. б). Несколько сильных учеников заранее получают творческое д/з: составить опорные конспекты по различным когда-то пройденным темам. На одном из уроков они становятся тренерами. Класс разбивается на группы, с каждой из них работает такой тренер по своему опорному конспекту.
ДАЛЕЕ
После работы в отведённое время над определённой темой тренеры меняют группы, и процесс повторяется. Важно: группы должны получать от тренеров какое-то задание. Например, составить список вопросов по повторяемому конспекту, или найти ошибку, которая специально внесена в конспект.

Слайд 52

Повторяем с контролем
Ученики разрабатывают списки контрольных вопросов ко всей ранее изученной теме.
ДАЛЕЕ
Возможен конкурс списков. Можно провести контрольный опрос по одному из списков.

Слайд 53

Повторяем с расширением
Ученики разрабатывают списки вопросов, ответы на которые позволят дополнить знания по всей ранее изученной теме.
ДАЛЕЕ
На некоторые из этих вопросов уместно дать ответ. Но совсем необязательно на все

Слайд 54

Пересечение тем
Ученики подбирают (или придумывают) свои примеры, задачи, гипотезу, идеи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой, указанной учителем.
ДАЛЕЕ

Слайд 55

Опрос - итог
В конце урока учитель задаёт вопросы, побуждающие к рефлексии урока.
ДАЛЕЕ
Например: Что на уроке было главным? Что было интересным? (следует различать главное и интересное) Что нового сегодня узнали? Чему научились? На один и тот же вопрос могут ответить несколько человек.

Слайд 56

Свои примеры
Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу.
ДАЛЕЕ
Возможно также сочинение своих задач, выдвижение идей по применению изученного материала и др.

Слайд 57

Показательный ответ
Один ученик отвечает у доски, остальные слушают.
ДАЛЕЕ
Такой опрос используется не часто. Например, когда ученик демонстрирует блестящий ответ – чтобы формировать у остальных образ ответа, к которому можно стремиться. Или как наглядную репетицию экзамена.

Слайд 58

Светофор
При опросе ученики поднимают длинную полоску картона, красной или зелёной стороной к учителю, сигнализируя о свое готовности к ответу.
ДАЛЕЕ

Слайд 59

Опрос по цепочке
Рассказ одного ученика прерывается в любом месте и предаётся другому жестом учителя. И так несколько раз до завершения ответа.
ДАЛЕЕ

Слайд 60

Устный программируемый опрос
Ученик выбирает один верный ответ из нескольких предложенных.
ДАЛЕЕ
В результате можно получить столкновение мнений. Сам учитель может позащищать один из неверных ответов – пусть поспорят.

Слайд 61

Идеальный опрос
Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.
ДАЛЕЕ
Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? (ученики поднимают руки.) На «4»? На «3»? Спасибо…

Слайд 62

Тихий опрос
Беседа с одним или несколькими учениками происходит полушёпотом, в то время, как класс занят другим делом, например тренировочной контрольной или групповой работой.
ДАЛЕЕ

Слайд 63

Фактологический диктант
Диктант проводится по базовым вопросам (5-7 вопросов на вариант). На партах только чистый лист и ручка, допускается базовый лист. Среди вопросов – 1-2 на повторение, из предыдущих базовых листов. Работа ведётся в высоком темпе.
ДАЛЕЕ
Когда диктант завершён, следует чёткая команда об окончании работы, затем 2 - 3 минуты спокойного разговора: нужно отойти от стрессового состояния.

Слайд 64

Блиц - контрольная
Контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков, которыми обязаны овладеть ученики.
ДАЛЕЕ
Включает в себя 7 – 10 стандартных заданий. Время – примерно по минуте на задание. ТЕХНОЛОГИЯ: До: условия по вариантам открываются на доске или на плакате. Во время: на парте – чистый лист и ручка. По команде ученики приступают к работе, прекращают также по команде. После: а) учитель диктует правильные ответы. Ученики отмечают знаком «+» и «-» свои результаты; б) небольшое обсуждение по вопросам учеников; в) задаётся норма оценки; г) отметки выставляются в журнал по усмотрению учителя.

Слайд 65

Релейная контрольная работа
Контрольная проводится по текстам, ранее решённых дома задач.
ДАЛЕЕ

Слайд 66

Выборочный контроль
Проверять работы учеников выборочно. Чьи работы будут проверенны – никто из пишущих не знает. Можно проверить 5 – 6, а можно и 20 или все.
ДАЛЕЕ

Слайд 67

Задание массивом
А) Любой из уровней д/з учитель может задавать массивом.
ДАЛЕЕ
Например, учитель даёт 10 задач (или стихов), из которых ученик должен сам выбрать и решить (выучить) не менее заранее оговоренного минимального объёма задания.
Б) Задаётся большой массив задач сразу – в рамках большой изучаемой или повторяемой темы.
Например, из 60 задач ученик обязан решить минимум 15, остальные – по желанию. А стимулировать это желание релейными контрольными работами, составленными из задач этого массива.

Слайд 68

3 уровня домашнего задания
Учитель одновременно задаёт д/з 2-х или 3-х уровней.
ДАЛЕЕ
1 уровень – обязательный минимум. Понятное и посильное любому ученику, за обучение которого вы берётесь. 2 уровень – тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет. 3 уровень – творческое задание. Выполняется на добровольных началах и стимулируется высокой оценкой. Например: ученики разрабатывают: сказки, фантастические рассказы по учебным темам; чайнворды, кроссворды; тематически сборники интересных фактов, примеров и задач; плакаты – опорные сигналы; учебные комиксы; Мнемонические формулировки, стихи и др.

Слайд 69

Необычная обычность
Учитель задаёт домашнее задание необычным способом.
ДАЛЕЕ
Примеры: устроить почту с письмами-заданиями, которые раздаёт дежурный в роли почтальона; беспроигрышная лотерея, дети достают из коробки номера заданий; с помощью кубика определяется номер задания на доске; номера задач, упражнений даются в двоичной системе счисления. Это как бы интегрируется с информатикой и разнообразит подачу.

Слайд 70

Особое задание
Продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания.
ДАЛЕЕ
Выполняется оно в специальной тетради. Включает в себя тренировочные и творческие задачи повышенной трудности. Оценки ниже «4» - не выставляются.

Слайд 71

Творчество работает на будущее
Ученики выполняют творческое домашнее задание по разработке дидактических материалов.
ДАЛЕЕ
Если учитель регулярно пользуется этим приёмом, то за несколько лет работы у него накапливаются бесценные пособия.

Слайд 72

Идеальное задание
Учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию.
ДАЛЕЕ
Это может быть любое из известных нам видов заданий. Пусть кто-то решит несколько задач, а кто-то подберёт пример или нарисует иллюстрацию к изучаемой теме и т.п.

Слайд 73

Опрос - итог
В конце урока учитель задаёт вопросы, побуждающие к рефлексии урока.
ДАЛЕЕ
Например: Что на уроке было главным? Что было интересным? (следует различать главное и интересное) Что нового сегодня узнали? Чему научились? На один и тот же вопрос могут ответить несколько человек.

Слайд 74

Отсроченная отгадка
А) В начале урока учитель даёт загадку (удивительный факт), отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Б) Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с неё следующие занятия.
ДАЛЕЕ

Слайд 75

Обсуждение домашнего задания
Учитель, вместе с учащимися обсуждает вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплён.
ДАЛЕЕ

Слайд 76

Роль «психолог»
ДАЛЕЕ
Ученик, которому досталась роль психолога оценивает атмосферу урока, степень её дружественности или наоборот. Он вправе сделать в тактичной форме замечания любому участнику урока, в том числе учителю.

Слайд 77

Роль «адвокат»
ДАЛЕЕ
Ученик, которому досталась роль адвоката защищает учеников от чрезмерно сложного домашнего задания, улаживает спорные вопросы об оценка по письменным работам и пытается разрешить другие спорные вопросы, возникающие на уроке. Эта роль может быть постоянной.

Слайд 78

Роль «подводящий итог»
ДАЛЕЕ
Ученик, которому досталась роль подводящего итог, скажет, какая мысль (вывод, результат…) на уроке была, по его мнению, главной.