Презентация - Проблема чести и бесчестия в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Проблема чести и бесчестия в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»Проблема чести и бесчестия в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»Проблема чести и бесчестия в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»Проблема чести и бесчестия в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»Проблема чести и бесчестия в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»Проблема чести и бесчестия в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»Проблема чести и бесчестия в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»Проблема чести и бесчестия в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»Проблема чести и бесчестия в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»Проблема чести и бесчестия в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»Проблема чести и бесчестия в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»Проблема чести и бесчестия в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»Проблема чести и бесчестия в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»Проблема чести и бесчестия в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»Проблема чести и бесчестия в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»Проблема чести и бесчестия в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»Проблема чести и бесчестия в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»Проблема чести и бесчестия в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»Проблема чести и бесчестия в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»Проблема чести и бесчестия в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»Проблема чести и бесчестия в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»Проблема чести и бесчестия в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»Проблема чести и бесчестия в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»Проблема чести и бесчестия в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»Проблема чести и бесчестия в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»Проблема чести и бесчестия в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»Проблема чести и бесчестия в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»Проблема чести и бесчестия в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»Проблема чести и бесчестия в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»Проблема чести и бесчестия в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»Проблема чести и бесчестия в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»Проблема чести и бесчестия в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»Проблема чести и бесчестия в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»Проблема чести и бесчестия в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»Проблема чести и бесчестия в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»Проблема чести и бесчестия в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»






Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Итоговое сочинение- 2016

Слайд 2

Направление «Честь и бесчестие»
Честь — комплексное этическое и социальное понятие, связанное с оценкой таких качеств личности, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство.

Слайд 3

«Война и мир» Л.Н.Толстого
Проблема нравственного самоусовершенствования личности всегда была одной из важнейших в творчестве Л.Н.Толстого. В центре романа «Война и мир» находится изображение Отечественной войны 1812 года, всколыхнувшей весь русский народ, показавшей всему миру его мощь и силу. Великое историческое потрясение вскрыло истинную сущность каждого отдельного человека.

Слайд 4

«Силы двунадесяти языков ворвались в Россию», наш народ поднялся на священную освободительную войну. Толстой показывает в романе, в какой могучий порыв вырос «скрытый патриотизм», живший в сердце каждого истинно русского человека, любившего свою родину. цель народа была одна: очистить свою землю от нашествия». К осуществлению этой цели были устремлены помыслы всех подлинных патриотов от главнокомандующего Кутузова до рядового солдата и крестьянина-ополченца.

Слайд 5

Слайд 6

К этой же цели стремились Андрей Болконский и Пьер Безухов, Василий Денисов и капитан Тимохин. Ради неё отдаёт жизнь юный Петя Ростов. Всей душой желают победы над врагом Наташа Ростова и Марья Болконская.

Слайд 7

Нет оснований сомневаться в истинности патриотических чувств, владевших и старым князем Болконским, и Николаем Ростовым, в характере которых причудливо соединялись положительные и отрицательные черты.

Слайд 8

Слайд 9

Андрей Болконский — образ, воплотивший в себе лучшие черты представителей передового дворянского общества своего времени. Болконский соприкасается с полководцем Кутузовым, служит у него адъютантом. Андрей резко противостоит светскому обществу и штабному офицерству, являясь их антиподом. Впервые мы встречаем Андрея Болконского в салоне Шерер. Многое в его поведении и облике выражает глубокое разочарование в светском обществе, скуку от посещения гостиных, утомленность от пустых и лживых разговоров. Об этом говорит его усталый, скучающий взгляд, гримасничанье, портившее его красивое лицо, манера щуриться при разглядывании людей. Собирающихся в салоне он презрительно называет "глупым обществом".

Слайд 10

Он испытывает непреодолимую жажду настоящей жизни. К ней влечет его острый, аналитический ум, широкие запросы толкают к большим свершениям. Их возможность, по убеждению Андрея, открывает для него армия и участие в военных походах. Хотя он легко может остаться в Петербурге, служить здесь флигель-адъютантом, он отправляется туда, где идут военные действия. Сражения 1805 года явились для Болконского выходом из тупика. Армейская служба становится одним из важных этапов исканий толстовского героя. Здесь он резко отделяется от многочисленных искателей быстрой карьеры и высоких наград, которых можно было встретить в штабе. В отличие от Жеркова и Друбецкого князь Андрей органически не может лакействовать. Он не ищет поводов для повышения в чинах и награждений и свою службу в армии сознательно начинает с низших чинов в ряду адъютантов у Кутузова.

Слайд 11

Болконский обостренно чувствует свою ответственность за судьбу России. Ульмское поражение австрийцев и появление разбитого генерала Мака рождает в его душе тревожные мысли о том, какие преграды стоят на пути русской армии.

Слайд 12

Князь Андрей необыкновенно честолюбив. Герой Толстого мечтает о таком личном подвиге, который бы прославил его и обязал людей оказывать ему восторженное почтение. Он лелеет мысль о славе, похожей на ту, которая досталась Наполеону во французском городе Тулоне, которая вывела бы его из рядов неизвестных офицеров. Можно простить Андрею его честолюбие, понимая, что им движет "жажда такого подвига, который необходим для военного человека".

Слайд 13

Шенграбенское сражение уже до некоторой степени позволило Болконскому проявить свое мужество. Смело объезжает он позиции под пулями неприятеля. Лишь он один осмелился поехать на батарею Тушина и не уехал с нее до тех пор, пока не убраны были орудия. Здесь, в Шенграбенском сражении, Болконскому посчастливилось стать свидетелем героизма и мужества, которое проявили артиллеристы капитана Тушина. К тому же и сам он обнаружил здесь военную выдержку и храбрость, а потом один из всех офицеров встал на защиту маленького капитана. Шенграбен,однако, не стал еще для Болконского его Тулоном.

Слайд 14

Аустерлицкая битва, как считал князь Андрей, — это шанс найти свою мечту. Это непременно будет сражение, которое завершится славной победой, осуществленной по его плану и под его руководством. Он и в самом деле совершит в Аустерлицком сражении подвиг. Стоило подпрапорщику, несшему знамя полка, пасть на поле боя, как князь Андрей поднял это знамя и с криком "Ребята, вперед!повел за собой в атаку батальон. Получив ранение в голову, князь Андрей падает, и вот уже Кутузов пишет его отцу, что сын старого князя Болконского "пал героем".

Слайд 15

Слайд 16

Достичь Тулона не удалось. Больше того, пришлось пережить трагедию Аустерлица, где русская армия понесла тяжелое поражение. Одновременно и развеялась, исчезла иллюзия Болконского, связанная со славой великого героя. Писатель обратился здесь к пейзажу и нарисовал огромное, бездонное небо, при созерцании которого лежащий на спине Болконский переживает решительный душевный перелом. Внутренний монолог Болконского позволяет нам проникнуть в его переживания: "Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал... не так, как мы бежали, кричали и дрались... Совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу". Жестокая борьба между людьми пришла теперь в резкий конфликт с щедрой, спокойной, миролюбивой и вечной природой.

Слайд 17

Слайд 18

С этого момента резко изменяется отношение князя Андрея к Наполеону Бонапарту, которого он так почитал. Возникает разочарование в нем, которое особенно обострилось в тот момент, когда мимо него, Андрея, со своей свитой проехал французский император и театрально воскликнул: "Вот прекрасная смерть!" В эту минуту князю Андрею такими ничтожными показались "все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы", в сравнении с высоким, справедливым и добрым небом. И во время последующей болезни к нему стал являться "маленький Наполеон со своим безучастным, ограниченным и счастливым от несчастий других взглядом". Теперь князь Андрей сурово осуждает свои честолюбивые стремления наполеоновского склада, и это становится важным этапом в духовных поисках героя.

Слайд 19

Духовное оздоровление Андрея происходило долго, трудно ( смерть жены,… занятия хозяйством, …встреча с дубом нераспустившимся и распустившимся,… Наташа…) Князь Андрей возвращается к общественной деятельности. Он отправляется в Петербург, где начинает трудиться в комиссии Сперанского, составляя государственные законы. Он восхищается самим Сперанским, "видя в нем огромного ума человека". Ему кажется, что здесь готовится "будущее, от которого зависят судьбы миллионов". Однако вскоре Болконскому приходится разочароваться в этом государственном деятеле с его сентиментальностью и фальшивой искусственностью. Затем князь усомнился и в полезности той работы, которую ему приходилось выполнять. Наступает новый кризис. Становится очевидным, что все в этой комиссии основано на казенной рутине, лицемерии и бюрократизме. Вся эта деятельность вовсе не нужна рязанским мужикам.

Слайд 20

Наступила война 1812 года. Князь Андрей вновь уходит в армию, хотя когда-то давал себе слово туда не возвращаться. На второй план отошли все мелочные заботы, в частности, стремление вызвать Анатоля на дуэль. К Москве подходил Наполеон. На пути его армии оказались Лысые Горы. Это был враг, и безучастно к нему Андрей относиться не мог. Князь отказывается от службы в штабе и направляется служить в "ряды". По словам Л. Толстого, князь Андрей "весь был предан делам своего полка", заботился о своих людях, прост и добр в общении с ними. В полку его называли "наш князь", гордились им и любили его. Это важнейший этап становления Андрея Болконского как личности. Накануне Бородинского сражения князь Андрей твердо уверен в победе. Он говорит Пьеру: "Мы выиграем сражение завтра. Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!"

Слайд 21

Болконский сближается с простыми солдатами. Все сильнее его отвращение к высшему кругу, где царят корыстолюбие, карьеризм и полное равнодушие к судьбам страны и народа. По воле писателя Андрей Болконский становится выразителем его собственных взглядов, почитая важнейшей силой в истории народ и придавая особое значение духу войска. В Бородинском сражении князь Андрей получает смертельное ранение. Вместе с другими ранеными его эвакуируют из Москвы. Вновь он переживает глубокий душевный кризис. Он приходит к мысли, что отношения между людьми должны строиться на милосердии и любви, которые должны быть обращены даже к врагам. Необходимо, считает Андрей, всеобщее прощение и твердая вера в мудрость Творца.

Слайд 22

И еще одно переживание испытывает герой Толстого. В Мытищах к нему неожиданно является Наташа и на коленях просит у него прощения. Снова вспыхивает любовь к ней. Это чувство согревает последние дни князя Андрея. Он сумел подняться над собственной обидой, понять страдания Наташи, почувствовать силу ее любви. Его посещает духовное просветление, новое понимание счастья и смысла . Главное из того, что Толстой раскрыл в своем герое, после его смерти продолжилось в его сыне — Николеньке. Об этом рассказывается в эпилоге романа. Мальчик увлечен декабристскими идеями дяди Пьера и, обращаясь мысленно к своему отцу, он произносит: "Да, сделаю то, чем бы даже он был доволен"

Слайд 23

Слайд 24

В то же время писатель убеждает нас в полном отсутствии патриотизма у таких людей, как князь Василий Курагин и его дети: Ипполит, Анатоль и Элен. Сколько бы ни бранили Наполеона знатные гости, собравшиеся в салоне Анны Павловны Шерер, мы не найдём у них ни капли истинно патриотического чувства.

Слайд 25

Слайд 26

Отнюдь не любовью к Родине (у них нет этой любви) руководствуются Борис Друбецкой и Долохов, поступающие в действующую армию. Первый изучает «неписаную субординацию», чтобы сделать карьеру. Второй старается отличиться, чтобы поскорее вернуть себе офицерское звание, а затем получить награды и чины. Военный чиновник Берг в оставленной жителями Москве скупает по дешёвке вещи… Война, как это показывает Толстой, сурово проверяет человека.

Слайд 27

Он словно бы ставит всех действующих лиц своего романа перед лицом смертельной опасности, нависшей над Родиной, и как бы спрашивает у них: «Ну-ка, что вы за люди? Как вы себя поведёте в эту тяжкую для отчества годину, чем поможете народу, защищающему землю от вражеского нашествия?»

Слайд 28

Надвигавшаяся на древнюю русскую столицу беда мало беспокоила высшие круги дворянского общества. Пошумев в Слободском дворце во время встречи с императором и проявив патриотизм, они зажили по-прежнему. «Трудно было верить, что действительно Россия в опасности и что члены Английского клуба суть вместе с тем и сыны отечества, готовые для него на всякую жертву», - с иронией пишет Толстой. Военный губернатор граф Ф.В.Растопчин успокаивал жителей Москвы глупейшими афишками, в которых высмеивались французы и говорилось, что все они карлики и что троих их одна баба вилами закинет».

Слайд 29

Слайд 30

В великосветском салоне Жюли Друбецкой, как и во многих других «обществах» Москвы, было условлено говорить только по-русски, а те, которые по забывчивости говорили по-французски. Платили штраф «в пользу комитета пожертвований». Вот и весь «вклад» в дело защиты Родины, вносившийся салонными «патриотами».

Слайд 31

Не в великосветских гостиных, не в дворцовых палатах, не в государевой штаб-квартире, а на полях сражений решался важнейший вопрос о жизни и смерти Отечества. Судьбу Родины взял в свои руки народ, по воле которого, Толстой это подчёркивает, вопреки воле царя и правящей верхушки, главнокомандующим русскими войсками был назначен Михаил Илларионович Кутузов. Он стал подлинным вождём армии и народа. Кутузов назначен главнокомандующим 8 августа, а уже 26 августа он дал Бородинское сражение, приведшее к перелому в ходе войны и предрешившее её конечный исход.

Слайд 32

У русских воинов, участвовавших в этом сражении, не возникало вопроса о том, какой будет его исход. Для каждого из них он мог быть только один: победа любой ценой! Каждый понимал, что от этого боя зависит судьба Родины. Настроение русских воинов перед Бородинской битвой выразил Андрей Болконский в беседе со своим другом Пьером Безуховым: «Считаю, что от нас действительно будет зависеть завтрашний день… От того чувства, которое есть во мне, в нём, - он указал на Тимохина, - в каждом солдате».

Слайд 33

И капитан Тимохин подтверждает эту уверенность своего полкового командира. Он говорит: «Что себя жалеть теперь! Солдаты в моём батальоне, поверите ли , не стали водку пить: не такой день, говорят». И, как бы подводя итоги своим размышлениям о ходе войны, опираясь на свой боевой опыт, князь Андрей говорит внимательно слушающему его Пьеру: «Сражение выигрывает тот, кто твёрдо решил его выиграть… что бы там ни было, что бы ни путали там вверху, мы выиграем сражение завтра. Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!»

Слайд 34

Слайд 35

Такой же твёрдой уверенностью проникнуты и солдаты, и строевые командиры, и Кутузов. Князь Андрей настойчиво и убеждённо говорит о том, что для него и для всех русских воинов-патриотов навязанная Наполеоном война не есть игра в шахматы, а серьёзнейшее дело, от исхода которого зависит будущее каждого русского человека. «Так же думает Тимохин и вся армия», - снова подчёркивает он, выражая единомыслие русских воинов, вставших насмерть на Бородинском поле.

Слайд 36

Л.Н.Толстой наглядно показал, что в этом сражении сказалось нравственное превосходство русской освободительной армии над французской – грабительской. Внутренняя красота и богатство его героев заключается в гармонии их мыслей и чувств. Понятие чести не может быть применимо к тому, кто поступился своими моральными принципами ради каких-либо низменных целей, кто живёт лишь для удовлетворения своих личных потребностей, не замечая вокруг себя, переступая через них. Недаром Толстой называет Наполеона, легендарную личность, сумевшую покорить мир ценой миллионов человеческих жизней, «человеком без чести и совести».