Презентация - Архитектура Руси X-XIII вв.

Архитектура Руси X-XIII вв.Архитектура Руси X-XIII вв.Архитектура Руси X-XIII вв.Архитектура Руси X-XIII вв.Архитектура Руси X-XIII вв.Архитектура Руси X-XIII вв.Архитектура Руси X-XIII вв.Архитектура Руси X-XIII вв.Архитектура Руси X-XIII вв.Архитектура Руси X-XIII вв.Архитектура Руси X-XIII вв.Архитектура Руси X-XIII вв.Архитектура Руси X-XIII вв.Архитектура Руси X-XIII вв.Архитектура Руси X-XIII вв.Архитектура Руси X-XIII вв.Архитектура Руси X-XIII вв.Архитектура Руси X-XIII вв.Архитектура Руси X-XIII вв.Архитектура Руси X-XIII вв.Архитектура Руси X-XIII вв.Архитектура Руси X-XIII вв.Архитектура Руси X-XIII вв.Архитектура Руси X-XIII вв.









Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Архитектура Руси X-XIII вв.

Слайд 2

Понятие:
Архитекту́ра (лат. architectura от др. греч. ἀρχι — старший, главный и τέκτων — строитель, плотник) комплекс знаний о художественно-пространственном проектировании зданий и сооружений.

Слайд 3

Долгие годы Русь оставалась страной деревянной – ее языческие молельни, крепости, терема и избы строились из дерева. С принятием христианства начинается каменное строительство.

Слайд 4

Выдающимся и оригинальным памятником шатрового типа является Успенская церковь в Кондопоге. Поставленный на подклет высокий четверик переходит в восьмерик, расширяющийся вверху и увенчанный шатром. Церковь имеет два прируба: алтарный, покрытым бочкой, с главкой, и обширная трапезная с запада. Стройный силуэт, изысканные пропорции, благородная простота форм и чудесный общий вид стоящей на берегу церкви ставят этот памятник в число выдающихся произведений русской деревянной архитектуры. 

Слайд 5

Отличия каменного и деревянного строительства
Деревянное строительство Каменное строительство
Многоярусность строений Башенки, терема Пристройки (клети, переходы, сени) Затейливая художественная резьба Жесткая структурированность каменных зданий Крестово-купольная застройка храмов

Слайд 6

Крестово-купольная застройка храма

Слайд 7

Крестово-купольная застройка храма (внутреннее строение)

Слайд 8

Церковь Покрова на Нерли построена в 1165 г.
Это произведение владимиро-суздальских зодчих считается вершиной строительного искусства. Небольшой четырехстолпный храм стоит на берегу р. Нерли при впадении ее в Клязьму.

Слайд 9

Дмитровский собор во Владимире-на-Клязьме 1191 г
Выполнен с той же конструктивной и объемно-планировочной логикой, что и церковь Покрова на Нерли. Однако изменены пропорции и применена каменная резьба, которой сплошь покрыты верхние участки прясел и поверхность барабана. Дмитриевский собор являлся придворным храмом и был построен на княжеском дворе Всеволода III. Его стены содержат свыше 600 рельефов. Сюжеты рельефов содержат сказочные образы, близкие языческим представлениям недавнего прошлого. Большая часть изображений дошли до нас в первоначальном виде. Внутри сохранилась часть фресок 12-го века, например, композиция "Страшный суд".

Слайд 10

Дмитровский собор во Владимире-на-Клязьме 1191 г
Царь Давид играет на лютне. Фрагмент рельефа.
Деталь фрески «Страшный суд». Роспись южного склона центрального нефа.

Слайд 11

Пятницкая церковь в Чернигове (конец XII - начало XIII в.)
Трехнефное башнеобразное, устремленное ввысь однокупольное здание. Основание церкви почти квадратное 11x13 м. В конструкции храма был использован новый прием повышения на ступень подпружных арок между подкупольными столбами относительно цилиндрических сводов – ветвей креста. На фасаде это проявилось в виде ступенчатого расположения закомар. Данный прием позже получит широкое распространение в русской архитектуре.

Слайд 12

Успенский собор во Владимире 1161 г.
Началось строительство в 1158 г. и закончилось в 1161 г. Однако в 1185 г. после пожара храм был значительно перестроен. Первоначальный одноглавый собор стал средней частью дошедшего до наших дней здания. Он выступает над более поздней пристройкой, и поэтому его закомары возвышаются над полукружиями позднее пристроенных галерей. Успенский собор стал центральным зданием в архитектурном ансамбле Владимира. Его план имел правильную геометрическую структуру, а стены и столбы были гораздо тоньше, чем в более ранних постройках.

Слайд 13

Борисоглебский собор ХІІ века
Борисоглебский собор является характерным образцом черниговской архитектурной школы ХІІ в. Крестовокупольный, шестистолпный, увенчанный одной главой  (высота 25 м.). Фасады храма определяются большими плоскостями стен, разбитыми только полуколоннами, которые идут от самого низа до карнизов. Эти полуколонны завершаются резными капителями из белого камня, а стены – полуциркульными закомарами.

Слайд 14

Определите общие черты Новгородской архитектурной школы
Церковь святого Георгия в Ладоге
Собор ивановского Монастыря в Пскове XII в.
Церковь Спаса на Нередице
Спасо- Преображенский Собор в Пскове 1156г.

Слайд 15

Определите общие черты Владимиро- Суздальской архитектурной школы
Дмитровский собор во Владимире
Церковь Покрова на Нерли 1165
Успенский собор во Владимире.

Слайд 16

Западная Юго-западная Южная Владимиро-Суздальская Новгород-ская
Строительный материал – белый камень; Крестово-купольные храмы, и круглые типа ротонд Фасады украшали резьбой, цветным камнем, красками Наличие витражей Кирпичная порядковая кладка стен; Капители и колонны из белого известняка; Новый тип крестово-купольного храма. Центральная часть башнеобразной формы Кладка из плит белого известняка; Резьба по камню на растительно-зверинные сюжеты; Внешняя легкость здания; Искусство вписывать постройки в пейзаж Кладка из камня плитняка Простота и геометричность форм (отсутсвие резьбы) Строгое и простое убранство Небольшие храмы часто приземестые (храмы-крепости)

Слайд 17

Понятие:
Иконостас – это алтарная перегородка, более или менее сплошная, от северной до южной стены храма, состоящая из нескольких рядов упорядоченно размещённых икон, отделяющая алтарную часть православного храма от остального помещения. Самый большой в России иконостас находится в Успенском соборе Рязанского кремля.

Слайд 18

1 — царские врата (а — Благовещение; б, в, г, д — евангелисты, или творцы литургии); 2 — причащение апостолов; 3 — икона Спасителя, или храмовая икона; 4 — икона Богоматери; 5 — 6 — северные и южные двери с изображением архангелов или святых диаконов; 7 — 8 — другие иконы; 9 — деисусный ряд; 10 — праздничный ряд; 11 — пророческий ряд; 12 — праотеческий ряд.
Высокий иконостас (схема)

Слайд 19

Понятие:
Икона - (от греч. "образ") - символическое, аллегорическое изображение ликов святых и сцен Священного писания, служащее объектом поклонения.

Слайд 20

Сергий Радонежский с житием. В боковых изображениях — клеймах — прослеживается вся жизнь преподобного Сергия Радонежского, по преданию небесного покровителя Руси, не раз приходившего ей на помощь в трудные минуты.

Слайд 21

Проверь себя

Слайд 22

Напишите названия данных архитектурных сооружений
1
2
3
5
4

Слайд 23

Дайте определение понятиям:
Архитектура – это Иконостас – это Икона – это Барабан – это Закомары - это

Слайд 24

Ответьте на вопрос:
Перечислите особенности деревянного зодчества на Руси.