Презентация - Первый психологический роман в русской литературе «Герой нашего времени»

Первый психологический роман в русской литературе «Герой нашего времени»Первый психологический роман в русской литературе «Герой нашего времени»Первый психологический роман в русской литературе «Герой нашего времени»Первый психологический роман в русской литературе «Герой нашего времени»Первый психологический роман в русской литературе «Герой нашего времени»Первый психологический роман в русской литературе «Герой нашего времени»Первый психологический роман в русской литературе «Герой нашего времени»Первый психологический роман в русской литературе «Герой нашего времени»Первый психологический роман в русской литературе «Герой нашего времени»Первый психологический роман в русской литературе «Герой нашего времени»Первый психологический роман в русской литературе «Герой нашего времени»Первый психологический роман в русской литературе «Герой нашего времени»Первый психологический роман в русской литературе «Герой нашего времени»Первый психологический роман в русской литературе «Герой нашего времени»Первый психологический роман в русской литературе «Герой нашего времени»Первый психологический роман в русской литературе «Герой нашего времени»






Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Первый психологический роман в русской литературе.
Михаил Лермонтов «Герой нашего времени»

Слайд 2

И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды… Желанья! Что пользы напрасно и вечно желать?.. А годы проходят — все лучшие годы! М.Ю. Лермонтов
Печально я гляжу на наше поколенье…
И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови…

Слайд 3

История души человеческой
Впервые в русской литературе герой подвергает себя, свои отношения с окружающими беспощадному анализу, свои поступки — самооценке.

Слайд 4

«Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его»

Слайд 5

Построение романа «Герой нашего времени»
Раскрытие характера героя Лермонтовым
Сначала показывает, как понимает его или не понимает служака Максим Максимыч «Бэла»
умный и проницательный автор-повествователь наблюдает за Печориным «Максим Максимыч»
Раскрытие Печорина в собственном дневнике «Журнал Печорина»
«Тамань»
«Княжна Мери»
«Фаталист»
Хронология событий: «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч».

Слайд 6

Психологический портрет главного героя.
Перекрестная характеристика другими персонажами, постепенное «узнавание» героя. в восприятии Максима Максимыча (через сознание простого человека), в восприятии «издателя» (близкая к авторской позиция), через дневник самого Печорина (исповедь, самоанализ).

Слайд 7

Печорин — типичный представитель дворянской молодежи 1830-х годов. «Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Герой 1830-х годов (это было время реакции после поражения декабристов) — разочарованный в жизни человек, живущий без веры, без идеалов, без привязанностей. У него нет цели. Единственное, что он ценит, — это собственная свобода: «Я готов на все жертвы… но свободы своей не продам».

Слайд 8

Все, кто сталкивается с Печориным, становятся несчастными:
из пустой прихоти он вырвал из привычной жизни Бэлу и погубил ее
ради того, чтобы удовлетворить свое любопытство, ради жажды приключений он разорил гнездо контрабандистов
не задумываясь о травме, которую наносит Максиму Максимычу, Печорин обрывает с ним дружбу
он принес страдания Мери, оскорбив ее чувства и достоинство
разрушил жизнь Веры — единственного человека, сумевшего понять его

Слайд 9

«…невольно разыгрывал жалкую роль палача или предателя…» Печорин объясняет, почему он стал таким: «Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом, … лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли».

Слайд 10

Но, в отличие от других, Печорин принципиально честен в самооценках. Никто не может осудить его строже, чем он сам. Трагедия героя в том, что он «не угадал этого назначенья, … увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; … утратил навеки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни».

Слайд 11

Вопросы и задания к семинару (работа по группам):
«В дружбе один раб другого». Дружба в жизни Печорина.
«Я никогда не делался рабом любимой женщины». Любовь в жизни Печорина.
Печорин и Максим Максимыч Печорин и Грушницкий Печорин и Вернер Печорин и Вулич
Печорин и Бэла Печорин и девушка-ундина Печорин и Мери Печорин и Вера

Слайд 12

Печорин и Максим Максимыч Перечитайте монолог Печорина из главы «Бэла» со слов «у меня несчастный характер». Почему исповедь Печорина удивила Максима Максимыча? Перечитайте сцену встречи Печорина с Максимом Максимычем из главы «Максим Максимыч». Как в ней передается взволнованность Максима Максимыча и равнодушие Печорина? Как в первых двух главах Печорин и Максим Максимыч относятся друг к другу? Печорин и Грушницкий Перечитайте запись в журнале Печорина от 5 июня. Что стало причиной конфликта между Печориным и Грушницким? Чем характер Грушницкого был неприятен Печорину и почему этого не замечали окружающие? Дайте оценку поведению Печорина и Грушницкого во время дуэли. Что можно сказать о благородстве и низости их характеров? Печорин и Вернер Перечитайте диалог Печорина и Вернера в записи от 13 мая. Что общего в их интеллектуальном развитии и отношении к жизни? Перечитайте записку Вернера к Печорину после дуэли и описание их последней встречи. В чем Печорин оказался морально выше Вернера? Какова роль образа Вернера в понимании характера Печорина? Печорин и Вулич Перечитайте сцену заключения пари между Печориным и Вуличем. Почему Печорин решил, что Вулич не дорожит своей жизнью? Дорожит ли жизнью Печорин? Какой смысл выявляется при сопоставлении этих образов? Как можно оценить поведение Печорина в сцене захвата пьяного казака? Почему Вулич все-таки погибает, а Печорин остается жив?

Слайд 13

Примерная схема на семинаре:

Слайд 14

Печорин и Бэла Перечитайте песню-комплимент Печорину, спетую Бэлой на свадьбе сестры. Как в ней обозначено отношение Бэлы к Печорину? В чем своеобразие ее чувства? Почему она вначале отвергает любовь Печорина? Какими способами Печорин добивался любви Бэлы? Почему он охладел к Бэле? Любил ли он ее на самом деле? Печорин и девушка-ундина Как Печорин рассуждает о внешности девушки-ундины и как это характеризует его самого? Перечитайте сцену схватки Печорина с девушкой в лодке. В чем девушка-ундина превосходила Печорина и в чем ему уступала? Печорин и Мери Перечитайте сцену переправы Печорина и Мери через горную речку В чем нравственное превосходство Мери над Печориным? Перечитайте запись в «Журнале» от 3 июня. Как Печорин объясняет свои отношения с Мери? Проанализируйте сцену объяснения Печорина и Мери в конце главы. Как проявляется в этой сцене характер Печорина? Почему же он все-таки решился на дуэль из-за Мери? Каков композиционный смысл образа Мери? Печорин и Вера Проанализируйте сцену встречи Печорина и Веры в записи от 16 мая и монолог Веры в записи от 23 мая. Как можно охарактеризовать их чувства друг к другу? Перечитайте письмо Веры к Печорину, полученное им после дуэли, и эпизод погони за Верой. Каким мы видим Печорина в оценке Веры? в авторской оценке? в самооценке? Как образ Веры помогает понять характер Печорина?

Слайд 15

Примерная схема на семинаре:

Слайд 16

Лермонтов, написав роман “Герой нашего времени”, вошел в мировую литературу как мастер реалистической прозы. Молодой гений раскрыл сложную натуру своего современника. Он создал правдивый, типический образ, в котором отразились существенные черты целого поколения. Роман “Герой нашего времени” стал зеркалом жизни России 30-х годов, первым русским социально-психологическим романом.