Презентация - Пишем сочинение о роли морфем

Пишем сочинение о роли морфемПишем сочинение о роли морфемПишем сочинение о роли морфемПишем сочинение о роли морфемПишем сочинение о роли морфемПишем сочинение о роли морфемПишем сочинение о роли морфемПишем сочинение о роли морфемПишем сочинение о роли морфемПишем сочинение о роли морфемПишем сочинение о роли морфемПишем сочинение о роли морфемПишем сочинение о роли морфемПишем сочинение о роли морфемПишем сочинение о роли морфемПишем сочинение о роли морфемПишем сочинение о роли морфемПишем сочинение о роли морфемПишем сочинение о роли морфем







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

С2
Пишем сочинение о роли морфем
ОГЭ
2015
Лингвистическое сочинение

Слайд 2

Задание
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания знаменитого русского филолога Ф.И. Буслаева: «Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки».

Слайд 3

Классификация морфем русского языка  
Все морфемы делятся на корневые и некорневые. Некорневые морфемы делятся на словообразующие (приставка и словообразующий суффикс) и формообразующие (окончание и формообразующий суффикс). Словообразующие некорневые морфемы служат для образования новых слов, формообразующие — для образования форм слова.

Слайд 4

Приставка
Приставка — словообразовательная морфема, стоящая перед корнем или другой приставкой (пере-делать, пре-хорошенький, при-морье, кое-где, пере-о-деть). Приставка уточняет смысл корня, передаёт лексическое значение, иногда выражает и грамматическое значение (вид у глагола). Присоединение к слову приставки обычно не меняет значения слова коренным образом, а лишь добавляет к нему некоторый оттенок значения. Так, глаголы с приставками улететь, прилететь, вылететь обозначают те же действия, что и глагол лететь . Приставка только добавляет к их значению указание на направление движения. Поэтому приставки присоединяются преимущественно к словам, обозначающим действия (глаголам) и признаки (прилагательным и наречиям). Для этих частей речи важно определение направления действия, времени его протекания, меры или степени признака. Для имен существительных соединение с приставками менее характерно: античастица, ультрадемократ . Число таких слов не столь велико. В существительные, так же как в прилагательные, наречия и глаголы, приставки вносят дополнительные указания временного характера (предыстория ).

Слайд 5

Глагольные приставки
1) приставки, образующие глаголы с пространственным значением: до-: до-бежать, до-плыть; вз- (вс-): вз-бежать, вс-плыть; пере-: пере-бежать, пере-плыть; при-: при-бежать, при-плыть; у-: у-бежать, у-плыть; вы-: вы-бежать, вы-плыть; от-: от-бежать, от-плыть; под-: под-бежать, под-плыть; 2) приставки, образующие глаголы с количественно-временными значениями: за-, по- (начало действия или процесса: за-петь, по-бежать, по-течь); от-, до- (окончание действия или процесса: от-цвести, до-читать); вы-, из- (исчерпанность предмета действием: вы-топтать, из-мылить); до-, под- (дополнительность действия: до-варить, под-лить); недо-, при- (неполнота или незначительное проявление действия: недо-бежать, при-болеть).

Слайд 6

Окончание
Окончание — формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении, то есть являющаяся средством согласования (нов-ый ученик), управления (письмо брат-у) или связи подлежащего со сказуемым (я ид-у, ты ид-ешь).

Слайд 7

Будьте внимательны!
Окончания есть только у изменяемых слов! Неизменяемые слова окончаний не имеют: наречия (весело, по-новому), деепричастия (приехав, отдыхая), инфинитив (лежать, беречь), форма сравнительной степени прилагательных (быстрее, красивее), несклоняемые существительные и прилагательные (кино, кафе, беж, хаки), служебные части речи (из, если, только).       

Слайд 8

С помощью окончания выражаются следующие грамматические значения
1) значение рода, числа и падежа имен существительных, прилагательных, причастий, местоимений: голуб-ое неб-о, голуб-ого неб-а ; 2) значений падежа числительных: дв-а, дв-ух ; 3) значение лица, числа и рода глагола: сиж-у, сид-ишь, сид-ят . Одно окончание может выражать: 1) только одно грамматическое значение: значение падежа (тр-ех ), значение числа (читал-и); 2) два грамматических значения: значение рода и числа (читал-а), значение числа и падежа (чернил-а); 3) три грамматических значения: значение рода, числа и падежа (рыж-ую).

Слайд 9

Помните!
  При изменении слова или образовании какой-либо его формы:       числа (дом — дома, добр — добры, второй — вторые); рода (красный — красное — красная, низок — низко — низка, отвечал — отвечало — отвечала, рисующий — рисующее — рисующая); падежа (стол — стола — столу — столом — столе, сражающиеся — сражающихся — сражающимся — сражающимися); лица (решаю — решаешь — решает, решаем — решаете — решают) — изменяются окончания.     

Слайд 10

Текст для работы

Слайд 11

(1)Однажды вместо занятий нам выпала удача копать картошку на школьном участке. (2)Главное развлечение наше было таким: на гибкий прут мы насаживали тяжёлый шарик, слепленный из земли, и, размахнувшись прутом, бросали этот шарик — кто дальше. (3)Я наклонился, чтобы слепить такой шарик, и вдруг почувствовал сильный удар между лопаток. (4)Мгновенно распрямившись и оглянувшись, я увидел, что от меня убегает Витька Агафонов с толстым прутом в руке. (5)Многочисленные лучистые солнышки заструились у меня в глазах, а нижняя губа предательски задёргалась. (6)Я никогда не плакал от физической боли, зато легко на мои глаза наворачивались слёзы от самой маленькой обиды. (7)Ну за что он меня ударил? (8)Главное, тайком, подкрался сзади. (9)В горле у меня стоял горький комок, на душе было черно от обиды и злости, а в голове зародилась мысль отомстить Витьке, да так, чтобы в другой раз неповадно было. (10)Вскоре созрел план мести. (11)Через несколько дней, когда всё забудется, я как ни в чём не бывало позову Витьку в лес жечь теплинку. (12)А там, в лесу, и набью морду. (13)Просто и хорошо. (14)То-то он испугается один в лесу, когда я скажу ему: «Ну что, попался на узенькой дорожке?» (15)В урочный день и час, на большой перемене, я подошёл к Витьке. (16)Витька посмотрел на меня подозрительно. — (17)Да уж... (18)Я знаю, ты драться начнёшь. (19)Отплачивать. — (20)Что ты, я забыл давно! (21)Просто пожжём теплинку. (22)Между тем положение моё осложнилось. (23)Одно дело — нечаянно заманить в лес и там стукнуть по уху: небось знает кошка, чьё мясо съела, а другое дело — весь этот разговор. (24)Если бы Витька отнекивался, отказывался, а потом нехотя пошёл, было бы куда всё проще. (25)А он после моих слов улыбнулся от уха до уха и радостно согласился. (26)Пока шли до горы, я всю дорогу старался вспомнить, как он ни за что ни про что ударил меня, и как мне было больно, и как мне было обидно. (27)И так всё точно и живо я вообразил, что спина опять заболела и в горле опять остановился горький комок. (28)Значит, я накалился и готов к отмщению. (29)На горе, где начались маленькие ёлочки, выпал удачный момент. (30)Как раз Витька, шедший впереди меня, наклонился, что-то рассматривая на земле. (31)Ухо его в этот момент словно бы ещё больше оттопырилось, словно просило, чтобы я по нему врезал что есть силы. — (32)Смотри, смотри! — закричал Витька, показывая на круглую норку. — (33)Шмель оттуда вылетел, я сам видел. (34)Давай раскопаем? (35)Может, там мёду полно.

Слайд 12

(36)«Ну ладно, эту норку мы раскопаем, — решил я, — потом уж я с тобой разделаюсь!» (37)На опушке леса в траве мы наткнулись на рыжики. (38)Опять наткнулся Витька, недаром у него глазищи по чайному блюдечку. — (39)Айда за солью! — предложил Витька. — (40)Далеко ли овраг перебежать. (41)Хорошо бы заодно по яичку у матери стащить. (42)А я думал, лелея по-прежнему свой злодейский замысел: «Когда сбегаем за солью, я тебя обязательно прищучу в лесу!» (43)Мы принесли соль и два куриных яйца. — (44)Теперь давай ямку копать. (45)Мы раскопали землю, в ямку положили яйца, засыпали их землей и на этом месте стали разводить теплинку. (46)Ну что же, вот и теплинка прогорела, сейчас пойдём домой, и тут я буду должен... (47)Что бы ещё такое придумать, так не хочется идти домой… — (48)Бежим на речку, — говорю я Витьке. — (49)Помоемся там, а то вон как перемазались. (50)Водички попьём холодненькой. (51)Ну вот, мы и попили, и умылись. (52)Делать больше нечего, надо идти домой. (53)Под ложечкой у меня начинает ныть и сосать. (54)Витька доверчиво идёт вперёд. (55)Его уши торчат в разные стороны: что стоит развернуться и стукнуть! (56)Что стоит? (57)А вот попробуй, и окажется, что это очень непросто — ударить человека, который доверчиво идёт впереди тебя. (58)Да и злости я уже не слышу в себе. (59)Так хорошо на душе после этой теплинки, после этой речки! (60)Да и Витька, в сущности, неплохой мальчишка: вечно он что-нибудь интересное придумает. (61)Ладно! (62)Если он ещё раз стукнет меня между лопаток, тогда-то уж я ему не спущу! (63)А теперь — ладно. (64)Мне делается легко от принятого решения не бить Витьку, и мы заходим в село как лучшие дружки-приятели. (По В. Солоухину)

Слайд 13

Работаем с текстом.

1) Приставки придают особую выразительность глаголам. Найдите в тексте приставки, образующие глаголы с пространственным значением; приставки, образующие глаголы с количественно-временными значениями. Найдите глаголы с приставками, которые а) указывают на степень интенсивности действия, б) на разнообразные оттенки его проявления, в) придают словам разговорную окраску. 2) Сделайте вывод о функции приставок. 3) Попробуйте переделать любое предложение, поставив все слова в начальную форму. Что изменилось? Сделайте вывод о функциях окончания.

Слайд 14

Пишем сочинение

Слайд 15

Филолог Ф.И. Буслаев был убежден: «Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки». С этим сложно не согласиться. Приставки придают новые оттенки словам, а окончания служат для выражения грамматических значений слов и их связей. Смысл же слова невозможно понять, не принимая во внимание контекст предложения. Обратимся за примерами к рассказу В. Солоухина. Так, приставка в слове «распрямившись» в предложении 4 указывает на изменение состояния: наклонившийся рассказчик, выпрямил спину, а окончание глаголов «стукнет», «не спущу» (предложение 62) - показатель такой глагольной категории, как будущее время. Действительно, только в предложении можно увидеть богатство значений слов, оценить важность окончаний и приставок. Я не могу не согласиться с мнением филолога Ф.И. Буслаева.
Вариант 1

Слайд 16

Слова обретают определённый смысл лишь в законченном высказывании, в построении которого участвуют словообразующие и формообразующие морфемы. В тексте В. Солоухина можно найти множество примеров, доказывающих это утверждение. Так, в предложении 40 приставка в слове «перебежать» придает глаголу «бежать» значение «преодолеть», то есть бежать до тех пор, пока препятствие не закончится. Окончание также играет огромную роль. Например, у существительных оно выражает значение рода, числа, падежа; без этой функции нарушилось бы логика речи и устной, и письменной. Так, в предложении 1 слово «участок» в словосочетании «копать на участке» могло быть употреблено только с этим окончанием, указывающим на единственное число, мужской род, предложный падеж. Следовательно, справедливо утверждение Ф.И. Буслаева о том, что «только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки».
Вариант 2

Слайд 17

«Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки»,- был уверен филолог Ф.И. Буслаев, и я целиком разделяю эту точку зрения. Действительно, слова обретают определённый смысл лишь в законченном высказывании, в построении которого участвуют словообразующие и формообразующие морфемы. Обратимся к тексту В.Солоухина и докажем это утверждение. Приставка за- в глаголе «закричал» (предложение 32) не только имеет значение начала действия, но и указывает на совершенный вид этого глагола. А если бы прилагательное «толстый» в предложении 4 не было согласовано в роде, числе и падеже с существительным «прут» и не стояло в единственном числе мужского рода творительного падежа, на что указывает окончание –ым,  то вряд ли бы стал понятен смысл высказывания. Следовательно, филолог Ф.И.Буслаев был прав.
Вариант 3

Слайд 18


Вдохновения в работе!
Егораева Г.Т., ведущий методист издательства "Экзамен", Москва

Слайд 19

Литература
Литневская Е. И. «Русский язык: краткий теоретический курс для школьников» Лачимова Л.Я., Гусева Е.В., Бегаева Е.В., Янсюкевич А.А. «Современный русский язык. Практическое пособие»ю М., «Экзамен», 2005