Презентация - Об устной части ОГЭ по русскому языку

Об устной части ОГЭ по русскому языкуОб устной части ОГЭ по русскому языкуОб устной части ОГЭ по русскому языкуОб устной части ОГЭ по русскому языкуОб устной части ОГЭ по русскому языкуОб устной части ОГЭ по русскому языкуОб устной части ОГЭ по русскому языкуОб устной части ОГЭ по русскому языкуОб устной части ОГЭ по русскому языкуОб устной части ОГЭ по русскому языкуОб устной части ОГЭ по русскому языкуОб устной части ОГЭ по русскому языкуОб устной части ОГЭ по русскому языкуОб устной части ОГЭ по русскому языкуОб устной части ОГЭ по русскому языкуОб устной части ОГЭ по русскому языкуОб устной части ОГЭ по русскому языкуОб устной части ОГЭ по русскому языкуОб устной части ОГЭ по русскому языкуОб устной части ОГЭ по русскому языкуОб устной части ОГЭ по русскому языкуОб устной части ОГЭ по русскому языкуОб устной части ОГЭ по русскому языкуОб устной части ОГЭ по русскому языкуОб устной части ОГЭ по русскому языкуОб устной части ОГЭ по русскому языкуОб устной части ОГЭ по русскому языкуОб устной части ОГЭ по русскому языкуОб устной части ОГЭ по русскому языку






Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Татьяна Николаевна Малышева, заместитель председателя ФПКР КИМ для проведения государственной итоговой аттестации по русскому языку ФГБНУ «ФИПИ»
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ
21 сентября 2016г.
Семинар-совещание по вопросам практического использования открытого банка оценочных средств для проведения процедур контроля и оценки качества образования по русскому языку на уровне основного общего образования
Проверка и оценивание основных видов речевой деятельности: говорение. Новые подходы.

Слайд 2

Говорение как вид речевой деятельности
Сформированность устной речевой деятельности – критерий оценки уровня владения родным языком, показатель общей культуры

Слайд 3

Говорение – форма устного общения, с помощью которой происходит обмен информацией
«Первоначальная функция речи – коммуникация. Речь есть, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания». Л.С. Выготский

Слайд 4

Подготовленная устная речь Неподготовленная устная речь
Продуманность Четкая структура Язык близок к письменной речи Спонтанность Паузы, уточнение мысли, слова, повторы Меньшая лексическая точность Наличие речевых ошибок Короткие предложения
Лекция, доклад, выступление, отчёт, презентация Беседа, интервью, репортаж, выступление в дискуссии

Слайд 5

Формы устной речи

Монолог
Диалог

Слайд 6

Слайд 7

Формат экзамена
1. Беседа с учителем 2. Работа в парах 3. Компьютер Общие подходы: Коммуникативный подход Неподготовленная речь Монолог + диалог Описание, повествование, рассуждение

Слайд 8

Выразительное чтение вслух
Задание 1. Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1.5 минуты на подготовку. Отрывок из книги Ивана Сергеевича Соколова – Микито́ва «Звуки земли»   Прислушайтесь хорошенько, стоя в лесу или среди пробудившегося цветущего поля, и, если у вас сохранился чуткий слух, вы непременно услышите чудесные звуки земли, которую во все времена люди так ласково называли матерью-землёю. Звуки земли драгоценны. Перечислить их, пожалуй, невозможно. Они заменяют нам музыку. Я с радостью вспоминаю звуки земли, некогда пленявшие меня в детстве. И не от тех ли времён осталось лучшее, что заложено в моей душе? Вспоминаю лесные таинственные звуки, дыхание пробудившейся родной земли. И теперь волнуют и радуют они меня. В ночной тишине ещё отчётливее слышу дыхание земли, шелест листка над поднявшимся из земли свежим грибом, трепетание ночных лёгких бабочек, крик петуха в ближайшей деревне. А как хорошо, незабвенно каждое новое утро! Ещё до восхода солнца просыпаются, начинают радостно петь птицы. Полнится жизнью пробудившийся лес! В природе нет ничего музыкальнее наступающего раннего утра. Ещё серебристее звенят ручьи, душистее пахнут лесные травы, и аромат их чудесно сливается с музыкальной симфонией утра.

Слайд 9

Критерии оценивания выразительного чтения
  Выразительность речи Экзаменуемый сумел передать замысел автора и (или) своё понимание текста слушателям посредством интонации, логических пауз, интонационного выделения ключевых слов. 1 Экзаменуемый не сумел передать замысел автора и (или) своё понимание текста слушателям посредством интонации, логических пауз, интонационного выделения ключевых слов. 0 Правильность речи (Соответствие речи языковым нормам) Речь правильная (соответствует языковым нормам): отсутствует искажение слов (или допущена 1 ошибка), ударение в словах поставлено верно (или допущена 1 ошибка). Интонация передаёт пунктуацию текста (или допущена 1 ошибка). Темп чтения высокий. (???) 2 Речь правильная (соответствует языковым нормам), но присутствует искажение слов (допущены 2-3 ошибки), и/или в постановке ударения допущено 2-3 ошибки, и/или интонация в целом передаёт пунктуацию текста, но допущено 2-3 ошибки. Темп чтения высокий. (???) 1 Речь содержит значительные ошибки ( частично соответствует языковым нормам): присутствует искажение слов (более 3 ошибок), в постановке ударения допущено более 3 ошибок. Интонация неточно передаёт пунктуацию текста (допущено более 3 ошибок). Темп чтения невысокий. (???). Понимание речи затруднено. 0 Максимальное количество баллов за всё задание – 3  

Слайд 10

Монологическое высказывание. Беседа по монологу
фотографию.     2. Расскажите о своём посещении музея, которое запомнилось больше всего. Не забудьте рассказать в каком музее Вы были; когда и с кем; что вы увидели; что понравилось и запомнилось больше всего.
Задание 2.  Вам даётся 1.5 минуты на подготовку. Ваше высказывание не должно занимать более 2 минут.   1. Опишите фотографию.

Слайд 11

Вопросы для беседы. Карточка для учителя
 Вопросы для беседы(расширяющие и обобщающие): 1. Какие музеи Вам больше нравятся: исторические, художественные, научно-технические или естественнонаучные? 2. Как Вы считаете, должны ли школьники посещать музеи? Почему? 3. Слышали ли Вы о виртуальных музеях? Какими возможностями, на Ваш взгляд, они обладают?

Слайд 12

Критерии оценивания монологического высказывания с элементом диалога
Описание фотографии 2 балла
Повествование о личном жизненном опыте 2 балла
Смысловая цельность 2 балла
Выразительность и точность речи 2 балла
Взаимодействие с собеседником 2 балла

Слайд 13

Критерии оценивания монологического высказывания с элементом диалога
  Описание фотографии Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей – описал фотографию. Фактические ошибки отсутствуют. 2 Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей – описал фотографию, но тема раскрыта не в полном объёме. Фактические ошибки отсутствуют. 1 Экзаменуемый не справился с коммуникативной задачей – не сумел описать фотографию, или допустил фактические ошибки, в том числе в выборе типа речи. 0 Повествование о личном жизненном опыте Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей – рассказал о своём личном жизненном опыте. Фактические ошибки отсутствуют. 2 Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей – рассказал о своём личном жизненном опыте, но тема раскрыта не в полном объёме. Фактические ошибки отсутствуют. 1 Экзаменуемый не справился с коммуникативной задачей – не сумел рассказал о своём личном жизненном опыте, или допустил фактические ошибки, в том числе в выборе типа речи. 0 Смысловая цельность Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена. 2 Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но присутствуют логические ошибки (не более 2). 1 Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (более 2). Коммуникативный замысел понимается с трудом. 0

Слайд 14

Критерии (продолжение)
  Выразительность и точность речи Высказывание экзаменуемого характеризуется богатством словаря и точностью выражения мысли, разнообразием грамматических конструкций. 2 Высказывание экзаменуемого характеризуется богатством словаря, разнообразием грамматических конструкций, но есть нарушения точности выражения мысли, или /и высказывание экзаменуемого характеризуется богатством словаря и точностью словоупотребления, но прослеживается однообразие грамматических конструкций 1 Высказывание экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматических конструкций 0 Взаимодействие с собеседником Взаимодействие с собеседником достигнуто: экзаменуемый проявил умение участвовать в беседе: слушать и понимать вопросы собеседника, давать точные и полные ответы на вопросы, владел невербальными способами общения (мимика, жесты), был вежлив и корректен. 2 Взаимодействие с собеседником достигнуто: экзаменуемый проявил умение участвовать в беседе, но не всегда проявлял умение слушать и понимать вопросы собеседника, давал неточные или /и неполные ответы на вопросы(совершил более 2 коммуникативных ошибок), не всегда владел невербальными способами общения (мимика, жесты), был вежлив и корректен. 1 Взаимодействие с собеседником не достигнуто, экзаменуемый не проявил умения участвовать в беседе: не понимал сути вопросов, не давал ответов (совершил более 4 коммуникативных ошибок), не всегда владел невербальными способами общения (мимика, жесты), или был невежлив и некорректен. 0 Максимальное количество баллов за всё задание - 10 *Примечание. Если экзаменуемый не справился с коммуникативной задачей, т.е. получил 0 баллов по критериям «Описание фотографии» и «Повествование о личном жизненном опыте», то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным. Если экзаменуемый получил 0 баллов по одному из критериев «Описание фотографии» или «Повествование о личном жизненном опыте», то по критериям «Смысловая цельность» и «Выразительность речи» максимальный балл уменьшается до 1 балла.

Слайд 15

Диалог в парах
Задание 2. Обсудите, нужна ли в школе форма? При обсуждении дайте ответы на следующие вопросы:   Есть ли у Вас в школе форма? Чем удобна школьная форма? Почему ученики часто не любят носить школьную форму? Согласны ли Вы с тем, что одежда – часть делового этикета? Опишите одежду, в которой бы вы хотели видеть учеников в своей школе.

Слайд 16

Критерии оценивания диалога в парах
Взаимодействие с собеседником 2 балла
Решение коммуникативной задачи (каждое направление беседы оценивается 1 баллом)

Слайд 17

Критерии оценивания диалога в парах
Решение коммуникативной задачи (каждое направление беседы оценивается 1 баллом) Коммуникативная задача решена; мысли излагаются логично, последовательно, речь отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции.  1*5 Коммуникативная задача не выполнена; или мысли излагаются нелогично, непоследовательно; и /или речь отличается бедностью и неточностью словаря, используются однообразные синтаксические конструкции.  0 Взаимодействие с собеседником Взаимодействие с собеседником достигнуто: экзаменуемый проявил умение задавать вопросы, слушать и понимать собеседника, вести и поддерживать беседу, владел невербальными способами общения (мимика, жесты), был вежлив и корректен. 2   Взаимодействие с собеседником достигнуто, но экзаменуемый не всегда проявлял умение задавать вопросы, слушать и понимать собеседника, вести и поддерживать беседу (совершил более 2 коммуникативных ошибок), не всегда владел невербальными способами общения (мимика, жесты), был вежлив и корректен. 1   Взаимодействие с собеседником не достигнуто, экзаменуемый не проявил умения задавать вопросы, слушать и понимать собеседника, вести и поддерживать беседу (совершил более 4 коммуникативных ошибок), не всегда владел невербальными способами общения (мимика, жесты), или был невежлив и некорректен. 0   Максимальное количество баллов за всё задание -7  

Слайд 18

Монологическое высказывание с элементом диалога
Задание 3. Вам даётся 1.5 минуты на подготовку. Ваше высказывание не должно занимать более 2 минут.  1. Опишите фотографию.    2. Расскажите о своём школьном празднике, который запомнился больше всего. Не забудьте рассказать когда проходил праздник; чему был посвящён; кто принимал участие; что понравилось больше всего.   Поделитесь впечатлениями с партнёром.  

Слайд 19

Критерии оценивания монологического высказывания с элементом диалога
Описание фотографии 2 балла
Повествование о личном жизненном опыте 2 балла
Смысловая цельность 2 балла
Выразительность и точность речи 2 балла
Взаимодействие с собеседником 2 балла

Слайд 20

Критерии оценивания монологического высказывания с элементом диалога
Описание фотографии Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей – описал фотографию. Фактические ошибки отсутствуют. 2 Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей – описал фотографию, но тема раскрыта не в полном объёме. Фактические ошибки отсутствуют. 1 Экзаменуемый не справился с коммуникативной задачей – не сумел описать фотографию, или допустил фактические ошибки, в том числе в выборе типа речи. 0 Повествование о личном жизненном опыте Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей – рассказал о своём личном жизненном опыте. Фактические ошибки отсутствуют. 2 Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей – рассказал о своём личном жизненном опыте, но тема раскрыта не в полном объёме. Фактические ошибки отсутствуют. 1 Экзаменуемый не справился с коммуникативной задачей – не сумел рассказал о своём личном жизненном опыте, или допустил фактические ошибки, в том числе в выборе типа речи. 0 Смысловая цельность Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена. 2 Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но присутствуют логические ошибки (не более 2). 1 Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (более 2). Коммуникативный замысел понимается с трудом. 0

Слайд 21

Критерии оценивания монологического высказывания с элементом диалога (продолжение)
Выразительность и точность речи Высказывание экзаменуемого характеризуется богатством словаря и точностью выражения мысли, разнообразием грамматических конструкций. 2 Высказывание экзаменуемого характеризуется богатством словаря, разнообразием грамматических конструкций, но есть нарушения точности выражения мысли, или /и высказывание экзаменуемого характеризуется богатством словаря и точностью словоупотребления, но прослеживается однообразие грамматических конструкций 1 Высказывание экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматических конструкций 0 Взаимодействие с собеседником Взаимодействие с собеседником достигнуто: экзаменуемый проявил умение задавать вопросы, слушать и понимать собеседника, вести и поддерживать беседу, владел невербальными способами общения (мимика, жесты), был вежлив и корректен. 2 Взаимодействие с собеседником достигнуто, но экзаменуемый не всегда проявлял умение задавать вопросы, слушать и понимать собеседника, вести и поддерживать беседу (совершил более 2 коммуникативных ошибок), не всегда владел невербальными способами общения (мимика, жесты), был вежлив и корректен. 1 Взаимодействие с собеседником не достигнуто, экзаменуемый не проявил умения задавать вопросы, слушать и понимать собеседника, вести и поддерживать беседу (совершил более 4 коммуникативных ошибок), не всегда владел невербальными способами общения (мимика, жесты), или был невежлив и некорректен. 0 Максимальное количество баллов за всё задание -10 *Примечание. Если экзаменуемый не справился с коммуникативной задачей, т.е. получил 0 баллов по критериям «Описание фотографии» и «Повествование о личном жизненном опыте», то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным. Если экзаменуемый получил 0 баллов по одному из критериев «Описание фотографии» или «Повествование о личном жизненном опыте», то по критериям «Смысловая цельность» и «Выразительность речи» максимальный балл уменьшается до 1 балла.

Слайд 22

Условный диалог. (Интервью) 
Задание 2. Примите участие в интервью. Вам необходимо ответить на пять вопросов. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы.   1. Есть ли у Вас в школе форма? 2. Чем удобна школьная форма? 3. Почему ученики часто не любят носить школьную форму? 4. Согласны ли Вы с тем, что одежда – часть делового этикета? 5. Опишите одежду, в которой бы Вы хотели видеть учеников в своей школе.

Слайд 23

Критерии оценивания условного диалога
Решение коммуникативной задачи (1 баллом оценивается ответ на каждый вопрос)

Слайд 24

Критерии оценивания условного диалога
Ответ на вопрос Коммуникативная задача решена: дан полный ответ на поставленный вопрос, мысли излагаются логично, последовательно, речь отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции. 1*5 Коммуникативная задача не решена: ответ на вопрос не дан или дан односложный ответ (слово, словосочетание); или мысли излагаются нелогично, непоследовательно; или речь отличается бедностью и неточностью словаря, используются однообразные синтаксические конструкции. 0 Максимальное количество баллов за всё задание - 5  

Слайд 25

Монологическое высказывание
Задание 3. Вам даётся 1.5 минуты на подготовку. Ваше высказывание не должно занимать более 2 минут. 1. Опишите фотографию.     2. Расскажите о своём школьном празднике, который запомнился больше всего. Не забудьте рассказать когда проходил праздник; чему был посвящён; кто принимал участие; что понравилось больше всего.  

Слайд 26

Критерии оценивания монологического высказывания
Описание фотографии 2 балла
Повествование о личном жизненном опыте 2 балла
Смысловая цельность 2 балла
Выразительность и точность речи 2 балла

Слайд 27

Критерии оценивания монологического высказывания
Описание фотографии Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей – описал фотографию. Фактические ошибки отсутствуют. 2 Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей – описал фотографию, но тема раскрыта не в полном объёме. Фактические ошибки отсутствуют. 1 Экзаменуемый не справился с коммуникативной задачей – не сумел описать фотографию, или допустил фактические ошибки, в том числе в выборе типа речи. 0 Повествование о личном жизненном опыте Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей – рассказал о своём личном жизненном опыте. Фактические ошибки отсутствуют. 2 Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей – рассказал о своём личном жизненном опыте, но тема раскрыта не в полном объёме. Фактические ошибки отсутствуют. 1 Экзаменуемый не справился с коммуникативной задачей – не сумел рассказал о своём личном жизненном опыте, или допустил фактические ошибки, в том числе в выборе типа речи. 0

Слайд 28

Критерии (продолжение)
Смысловая цельность Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена. 2 Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но присутствуют логические ошибки (не более 2). 1 Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (более 2). Коммуникативный замысел понимается с трудом. 0 Выразительность и точность речи Высказывание экзаменуемого характеризуется богатством словаря и точностью выражения мысли, разнообразием грамматических конструкций. 2 Высказывание экзаменуемого характеризуется богатством словаря, разнообразием грамматических конструкций, но есть нарушения точности выражения мысли, или /и высказывание экзаменуемого характеризуется богатством словаря и точностью словоупотребления, но прослеживается однообразие грамматических конструкций 1 Высказывание экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматических конструкций 0 Максимальное количество баллов за всё задание - 8   *Примечание. Если экзаменуемый не справился с коммуникативной задачей, т.е. получил 0 баллов по критериям «Описание фотографии» и «Повествование о личном жизненном опыте», то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным. Если экзаменуемый получил 0 баллов по одному из критериев «Описание фотографии» или «Повествование о личном жизненном опыте», то по остальным критериям «Смысловая цельность» и «Выразительность речи» максимальный балл уменьшается до 1 балла.  

Слайд 29

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Татьяна Николаевна Малышева, заместитель председателя ФПКР КИМ для проведения государственной итоговой аттестации по русскому языку ФГБНУ «ФИПИ»