Презентация - Повторение изученного в 5 классе «Имя существительное»

Повторение изученного в 5 классе «Имя существительное»Повторение изученного в 5 классе «Имя существительное»Повторение изученного в 5 классе «Имя существительное»Повторение изученного в 5 классе «Имя существительное»Повторение изученного в 5 классе «Имя существительное»Повторение изученного в 5 классе «Имя существительное»Повторение изученного в 5 классе «Имя существительное»Повторение изученного в 5 классе «Имя существительное»Повторение изученного в 5 классе «Имя существительное»Повторение изученного в 5 классе «Имя существительное»Повторение изученного в 5 классе «Имя существительное»Повторение изученного в 5 классе «Имя существительное»Повторение изученного в 5 классе «Имя существительное»Повторение изученного в 5 классе «Имя существительное»Повторение изученного в 5 классе «Имя существительное»Повторение изученного в 5 классе «Имя существительное»Повторение изученного в 5 классе «Имя существительное»Повторение изученного в 5 классе «Имя существительное»Повторение изученного в 5 классе «Имя существительное»Повторение изученного в 5 классе «Имя существительное»Повторение изученного в 5 классе «Имя существительное»Повторение изученного в 5 классе «Имя существительное»






Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Имя существительное
Повторение изученного в 5 классе.
МБОУ СОШ №2 г. МоршанскаТамбовской обл.
Урок русского языка в 6 классе. Учитель: Ерошенко Елена Викторовна

Слайд 2

Цель урока: расширить представления о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имен существительных в речи

Слайд 3

«Имя существительное — хлеб языка». (Л. Успенский.) Доказать справедливость утверждения Льва Васильевича Успенского, что «имя существительное — хлеб языка».

Слайд 4

К. Г. Паустовский утверждал:
«Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия».

Слайд 5

Какие же названия предметам дает имя существительное?
живые существа: девочка, ... явления природы: гроза, ... явления общественной жизни: митинг, ... признак как предмет: синь, ... действие как предмет: бег, ..

Слайд 6

Афанасий Афанасьевич Фет
Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья. Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной. Ночные тени, Тени без конца. Ряд волшебных изменений Милого лица.
Из 22 слов стихотворения — 14 существительных, 6 прилагательных и 2 служебных слова, а получается удивительная, чудесная картина ночи, ночного пейзажа.

Слайд 7

Какие картины могут «нарисовать» существительные?
Вечер. Поле. Огоньки. Дальняя дорога. (В. Маяковский.) Опять дожди, опять туманы, И листопад, и голый лес, И потемневшие поляны, И низкий серый свод небес. (С. Аксаков.)
Вывод: с помощью существительных можно «нарисовать» картину природы, портрет и т. д.

Слайд 8

Существительные несут в себе и эмоциональную оценку.
Бездельник, труженик, лодырь, лентяй, прогульщик . В чем особенности этих слов? Какой оттенок они несут? В любой ли речевой ситуации могут быть использованы эти слова? Приведите примеры. Что, кроме самого значения слова, может придавать существительному эмоциональную окраску? Суффиксы

Слайд 9

Какую эмоциональную окраску придают суффиксы выделенным существительным?
1) Снег, снежатина, снежище — белое чудо России. (Р. Рождественский.) 2) И стоят себе липы, липушки. 3) Молодой поэтик написал про цветик, написал про цветик сто один куплетик. (М. Исаковский.)
атин
ищ
ушк
ик
ик
ик
ик

Слайд 10

Прочитайте текст, перескажите его, придумайте заголовок.
Серебрянка — мелкая речонка. Мы долго сидим на ее берегу в зарослях тростника и смотрим в воду. Ленивое течение колышет мягкие растения, в них собираются подводные жители. Головастый налим вывернулся из норы и стрельнул в заросли. Появляется усатый рак, и сразу исчезают мелкие рыбешки. (По Э. Шиму.)

Слайд 11

Варианты домашних заданий
1) написать сочинение на тему «Имя существительное — хлеб языка»; 2) подготовить сообщение «Роль существительных-антонимов в речи»; 3) используя книги для чтения по русскому языку, подготовить сообщение о происхождении какого-то имени существительного; 4) используя таблицу (см. раздел словаря «Таблицы справочного характера»), подготовить сообщение «Роль имени существительного в предложении». упр. 192

Слайд 12

Имя существительное
Повторение изученного в 5 классе. (2 урок)

Слайд 13

Синтаксическая пятиминутка.
1) Рыбалка — моя страсть. 2) Выдумывание названий — особый талант. (К. Паустовский.)

Слайд 14

Запись под диктовку
Графически выделить окончания существительных. Ехать по площади, ходить по галерее, возле землянки, подплыть к пристани, идти по дороге к деревне, отдыхать в санатории, направляться к станции.

Слайд 15

Задание: образовать существительные от глаголов объяснять, соединять, удивлять, раздражать с помощью суффикса -ени-, поставив их в предложном падеже, разобрать по составу. объяснение, соединение, удивление, раздражение

Слайд 16

Выборочный диктант.
3-е склонение Мышь, тишь, дрожь
не 3-е склонение возле дач, карандаш, задач, камыш, сокровищ.

Слайд 17

Существительное поставить в форму предложного падежа единственного числа.
В (бег) на пятьсот метров победила наша команда. Юлия задыхалась на (бег) и не могла говорить. За участие в том кровопролитном (бой) он был награжден медалью. Наверное, и ты немало видал на своем (век). Жизнь в маленьком поселке имеет свои особенности: ты всегда на (вид) у всех.

Слайд 18

Работа с пословицами.
1) без, грамматик.., и, учатся, математик.., не, букв, и Подсказка: предлог, мн. ч. род. п., союз, ед. ч. род. п., не, глагол, и, ед. ч. род. п. 2) работ.., не, в желез, ржавеет Подсказка: предлог, ед. ч. пр. п., ед. ч. им. п., не, глагол. 3) и, поедет, тигр, на, богатырь Подсказка: ед. ч. им. п., и, предлог, ед. ч. пр. п., глагол. 4) и, щенок, тот, к, слепой, полезет, матер.. Подсказка: прилагательное, им. п. ед. ч., – и, тот, предлог, дат. п. ед. ч., глагол.

Слайд 19

Самостоятельная работа.
Упражнение 200. Упражнение 201.

Слайд 20

Проверка.

Слайд 21

Проверка.

Слайд 22

Домашнее задание:
Упражнение 204.