Презентация - Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках математики

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках математикиОрганизация исследовательской деятельности учащихся на уроках математикиОрганизация исследовательской деятельности учащихся на уроках математикиОрганизация исследовательской деятельности учащихся на уроках математикиОрганизация исследовательской деятельности учащихся на уроках математикиОрганизация исследовательской деятельности учащихся на уроках математикиОрганизация исследовательской деятельности учащихся на уроках математикиОрганизация исследовательской деятельности учащихся на уроках математикиОрганизация исследовательской деятельности учащихся на уроках математикиОрганизация исследовательской деятельности учащихся на уроках математикиОрганизация исследовательской деятельности учащихся на уроках математикиОрганизация исследовательской деятельности учащихся на уроках математикиОрганизация исследовательской деятельности учащихся на уроках математикиОрганизация исследовательской деятельности учащихся на уроках математикиОрганизация исследовательской деятельности учащихся на уроках математикиОрганизация исследовательской деятельности учащихся на уроках математикиОрганизация исследовательской деятельности учащихся на уроках математикиОрганизация исследовательской деятельности учащихся на уроках математикиОрганизация исследовательской деятельности учащихся на уроках математикиОрганизация исследовательской деятельности учащихся на уроках математикиОрганизация исследовательской деятельности учащихся на уроках математики






Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках математики.

Слайд 2

Основным методом всех технологий развивающего обучения является исследовательская деятельность учащихся. Исследовательская деятельность учащихся – это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности.

Слайд 3

В качестве основного средства организации исследовательской работы выступает система исследовательских заданий. Исследовательские задания – это предъявляемые учащимися задания, содержащие проблему; решение ее требует проведение теоретического анализа, применения одного или нескольких методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них знание.

Слайд 4

Цель исследовательского метода
«вызвать» в уме ученика тот самый мыслительный процесс, который переживает творец и изобретатель данного открытия или изобретения. Школьник должен почувствовать прелесть открытия.

Слайд 5

Основные этапы учебного исследования
Мотивация исследовательской деятельности. Формулирование проблемы. Сбор, систематизация и анализ фактического материала. Выдвижение гипотез. Проверка гипотез. Доказательство или опровержение гипотез.

Слайд 6

Мотивирующая задача
Для крепления мачты нужно установить 4 троса. Один конец каждого троса должен крепиться на высоте 12 м, другой на земле на расстоянии 5 м от мачты. Хватит ли 50 м троса для крепления мачты?

Слайд 7

Организовать практическую работу исследовательского характера
Построить прямоугольные треугольники с катетами 12 и 5; 6 и 8; 8 и 15 и измерить гипотенузу
Результат в таблице: a 12 6 8 b 5 8 15 c 13 10 17

Слайд 8

Домашнее задание :исследовательская работа со следующей мотивирующей задачей:
1.Кто же на самом деле изобрел теорему- Пифагор? 2. Почему она долгое время называлась «теоремой невесты»? 3. Существуют ли другие доказательства теоремы?

Слайд 9

«Сумма внутренних углов треугольника»
 

Слайд 10

Провокационный вопрос:
«В каком треугольнике, по вашему мнению, сумма внутренних углов больше, в остроугольном или тупоугольном?»

Слайд 11

«Учебное расследование»
Может ли фигура с бесконечной площадью дать при вращении тело с конечным объемом?

Слайд 12

«Крупная» проблема
Вид многогранника В Г Р Примечание
Тетраэдр Октаэдр Икосаэдр Додекаэдр 12 - уг. пирамида 8 - уг. призма …

Слайд 13

«Мелкие» проблемные задания
Выполните действия и сравните полученные результаты:… Запишите в буквенной форме замеченное вами свойство. Каковы допустимые значения входящих в записываемое равенство переменных? Выполняется ли записанное вами равенство, если входящие в него множители не являются точными квадратами? Докажите ваше предположение, используя определение арифметического квадратного корня. Чему равно выражение …? …

Слайд 14

Мини-исследования
Почему треугольник назван «треугольником»? Можно ли дать ему другое название, также связанное с его свойствами? Как можно объяснить название «развернутый угол»? В Древнем Египте после разлива Нила требовалось восстановить границы земельных участков, для чего на местности необходимо было уметь строить прямые углы. Египтяне поступали следующим образом: брали веревку, завязывали на равных расстояниях узлы и строили треугольники со сторонами, равными 3, 4 и 5 таких отрезков. Правильно ли они поступали?

Слайд 15

Самостоятельная исследовательская работа учащихся
Реферат- творческая работа, написанная на основе нескольких источников, предполагающая выполнение задачи сбора и представления максимально полной информации по избранной теме. Учебное исследование- работа, целью которой является приобретение учащимися навыка исследования как универсального способа освоения действительности. Проект- творческая работа, связанная с планированием, достижением и описанием определенного результата.

Слайд 16

Основные этапы научного исследования
Постановка проблемы. Знакомство с литературой по проблеме исследования. Сбор собственного материала. Анализ, обобщение. Выводы. Результат исследования неизвестен заранее. Конечный результат обладает практической ценностью.

Слайд 17

В помощь учителю:
Сборник «Применение исследовательского метода на уроках математики: из опыта работы О.Н. Беловой учителя математики Моу СОШ № 1 г. Биробиджана» .-Биробиджан: ОблИУУ, 2009.-24с. 2. Сгибнев А. И. C26 Исследовательские задачи для начинающих. 2-е изд., испр. и доп. — М.: МЦНМО, 2015. — 136 с.

Слайд 18

Подготовка к выполнению исследовательских работ
В начальных классах :используются специальные упражнения для развития памяти, внимания, наблюдательности,… Учащиеся 5 – 7-х классов приобретают простейшие знания, умения и навыки, необходимые для выполнения исследовательской работы. Детей обучают основам самостоятельной деятельности, развивают нестандартное мышление. Учащиеся выступают с сообщениями о происхождении того или иного математического термина, о жизни и деятельности ученых, творивших науку, об истории математических открытий, о практическом применении знаний, полученных при изучении темы, написание математических сказок, составление математических кроссвордов,…

Слайд 19

Учащиеся 8 – 9-х классов выполняют исследовательские задания творческого характера. На этом этапе усложняются формы исследовательской работы, увеличивается их объем. В 10 – 11 классах происходит углубление знаний по методике исследования и обработке результатов. Учащиеся выбирают интересующую их тему для исследования и работают над ней. Все это осуществляется в процессе длительной самостоятельной работы по индивидуальной программе.

Слайд 20

Литература
Айзенк Ганс Ю., Эванс Д. Как проверить способности вашего ребенка. – М.: АСТ, 1998. Безрукова В.С. Директору об исследовательской деятельности школы/Библиотека журнала «Директор школы»– М.: Сентябрь, 2002 № 2. Белов А. Об организации учебно-исследовательской деятельности в области математики// Внешкольник.1997. № 7-8. Брагинский И.А. Исследования юных. Научные общества учащихся в России. История и современность. – М.: Просвещение, 1997. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум – М, 2001. Долгих С. Школа собственных открытий// Народное образование. 2003. № 6. Журнал «Директор школы». Спецвыпуск.1997. № 25. Журнал «Директор школы»: 1998 № 6; 2002 № 2; 2003 № 2. Журнал «Математика в школе»: 1999 № 6, 2000 № 5,6,9; 2001 № 7; 2003 № 2-3; 2004 № 2. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. – М.: Просвещение, 1980. Поволяева М.Н. Творчество педагога – творчество ребенка// Внешкольник. 2000. № 11. Русских Г.А. Развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся// Дополнительное образование.2001. № 7-8. Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе/Библиотека журнала «Директор школы» – М.: Сентябрь, 2001. Счастная Т.П. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ// Исследовательская работа школьников. 2003. № 4. И.В. Усачева, И.И. Ильясов. Формирование учебной исследовательской деятельности. – М., 1986. Шумакова Н.Б. Исследование как основа обучения// Одаренные дети и современное образование. 2003. № 5.

Слайд 21

СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ