Презентация - Жизнь и творчество А.П. Чехова - Психологизм прозы Чехова - Новаторство Чехова-драматурга

Жизнь и творчество А.П. Чехова - Психологизм прозы Чехова - Новаторство Чехова-драматургаЖизнь и творчество А.П. Чехова - Психологизм прозы Чехова - Новаторство Чехова-драматургаЖизнь и творчество А.П. Чехова - Психологизм прозы Чехова - Новаторство Чехова-драматургаЖизнь и творчество А.П. Чехова - Психологизм прозы Чехова - Новаторство Чехова-драматургаЖизнь и творчество А.П. Чехова - Психологизм прозы Чехова - Новаторство Чехова-драматургаЖизнь и творчество А.П. Чехова - Психологизм прозы Чехова - Новаторство Чехова-драматургаЖизнь и творчество А.П. Чехова - Психологизм прозы Чехова - Новаторство Чехова-драматургаЖизнь и творчество А.П. Чехова - Психологизм прозы Чехова - Новаторство Чехова-драматургаЖизнь и творчество А.П. Чехова - Психологизм прозы Чехова - Новаторство Чехова-драматургаЖизнь и творчество А.П. Чехова - Психологизм прозы Чехова - Новаторство Чехова-драматургаЖизнь и творчество А.П. Чехова - Психологизм прозы Чехова - Новаторство Чехова-драматургаЖизнь и творчество А.П. Чехова - Психологизм прозы Чехова - Новаторство Чехова-драматургаЖизнь и творчество А.П. Чехова - Психологизм прозы Чехова - Новаторство Чехова-драматургаЖизнь и творчество А.П. Чехова - Психологизм прозы Чехова - Новаторство Чехова-драматургаЖизнь и творчество А.П. Чехова - Психологизм прозы Чехова - Новаторство Чехова-драматургаЖизнь и творчество А.П. Чехова - Психологизм прозы Чехова - Новаторство Чехова-драматурга









Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

«Жизнь и творчество А.П. Чехова. Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Психологизм прозы Чехова. Новаторство Чехова-драматурга»
ЛЕКЦИЯ № 6

Слайд 2

Семья
Антон Чехов. Таганрог. 29 января1860г.
Павел Егорович Чехов, купец 3-й гильдии
Евгения Яковлевна Чехова
Михаил Чехов, юрист, писатель (1865—1936)
Николай Чехов, художник (1858—1889)
Мария Чехова, художник (1863—1957)
Александр Чехов, прозаик (1855—1913)
Иван Чехов, педагог (1861—1922)

Слайд 3

Годы обучения
Отчий дом А.П. Чехова в Таганроге
Таганрогская гимназия: 1868 – 1879 г.г. Московский университет, медицинский факультет: 1879 – 1884 г.г.
Москва, медицинский университет

Слайд 4

Первые литературные попытки
Псевдонимы Чехова:
1885 г. – Знакомство с художником Исааком Левитаном
1885 г. – Знакомство с писателем Дм. Григоровичем

Слайд 5

Первый литературный опыт
1886г. – изданы сборники рассказов «Пестрые рассказы». 1887г. – «Невинные речи». В 1887г. состоялась постановка первой пьесы «Иванов». В 1888г. Российская академия наук присудила Чехову Пушкинскую премию за третий сборник рассказов — «В сумерках».

Слайд 6

«Желание служить благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья... За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком, постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные и что после непродолжительного счастья наступает несчастье».

Слайд 7

В 1890 г. Чехов отправился на Сахалин
Маршрут Сахалинского путешествия: Ярославль — Казань — Пермь — Тюмень — Сахалин. Через Японию, Гонконг, Сингапур, Цейлон, Константинополь, Одессу он вернулся в Москву. 
Чехов осветил условия труда и быта местного населения, произвол чиновников и тюремных начальников. Официальные лица России были вынуждены отреагировать и заняться установлением законности и наведением экономического порядка в этом отдалённом уголке Российской империи.

Слайд 8

Литературный опыт
К 1891г. им уже написаны такие произведения, как «Гусев», «Бабы», «В ссылке», «Рассказ неизвестного человека», «Убийство», «Дуэль» и др. В 1891—1892гг. в ряде губерний России из-за длительной засухи разразился голод. А.П. Чехов организует сбор пожертвований в пользу голодающих  Нижегородской и Воронежской губерний.

Слайд 9

«Мелиховский» период (1892 – 1899г.г.)
- литературный труд; активная медицинская практика (обслуживает 25 деревень); открывает на свои средства медицинский пункт; строит три школы для крестьянских детей, колокольню и пожарный сарай для крестьян; участвует в прокладке шоссейной дороги на Лопасню; добивается открытия почты и телеграфа; организует посадку тысячи вишневых деревьев, засевает голые лесные участки лиственницами, вязами, кленами, соснами и дубами. Создаёт общественную библиотеку в Таганроге, жертвует туда более 2 тысяч томов собственных книг.
«Палата №6», «Человек в футляре», «Случай из практики», «Ионыч», «Крыжовник», «Мужики», пьесы «Чайка», «Дядя Ваня».

Слайд 10

«без труда не может быть чистой и радостной жизни»
Чехов ведёт активную общественную работу: жертвует деньги на строительство школы, хлопочет об устройстве первой биологической станции, работает в Попечительстве о приезжих больных. В 1900 г. Чехова выбирают в почетные академики Петербургской Академии наук. В 1902 г., узнав об исключении из академиков М. Горького, в знак протеста он отказывается от своего звания.
Ольга Леонардовна Книппер (21.09.1868 - 22.03.1959г)
25 мая 1901 г. состоялось венчание А.П. Чехова и ведущей актрисы МХАТ, Ольги Леонардовны Книппер
Создаёт пьесы «Три сестры» (1901 г.), «Вишнёвый сад» (1903 г.) Ведёт оживлённую переписку с Горьким, Буниным, Толстым, Станиславским, Немировичем-Данченко, Шаляпиным,  Комиссаржевской,  Мейерхольдом.

Слайд 11

Скончался в ночь с 14 на 15 июля 1904 г., находясь на лечении в Германии, в курортном местечке Баденвайлер.
Балкон комнаты в Баденвайлере (Германия), в которой умер Антон Павлович Чехов.

Слайд 12

Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов
Ранние произведения Чехова
Относят к комическим новеллам, подчёркивая динамичность их сюжета, «результативность» событий, внимание автора к поведению героев, «настоящее репортажное» время.
Определяют его рассказы как сплав анекдота и притчи: от анекдота – необычность и яркость сюжета, оригинальность ситуаций, жизненную достоверность, выразительность диалогов; от притчи — универсальность смысла, философскую глубину.
«Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Хамелеон». В произведениях А.П. Чехова более позднего периода остро звучит сатирическое обличение бездуховности «пошлого человека».

Слайд 13

Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов
Тематика произведений Чехова: дикость и жестокость деревенской жизни, взаимовлияние личности и среды, идейные искания интеллигенции, душевное бессилие перед пошлостью, перерождение человека в «мелюзгу». 
Основные проблемы:  проблема смысла жизни, проблема духовной деградации человека. Двигателем сюжета чеховских рассказов является столкновение героя с пошлостью, причём этот конфликт не имеет трагической остроты — всё по-будничному просто: герой не выдерживает испытания бытом, рутинной жизнью, его «заедает» среда.

Слайд 14

Психологизм прозы Чехова
Особенность чеховского психологизма это психологизм скрытый, косвенный, психологизм подтекста: 1. внимание к процессам внутренней жизни никогда не заостряется и не подчеркивается; 2. композиция эпизодов всегда выдержана; 3. психологическое состояние персонажа выясняется постепенно и незаметно для читателя. Чехов использует одновременно разные формы психоло­гического изображения: внутренний монолог, несобственно-прямая речь, авторское психологическое сообщение, психологическая деталь-впечатление, прием умолчания.

Слайд 15

Новаторство Чехова-драматурга
Отходит от принципов классической драмы и отражает драматическими средствами не только проблемы, но и показывает психологические переживания героев. Предлагает для зрителей многослойную реальность с большим количеством отступлений от главной темы и наличием различных «подводных течений». Главное в диалогах героев чеховской драмы – это не буквальное значение слов, а их тайный смысл, внутренний контекст. При этом часто герои, произнося слова и обращаясь к собеседнику, не слышат друг друга, понимая только свою позицию. Отсутствует явно выраженный конфликт, нет сугубо положительных и сугубо отрицательных героев, а сами пьесы написаны в рамках «открытого финала», позволяющего зрителям домысливать окончание сюжета.
ВЫВОД: Произведения писателя стремятся помочь человеку найти смысл своего бытия и пойти по пути нравственного совершенствования.

Слайд 16