Презентация - И.С. Тургенев «Бежин луг»

И.С. Тургенев «Бежин луг»И.С. Тургенев «Бежин луг»И.С. Тургенев «Бежин луг»И.С. Тургенев «Бежин луг»И.С. Тургенев «Бежин луг»И.С. Тургенев «Бежин луг»И.С. Тургенев «Бежин луг»И.С. Тургенев «Бежин луг»И.С. Тургенев «Бежин луг»И.С. Тургенев «Бежин луг»И.С. Тургенев «Бежин луг»И.С. Тургенев «Бежин луг»И.С. Тургенев «Бежин луг»И.С. Тургенев «Бежин луг»И.С. Тургенев «Бежин луг»И.С. Тургенев «Бежин луг»И.С. Тургенев «Бежин луг»И.С. Тургенев «Бежин луг»И.С. Тургенев «Бежин луг»И.С. Тургенев «Бежин луг»И.С. Тургенев «Бежин луг»И.С. Тургенев «Бежин луг»И.С. Тургенев «Бежин луг»И.С. Тургенев «Бежин луг»И.С. Тургенев «Бежин луг»И.С. Тургенев «Бежин луг»И.С. Тургенев «Бежин луг»И.С. Тургенев «Бежин луг»И.С. Тургенев «Бежин луг»И.С. Тургенев «Бежин луг»И.С. Тургенев «Бежин луг»И.С. Тургенев «Бежин луг»И.С. Тургенев «Бежин луг»И.С. Тургенев «Бежин луг»И.С. Тургенев «Бежин луг»И.С. Тургенев «Бежин луг»И.С. Тургенев «Бежин луг»И.С. Тургенев «Бежин луг»И.С. Тургенев «Бежин луг»И.С. Тургенев «Бежин луг»И.С. Тургенев «Бежин луг»И.С. Тургенев «Бежин луг»И.С. Тургенев «Бежин луг»И.С. Тургенев «Бежин луг»И.С. Тургенев «Бежин луг»И.С. Тургенев «Бежин луг»И.С. Тургенев «Бежин луг»И.С. Тургенев «Бежин луг»И.С. Тургенев «Бежин луг»И.С. Тургенев «Бежин луг»И.С. Тургенев «Бежин луг»И.С. Тургенев «Бежин луг»И.С. Тургенев «Бежин луг»И.С. Тургенев «Бежин луг»И.С. Тургенев «Бежин луг»И.С. Тургенев «Бежин луг»И.С. Тургенев «Бежин луг»И.С. Тургенев «Бежин луг»И.С. Тургенев «Бежин луг»И.С. Тургенев «Бежин луг»И.С. Тургенев «Бежин луг»И.С. Тургенев «Бежин луг»И.С. Тургенев «Бежин луг»И.С. Тургенев «Бежин луг»И.С. Тургенев «Бежин луг»









Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Иван Сергеевич Тургенев
(1818 - 1883)

Слайд 2

По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, - богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново (Мценский уезд Орловской губернии) прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право. В 1827 семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей, затем, в 1833, поступает на словесное отделение Московского университета, в 1834 переходит на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета.
Варвара Петровна
Сергей Николаевич
Родители Тургенева

Слайд 3

И.С. Тургенев в возрасте 12 лет.
И.С. Тургенев в возрасте 7 лет

Слайд 4

...Спасское было в то время настоящим барским имением. Широкие, длинные аллеи из исполинских лип и берез вели с разных сторон к господской усадьбе... За домом тянулся обширный, роскошный сад, густые, темные аллеи которого шли уступами к прудам, окаймлявшим сад и всю усадьбу.

Слайд 5

Спасское - Лутовиново

Слайд 6

Усадьба Тургеневых

Слайд 7

«…Маленький Ваня бегал по аллеям прекрасного парка…»

Слайд 8

Парк

Слайд 9

«Не в одних стихах разлита поэзия: она везде. Взгляните на эти деревья, на это небо – отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота, там и жизнь…» (И.С.Тургенев)

Слайд 10

Охотничьими тропами
По Орловской, Тульской, Курской и Калужской губерниям пролегали охотничьи тропы Тургенева. Он был страстным «ружейным охотником». Бродя с ружьём за плечами, писатель изучал сердце России – её народ. В его «Записках охотника» - встречи с мужиками, бабами, крестьянскими ребятишками.

Слайд 11

Слайд 12

Уже в студенческие годы появились его первые переводы, небольшие поэмы, стихотворения, а в 1847 г. и первые рассказы из будущих «Записок охотника», принесших славу И. С. Тургеневу.

Слайд 13

«Записки охотника» - цикл рассказов и очерков о жизни русской деревни и русском крестьянине. Основной темой «Записок» были взаимоотношения помещиков и крестьян. Автор сборника рассказов выносит суровый приговор крепостному праву. Открыв Россию и русского человека, положив начало «крестьянской теме» в отечественной словесности, «Записки охотника» стали смысловым фундаментом всего дальнейшего творчества Тургенева.

Слайд 14

В 1852 г. Вышла отдельная книга «Записок охотника», в сборник входит 20 рассказов. Основной темой являются взаимоотношения помещиков и крестьян, поруганное человеческое достоинство русского мужика.

Слайд 15

История рассказа «Бежин луг»
Первая запись о замысле создания рассказа была сделана в августе 1850 г.: "Бежин луг. Описать, как мальчики гоняют лошадей в пустыри на ночь» В 1851 г. Это произведение было напечатано в журнале «Современник».

Слайд 16

Места, упоминаемые в рассказе, реально существуют. Бежин луг находится в 13 км от Спасского-Лутовинова. Там же Парахинские кусты, деревня Варнавицы, село Шаламово и др.

Слайд 17

«Бежин луг» -
самый поэтический и волшебный ОЧЕРК «Записок охотника»

Слайд 18

Очерк -
разновидность малой формы эпической литературы, чаще всего очерк посвящается современной автору жизни, фактам и людям. Художественный очерк сохраняет особенности образного изображения. И в этом очерк близок рассказу. ОЧЕРК: АВТОР = РАССКАЗЧИК

Слайд 19

Кто он – рассказчик?

Слайд 20

Повествование в рассказе «Бежин луг» ведётся от лица автора, который одновременно является персонажем - охотником, сбив­шимся с дороги и заблудившимся в июльскую ночь. Рас­сказчик впитывает в себя детский взгляд на мир, и благо­даря этому с большей непосредственностью им заявляется одна из главных тем рассказа
— природа и герой в их гармоничном единстве.

Слайд 21

Бежин луг
Обратимся к рассказу «Бежин луг». Он вошел в сборник «Записки охотника» и был опубликован в 1851г. Называться он стал так потому, что в каждом из 25 рассказов появляется охотник-рассказчик. Сам Тургенев страстно любил охоту, поэтому об охоте он пишет с таким увлечением: «…русские люди с незапамятных времен любили охоту. Это подтверждают наши песни, наши сказания, все предания наши. Да и где же охотиться, как не у нас: кажется, есть где и есть по чем. Витязи времен Владимира стреляли белых лебедей и серых уток на заповедных лугах. Вообще охота свойственна русскому человеку…» и все же именно «Записки охотника» очень мало говорят нам о самой охоте: скитаясь с ружьем, Тургенев накапливал наблюдения за окружающей жизнью. По определению Герцина, «ничто в природе не ускользает от его верного, поэтического и пытливого взгляда». Случай, который однажды произошел с Тургеневым, был положен в основу рассказа «Бежин луг». В прекрасный июльский день, когда погода установилась надолго, Тургенев провел весь день на охоте. Но возвращаясь домой он заблудился. Долго блуждал он по ночному лесу, пока не вышел на Бежин луг. Здесь, у костра, он познакомился с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное время пасти лошадей.

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Найдите в тексте Это были просто крестьянские ребятишки из соседних деревень, которые стерегли табун... Я сказал мальчикам, что заблудился и подсел к ним... Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение… Тёмное чистое небо торжественно и высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием…

Слайд 25

Герои рассказа – крестьянские ребятишки
Рассказчик

Слайд 26

ФЕДЯ
… лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы… Докажите текстом, что Федя из «богатой семьи»

Слайд 27

ПАВЛУША
У второго мальчика… Волосы были всклокоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как гворится, с пивной котёл, тело приземистое, неуклюжее… А почему мальчик понравился автору?

Слайд 28

Ильюша
Лицо третьего было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость, сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились – он словно всё щурился от огня. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши… Во что был одет мальчик?

Слайд 29

А кто это?

Слайд 30

Домашнее задание
1.Составить план рассказа 2.Рассказ об одном мальчике 3. посчитать, сколько всего «страшилок» рассказывают ребята. .

Слайд 31

Вопросы по прочитанному
Почему очерк называется «Бежин луг»? Кого вы можете назвать главными героями произведения? Какова композиция очерка? Определите временные рамки в произведении.

Слайд 32

Примерный план
I «Прекрасный июльский день». II Охотник заблудился. III У костра в ночном. IV Рассказы мальчиков: 1.Рассказ Илюши о домовом. 2.Рассказ Кости о Гавриле и русалке. 3.Рассказ Илюши о псаре Ермиле. 4.Рассказ Илюши о покойниках. 5.Рассказ Илюши о «педиведенье», о Тришке-антихристе. 6.Рассказ Кости о водяном. 7.Рассказ Кости о Васе, утонувшем в реке. V Непонятные ночные звуки. VI Прощание с мальчиками. VII Эпилог. Смерть Павлуши.

Слайд 33

Композиция очерка
Прекрасный июльский день (погода установилась надолго): А) «Кроткая заря»; Б) знойный полдень; В) спокойный закат.

Слайд 34

Речь автора музыкальна, мелодична, насыщена яркими, запоминающимися эпитетами: «сверкающие обагренные кусты», «красные, золотые потоки молодого, горячего света». Тургенев часто употребляет и такие художественные средства, как сравнение, метафора и другие формы переноса значения слов: верхний край облачка «засверкает змейками», «хлынули играющие лучи», «тонкий язык света лизнет голые сучья лозняка».

Слайд 35

Композиция очерка
2. Скитания охотника: А) дорога потеряна («Я остановился в недоуменье»); Б) теперь путь найден («…нужно вправо взять…»); В) «заблудился совершенно» («пошел наудалую»).

Слайд 36

Композиция очерка
3. У костра в ночном: А) костер в ночи; Б) пять деревенских мальчиков; В) рассказ Ильюши о случае на кустарной бумажной фабрике; Г) рассказ Кости о том, как русалка Гаврилу «испортила»; Д) рассказы о псаре Ермиле и оборотне; Е) неожиданная тревога;

Слайд 37

Композиция очерка
Ж) рассказ Ильюши о покойном барине и бабке Ульяне; З) рассказ Павлуши о «предвидении»; И) рассказы Ильюши и Павлуши о Тришке (антихристе); К) разговоры о стонах в бучиле, о лешем, о водяном; Л) рассказ Кости об утонувшем Васе; М) возвращение Павлуши («Я Васин голос слышал»).

Слайд 38

Композиция очерка
4. Наступило утро: А) рассвет; Б) мальчики возвращаются с табуном. Эпилог: смерть Павлуши

Слайд 39

В рассказе «Бежин луг» перед нами открывается общая гармония – гармония природы и крестьянских ребятишек, стерегущих табун. Мальчики, которых встретил охотник, не испытывают неловкости от присутствия постороннего человека и продолжают свой разговор, полный тайн, преданий и поверий.

Слайд 40

Случай, история, предание, легенда, небылица, поверье, быличка…
«Так может быть» «так должно быть» «так было» совершившийся факт Каждый рассказ – это не только «страшная история», навеянная темнотой ночи, таинственными звуками; эта еще и внутренний мир каждого ребенка, гамма чувств, верований, переживаний.

Слайд 41

Каждый рассказ – это не только «страшная история», навеянная темнотой ночи, таинственными звуками; это еще и внутренний мир каждого ребенка, гамма чувств, верований, переживаний.
Все страшные истории в рассказе подобраны так, что они гармонируют и с ночным пейзажем и с волнением детей, жаждущих чего-то необыкновенного.

Слайд 42

Беседа с классом
-Какие истории рассказывали мальчики? -Как сам Тургенев называл их рассказы? Он старательно искал слово, чтоб назвать. В журнальной публикации рассказа он назвал их россказнями, в издании 1852г. – преданиями, а позже – поверьями. Современная фольклористика нашла удачный термин – такие истории теперь называют «былички»

Слайд 43

О ком в страшилках рассказывают мальчики? Какова реакция слушателей на рассказы мальчиков? Как характеризуют героев рассказа эти истории?

Слайд 44

-Какой мир открывают нам 11 быличек-поверий? Рассказы ребят открывают нам мир, который окружает их, таким, каким он жил в их представлении. Ребята искренне верят в поверья, так как ежедневно сталкиваются с неожиданными для них и необъяснимыми явлениями. Они слышат рассказы про домового и лешего, водяного и русалку, оборотней и вставших из гроба мертвецов, небесное предвидение и гадание о смерти, таинственные голоса погибших людей.

Слайд 45

Леший

Слайд 46

Водяной

Слайд 47

Русалка

Слайд 48

Домовой

Слайд 49

Тургенев очень точно, детально передает речь своих героев. Он не только употребляет «народные» слова: диалектизмы, просторечия, но и делает речь героев индивидуальной. Особенности речи каждого мальчика дают читателям возможность лучше понять характеры героев, их образ мыслей.

Слайд 50

-О чём свидетельствовало такое представление ребят об окружающем мире? Оно свидетельствовало о стремлении невежественного ума осмыслить окружающее, всё, что происходит с человеком. Крестьянские дети в те времена нигде не учились, были неграмотные, и все представления об окружающем мире черпали из поверий и легенд. -Как получилось, что сами Илюша, Павлуша и Костя стали участниками событий, которые подтверждают их верования? Крайняя впечатлительность и живость воображения помогают им принять желаемое за действительное4 а затем они упорно настаивают на том, что кажется им свершившимся фактом. -Что можно сказать о крестьянских ребятах, выступающих в роли рассказчиков? Каждый из рассказчиков умеет увлечь и заинтересовать слушающих.

Слайд 51

Их рассказы помогают понять характер и миропонимание рассказчиков. Об одном и том же событии ребята рассказывают по-разному. Историю о солнечном затмении Павлуша рассказывает неторопливо и весело. Единственный раз за всю ночь ребята смеются, слушая этот рассказ, включающий несколько забавных историй. Иное дело – Илюша, он сам врывается в рассказ Павлуши. Мы слышим легенду о Тришке, которая вызывает в нем страх и восхищение перед таинственной силой «удивительного человека». Рассказы ребят поэтичны и таинственны, в них используется народный юмор.

Слайд 52

Внешняя красота не важна. Главное в изображении крестьянских детей – их необычность, непохожесть, духовное богатство, их умение тонко чувствовать красоту природы, поэтичность, их талантливость, ум, трудолюбие. Портрет помогает понять авторский замысел, идею произведения: человек – это единое целое с природой.
Вывод:

Слайд 53

Почему рассказ заканчивается эпилогом – гибелью Павлуши?
Как это связано со всем рассказом и финалом (прекрасное утро)?

Слайд 54

Домашнее задание
1. Найти описание пейзажа

Слайд 55

Главная тема рассказа «Бежин луг» — человек и природа. «Лучшие герои Тургенева не просто изображаются на фоне природы…Они и есть часть природы, неразрывно связаны с ней. Природа загадочна, таинственна. Она умеет быть доброй и мстить…Счастье - в единении с ней , в ощущении себя частицей бесконечного целого природы» Г.Курляндская.

Слайд 56

Ночной
Что такое пейзаж ?

Слайд 57

Словарь
Портрет – изображение внешности героя(лица, фигуры, одежды, мимики, жестов). Помогает понять социальное положение героя, его характер
Пейзаж - картина природы в художественном произведении. Описание природы помогает лучше понять героев и их поступки, представить место действия.

Слайд 58

Пейзаж
Прекрасный июльский день Ночной пейзаж Второй ночной пейзаж

Слайд 59

В рассказе даётся описание июльского дня, вечера, ночи… Найдите художественно-выразительные средства, при помощи которых автору удалось передать свои ощущения и чувства…

Слайд 60

     Эпитеты:  «Солнце – не огнистое, не раскаленное…. светлое и приветливо лучезарное»,  «играющие лучи»,  «могучее светило»… Сравнение:  «блеск подобен блеску кованого серебра»,  «сами они…  лазурны, как небо»,  Метафоры: «утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем», «хлынули играющие лучи»…. Олицетворения: «ветер разгоняет, раздвигает  накопившийся зной», «вихри… гуляют по дорогам…»,  «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами»….
Определите, какими  художественными приемами пользуется Тургенев при описании  картин природы? Приведите примеры.

Слайд 61

Рассказ не случайно и начинается и завершается описанием картин природы. Понимание природы у Тургенева включает в себя народное толкование стихийных сил природы, и сама природа — стихия таинственного и непостижимого для человека. Пейзаж выполняет разные задачи в произведении – он может передавать или оттенять настроение героев, а может выражать отношение автора к происходящему. Красоте и гармонии природы противопоставлена зловещая и мёртвая сила, враждебная человеку – крепостное право. Но эта сила не способна уничтожить душу и человечность.
Вывод:

Слайд 62

Пожалуй, лишь в общении с природой и простыми людьми он(Тургенев) чувствовал себя свободно. Спасское приволье стало его «колыбелью»: научило страстно любить природу, особенно в живых её проявлениях.

Слайд 63

Слайд 64

В.Г. Перов. Портрет И.С.Тургенева. 1872
Книгу «Записки охотника» Иван Сергеевич Тургенев не выпускал из своего внимания в течение всей своей жизни; это было одно из любимейших созданий писателя, к которому он возвращался постоянно.

Слайд 65

Домашнее задание
1.Напишите рассказ об одном из героев очерка или 2. Отзыв о рассказе «Бежин луг» Тургенева