Презентация - Виды предложений по цели высказывания и интонации

Виды предложений по цели высказывания и интонацииВиды предложений по цели высказывания и интонацииВиды предложений по цели высказывания и интонацииВиды предложений по цели высказывания и интонацииВиды предложений по цели высказывания и интонацииВиды предложений по цели высказывания и интонацииВиды предложений по цели высказывания и интонацииВиды предложений по цели высказывания и интонацииВиды предложений по цели высказывания и интонацииВиды предложений по цели высказывания и интонацииВиды предложений по цели высказывания и интонацииВиды предложений по цели высказывания и интонацииВиды предложений по цели высказывания и интонацииВиды предложений по цели высказывания и интонацииВиды предложений по цели высказывания и интонацииВиды предложений по цели высказывания и интонацииВиды предложений по цели высказывания и интонацииВиды предложений по цели высказывания и интонацииВиды предложений по цели высказывания и интонацииВиды предложений по цели высказывания и интонацииВиды предложений по цели высказывания и интонацииВиды предложений по цели высказывания и интонацииВиды предложений по цели высказывания и интонацииВиды предложений по цели высказывания и интонацииВиды предложений по цели высказывания и интонацииВиды предложений по цели высказывания и интонацииВиды предложений по цели высказывания и интонацииВиды предложений по цели высказывания и интонацииВиды предложений по цели высказывания и интонацииВиды предложений по цели высказывания и интонацииВиды предложений по цели высказывания и интонации






Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Виды предложений по цели высказывания и интонации
5 КЛАСС

Слайд 2

Выпишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.
Оч_ровательный малыш; об_ятельная девочка; оранжевые и красные цветы; ребята уд_влялись; листья с_ежились; жаркими лучами; по дороге; шумит камыш; пок_залось облачко; появился и исчез; проб_жать по саду; прибл_жаться к дому; застучали и зашлепали; зашлепали по воде; по грязной воде; по воде; застучали капли; перелетали и попискивали; перелетали птенцы; скворцы и дрозды; полыхнула молния.

Слайд 3

Какие сочетания слов вы не выписали? Почему?
Оч_ровательный малыш; об_ятельная девочка; оранжевые и красные цветы; ребята уд_влялись; листья с_ежились; жаркими лучами; по дороге; шумит камыш; пок_залось облачко; появился и исчез; проб_жать по саду; прибл_жаться к дому; застучали и зашлепали; зашлепали по воде; по грязной воде; по воде; застучали капли; перелетали и попискивали; перелетали птенцы; скворцы и дрозды; полыхнула молния.

Слайд 4

Определите вид предложений по цели высказывания и по интонации.
Выразительно прочитайте предложения, взятые из сказок А.С. Пушкина. 1. Смилуйся2, государыня рыбка! 4 2. Воротился он ко старухе. Что ж он видит? 3. Чего тебе надобно, старче? 4. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. 5. Вы ж, голубушки2 сестрицы, выбирайтесь из светлицы, поезжайте вслед за мной... 6. Выплесни2 ты нас на сушу! 7. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?! 8. Не видал ли где на свете ты царевны молодой? 9. Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

Слайд 5

Выразительно прочитайте предложения. Определите их вид по цели высказывания, по интонации.
Пошел по лесу треск и стук.4 Как, милый Петушок2, поешь ты громко2, важно! Отколь такой берется голосок? А ты, Кукушечка, мой свет, так тянешь плавно и протяжно! За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? (Из басен И.Крылова)

Слайд 6

Главные и второстепенные члены предложения
5 класс Система уроков

Слайд 7

подлежащее
Подлежащее Кто? Что? (вопрос только именительного падежа!)   Утро (сущ.) наступает. Прохожий (субстант. прил.) остановился. Пришедшие (причаст.) поздоровались. Десять негритят (количественно-именное сочетание) пошли купаться в море. Брат с сестрой (словосочетание) играют. Жить – Родине служить.

Слайд 8

Холодина!4 Слипаются ресницы, ноздри.4

Слайд 9

Поморфемное письмо
Объяснить; далекий; объединение; насладиться; потрясти; подарить; приближаться; прошептать; посветить (фонарем); увле­каться.

Слайд 10

1. Выборочный диктант. Выписать из текста только подлежащие.
К людям за помощью Во двор пришла семья лосей. Около них собрались люди и увидели на задних ногах лосихи раны. Животное мучилось от ран. Добров принес марганцовку, йод, бинты и стал обрабаты­вать раны. Через три дня семейство покинуло гостеприимный двор. (Из газеты «Известия»)

Слайд 11

ПРОВЕРКА
К людям за помощью Во двор пришла семья лосей. Около них собрались люди и увидели на задних ногах лосихи раны. Животное мучилось от ран. Добров принес марганцовку, йод, бинты и стал обрабаты­вать раны. Через три дня семейство покинуло гостеприимный двор. (Из газеты «Известия»)

Слайд 12

2. Выборочный диктант. Выписать из текста только подлежащие.
  Даниель Дефо родился в Бристоле в семье торговца мясом. Отец хотел видеть своего сына священником. Он отдал его на обучение в духовную академию. Но свя­щенником тот не стал.

Слайд 13

ПРОВЕРКА
Даниель Дефо родился в Бристоле в семье торговца мясом. Отец хотел видеть своего сына священником. Он отдал его на обучение в духовную академию. Но свя­щенником тот не стал.

Слайд 14

Упражнение 161, стр. 76 (учебник)

Слайд 15

Домашнее задание
Упражнение 160 (учебник)

Слайд 16

СКАЗУЕМОЕ
Сказуемое ??? Что делает предмет? Каков предмет? Какой предмет? Что такое предмет? Кто такой предмет? Утро наступает. День прекрасен. Сад чудесный. Книга – источник знаний. Пушкин – наш поэт.  

Слайд 17

Главные члены предложения
Подлежа-щее Кто? Что? (Только вопрос именительного падежа!)   Утро (сущ.) наступает. Прохожий (субстант. прил) остановился. Пришедшие (причаст.) поздоровались. Десять негритят (кол-им. сочетание) пошли (зачем?) купаться (где?) в море. Брат с сестрой (словосочетание) играют. Жить – Родине служить.
Сказуе-мое Что делает предмет? Каков предмет? Какой предмет? Что такое предмет? Кто такой предмет? Утро наступает. День прекрасен. Сад чудесный. Книга – источник знаний. Пушкин – наш поэт.

Слайд 18

Второстепенные члены предложения
Дополнение Обозначает предмет Только вопросы косвенных падежей (Р. Д. В. Т. П. падежей ) Мы приехали на машине.
Определение Признак предме-та Какой? Чей? Яркое солнце слепило глаза.  
Обстоятельство Признак действия или признак другого признака Смысловые вопросы: Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? и Как?   Весна пришла рано. Мы приехали вчера. Я хочу пойти (зачем?) прогуляться.

Слайд 19

ДОПОЛНЕНИЕ
Упражнение 1. Прочитайте предложения. Сопоставьте их. В роли каких членов предложения выступают выделенные слова?   1. Раскидистый дуб возвышался на опушке леса. – На опушке леса я увидел раскидистый дуб. 2. На верх мачты я прикрепил флаг. – Наверху развевается флаг. 3. За поворотом мы увидели пруд. – Пруд тянулся вдоль деревни. 4. Ребята из сухих сучьев разожгли костер. – Костер разгорался сильнее.

Слайд 20

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО
ПЛАН РАЗБОРА I. Часть речи. Общее значение. II. Начальная форма (И.п. ед.ч.). Постоянные признаки: - собственное или нарицательное; - одушевленное или неодушевленное; - род; - склонение. Непостоянные признаки: - падеж; - число. III. Синтаксическая роль.

Слайд 21

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО
Письменный разбор   Солнце 3 – I. сущ. (что?) II. Н.ф. – солнце, пост. пр-ки: нариц., неодуш., ср.р., 2-го скл.; непост. пр-ки: в И. п., в ед. ч. III. Что? солнце.

Слайд 22

Упражнение 2.
Составьте и запишите по два предложения так, чтобы одно и то же слово в первом предложении было подлежащим, а во втором – дополнением, выраженным существительным в винительном падеже без предлога. Образец: Село привольно раскинулось на берегу Оки. – Я сразу узнал это село.   Мячик, дверь.

Слайд 23

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Составьте и запишите по два предложения так, чтобы одно и то же слово в первом предложении было подлежащим, а во втором – дополнением, выраженным существительным в винительном падеже без предлога. Образец: Село привольно раскинулось на берегу Оки. – Я сразу узнал это село.   Ветер, море, дождь, дерево, яблоко. Или упражнение 180, стр. 83.

Слайд 24

Второстепенные члены предложения

Слайд 25

Распределительный диктант
Слова с проверяемой безударной гласной Слова с непроверяемой безударной гласной
     
Запишите слова в два столбика:
Слова для 1 варианта Бананы, мириться, глоток, апельсины, картофель, отличиться, бинокль, перила, багряный, разгадать2, водянистый, течение.   Слова для 2 варианта Акварель, спешить, корзина, разговор, кормушка, выписать, удивиться, задрожать2, гитара, лепетать, гористый, балкон.

Слайд 26

ПРОВЕРКА
Слова с проверяемой безударной гласной Слова с непроверяемой безударной гласной
Мириться, глоток, отличиться, разгадать2, водянистый, течение. Бананы, апельсины, картофель, бинокль, перила, багряный.
1 вариант Бананы, мириться, глоток, апельсины, картофель, отличиться, бинокль, перила, багряный, разгадать2, водянистый, течение.

Слайд 27

ПРОВЕРКА
Слова с проверяемой безударной гласной Слова с непроверяемой безударной гласной
Спешить, разговор, кормушка, выписать, удивиться, задрожать2, лепетать, гористый. Акварель, корзина, гитара, балкон.
2 вариант Акварель, спешить, корзина, разговор, кормушка, выписать, гитара, удивиться, задрожать2, лепетать, гористый, балкон.

Слайд 28

Упражнение.
Спишите предложения, подчеркните в них все члены предложения. Сверху надпишите, чем они выражены. Лес окутал густой туман. Доклад мы п_ручили Пете. Деревья покрыл ин_й. Погр_ничники увидели к_рабль. Баркас унес в море ур_ган.

Слайд 29

Упражнение. Спишите предложения, подчеркните в них все члены предложения. Сверху надпишите, чем они выражены. В саду суетились синицы. Осень пришла внезапно. В непроглядном мраке выли волки. В болотах часто бывают пожары. Со дна пузырями поднимался болотный газ. (К.Паустовский) Надпишите над обстоятельствами вопросы, на которые они отвечают.

Слайд 30

Упражнение. Спишите предложения, подчеркните определения. Надпишите, чем они выражены. Сквозит туман прозрачный над рекой. (А.Фет) Стояли трескучие морозы. (Г.Скребицкий) Под знойным небом чахнет сад. (Н.Рубцов) По двору метелица ковром шелковым стелется. (С.Есенин) Треплет ветер под косынкой рыжеватую косу. (С.Есенин) Над светлым озером пурпуровой зари вечерний пламень потухает. (И.Никитин) Багряная печальная луна висит вдали. (И.Бунин)

Слайд 31

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Упражнение 96 (РТ Богдановой)