Презентация - Система уроков по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Система уроков по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Система уроков по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Система уроков по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Система уроков по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Система уроков по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Система уроков по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Система уроков по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Система уроков по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Система уроков по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Система уроков по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Система уроков по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Система уроков по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Система уроков по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Система уроков по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Система уроков по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Система уроков по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Система уроков по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Система уроков по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Система уроков по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Система уроков по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Система уроков по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Система уроков по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Система уроков по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Система уроков по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Система уроков по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Система уроков по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Система уроков по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Система уроков по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Система уроков по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Система уроков по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Система уроков по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Система уроков по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Система уроков по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Система уроков по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Система уроков по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Система уроков по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Система уроков по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Система уроков по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Система уроков по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Система уроков по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Система уроков по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Система уроков по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Система уроков по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Система уроков по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Система уроков по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Система уроков по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Система уроков по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Система уроков по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Система уроков по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Система уроков по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Система уроков по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Система уроков по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Система уроков по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Система уроков по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Система уроков по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Система уроков по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Система уроков по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Система уроков по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Система уроков по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Система уроков по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»Система уроков по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»









Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Работу выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №30 г.Подольска Московской области Митрофанская Анжела Петровна
Система уроков по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Слайд 2

Цели урока: 1.Определить направления и задачи изучения комедии «Ревизор». 2.Усваивать содержание комедии.
Урок 1. Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор». Переполох в уездном городе. Комментированное чтение I действия.

Слайд 3

История создания комедии и источник сюжета
Н.В.Гоголь очень любил театр и имел замечательную способность юмористически изобразить человека. А.С.Пушкин, заметив такую склонность Гоголя, посоветовал взяться за большое сочинение, предложил сюжет для поэмы «Мёртвые души», а потом и для комедии «Ревизор».

Слайд 4

Однажды в Нижнем Новгороде, который Пушкин проезжал, собирая сведения о Пугачёве, его приняли за важного государственного чиновника. Это рассмешило Пушкина и запомнилось в качестве сюжета, который он и подарил Н.В.Гоголю.

Слайд 5

Первая постановка «Ревизора» в Петербурге.
Проверка индивидуальных домашних заданий.
Постановка пьесы «Ревизор» в Москве.

Слайд 6

Слайд 7

«В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».
Идейный замысел Гоголя

Слайд 8

Работа с учебником. Чтение статьи учебника «О драматических произведениях». Задание: дома выписать значения терминов «драма» (в широком смысле), «трагедия», «комедия», «драма» (в узком смысле).
Особенности драматического произведения

Слайд 9

Познакомьтесь с действующими лицами. Как называются такие имена и фамилии персонажей, которые характеризуют их? Запишите в тетрадях заголовок «Средства комического изображения». На каждом уроке мы будем этот список пополнять. Говорящие фамилии; Ирония; Гипербола; Саморазоблачение.
Комментированное чтение I действия

Слайд 10

Какое событие в комедии «Ревизор» является завязкой?
Обобщение

Слайд 11

Какое событие в комедии «Ревизор» является завязкой? Известие о приезде ревизора. Почему известие о ревизоре переполошило весь город?
Обобщение

Слайд 12

Перечитать I действие. Законспектировать статью «Виды драматических произведений» и выучить.
Домашнее задание

Слайд 13

Цели урока: 1.Продолжить наблюдения за сюжетом комедии, за героями. 2.Собирать материал о различных формах комического изображения героев.
Урок 2. Визит Городничего в гостиницу. II действие.

Слайд 14

Назовите элементы сюжета в I действии. Что является завязкой? Какие эпизоды являются элементами развития действия?

Слайд 15

Назовите элементы сюжета в I действии. Что является завязкой? Какие эпизоды являются элементами развития действия?
Завязка. Известие о приезде ревизора.

Слайд 16

Назовите элементы сюжета в I действии. Что является завязкой? Какие эпизоды являются элементами развития действия?
Развитие действия. Городничий даёт распоряжения чиновникам. Бобчинский и Добчинский сообщают о проживании ревизора в гостинице. Городничий отправляется в гостиницу.

Слайд 17

В чём особенность драматических произведений? Назовите основные виды драматических произведений. Чем они отличаются друг от друга? Почему «Ревизор» – это комедия? Какие средства комического изображения встречаются в I действии?
Проверим ваше знание литературоведческих терминов.

Слайд 18

Замечания о речи Городничего в I действии.
Городничий разговаривает с чиновниками, т.е. со «своими». Он делает им замечания, даёт советы. В выражениях не стесняется. Начальственный тон, затем нотки страха.

Слайд 19

Это речь разговорного стиля, насыщенная просторечными, грубыми словами; Это речь начальника, не привыкшего считаться с подчинёнными и стесняться в выражениях; Это речь малообразованного, грубого человека, злоупотребляющего властью.
Выводы

Слайд 20

Элементы комического изображения: Жизнеописание Хлестакова; Контраст мечты и реальности; Сочетание страха и гонора; Текст вслух и в сторону, разница между ними. Речь героев: Определяется ситуацией; У Городничего речь – маска; Хлестаков искренен в речи.
Комментированное чтение II действия. Обобщение наблюдений.

Слайд 21

Прочитать II и III действия комедии. Выучить записи в тетради.
Домашнее задание

Слайд 22

Урок 3. «Коронование» Хлестакова. III действие.

Слайд 23

Прочитайте диалог Городничего и Хлестакова (II действие, явление 8). Кратко перескажите III действие (явления 1-4). Из явления 2 прочитайте реплику Анны Андреевны о записке мужа. Комический приём – накладка текстов. Прочитайте явления 5 и 6. Кратко перескажите явления 7-11.

Слайд 24

Ранее мы наблюдали правдивость Хлестакова в рассказе о себе. Соблюдает ли он верность правде теперь? Почему? О чём Хлестаков врёт? Как характеризует Хлестакова его речь?
Беседа по содержанию III действия

Слайд 25

В речи Хлестакова перепутаны разные стили; Речь Хлестакова показывает его полное безмыслие, он часто противоречит сам себе и не замечает этого.

Слайд 26

Чем в композиционном отношении является сцена вранья? Почему можно сказать, что Хлестакова «короновали»?

Слайд 27

Сюжет. Кульминация. Враньё Хлестакова. Элементы комического: Накладки текстов; Путаница (в пословице); Ирония и намёк; Гротеск вранья Хлестакова (фантастическое сочетание ужасного и смешного).
Обобщение наблюдений

Слайд 28

Составить план IV действия. Прочитать V действие.
Домашнее задание

Слайд 29

Урок 4. Парад чиновников.

Слайд 30

Парад чиновников.
Обзор содержания IV действия
Картина I

Слайд 31

Хлестаков и жалобщики.
Обзор содержания IV действия
Картина II

Слайд 32

Волокитство Хлестакова
Обзор содержания IV действия
Картина III

Слайд 33

Проводы Хлестакова
Обзор содержания IV действия
Картина IV

Слайд 34

Чем являются данные события в сюжетном плане?
Обобщение

Слайд 35

Чем являются данные события в сюжетном плане? (Элементами в развитии действия) Что создавало комический эффект в этих сценах?
Обобщение

Слайд 36

Чем являются данные события в сюжетном плане? (Элементами в развитии действия) Что создавало комический эффект в этих сценах? (Саморазоблачения героев; нарастающий «разгул» Хлестакова)
Обобщение

Слайд 37

Чем является V действие в композиционном отношении? Комические элементы здесь есть? В чём они? Как вы можете охарактеризовать речь Городничего?
Чтение и анализ V действия

Слайд 38

Композиционный план комедии «Ревизор»
Завязка Развитие действия Развязка
Известие о приезде ревизора. Распоряжения Городничего. Новость из гостиницы. Визит городничего в гостиницу. Осмотр Хлестаковым города. Парад чиновников. Сватовство Хлестакова. Письмо Хлестакова Тряпичкину. Известие о приезде настоящего ревизора.

Слайд 39

Подготовить рассказ о чиновниках и других обитателях города, их взаимоотношениях. Прочитать статью учебника «Николаевская Россия во времена Н.В.Гоголя.
Домашнее задание

Слайд 40

Цели урока: 1.Обобщить знания учащихся о героях комедии, систематизировать наблюдения. 2.Понять смысл утверждения о бессмертии комедии.
Урок 5. Уездный город, его правители и обитатели.

Слайд 41

Что говорится в комедии о местонахождении города?

Слайд 42

Что говорится в комедии о местонахождении города?
Это не пограничный город. Далеко от столицы. Находится на пути из Петербурга в Саратовскую губернию.

Слайд 43

Какова система образов?

Слайд 44

Какова система образов?
Чиновники Полиция Обитатели

Слайд 45

Какие отношения складываются между этими группами героев и внутри них? Какое событие выявляет такие общие конфликтные отношения в городе? Что заставляет правителей города и обитателей объединиться?

Слайд 46

Какой уездный город нарисовал Гоголь? Укажите на основные злоупотребления. Ситуация комедии «Ревизор» является характерной только для России времён Николая I?
Обобщение

Слайд 47

1.Подготовить рассказ о Городничем (1 вариант) и Хлестакове (2 вариант). 2.Повторить литературоведческие термины; особенности драматических произведений.
Домашнее задание

Слайд 48

Цели урока: 1.Обобщить знания учащихся о героях комедии, систематизировать наблюдения. 2.Показать учащимся значение речи персонажей как одну из важнейших характеристик героя. 3.Учить делать выводы от частного к общему.
Урок 6. Городничий и Хлестаков. Мастерство речевых характеристик.

Слайд 49

Назовите элементы сюжета.

Слайд 50

Назовите элементы сюжета. (Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка)

Слайд 51

Назовите элементы сюжета. (Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка) Какие события в комедии «Ревизор» являются Экспозицией; Завязкой; Развитием действия; Кульминацией; Развязкой?

Слайд 52

Назовите виды драматических произведений. Чем они отличаются друг от друга? Какие средства комического изображения использует Гоголь в комедии?

Слайд 53

Образ Городничего I вариант
План ответа: 1.Положение в городе. 2.Грехи Городничего. 3.Отношение к Хлестакову. 4.Торжество и падение.

Слайд 54

Образ Городничего I вариант
Вывод: 1.Отношение к власти как к средству обогащения. 2.Произвол и беззаконие. 3.Трусость и угодничество по отношению к начальству. 4.Грубость и низкий уровень образования.

Слайд 55

Образ Хлестакова II вариант
План ответа: 1.Социальное положение. 2.Причина задержки в городе. 3.Поведение в неожиданной ситуации.

Слайд 56

Образ Хлестакова II вариант
Вывод: 1.Безудержное, непомерное хвастовство. 2.Трусость перед сильными и наглость в отношении к слабым. 3.Полная бездумность, легкомыслие, бездуховность.

Слайд 57

Городничий – действие V, явление 2. Хлестаков – действие V, явление 8. Городничий и Хлестаков – действие II, явление 8.
Чтение в лицах эпизодов, характеризующих героев.

Слайд 58

Малообразованный и грубый человек. Обманщик.
1.Речь героев определяется ситуацией, меняется в зависимости от неё. 2.Речь героев – показатель их положения и личности.
Пустой, никчёмный человек.

Слайд 59

Подготовиться к письменной работе «Речевые характеристики героев».
Домашнее задание

Слайд 60

Урок 7. Самостоятельная работа «Речевая характеристика героя».

Слайд 61

План работы
К кому обращена речь? О чём говорит герой? Каков подбор слов? Каков характер предложений? Каков тон речи? Вывод. Черты характера героя, выразившиеся в этой речи.
I вариант – Хлестаков (Действие II, явление 2; Действие III, явление 6). II вариант – Городничий (Действие II, явление 2; Действие V, явление 8).