Презентация - Комплексный анализ текста

Комплексный анализ текстаКомплексный анализ текстаКомплексный анализ текстаКомплексный анализ текстаКомплексный анализ текстаКомплексный анализ текстаКомплексный анализ текстаКомплексный анализ текстаКомплексный анализ текстаКомплексный анализ текстаКомплексный анализ текстаКомплексный анализ текстаКомплексный анализ текстаКомплексный анализ текстаКомплексный анализ текстаКомплексный анализ текстаКомплексный анализ текстаКомплексный анализ текстаКомплексный анализ текстаКомплексный анализ текстаКомплексный анализ текстаКомплексный анализ текстаКомплексный анализ текстаКомплексный анализ текстаКомплексный анализ текстаКомплексный анализ текстаКомплексный анализ текстаКомплексный анализ текстаКомплексный анализ текста







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1


Комплексный анализ текста
10 - 11 класс
Подготовила: Чванова И.Н., учитель русского языка и литературы МБОУ Ягубовской СОШ.

Слайд 2

Юноши и девушки задумайтесь над тем, что придёт время, когда вы, отцы и матери своих сыновей и дочерей, станете слабыми, бессильными, дряхлыми. И вам самим, и детям вашим будет ясно, что вы доживаете свой век. Единственное, что облегчает участь человека на закате его жизни, - это искренняя, верная любовь детей. Все другие радости бледнеют перед этой высшей, истинно человеческой радостью. По-настоящему счастлив и мудр тот, кто всю свою жизнь умеет по крупице накапливать это богатство. Хранилище этого богатства души ваших детей. Имя ему ваша ответственность перед детьми. Заботьтесь об этом богатстве, оно возвратится к вам. Знайте, что придет время, когда ваши дети станут сильнее и мудрее вас, отцов, - это неизбежная и очень мудрая закономерность жизни. И единственным источником вашего счастья будет сознание того, что сами вы в духовной жизни своих детей стали огромной, ни с чем не сравнимой ценностью, потому что в вашем разуме, в вашем сердце, в каждом вашем побуждении и устремлении дети будут видеть прежде всего ваш долг и вашу ответственность. Это единственный капитал, на который можно прожить в старости, чувствуя спокойную уверенность в том, что ты прожил жизнь не напрасно. В.А. Сухомлинский

Слайд 3

Докажите, что это текст.
Текст Всегда состоит из двух или более предложений; Они должны быть связаны по смыслу единством темы; Единая мысль и тема должны присутствовать в каждом предложении текста, и каждое последующее предложение должно своим содержанием повторить тему предыдущего и в то же время сообщить что - то новое; В последующем предложении должны присутствовать показатели связи с предыдущим.

Слайд 4

1. Озаглавьте текст.
В заглавии текста отражается его тема и идея (главная мысль).
2. Укажите тему текста.
Тема текста – это то, о чём (или о ком) в нём говорится.
3. Назовите основную мысль (идею) текста.
В тексте предложения связаны не только общей темой, но и определённой идеей, основной мыслью. Основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан. Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего её надо найти и сформулировать.
Истинно человеческая радость. Богатство. Мудрая закономерность жизни. Капитал. Ты прожил жизнь не напрасно
Искренняя, верная любовь детей - это единственный капитал, на который можно прожить в старости, чувствуя спокойную уверенность в том, что ты прожил жизнь не напрасно.
С юности человек долен задумываться о грядущей старости и воспитать своих детей так, чтобы можно было быть спокойным за счастливый закат своей жизни.

Слайд 5

Определите стиль текста. Докажите свое мнение.
Стили речи.
Стиль. Речевая ситуация Задачи речи Сфера применения Общие стилевые черты Языковые средства, характерные для стиля
1. Разговорный. Неофициальна обстановка. Сообщение Общение, обмен впечатлениями, мыслями. Беседа в кругу близких людей, в неофициальной обстановке, дружеские письма, послания Непринужденность, эмоциональность, конкретность, простота речи Употребление слов разговорного стиля, фразеологизмов. Широкое использование обращений, вводных слов, диалога, неполных, вопросительных, восклицательных предложений.

Слайд 6

Стиль. Речевая ситуация Задачи речи Сфера применения Общие стилевые черты Языковые средства, характерные для стиля
2. Научный. Официальная обстановка. Сообщение (+ объяснение) Сообщение, передача научной информации. В устной речи – уроки, лекции, доклады; В письменной – учебники, словари, энциклопедии, научная и научно-популярная литература. Точность, последовательность, логичность, лаконичность, объективность, неэмоциональность. Употребление слов в прямом значении, использование терминов различных областей науки; Использование вводных слов, сложноподчиненных предложений с союзами потому что, так как, если, вследствие того что; Иллюстрирование утверждений примерами, цифрами, цитатами.

Слайд 7

Стиль. Речевая ситуация Задачи речи Сфера применения Общие стилевые черты Языковые средства, характерные для стиля
3. Официально – деловой. Официальная обстановка. Сообщение (+ инструкция) Сообщение, передача деловой информации, сведений, имеющих практическое значение. В официальных, законодательных документах, в различных деловых бумагах ( указах, приказах, справках, расписках, объявлениях, инструкциях и т.д.) Готовые языковые формулы, однозначность, информативная чёткость, форма инструкции, отсутствие эмоциональности. Использование языковых клише, штампов, деловой фразеологии; Употребление форм повелительного наклонения, сложных предложений, односоставных предложений с главным членом – сказуемым.

Слайд 8

Стиль. Речевая ситуация Задачи речи Сфера применения Общие стилевые черты Языковые средства, характерные для стиля
4. Художественный. Официальная обстановка. Воздействие. Воздействие на читателей или слушателей с помощью созданных картин или образов. Произведения устного народного творчества, произведения художественной литературы. Образность, эмоциональность, субъективность. Богатство и разнообразие лексики, широкое использование средств художественной выразительности (эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений и т.д.); Использование всех возможностей синтаксиса.

Слайд 9

Стиль. Речевая ситуация Задачи речи Сфера применения Общие стилевые черты Языковые средства, характерные для стиля
5. Публицистический. Официально – деловая обстановка. Воздействие. Воздействие на читателей или слушателей. В устной речи – выступления на собраниях, митингах, в передачах радио и телевидения; В письменной речи – в газетах, журналах. Злободневность, информативность, конкретность, лаконичность, эмоциональность, экспрессивность, оценочность, чётко выраженное авторское отношение к проблеме. Совмещение в одном тексте книжных и разговорных слов; употребление общественно значимых понятий, использование оценочно – экспрессивных слов и выражений. Широкое использование побудительных, вопросительных, восклицательных предложений, прямых обращений к собеседнику, использование элементов поэтического синтаксиса – риторических вопросов, экспрессивных повторов; ряды однородных членов без союзов или с повторяющимися союзами; параллельный способ связи предложений, обратный порядок слов.

Слайд 10

Это текст публицистического стиля, т.к. имеет целью воздействие на читателя, обладает такими стилевыми чертами, как злободневность, лаконичность, эмоциональность, экспрессивность, чётко выраженное авторское отношение к проблеме. Автор употребляет общественно-значимые понятия ( долг, ответственность, устремление, сознание, капитал, духовная жизнь, любовь, душа, счастье и др.), использует экспрессивно – оценочные слова и выражения ( доживать свой век, на закате жизни, истинно человеческая радость, закономерность жизни, мудрость, хранилище счастья, спокойная уверенность, ценность, сердце, прожил жизнь не напрасно и т.д.), употребляет побудительные предложения, прямое обращение к читателю, экспрессивные повторы, ряды однородных членов. Кроме того, автор широко использует средства художественной выразительности: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, развернутые сравнения, фразеологизмы, градации и т.д.

Слайд 11

Определите тип текста. Докажите свое мнение.
Типы текста: 1. Повествование ( Рассказ о ком-то или и чем-то). К тексту можно задать вопрос что происходит ( произошло)? 2. Описание. К тексту можно задать вопрос какой? 3. Рассуждение. Текст отвечает на вопросы почему, зачем?
Это текст – рассуждение, т.к. он отвечает на вопросы почему, зачем? Кроме того, в тексте можно выделить тезис, доказательство и вывод, что характерно для текста - рассуждения.

Слайд 12

Расставьте недостающие знаки препинания.
Юноши и девушки задумайтесь над тем, что придёт время, когда вы, отцы и матери своих сыновей и дочерей, станете слабыми, бессильными, дряхлыми. И вам самим, и детям вашим будет ясно, что вы доживаете свой век. Единственное, что облегчает участь человека на закате его жизни, - это искренняя, верная любовь детей. Все другие радости бледнеют перед этой высшей, истинно человеческой радостью. По-настоящему счастлив и мудр тот, кто всю свою жизнь умеет по крупице накапливать это богатство. Хранилище этого богатства души ваших детей. Имя ему ваша ответственность перед детьми. Заботьтесь об этом богатстве, оно возвратится к вам. Знайте, что придет время, когда ваши дети станут сильнее и мудрее вас, отцов, - это неизбежная и очень мудрая закономерность жизни. И единственным источником вашего счастья будет сознание того, что сами вы в духовной жизни своих детей стали огромной, ни с чем не сравнимой ценностью, потому что в вашем разуме, в вашем сердце, в каждом вашем побуждении и устремлении дети будут видеть прежде всего ваш долг и вашу ответственность. Это единственный капитал, на который можно прожить в старости, чувствуя спокойную уверенность в том, что ты прожил жизнь не напрасно. В.А. Сухомлинский

Слайд 13

Юноши и девушки, задумайтесь над тем, что придёт время, когда вы, отцы и матери своих сыновей и дочерей, станете слабыми, бессильными, дряхлыми. И вам самим, и детям вашим будет ясно, что вы доживаете свой век. Единственное, что облегчает участь человека на закате его жизни, - это искренняя, верная любовь детей. Все другие радости бледнеют перед этой высшей, истинно человеческой радостью. По-настоящему счастлив и мудр тот, кто всю свою жизнь умеет по крупице накапливать это богатство. Хранилище этого богатства - души ваших детей. Имя ему - ваша ответственность перед детьми. Заботьтесь об этом богатстве, оно возвратится к вам. Знайте, что придет время, когда ваши дети станут сильнее и мудрее вас, отцов, - это неизбежная и очень мудрая закономерность жизни. И единственным источником вашего счастья будет сознание того, что сами вы в духовной жизни своих детей стали огромной, ни с чем не сравнимой ценностью, потому что в вашем разуме, в вашем сердце, в каждом вашем побуждении и устремлении дети будут видеть прежде всего ваш долг и вашу ответственность. Это единственный капитал, на который можно прожить в старости, чувствуя спокойную уверенность в том, что ты прожил жизнь не напрасно. В.А. Сухомлинский

Слайд 14

Поясните, являются ли слова долг и ответственность в данном тексте синонимами? Докажите свое мнение.
Синонимы – слова одной и той же части речи, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению.
Долг – то же, что и обязанность. Обязанность – 1. Круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения. 2. То же, что и ответственность. Ответственность – см. ответственный. Ответственный – 1. облеченный правами и обязанностями в осуществлении какой – нибудь деятельности, в руководстве делами. 2. Имеющий высоко развитое чувство долга, ревниво относящийся к своим обязанностям.

Слайд 15

Определите способ связи между следующими предложениями текста: 1 и 2______________________________________________ 2 и 3______________________________________________ 3 и 4______________________________________________
Юноши и девушки, задумайтесь над тем, что придёт время, когда вы, отцы и матери своих сыновей и дочерей, станете слабыми, бессильными, дряхлыми. И вам самим, и детям вашим будет ясно, что вы доживаете свой век. Единственное, что облегчает участь человека на закате его жизни, - это искренняя, верная любовь детей. Все другие радости бледнеют перед этой высшей, истинно человеческой радостью.

Слайд 16

В тексте предложения могут быть связаны по смыслу последовательно, как бы по цепочке: второе – с первым, третье – со вторым и т.д. Последующее предложение, чтобы выразить какую-то новую информацию связно, должно обязательно повторить какую-то часть содержания предыдущего предложения, с которым оно связано темой. Такой повтор содержания может осуществляться: Заимствованием последующим предложением каких-то слов из состава предыдущего; Использованием в последующем предложении синонимов слов, употребленных в предыдущем предложении; Употреблением в последующем предложении местоимений или местоименных наречий; Использованием в последующем предложении слов, связанных с каким-либо словом предыдущего как общее и частное; Употреблением в последующем предложении слов, ассоциативно связанных друг с другом; Использованием вводных слов, выражающих порядок следования событий или мыслей; Порядком слов: слово, заимствованное из предыдущего предложения, занимает положение в начале последующего. Такую связь называют цепной.

Слайд 17

Параллельная связь. При параллельной связи все предложения, начиная со второго, и по смыслу, и грамматически связаны с первым. Они как бы развёртывают, конкретизируют его смысл, рисуют детали одной общей картины, общей мысли. Порядок главных членов в них обычно такой же, как и в первом предложении. Связь предложений в тексте при этом осуществляется: Употреблением слов одной тематической группы; Одинаковым порядком слов; Одинаковыми видо - временными формами глаголов – сказуемых; При помощи союзов.

Слайд 18

Юноши и девушки, задумайтесь над тем, что придёт время, когда вы, отцы и матери своих сыновей и дочерей, станете слабыми, бессильными, дряхлыми. И вам самим, и детям вашим будет ясно, что вы доживаете свой век. Единственное, что облегчает участь человека на закате его жизни, - это искренняя, верная любовь детей. Все другие радости бледнеют перед этой высшей, истинно человеческой радостью.
1 и 2_______цепная_______________________________________ 2 и 3_______цепная_______________________________________ 3 и 4_______цепная_______________________________________

Слайд 19

Произведите фонетический разбор слова отцов.
Фонетика – это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи. Сделать фонетический разбор слова – значит проанализировать его звуковой состав.
Порядок фонетического разбора слова: Выделить слоги. Отметить возможность переноса. Показать место ударения. Охарактеризовать все звуки по порядку: для гласных указать, какие они – ударные или безударные, какими буквами обозначены; для согласных указать, какие они – звонкие или глухие, твёрдые или мягкие, какими буквами обозначены. Указать количество звуков и букв в слове.

Слайд 20

Произведите морфемный разбор слов: Хранилище Возвратиться Единственный Заботясь
Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучается морфемный состав слова ( его строение). Морфемами называются части слова: приставка, корень, суффикс, окончание. Сделать морфемный разбор слова – значит разобрать его по составу ( выделить в нём морфемы).
Порядок морфемного разбора слова: 1. Определить слово как часть речи. 2. У изменяемого слова найти окончание и определить его значение. 3. Выделить основу слова ( часть слова без окончания). 4. Выделить корень ( для этого нужно подобрать однокоренные слова). 5. Выделить приставки и суффиксы ( если они есть). Правильность выделения этих морфем доказать подбором слов с другим корнем, но с этими же приставками и суффиксами.

Слайд 21

Произведите морфологический разбор слова (не) напрасно
Морфология – раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи. Сделать морфологический разбор слова – значит указать признаки его принадлежности к какой – либо части речи. Порядок морфологического разбора слова: Назвать часть речи, общее грамматическое значение, вопрос, на который отвечает слово. Указать начальную форму слова. а) указать постоянные морфологические признаки; б) указать непостоянные морфологические признаки ( если есть). 3. Определить синтаксическую роль, т.е. каким членом предложения является слово.

Слайд 22

( Не ) напрасно – наречие, признак действия, прожил (как? ) не напрасно. Неизменяемое, образа действия. В предложении является обстоятельством образа действия: прожил (как? ) не напрасно.

Слайд 23

Укажите, какой случай постановки тире встречается в этом тексте. При однородных членах с обобщающим словом. В неполном предложении на месте пропуска слов. Между подлежащим и сказуемым. Между частями сложного бессоюзного предложения.
* Хранилище этого богатства - души ваших детей. ( 3 ) * Имя ему - ваша ответственность перед детьми. ( 3 )
* Знайте, что придет время, когда ваши дети станут сильнее и мудрее вас, отцов, - это неизбежная и очень мудрая закономерность жизни. ( 4 )

Слайд 24

Выпишите из последнего предложения примеры всех типов словосочетаний.
Словосочетание – это сочетание двух ( и более) самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.
По характеру связи между словами словосочетания делятся на: подчинительные, в которых одно слово является главным (от него задаётся вопрос), а другое – зависимым; сочинительные, в которых слова равноправны ( нет главных и зависимых слов), обычно это однородные члены предложения.
Способы подчинительной связи в словосочетании: Согласование, при котором зависимое слово ставится в той же форме, что и главное; Управление, при котором зависимое слово ставится при главном в определенном падеже; Примыкание, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу или интонацией и порядком слов.

Слайд 25

Это единственный капитал, на который можно прожить в старости, чувствуя спокойную уверенность в том, что ты прожил жизнь не напрасно.
Согласование: единственный капитал спокойную уверенность
Управление: прожить в старости прожил жизнь чувствуя уверенность
Примыкание: можно прожить прожил не напрасно

Слайд 26

Произведите синтаксический разбор выделенного предложения.
Порядок синтаксического разбора сложного предложения: 1. Выделить грамматические основы простых предложений, чтобы показать, что это предложение сложное. 2. Определить тип сложного предложения: а) у сложносочинённого – определить, из скольких простых предложений оно состоит; какими сочинительными союзами связаны простые предложения; б) у сложноподчиненного – указать главное и придаточное, на основании вопроса и особенностей строения определить вид придаточного; в) у сложного бессоюзного – определить, из скольких простых оно состоит, определить значение ( одновременность, последовательность, противопоставление и т.д.). 3. Назвать вид предложения по цели высказывания, по интонации. 4. Объяснить расстановку знаков препинания. 5. Разобрать каждое предложение как простое.
Это единственный капитал, на который можно прожить в старости, чувствуя спокойную уверенность в том, что ты прожил жизнь не напрасно.

Слайд 27

Порядок разбора простого предложения: Установить, что предложение простое, выделив его грамматическую основу. Разобрать предложение по членам предложения ( сначала разбираются подлежащее и сказуемое, затем второстепенные члены, входящие в группу подлежащего, затем второстепенные члены, входящие в группу сказуемого). Указать, какими частями речи выражены члены предложения. Рассказать о строении предложения: а) двусоставное или односоставное; если односоставное – какого типа (определенно-личное, неопределенно-личное, безличное, обобщенно-личное, назывное); б) распространенное или нераспространенное; в) полное или неполное ( если неполное, указать, какой член предложения опущен). 4. Если предложение осложнено, указать это. 5. Назвать вид предложения по цели высказывания ( повествовательное, вопросительное, побудительное). 6. Назвать вид предложения по эмоциональной окраске ( интонации): восклицательное или невосклицательное. 7. Объяснить расстановку знаков препинания.

Слайд 28

Это единственный капитал, на который можно прожить в старости, чувствуя спокойную уверенность в том, что ты прожил жизнь не напрасно.
Предложение сложное, сложноподчиненное, с последовательным подчинением, состоит из 3 простых предложений, соединенных при помощи союзного слова которым и союза что, и разделенных запятыми. 1-е предложение – главное, 2-е – придаточное определительное, 3-е – придаточное изъяснительное. 1-е простое предложение: двусоставное, распространенное, полное, ничем не осложнено; 2-е простое предложение: односоставное, безличное, распространенное, полное, осложнено обособленным обстоятельством образа действия, выраженным деепричастным оборотом, выделено запятыми, в предложении есть указательное местоимение в том; 3-е простое предложение: двусоставное, распространенное, полное, ничем не осложнено.

Слайд 29

Творческая работа.
Напишите сочинение – рецензию по данному тексту. Согласны ли вы с мнением автора? Оцените речевое оформление текста: отметьте наиболее яркие языковые средства, позволяющие автору точно и выразительно передать свои мысли.
Рецензия – развернутое критическое суждение о произведении искусства, в основе которого – анализ художественного произведения в единстве его содержания и формы. В рецензии преобладает объективная оценка. Читатель выступает как критик и исследователь. Предметом исследования является произведение как художественный текст, поэтика автора, его позиция и средства её выражения ( проблематика, конфликт, сюжетно-композиционное своеобразие, система персонажей, язык и т.д.) По стилю рецензия может быть публицистична, носить полемический характер, а может тяготеть к жанру эссе, литературоведческой статье.