Презентация - Урок по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»

Урок по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»Урок по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»Урок по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»Урок по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»Урок по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»Урок по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»Урок по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»Урок по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»Урок по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»Урок по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»Урок по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»Урок по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»Урок по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»Урок по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»Урок по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»Урок по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»






Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Антон Павлович ЧЕХОВ «Хамелеон»

Слайд 2

II. Проверка домашнего задания.
Учащиеся зачитывают свои сочинения на тему: «Над чем мы смеёмся, читая рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий». 2. Что такое комическое и трагикомическое?

Слайд 3

III. Постановка цели урока.

Слайд 4

IV. Изучение нового материала. Краткая характеристика эпохи, в которую создавались рассказы Чехова.  Учитель:  80-е годы 19 века – сложная эпоха, наступившая после убийства Александра второго. Это эпоха безвременья и торжества реакции. Цензурный комитет закрывает журнал Салтыкова-Щедрина “Отечественные записки”. Историческую обделенность русского народа в знаниях и культуре, отсутствие уважения к человеческому достоинству Чехов чувствовал особенно остро и болезненно. Россия того времени напоминала тюрьму, в которой убивалась всякая свободная мысль и в которой царствовали мировые судьи, городовые, надзиратели.  История создания рассказа “Хамелеон”.  “Хамелеон” создавался в начале литературной деятельности писателя. Рассказ был опубликован в 1884 году. в этот период писатель особенно остро воспринимал обличительные традиции Салтыкова-Щедрина. Чехов с глубоким уважением относился к творчеству великого писателя-сатирика. Это восхищение не могло не привести в развитии творчества Чехова сатирических традиций, которые Салтыков создавал и утверждал. Эти литературные традиции русской сатиры проникают в рассказы молодого Чехова. С ними писателя сближает беспощадное обличение российской действительности. Многие приемы сатирического письма были восприняты молодым автором. Здесь и говорящие фамилии , и гротеск, и структура характеров. Поэтому Салтыкова-Щедрина можно назвать идейным наставником и учителем Чехова.

Слайд 5

V. Постановка знаний уч-ся.
1. Чтение рассказа «Хамелеон» Постановка   проблемы. Вопросы: а) Что обозначает слово «Хамелеон?» б) Помогают ли фамилии героев («говорящие» фамилии) лучше понять их поступки? в) Кого из героев можно назвать хамелеоном? г) Можно ли назвать так человека, который меняет свои взгляды в зависимости от того, в какую ситуацию он попадает? (Ответы уч-ся). Учитель: Хамелеон — в словарях у этого слова есть два объяснения, одно из них говорит о том, что это разновидность ящериц, меняющих свой цвет в зависимости от обстановки, второе значение формулируется так: “переносное значение. Беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки”.

Слайд 6

Нравы – обычай, уклад общественной жизни. Хамелеон – слово имеет 2 –е переносное значение. Человек, который приспосабливается к обстановке, легко меняет свое поведение, взгляды, симпатии. Очумелов – очуметь – потерять соображение, одуреть. Хрюкин – поступает по-свински. Сам виноват, а пытается свалить вину на собаку, ищет выгоду. – Чехов – ученик и последователь знаменитого нашего сатирика, с творчеством которого мы уже знакомы, – Салтыкова Щедрина. Какой прием лежит в основе щедринской сатиры? (Гипербола.)
Словарная работа

Слайд 7

I группа Что такое художественная деталь? С какой целью она используется писателями в художественных произведениях? Найдите в тексте “Хамелеона” художественные детали. Охарактеризуйте их. Чехов использует в рассказе и художественные детали, которые выполняют разные функции. В какой момент вместо слова «шинель» звучит слово «пальто»? Почему? Определите лексическое значение этих слов.
II группа Какие ассоциации у вас вызывают фамилии действующих лиц (Очумелов, Елдырин, Хрюкин)? Как называется такой прием в литературе? Особую роль в рассказе имеет речевая характеристика героев. Подумайте, с какой целью автор наряду с общеупотребительной лексикой вводит в повествование канцеляризмы, просторечия, “холопскую”, унизительную лексику?
Работа в группах: «Мозговой штурм»

Слайд 8

Работа в тетрадях.
Выпишите из текста описание внешности основных персонажей рассказа. Очумелов: Хрюкин: Елдырин: Собака: Как называет собаку Очумелов, когда говорит о ней как о бродячей, и как, когда ее называют генеральской? Сделайте выписки из текста рассказа.
Ругательные слова Ласковые слова

Слайд 9

Устная работа по иллюстрациям.

Слайд 10

Слайд 11

— Слова «хамелеон» нет в рассказе. Почему же возник такой заголовок? В прямом или переносном значении употреблено это слово? — В чем смысл названия рассказа? Кого в нем можно назвать «хамелеоном»? — Какова же идея рассказа? — Как бы вы определили, что такое «хамелеонство»? – Над какими качествами человека смеется А.П.Чехов? — Как закончился рассказ у Чехова? А как закончил бы его ты? — При помощи каких приемов Чехов создает комический эффект в рассказе? — Есть ли явления “хамелеонства” в наши дни?
Индивидуальная работа.

Слайд 12

Работа по тексту. Композиция – построение произведения.
Выделите в рассказе элементы сюжетной композиции. А) Экспозиция: По базарной площади идут Очумелов и Елдырин Б) Завязка: Золотых дел мастер Хрюкин укушен собачкой В) Кульминация: -Это, кажись, генерала Жигалова!- говорит кто-то из толпы Г) Развязка: Толпа смеётся над Хрюкиным

Слайд 13

Что нес в руке Очумелов? Какая рубаха была на Хрюкине? Откуда выбежала на площадь собака? На ком из персонажей рассказа была расстегнутая жилетка? За какую руку щенок укусил Хрюкина? Какой породы был щенок? Собак какой породы держал генерал Жигалов? Как звали генеральского повара?
Мини-викторина « Кто внимательнее?»

Слайд 14

VI. Рефлексия. Тест по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон».
1. Художественный приём, к которому прибегает Чехов при создании рассказа: А) «говорящие фамилии» Б) разговор «глухих» В) художественное преувеличение 2. Для полицейского надзирателя Очумелова важнее всего: А) справедливость Б) закон и порядок В) угодить генералу 3.Характерная черта художественного языка Чехова – это яркая деталь, объясняющая поведение персонажей и особенности их мироощущения. В рассказе «Хамелеон» такой деталью является: А) новая шинель Очумелова, которую он то снимает, то надевает Б) детали поведения толпы, осмеивающей Очумелова В) конфискованные Очумеловым узелок и корзина с крыжовником 4. Чехов говорит о людях, подобных Очумелову: А) осуждающе, гневно, разоблачая их беспринципность Б) насмешливо, с сарказмом, не навязывая своего мнения В) с грустью и пониманием 5. Смысл названия рассказа «Хамелеон» заключён: А) во внешнем сходстве Очумелова с хамелеоном Б) в том, как решается образ Очумелова, меняющего мнение в течение короткого времени, как меняет свою окраску хамелеон В) в выборе Чеховым яркого, привлекающего внимание читателей заглавия, не имеющего никакого отношения к сюжету рассказа 6. Окончательное решение Очумелова, разбирающего историю с Хрюкиным, зависит от того: А) кому принадлежит собака, укусившая Хрюкина Б) какое настроение будет у полицейского надзирателя В) что говорит об этом закон 7. Чехов говорил, что «всю жизнь по капле выдавливал из себя раба». Выберите ответ, который объясняет смысл сказанного Чеховым: А) писатель боролся с рабством в себе Б) писатель стремился к совершенству В) писателя интересовала судьба каждого человека, и он хотел, чтобы люди уважали себя и свое достоинство 8. «Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям!»- объявляет Очумелов собравшемуся на площади народу. В своей речи он употребляет: А) канцеляризмы Б) фразеологизмы В) просторечные слова
Ответы: 1. А), 2 В), 3. А), 4. Б), 5. Б), 6.А), 7. А), 8. А).

Слайд 15

Подведение итогов.
– Чему нас учит рассказ? – Изменился ли ваш взгляд на произведение после сегодняшнего урока?
Вывод: В своих произведениях Чехов поднимает проблемы нравственные. Что такое хорошо, а что такое плохо. Как должен и как не должен поступать человек. Поднимает темы: человек и чин, хамелеонство, невежество чиновников.

Слайд 16

VII. Домашняя работа:
Написать сочинение на тему: «Какими свойствами души надо обладать, чтобы не стать хамелеоном? »