Презентация - Урок литературы в 6 классе - Великая сила искусства (по сказке В.В. Вересаева «Состязание»)

Урок литературы в 6 классе - Великая сила искусства (по сказке В.В. Вересаева «Состязание»)Урок литературы в 6 классе - Великая сила искусства (по сказке В.В. Вересаева «Состязание»)Урок литературы в 6 классе - Великая сила искусства (по сказке В.В. Вересаева «Состязание»)Урок литературы в 6 классе - Великая сила искусства (по сказке В.В. Вересаева «Состязание»)Урок литературы в 6 классе - Великая сила искусства (по сказке В.В. Вересаева «Состязание»)Урок литературы в 6 классе - Великая сила искусства (по сказке В.В. Вересаева «Состязание»)Урок литературы в 6 классе - Великая сила искусства (по сказке В.В. Вересаева «Состязание»)Урок литературы в 6 классе - Великая сила искусства (по сказке В.В. Вересаева «Состязание»)Урок литературы в 6 классе - Великая сила искусства (по сказке В.В. Вересаева «Состязание»)Урок литературы в 6 классе - Великая сила искусства (по сказке В.В. Вересаева «Состязание»)Урок литературы в 6 классе - Великая сила искусства (по сказке В.В. Вересаева «Состязание»)Урок литературы в 6 классе - Великая сила искусства (по сказке В.В. Вересаева «Состязание»)Урок литературы в 6 классе - Великая сила искусства (по сказке В.В. Вересаева «Состязание»)Урок литературы в 6 классе - Великая сила искусства (по сказке В.В. Вересаева «Состязание»)Урок литературы в 6 классе - Великая сила искусства (по сказке В.В. Вересаева «Состязание»)Урок литературы в 6 классе - Великая сила искусства (по сказке В.В. Вересаева «Состязание»)Урок литературы в 6 классе - Великая сила искусства (по сказке В.В. Вересаева «Состязание»)Урок литературы в 6 классе - Великая сила искусства (по сказке В.В. Вересаева «Состязание»)Урок литературы в 6 классе - Великая сила искусства (по сказке В.В. Вересаева «Состязание»)Урок литературы в 6 классе - Великая сила искусства (по сказке В.В. Вересаева «Состязание»)Урок литературы в 6 классе - Великая сила искусства (по сказке В.В. Вересаева «Состязание»)Урок литературы в 6 классе - Великая сила искусства (по сказке В.В. Вересаева «Состязание»)Урок литературы в 6 классе - Великая сила искусства (по сказке В.В. Вересаева «Состязание»)Урок литературы в 6 классе - Великая сила искусства (по сказке В.В. Вересаева «Состязание»)Урок литературы в 6 классе - Великая сила искусства (по сказке В.В. Вересаева «Состязание»)Урок литературы в 6 классе - Великая сила искусства (по сказке В.В. Вересаева «Состязание»)









Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Великая сила искусства (по сказке В.В. Вересаева «Состязание»)
Урок литературы в 6 классе
Автор презентации: Софонова Ольга Романовна,учитель русского языка и литературы МОУ «Красногорская СОШ №1»

Слайд 2

ВЕРЕСАЕВ ВИКЕНТИЙ ВИКЕНТЬЕВИЧ (1867–1945)
Викентий Викентьевич Смидович (Вересаев – это псевдоним писателя) родился 4(16) января 1867 года в семье тульского врача.

Слайд 3

Его отец. Викентий Игнатьевич, воспитывал детей на лучших произведениях родной литературы, научил «читать и перечитывать» Пушкина и Гоголя, Кольцова и Никитина, Помяловского и Лермонтова. Ему не было и девятнадцати лет, когда в 1885 году в журнале «Модный свет» было напечатано его стихотворение «Раздумье», и с тех пор вплоть до последнего дня своей жизни – 3 июня 1945 года, - он никогда не оставлял пера.

Слайд 4


В семнадцать лет он заканчивает тульскую классическую гимназию и поступает в Петербургский университет, на историко-филологический факультет. В 1888 году, уже кандидатом исторических наук, В.Вересаев поступает В Дерптский университет, на медицинский факультет. «…Моею мечтою было стать писателем; а для этого представлялось необходимым знание биологической стороны человека. Его и патологии; кроме того, специальность врача давала возможность близко сходиться с людьми самых разнообразных слоёв и укладов» - так позднее в автобиографии объяснял В.Вересаев своё обращение к медицине.

Слайд 5


В 1901 году вышли знаменитые "Записки врача», потрясшие русское общество и принесшие Вересаеву мировую известность, а также... ссылку в Тулу под надзор полиции. Дело в том, что герой "Записок" пришел к убеждению, что спасти людей сможет только борьба за устранение тех условий, которые "делают молодых стариками, которые фактически сокращают и без того короткую человеческую жизнь"
Петербургская Боткинская больница

Слайд 6

Два года Вересаев В.В. ездил по стране и Европе (Германии, Франции, Италии, Швейцарии), встречался со многими известными русскими писателями (Чеховым, Толстым и другими), после чего поселился в Москве и вошел в литературную группу "Среда", а позднее в издательство Максима Горького - "Знание".

Слайд 7

Литературная группа «Среда»

Слайд 8


С началом Первой мировой войны писателя мобилизовали в действующую армию, и с 1914-го по 1917 год он был полковым врачом в городе Коломне, затем руководил военно-санитарным отрядом Московской железной дороги. В 1918-1921 годах жил под Феодосией, в поселке Коктебель. "За это время Крым несколько раз переходил из рук в руки, - вспоминал писатель, - пришлось пережить много тяжелого, шесть раз был ограблен; больной испанкою, с температурою в 40 градусов, полчаса лежал под револьвером пьяного красноармейца, через два дня расстрелянного; арестовывался белыми; болел цингою". Рассказ «Состязание» написан в Коктебеле, в Крыму, в 1919 г. И в этих тяжелейших условиях своим рассказом писатель утверждает, что искусство вечно.

Слайд 9

«Жизнь не бремя, а крылья творчества и радость»
В. В. Вересаев

Слайд 10

Смысл заглавия
- Каков же смысл заглавия «Состязание»? К какому типу оно относится? Какие ассоциации оно у вас вызывает? - Рассказ вызывает ассоциацию с Олимпийскими играми в Древней Греции. Состязались в это время также писатели и поэты, художники и скульпторы – они выставляли свои творения на главной площади города. Заглавие этого рассказа определяет основную тему и проблему текста. - Чему же посвящён рассказ Вересаева? Какие проблемы выдвигает в нём автор? - Рассказ посвящён искусству, которое может понимать и оценить даже погонщик мулов. Каким должно быть искусство? Какой должна быть истинная красота? Такие проблемы ставит в своём рассказе писатель.

Слайд 11

Сюжет
В экспозиции рассказа мы узнаём о цели состязания, объявленного на главной площади древнего города, - так изобразить красоту женщины, «чтоб каждый проходящий мог издалека видеть картину и неустанно славить творца за данную им радость». Завязка – встреча учителя и ученика в доме Единорога. Развитие действия(вторая глава) - поиски наивысшей красоты в женщине учителем. Кульминация рассказа – снятие покрова с картины Единорога. Развязка – победителем(«Трижды-Венчанным»)становится Единорог. Свет и радость внесла его Зорька в души простых, грубоватых горожан.

Слайд 12

Основной композиционный приём - антитеза – противопоставление.
Противопоставляются учитель и ученик. Противопоставлены их женщины Противопоставлены их картины

Слайд 13

«Слово портрет происходит от латинского глагола, обозначающего «извлекать на поверхность», «выявлять», «обнаруживать».
Еще Н. В. Гоголь писал в рассказе «Портрет». «Я узнал, что половина жизни моей перейдет в мой портрет, если только он будет сделан искусным живописцем».

Слайд 14

И. Крамской «НЕИЗВЕСТНАЯ»

Слайд 15

В. Серов
Девушка, освещенная солнцем

Слайд 16

К. Брюллов «Джульетта в образе Жанны Д,Арк»

Слайд 17


Дважды- Венчанный Венчать – возлагать венец, короновать в знак присвоения высокого звания, почётной награды, признания заслуг, таланта. Единорог – животное, сильное, благородное, таинственное. Корень этого слова единый – у него цельный характер. Символ свободы и познания; указывает путь тем, кто ищет истину.
Вечно тоскующий, пытающийся понять истину Всегда радостный, спокойный и уже нашедший свой идеал
Учитель стар и богат(золотой пояс) ученик молод и беден(сам колет дрова).
Но главное – он испытывал страх пред Единорогом, на что указывает многоточие в предложении «И… думаешь выступить на состязании?» Любит одну женщину, живёт в трудах и радости, сумел обрести покой и гармонию. Ключевые слова в описании Единорога – «радость», «беззаботно», «блажен», «взгляд прям», «слеп».

Слайд 18

«Да, Зорька! Та самая Зорька, что по утрам возвращается с рынка, неся в корзине пучки чесноку и петрушки… Чуть заметная счастливая улыбка замерла на ее губах, она вся светилась изнутри.»

Слайд 19

Зорька
Пробуждение, озарение, духовный подъём, чистота. Символическая деталь в изображении Единорога и его золотой Зорьки – виноград. Виноград является символом мудрости, гостеприимства, плодородия и достатка. Да и на картине Единорога изображены «тяжёлые сизые гроздья». А вокруг полуоблупившейся хижины – «горячая, напоенная солнцем тень». В тени можно укрыться от знойного солнца, а вот от Фиалковенчанной стало тяжело, как «знойным полднем в горнем лесу».

Слайд 20


Когда Дважды-Венчанный отправился в путь на поиски высшей красоты, он идёт в гору по «камням высохшего горного ручья». Ручей – символ жизни, но его ручей высох. Высохший ручей – символ бесплодных его поисков. Каким мы видим пейзаж? Преобладают тёмные краски. Красоту он ищет как светляк в темноте. Потому что в душе у героя такой же мрак. Почему же даже бури равноденственные? Он стал ко всему равнодушен? И вот в месяц фиалок (фиалка – символ целомудрия и ранней весны) он находит светозарную деву в венке из фиалок.

Слайд 21

Фиалка – символ возрождения природы, скромности, нежности…

Слайд 22

«С предгорного холма, залитая лучами солнца, спускалась стройная дева в венке из фиалок…»

Слайд 23

Фиалковенчанная Фиалковенчанная Фиалковенчанная
Толпа картина     чувства
Пронесся гул Слепила взгляд Ущемила тоска
Стало тихо Хотелось прикрыть глаза Стало страшно
Казалось темным, смутным Великая тоска

Слайд 24

Зорька Зорька Зорька
Толпа Картина Чувства
смех Греющий свет лился от картины Вспомнились лучшие минуты
Недоу-мение Озарял все кругом Прояснилось лицо
Свист, шип… Стало тихо Светились лица

Слайд 25


Ещё один композиционный приём, который можно выделить в рассказе,– это повтор. Повторяются много раз образы темноты и света, тоски и радости. Много раз мы встречаем слово борьба – борьба между учителем и учеником. Борьба происходит и в душе учителя. Красота – неземная красота в образе Фиалковенчанной и земная, крестьянская красота в образе Зорьки. Состязание также происходит на площади Красоты.

Слайд 26

Какова позиция автора в рассказе? Какие ответы даёт нам он на проблемные вопросы, затронутые в произведении? Истинная красота в простоте. В умении любить. Красива Зорька, потому что красива душой. Холодная красота не согревает и не облагораживает людей. Искусство должно служить народу.