Презентация - Стихи, рожденные войной...

Стихи, рожденные войной...Стихи, рожденные войной...Стихи, рожденные войной...Стихи, рожденные войной...Стихи, рожденные войной...Стихи, рожденные войной...Стихи, рожденные войной...Стихи, рожденные войной...Стихи, рожденные войной...Стихи, рожденные войной...Стихи, рожденные войной...Стихи, рожденные войной...Стихи, рожденные войной...Стихи, рожденные войной...Стихи, рожденные войной...Стихи, рожденные войной...Стихи, рожденные войной...







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Стихи, рожденные войной…
Пухальская Л.В., учитель русского языка и литературы МОБУ «Лицей№9» г. Оренбурга Шаблон презентации: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново

Слайд 2

Вот уж даль дневную Окрасил вечерний свет… Что же меня волнуют Песни военных лет? Что-то для нас святое Скрыто в их глубине, Строки, какие стоя Хочется слушать мне. М.Матусовский

Слайд 3

Цена победы
В годы войны на территории нашей страны фашистами было разрушено и сожжено 1710 городов и посёлков, более 70 тыс. сёл и деревень, оставлено без крова 25 миллионов человек. Советский Союз на долгом пути к Берлину потерял 26,5 миллионов человек.

Слайд 4

В годы военных испытаний 1215 писателей ушли воевать с врагом, более 400 из них отдали свою жизнь за освобождение нашей Родины и стран Европы от фашистского рабства.
Цена победы

Слайд 5

Военная действительность начальной поры потребовала от литературы, в особенности в первые месяцы, по преимуществу агитационно-плакатных слов — ударных, открытых, публицистически-целенаправленных. Поистине стихи, по завету Вл. Маяковского, были приравнены «к штыку».

Слайд 6

«Литература, в том числе и поэзия, очень долго работала почти исключительно, так сказать, на двух красках: белой и чёрной, без полутонов, потому что лишь два чувства владели тогда поэтом — любовь и ненависть. В соответствии с этим душевным (и эстетическим) настроением, впервые с большой силой выразившимся в песне Вас. Лебедева-Кумача и А. В. Александрова «Священная война», быстро сформировался тот отмеченный заметным своеобразием призывно-агитационный колорит стихотворной публицистической речи, что впоследствии был даже назван «стилем 1941 года».

Слайд 7

Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой С фашистской силой темною, С проклятою ордой! Пусть ярость благородная Вскипает, как волна! Идет война народная, Священная война. В.И.Лебедев-Кумач

Слайд 8

Стихотворения публицистико-призывного характера, носившие поначалу несколько общий характер чисто агитационно-пропагандистского свойства, начали постепенно по ходу войны и накопления живых наблюдений всё интенсивнее вбирать в себя конкретные факты, дольше и подробнее останавливаться на героических событиях войны, на отдельных характерах и т. д

Слайд 9

Наряду с плакатными стихами уже в первые недели и месяцы войны появились многочисленные пейзажные стихотворения, взывающие к самым сокровенным национальным чувствам, преисполненные в лучших своих образцах широкого географического и временного пространства. Среди такого рода произведений широкую известность приобрело стихотворение К. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...».

Слайд 10

Образ Родины становится в стихах поэтов конкретнее, автобиографичнее, а значит, и лиричнее. Сделались, например, популярными строчки Симонова о «клочке земли», припавшем «к трем березам». Взор художника продолжительнее и пристальнее вглядывается в многочисленные подробности, из которых с закономерной постепенностью формируется чувство патриотизма. Поэтическое зрение, одним словом, стало более внимательным к подробностям родной земли, к «малой родине», которая, как известно, впервые дает жизнь гражданскому сознанию и чувству.

Слайд 11

Образная символика и трагедийность, «концентрированный» реализм изображения, стремление идти от сердца к сердцу с помощью простых, задушевных и, если надо, «прямых» и «страшных» слов — вот некоторые тождества, переклички и знаменательные совпадения, которые можно обнаружить у самых разных художников Великой Отечественной войны. Человек склонился над водой И увидел вдруг, что он седой. Человеку было двадцать лет. Над лесным ручьем он дал обет: Беспощадно, яростно казнить Тех людей, что рвутся на восток Кто его посмеет обвинить, Если будет он в бою жесток? Сурков

Слайд 12

В лирических песнях («В прифронтовом лесу», «Огонек»), Исаковский сосредотачивался сердцем и словом на тех минутах, пусть иллюзорного, но все же отдыха и душевного затишья, какие случаются и у труженика войны. Эти произведения возвращают лирического героя к его оставленному дому, любимой, детям, матери, но и их внутренняя «сверхзадача» заключается для Исаковского в том, чтобы, напомнив о мирном счастье и любви, семейном очаге и родной пашне, укрепить волю, подготовить к предстоящему бою — к бою за пашню, за очаг, за любовь. Так что ж, друзья, коль наш черед, — Да будет сталь крепка! Пусть наше сердце не замрет, Не задрожит рука…

Слайд 13

Мгновенный и всеобщий успех некоторых лирических стихотворений (в особенности «Землянки», положенной на музыку композитором К. Листовым, и «Жди меня» К. Симонова) показал, насколько велика была в народе потребность в задушевном лирическом слове. А. Сурков в своем стихотворном послании Софье Кревс и К. Симонов в письме – заклинании, адресованном Валентине Серовой, обращались не только к своим любимым, но как бы ко всем любимым вообще.

Слайд 14

С ходом войны стала все яснее вырисовываться еще одна характерная особенность лирики тех лет: она все чаще и охотнее стала вбирать в себя большой и напряженный мир философских раздумий, все чаще стала прибегать к таким приемам лирической типизации, которые приближались к символу или аллегории.
Взглянул солдат вокруг окопа: в траве земля, в дыму трава. Пред гребнем бруствера — Европа, за гранью траверза — Москва. Недогонов

Слайд 15

Усилившееся внимание поэзии к большому понятию времени — к будущему и к прошлому – свидетельствовало о стремлении понять в общей цепи исторических перемен свое настоящее. Что такое сегодняшняя война? Эпизод ли она в пестрой веренице бесконечных исторических событий, или она действительно великая война, тот «последний и решительный бой», о котором пелось в гимне? 

Слайд 16

В лирике военных лет можно выделить три основные группы стихов: собственно лирическая (ода, элегия, песня), сатирическая (надписи под карикатурой, басня), лиро-эпическая (баллады, поэмы). Ода: М.Исаковский «Наказ сыну», П.Антокольский «Мщение», Д.Бедный «1942». Элегия: А.Твардовский «Я убит поло Ржевом», К.Симонов «Жди меня». Песня: В.Лебедев-Кумач «Священная война», А.Сурков «Песня смелых», А.Фатьянов «Соловьи» А.Сурков «В землянке», М.Исаковский «Огонек».

Слайд 17

Вывод: Лирика военных лет отражала богатый и многогранный внутренний мир советского человека, в сознании которого неразрывно сплелись воедино высокие гражданские чувства и интимные переживания, представление о личном счастье и о счастье своей Отчизны. Участие в борьбе да высокие гуманистические идеалы не обеднило, не ожесточило, а наоборот, обогатило души советских воинов, принесших свободу угнетенным народам Европы.