Презентация - М.Ю. Лермонтов «Тучи»

М.Ю. Лермонтов «Тучи»М.Ю. Лермонтов «Тучи»М.Ю. Лермонтов «Тучи»М.Ю. Лермонтов «Тучи»М.Ю. Лермонтов «Тучи»М.Ю. Лермонтов «Тучи»М.Ю. Лермонтов «Тучи»М.Ю. Лермонтов «Тучи»М.Ю. Лермонтов «Тучи»М.Ю. Лермонтов «Тучи»М.Ю. Лермонтов «Тучи»М.Ю. Лермонтов «Тучи»М.Ю. Лермонтов «Тучи»М.Ю. Лермонтов «Тучи»М.Ю. Лермонтов «Тучи»М.Ю. Лермонтов «Тучи»М.Ю. Лермонтов «Тучи»М.Ю. Лермонтов «Тучи»М.Ю. Лермонтов «Тучи»






Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

М.Ю. Лермонтов «Тучи»

Слайд 2

Выразительное чтение стихотворения

Слайд 3

Как вы представляете картину, нарисованную поэтом в стихотворении? Обсуждение иллюстраций
Чтение статьи учебника. По страницам книги И.Л.Андроникова «Лермонтов» (с.146-149)

Слайд 4

Определите значение слов
Лексическая работа
странник
изгнанник
странствующий человек, путешественник, не имеющий определенной цели своего путешествия
человек, который изгнан откуда-нибудь

Слайд 5

странничество связано с добровольностью выбора образа жизни
Что общего и в чем различие в значениях слов?
странники
изгнанники
Объединяющим началом является...
оторванность от родных мест странников и тех, кто находится в изгнании.
Однако...
изгнанничество — состояние вынужденное

Слайд 6

Странничество в художественном мире М.Ю. Лермонтова обусловлено бесприютностью героя в мире устоявшихся, но уже дискредитировавших* себя ценностей. Это постоянное предчувствие возможности другой жизни. «Тучки
небесные, вечные странники»(«Тучи»), дубовый листок, оторвавшийся «от ветки родимой» («Листок»), «мятежный» парус, ищущий бури («Парус»), - вот «зримые» воплощения странничества лирического героя Лермонтова. Очень часто в творчестве поэта возникает образ дороги, неотделимой от героя-странника.
*Дискредитация - умышленные действия, направленные на подрыв авторитета, имиджа и доверия.  

Слайд 7

Странничество всегда несёт в себе оттенок скитальничества. Но если странничество – добровольный выбор, то скитальничество – это судьба. Для странника нет и не может быть успокоения. Для лермонтовского героя свобода – тот бесценный дар, который он не променяет ни на жизнь, ни на смерть, ни на бессмертие. Единственное реальное воплощение этой свободы он находит для себя в странничестве, причём в дороге он всегда одинок, его подстерегают опасности, часто смертельные.

Слайд 8

Для лермонтовского героя-странника характерно постоянное сомнение в подлинности найденных ценностей, он находится в состоянии вечных поисков истины. Странник Лермонтова не знает надежды на возвращение. Его путь бесконечен. Загадочный, никем не понятый, он несёт в себе «пучину гордого познанья», бесконечную жажду новизны, готовность к страданию и ощущение вечной тайны бытия.

Слайд 9

Анализ содержания
Прочитайте выразительно первую строфу, определите её общую интонацию. Как в ней проявляется присутствие лирического «я»? Какова роль метафоры и эпитетов?
Грусть героя – лирическая доминанта стихотворения. Метафоры и эпитеты говорят об отношении лирического героя к покинутому краю, для него это «милый север» со «степью лазурною» неба и «жемчужной цепью облаков». Лирический герой грустит о безвозвратно потерянном мире.

Слайд 10

Анализ содержания
В ряде подразумеваемых положительных ответов на вопросы второй строфы («Кто же вас гонит…») появляется очерк собственной участи поэта.
Прочитайте выразительно вторую строфу. Как в ней проявляется присутствие лирического «я»?

Слайд 11

Анализ содержания
В чём необычность построения предложений во второй строфе?
Вторая строфа – это перечень риторических вопросов. Каждый последующий отвечает на вопрос: «Кто же вас гонит?»

Слайд 12

Существительными «зависть», «злоба», «преступление», «клевета» обозначен мир гонителей. Это «безжалостные», «ничтожные», «коварные» люди.
Какую роль играет перечисление существительных во второй строфе и какие оттенки им придают прилагательные?
Анализ содержания

Слайд 13

Прочитайте выразительно третью строфу. Как в ней проявляется присутствие лирического «я»?
Анализ содержания
В последней строфе – сдержанное личное признание «от противного»: лирический герой с болью покидает родину, отправляясь в изгнание.

Слайд 14

Какой повтор использует Лермонтов? Какое настроение он подчеркивает, применяя этот прием?
Анализ содержания
Стихотворение закольцовано словами «изгнанники» и «изгнания». Лирический герой несвободен и подавлен. Тучки — «вечные странники», но не изгнанники, вопреки первоначальному сравнению.

Слайд 15

Изгнанничество в художественном мире Лермонтова является вариантом мотива странничества. Изгнание для лермонтовского героя — это проклятие-признание. Быть изгнанным — значит быть избранным, исключительным и несоизмеримым с «толпой», «светом», «другими». Изгнание — это путь к внутренней свободе. Благодаря изгнанию герой познает своё истинное предназначение.

Слайд 16

Изгнание для лермонтовского героя — не добровольный уход и не бегство. Это приговор ничтожных «гонителей». Героя преследуют ядовитая «злоба» неназванных «врагов», «дружеский обман» и вообще «люди»: «безжалостные», «ничтожные», «коварные», «бесчувственная» и «самолюбивая» «толпа», и «надменный глупый свет». Лермонтовский герой гоним не только людьми, его изгоняет отечество, которое противостоит ему.

Слайд 17

Изгнанник в художественном мире М.Ю. Лермонтова — это человек избранный, исключительный, стремящийся к внутренней свободе, познанию своего истинного предназначения, изгнанный не только людьми, но и своим отечеством, чуждый всему…

Слайд 18

Только ли к тучам обращается лирический герой в строчках: «Нет у вас родины, нет вам изгнания»?
Последние горькие слова — «Нет у вас родины, нет вам изгнания» - проецируются и на судьбу самого поэта; в них звучит ясное сознание тот, что предстоящая разлука с родиной не исчерпывает той трагедии, которую он сам несет в себе, направляясь в изгнание. Изгнанник в художественном мире Лермонтова не только «гоним миром», но он «чужд всему — земле и небесам». Сама человеческая жизнь уподобляется «земному краткому изгнанью».

Слайд 19

Домашнее задание
1. Выучить стихотворение «Тучи» наизусть. 2. Определить размер стихотворения. 3. Охарактеризовать рифму первого четверостишия.