Презентация - Легенды и инструментальная культура башкирского народа

Легенды и инструментальная культура башкирского народаЛегенды и инструментальная культура башкирского народаЛегенды и инструментальная культура башкирского народаЛегенды и инструментальная культура башкирского народаЛегенды и инструментальная культура башкирского народаЛегенды и инструментальная культура башкирского народаЛегенды и инструментальная культура башкирского народаЛегенды и инструментальная культура башкирского народаЛегенды и инструментальная культура башкирского народаЛегенды и инструментальная культура башкирского народаЛегенды и инструментальная культура башкирского народаЛегенды и инструментальная культура башкирского народаЛегенды и инструментальная культура башкирского народаЛегенды и инструментальная культура башкирского народаЛегенды и инструментальная культура башкирского народаЛегенды и инструментальная культура башкирского народаЛегенды и инструментальная культура башкирского народаЛегенды и инструментальная культура башкирского народаЛегенды и инструментальная культура башкирского народаЛегенды и инструментальная культура башкирского народаЛегенды и инструментальная культура башкирского народаЛегенды и инструментальная культура башкирского народаЛегенды и инструментальная культура башкирского народаЛегенды и инструментальная культура башкирского народаЛегенды и инструментальная культура башкирского народаЛегенды и инструментальная культура башкирского народаЛегенды и инструментальная культура башкирского народаЛегенды и инструментальная культура башкирского народаЛегенды и инструментальная культура башкирского народа









Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Легенды и инструментальная культура башкирского народа
Автор: Ямалетдинова Карина Каримовна, ученица 8Б класса МБОУ «Средняя школа №5» г.Когалым, 2014 г.

Слайд 2

Актуальность:
в многонациональной среде народностей, живущих в Когалыме, башкиры неустанно пропагандируют свою музыкальную культуру и проводят национальные праздники – сабантуи, которые по своей самобытности не уступают хантыйскому Дню оленевода и на которых, конечно же, звучит национальная музыка.

Слайд 3

Проблема – востребованность города в музыкантах – инструменталистах, представляющих многообразие башкирской национальной инструментальной музыки. Объект исследования – выявление процессов сохранения и пропаганды башкирской музыкальной культуры в Когалыме. Предмет исследования – башкирские музыкальные инструменты, являющиеся основой музыки башкир.

Слайд 4

Цель:
познакомить с инструментальной музыкальной культурой башкирского народа, как с одной из этнических культур Когалыма.

Слайд 5

Задачи:
изучить материал о башкирских музыкальных инструментах; узнать средства популяризации национальной башкирской музыки; выявить исполнителей на башкирских музыкальных инструментах в нашем городе; подвести итоги исследования.

Слайд 6

Гипотеза:
музыкальная культура башкир, тесно соприкасаясь с музыкальной культурой других народностей в нашем городе, оставаясь самобытной, дополняет и обогащает музыкальную культуру Когалыма.

Слайд 7

Методы
метод документального исследования– поиск и изучение материала по исследуемой тематике; метод анализа и систематизации собранного материала; метод сбора информации путем интервьюирования; метод поиска и находок.

Слайд 8

Многовековая история курая
Курай — древний музыкальный инструмент, разновидность прямой флейты, возникновение которой наука связывает с эпохой палеолита.

Слайд 9

Подобные инструменты распространены во всем мире, но башкирский курай имеет характерные отличия, позволяющие ему считаться национальным инструментом, своеобразной визитной карточкой Башкортостана.

Слайд 10

Многовековая история курая
Помимо простоты изготовления, популярности курая способствовала поэтичность и эпическая возвышенность его звучания, дальняя слышимость его звука на открытом воздухе.

Слайд 11

При исполнении Гимна Башкортостана используется тембр курая, а символическое изображение цветка курая входит в эмблему Республики. Это, пожалуй, единственный случай в мировой практике, где музыкальный инструмент входит в государственную символику.

Слайд 12

Женский музыкальный инструмент

Слайд 13

  Кубыз - самозвучащий язычковый музыкальный инструмент типа варгана у башкир и волжских татар.

Слайд 14

 Устное поэтическое творчество башкир бережно хранит образ юноши, который изобрел кубыз, став знаменитым исполнителем.

Слайд 15

Легенда
“...Джигиты и девушки организовывали разные игры, пели, плясали, играли на курае. И особую прыть в этих играх проявил Бикбай. В то время, когда он играл на кумызе и все девушки плясали под его музыку, старшая дочь бая, Гульюзум, неотрывно на него смотрела. Бикбаю тоже нравилась эта девушка. В знак своего расположения он подарил ей свой кумыз…”

Слайд 16

В другой башкирской легенде рассказывается о том, как благодаря игре на кубызе молодая женщина покорила сердце парня: “… Едва оставшись одна, Яухар откинула с лица покрывало, достала из-за нагрудника кумыз и стала на нем наигрывать. Парень, затаившись в кустах, так и замер в изумлении перед ее красотой и необыкновенной игрой на инструменте”.

Слайд 17

Несмотря на массу легенд и сказаний, исследователи считают башкирский кубыз женским инструментом. Истоки этого заблуждения кроются в предположении, что ислам, видимо, запрещал башкирским женщинам не только музицировать в присутствии мужчин, но и смеяться, громко разговаривать, петь и танцевать. Кубыз, по всей вероятности, как нельзя лучше подходил для женской половины башкирского дома своим тихим звучанием и возможностью быстрого утаивания.

Слайд 18

Гармоники
Очень популярна у башкир гармоника, язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент. Гармонями называются все ручные гармоники, не относящиеся к баяну и различным аккордеонам.

Слайд 19

Гармоники

Слайд 20

Баян
Баян – самая совершенная гармоника. Исследования показали, что фольклорное исполнительство на баяне всецело принадлежит молодежи.
.

Слайд 21

Хордофоны и мембранофоны
Из струнных музыкальных инструментов наибольшее распространение в Республике имеют мандолина и скрипка. На них играют повсеместно. Мандолина и скрипка в Башкирии – инструменты сольной традиции, но на них не редкость игра в ансамбле с кураем, кубызом, баяном, ударными.

Слайд 22

Скрипка и мандолина

Слайд 23

Мембранофоны
Башкирская музыкальная культура не имеет развитую традицию игры на мембранофонах, как это культивируется у многих тюркских народов. Согласно многовековой традиции башкиры в качестве ударных использовали бытовые предметы.

Слайд 24

Башкирская музыка в Когалыме

Слайд 25

Исполняет башкирскую и татарскую музыку Лаура Гадильевна на маленьком металлическом кубызе.

Слайд 26

Играть на кубызе достаточно трудно, нужно учитывать много правил, а также иметь большое желание.

Слайд 27

Заключение
Из 65000 человек, населяющих Когалым, башкир всего 3,5% (2275 человек), татар 8,1% (5265 человек). Поскольку эти две народности тюркоязычные, соседствующие в европейской части России, то и инструментальная культура у них одинаковая.

Слайд 28

Выводы
башкирская инструментальная культура берет свои истоки в глубокой древности; в настоящее время Башкортостане налажено обучение игре на этих музыкальных инструментах от школы до вуза, что способствует популяризации этого вида этнического искусства; в Когалыме существует проблема с наличием местных исполнителей на национальных музыкальных инструментах, которая решается за счет приглашенных мастеров-инструменталистов; на концертах художественной самодеятельности, организованных башкиро-татарским обществом «НУР», как правило, аншлаг, что говорит о высокой востребованности национальной инструментальной музыки в этнической среде нашего города.

Слайд 29

Спасибо за внимание!