Презентация - ФГОС «Работа над словарными статьями»

ФГОС «Работа над словарными статьями»ФГОС «Работа над словарными статьями»ФГОС «Работа над словарными статьями»ФГОС «Работа над словарными статьями»ФГОС «Работа над словарными статьями»ФГОС «Работа над словарными статьями»ФГОС «Работа над словарными статьями»ФГОС «Работа над словарными статьями»ФГОС «Работа над словарными статьями»ФГОС «Работа над словарными статьями»ФГОС «Работа над словарными статьями»ФГОС «Работа над словарными статьями»ФГОС «Работа над словарными статьями»ФГОС «Работа над словарными статьями»ФГОС «Работа над словарными статьями»ФГОС «Работа над словарными статьями»ФГОС «Работа над словарными статьями»ФГОС «Работа над словарными статьями»ФГОС «Работа над словарными статьями»ФГОС «Работа над словарными статьями»ФГОС «Работа над словарными статьями»ФГОС «Работа над словарными статьями»






Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

РАБОТА НАД СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ

Слайд 2

Мнемоника (с греческого – искусство запоминания) - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Слайд 3

Чтобы лучше переваривать знания, их следует поглощать с аппетитом. А.Франс

Слайд 4

Мы должны пересмотреть вопрос о роли мнемотехники. В большинстве случаев ее роль явно недооценивается. Необходимо найти адекватное применение этому несомненно могучему педагогическому средству.
А. Н. Леонтьев, известный психолог

Слайд 5

Требования к ассоциативному образу а) Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком. Ассоциативная связь может быть по цвету, форме, действию, материалу, количеству,… б) Ассоциативный образ должен иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове. Но учитель не должен навязывать ученику свои ассоциации, так как ценность данного приёма в наличии у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма.

Слайд 6

Успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий: - установка на запоминание: ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить; - заинтересованность: легче запоминается то, что интересно; - яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции; - образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.

Слайд 7

«Запоминалочки» при работе со словарными словами 1) прием «пароль – отзыв»: а) словарное слово и найденная к нему фонетическая ассоциа- ция, подобранная по схожести звучания и имеющая в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове; б) «в словарном слове спряталось другое слово»: нахождение в графическом облике лексемы с непроверяемым «ошибкоопасным на- писанием другого слова, существующего в русском языке, и придумы- вание ассоциативной связи между ними; в) словарное слово и аббревиатура, в составе которой употреб- ляется часть исходной лексемы, находящаяся под ударением; г) словарное слово и вариант его звучания на английском/французском языке, когда непроверяемая гласная русского аналога в иноязычном варианте отчетливо произносится, попадая под ударение;

Слайд 8

д) словарные слова, которые «любят счет и в которых подряд идут три буквы И / три буквы Е / три буквы А; 2) мнемонические рифмовки – специально составленные поэти- ческие тексты, построенные по законам ритма и рифмы, помогающие школьникам освоить правописание трудных словарных слов и слов- исключений из орфографических правил; 3) сказочные истории, сюжет которых вызывает у школьников определенные ассоциации и помогает запомнить написание соответст- вующего словарного слова; 4) заучивание словарных слов – исключений из орфографических правил – путем включения их в связный рассказ, сопровождаемый схематично-рисуночной мнемоникой; 5) углубление в этимологию словарного слова с целью установления ассоциативных связей и повышения правильности, а также прочности запоминания учащимися непроверяемых написаний.

Слайд 9

Рифмизация: В трудном слове РАССЧИТАТЬ Будем мы две СС писать. А РАСЧЕТЛИВЫЙ, РАСЧЕТ Одна буква С сойдет. КАК БУДТО пишем мы в два слова И дефиса никакого! ВСЛЕДСТВИЕ –«из-за» –ясно вполне: Слитно напишем, конечная Е. Взгляни скорей на ГОРИЗОНТ: Там между ГОР увидишь ЗОНТ!

Слайд 10

РОСТОВЩИК в РОСТОВЕ жил, РОСТИСЛАВОМ звали. Он РОСТОК себе купил Где-то на базаре. Слова-исключения пишем с О, Их запомнить нам легко! Только ОТРАСЛЬ одна Не может жить без буквы А! ЦЫГАНЕНОК крикнул: «ЦЫЦ! – И ЦЫПЛЯТА пали ниц. На ЦЫПОЧКИ все встали И «ЦЫГАНОЧКУ» сплясали. ПЬЕСА, ДРАМА, ЭПОПЕЯ, ГУМАНИЗМ и ГАЛЕРЕЯ, БЕШЕНО и ФОЛИАНТ, ТРУЖЕНИК и ДИЛЕТАНТ! Я открою вам секрет: Здесь удвоенных букв нет!

Слайд 11

Технология «пароль – отзыв» Учащиеся ищут, какая лексема «спряталась в словарном слове, и, опираясь на ассоциативное мышление, придумывают ту сюжетную историю, которая могла бы объединять эти два слова. Так, при знакомстве со словарным словом ГАЛЕРЕЯ следует обратить внимание учащихся на то, какое женское имя можно увидеть и прочитать в нем; затем спросить, девушка с каким именем работает в этом заведении; кому мы передаем привет, приходя в галерею; после этого сделать вывод: в женском имени ГАЛЯ пишется одна буква Л, поэтому и в слове ГАЛЕРЕЯ, в котором оно «спряталось», при написании используется то же самое количество букв Л.

Слайд 12

По принципу «в словарном слове «спряталось» слово-подсказка» можно запомнить правописание следующих трудных в орфографическом отношении лексем: СТИПЕНДИЯ (бывает разного типа: повышенная, президентская и т.д.); 2) ЖОКЕЙ (можно прочитать английское слово «ОК!» («Все в порядке!») и запомнить правописание исходной лексемы посредством следующего варианта рифмовки: Вот английский жокей! У него все о’кей! 3) ФИОЛЕТОВЫЙ (в этом словарном слове «спрятались» сразу и ФАМИЛИЯ, и ИМЯ, и ОТЧЕСТВО человека, а сокращенно ФИО); 4) МУЧЕНИК (УЧЕНИК – вечный МУЧЕНИК, так много в школе ему всего задают каждый день по разным предметам);

Слайд 13

Надоело людям, жившим в каменном веке, есть сырое мясо. Решили они его сварить и задумались: с чего начать? Оказалось, что нужно добыть огонь, собрать сухой хворост, изобрести посуду и т. д. То есть перед ВАРКОЙ еды необходимо произвести множество действий предвАрительных. ОДЕТЬ и НАДЕТЬ. Запомним: одевать Надежду – надевать одежду. Ровесник – нет т = ровно весен (зим, лет); сверстник – есть т – с версту.

Слайд 14

5) Словарные слова, в которых «спрятались» женские имена ЕВА, СТЕЛЛА, ИННА, ВЕРКА и ГАЛА: ПРОДЛЕВАТЬ, ЗАТМЕВАТЬ, ЗАСТРЕВАТЬ, СТЕЛЛАЖ, ПОДЛИННАЯ (ПОДЛИННЫЙ), ИСТИННАЯ (ИСТИННЫЙ), СВЕРКАТЬ (= сверкает в новом платье ВЕРКА), ГАЛАКТИКА; 6) ПРОДЛЕВАТЬ (когда человеку ПРОДЛЕВАЮТ больничный, он в итоге становится здоров, как ЛЕВ); 7) УЧАСТВОВАТЬ (быть ЧАСТЬЮ (частичкой) какого-либо мероприятия); 8) ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ (в этом слове можно увидеть оценку двоечника – ДВА); 9) МИЛЛИОН (в этом слове, если быть очень внимательным, можно «прочитать» вопрос: «МИЛ ЛИ ОН?»).

Слайд 15

Прием поиска фонетических ассоциаций К слову ВИНЕГРЕТ по схожести звучания можно подобрать фонетическую ассоциацию в виде мнемофразы «вИна не грЕют» и по- яснить ее появление следующим образом: винегрет – холодная закуска, поэтому, как и все вина, винегрет не греют, не подогревают, когда подают на стол. «Опали листья в садике» – это предложение облегчает запомина- ние словарного слова ПАЛИСАДНИК, а следующая рифмовка позво- ляет усвоить написание слова ТРУЩОБА: Живя в ТРУЩОБЕ, Глядите в ОБА! ИСКАЗИТЬ = это когда кто-то СКАЖЕТ неправду; ГАРНИР = может пахнуть ГАРЬЮ, если повар отвлекся, и тогда все подгорело.

Слайд 16

Прием дробления словарного слова на значимые части 1) В-ОК-ЗАЛ = ОКоло ЗАЛа ожидания есть здание; все, что прилегает к этому залу ожидания, называется вокзалом; 2) ПЕС-СИ-МИ-СТ = даже музыкальный пес не развеселит такого человека: ПЁС + нота СИ + нота МИ; 3) ИНТ-ЕЛ-ЛИ-ГЕНТ = ЕЛ ЛИ ИНТЕЛЛИГЕНТ? 4) ДИВИЗИЯ – комдив = командир дивизии; 5) СЕКРЕТАРЬ – генсек = генеральный секретарь; 6) БАТАРЕЯ, БАТАЛЬОН – комбат = командир батареи/ командир батареи; 4) РЕЖИССЕР – помреж = помощник режиссера; 5) КОМАНДИР – главком = главный командующий; 6) ГАРАЖ – завгар = заведующий гаражом.

Слайд 17

Прием сопоставления: как эта лексема звучит на одном из иностранных языков. Нередко непроверяемая гласная русского аналога в иноязычном варианте произносится отчетливо, так как находится под ударением: ПЕРИФЕРИЯ = ПЕРИ – ФЕРИ (фр.); 2) ДЕЛИКАТЕС = ДЕЛИШЕС (англ.); 3) МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ = МЕТАЛЛ (англ.); 4) ПОРТРЕТ = ПОРТРИТ (англ.)

Слайд 18

Словарные слова, которые «любят» счет. ПРЕНЕБРЕГАТЬ – три гласных буквы Е подряд; 2) ПРИМИТИВНЫЙ – три гласных буквы И подряд; 3) БАРАБАН, КАРНАВАЛ, КАРАНДАШ – три гласных буквы А подряд; 4) ДИСЦИПЛИНА- три И 5) МОЛОКО - три О. Включение словарных слов в связный рассказ. Слышишь ШОРОХ? Это ОБЖОРА в куртке с КАПЮШОНОМ с аппетитом ест КРЫЖОВНИК.

Слайд 19

1) Слово ПАЛАТКА. Присматриваясь к нему, учащиеся замечают, что в этом слове все гласные - А. Эта буква по своему виду напоминает палатку. 2) Иней похож на снег; в слове СНЕГ единственная гласная - Е; поэтому легко запомнить, что в слове ИНЕЙ пишется Е, как в слове СНЕГ.

Слайд 20

Приём обращения к истории слова 1) СПАРТАКИАДА (не от слова СПОРТ, а от названия древнего государства СПАРТА, где возникли подобного рода соревнования); 2) СПАСИБО (возникло на основе древнерусского выражения«Спаси тебя БОГ!»); 3) БЛАГОСЛОВИТЬ (сказать БЛАГОЕ СЛОВО); 4) ПОДЛИННЫЙ (раньше при допросе, добиваясь истины, подсудимых били длинником – длинным кнутом; слова, сказанные человеком под длинником, стали называть ПОДЛИННЫМИ); 5) АКВАЛАНГ (буквально означает «водное легкое» и имеет в своем составе латинский корень АКВА – вода).

Слайд 21

Литература Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. - М.: Просвещение, 1966 Валеева Н.А. «Приёмы мнемотехники на уроках русского языка» http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/100-priemymnemotehniki 3. МОСКОВСКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ 2011 Сборник научно-методических материалов конференции. МИОО, Москва 2011 Субботин Д.И. Методика работы над словарными словами с использованием приёмов мнемотехники на уроках русского языка в средней школе. 4. М. Гафитулин и Т. Попова "Слово о словарном слове"// Начальная школа. - 1997. - № 1.

Слайд 22

Интересных открытий, уважаемые коллеги!