Презентация - Урок русского языка 11 класс «Текст как речевое произведение - Смысловая и композиционная целостность текста»

Урок русского языка 11 класс «Текст как речевое произведение - Смысловая и композиционная целостность текста»Урок русского языка 11 класс «Текст как речевое произведение - Смысловая и композиционная целостность текста»Урок русского языка 11 класс «Текст как речевое произведение - Смысловая и композиционная целостность текста»Урок русского языка 11 класс «Текст как речевое произведение - Смысловая и композиционная целостность текста»Урок русского языка 11 класс «Текст как речевое произведение - Смысловая и композиционная целостность текста»Урок русского языка 11 класс «Текст как речевое произведение - Смысловая и композиционная целостность текста»Урок русского языка 11 класс «Текст как речевое произведение - Смысловая и композиционная целостность текста»Урок русского языка 11 класс «Текст как речевое произведение - Смысловая и композиционная целостность текста»Урок русского языка 11 класс «Текст как речевое произведение - Смысловая и композиционная целостность текста»Урок русского языка 11 класс «Текст как речевое произведение - Смысловая и композиционная целостность текста»Урок русского языка 11 класс «Текст как речевое произведение - Смысловая и композиционная целостность текста»Урок русского языка 11 класс «Текст как речевое произведение - Смысловая и композиционная целостность текста»Урок русского языка 11 класс «Текст как речевое произведение - Смысловая и композиционная целостность текста»Урок русского языка 11 класс «Текст как речевое произведение - Смысловая и композиционная целостность текста»Урок русского языка 11 класс «Текст как речевое произведение - Смысловая и композиционная целостность текста»Урок русского языка 11 класс «Текст как речевое произведение - Смысловая и композиционная целостность текста»Урок русского языка 11 класс «Текст как речевое произведение - Смысловая и композиционная целостность текста»Урок русского языка 11 класс «Текст как речевое произведение - Смысловая и композиционная целостность текста»Урок русского языка 11 класс «Текст как речевое произведение - Смысловая и композиционная целостность текста»Урок русского языка 11 класс «Текст как речевое произведение - Смысловая и композиционная целостность текста»Урок русского языка 11 класс «Текст как речевое произведение - Смысловая и композиционная целостность текста»Урок русского языка 11 класс «Текст как речевое произведение - Смысловая и композиционная целостность текста»Урок русского языка 11 класс «Текст как речевое произведение - Смысловая и композиционная целостность текста»Урок русского языка 11 класс «Текст как речевое произведение - Смысловая и композиционная целостность текста»Урок русского языка 11 класс «Текст как речевое произведение - Смысловая и композиционная целостность текста»Урок русского языка 11 класс «Текст как речевое произведение - Смысловая и композиционная целостность текста»Урок русского языка 11 класс «Текст как речевое произведение - Смысловая и композиционная целостность текста»Урок русского языка 11 класс «Текст как речевое произведение - Смысловая и композиционная целостность текста»Урок русского языка 11 класс «Текст как речевое произведение - Смысловая и композиционная целостность текста»






Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Урок русского языка 11 класс Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста
Воловичева Н.П. МБОУ СОШ № 16 Г. Белгород

Слайд 2

Подготовка к учебной деятельности

Слайд 3

Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а, уходя, не говорят: с вами жить нельзя. Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. Они прощают и шум, и холод, и остроты, и присутствие в их жилище посторонних. Они сострадательны не к одним нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом.
В каком порядке нужно поставить данные предложения, чтобы получился текст?

Слайд 4

2 1 3 4 5
Правильный ответ

Слайд 5

Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а, уходя, не говорят: с вами жить нельзя. Они прощают и шум, и холод, и остроты, и присутствие в их жилище посторонних. Они сострадательны не к одним нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом. (А.П.Чехов)
Почему данное высказывание можно назвать текстом?

Слайд 6

Попробуйте сами определить тему урока
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста

Слайд 7

Повторить известное о теме, идее текста, способах и средствах связи; обобщить и систематизировать знания о тексте как речевом произведении, отличающемся смысловой, композиционной и стилистической целостностью; вырабатывать навык выполнения различных заданий ЕГЭ
Формулирование цели урока:

Слайд 8

Что такое текст? Дайте определение понятиям «тема» и «идея» текста. Назовите основные признаки текста. Какие способы связи слов в тексте вы знаете? Что такое цепная связь? В чём особенность параллельной связи? Назовите средства связи между частями текста.

Слайд 9

Текст – от лат. Textum – ткань; связь, соединение Текст – несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Предложения между собой соединены по смыслу и грамматически.
Текст. Понятие о тексте
Текст (ссылки словарей)

Слайд 10

Тема текста – это то, о чем(о ком) говорится
Способы выражения темы
Идея – это то, что хотел сказать автор
Заглавие
Начало и конец текста
Ключевые слова

Слайд 11

Общая тема (смысловое ядро) О чём?
Основная мысль (идея) - вывод, жизненный урок С какой целью автор написал текст? Чему он учит?
Замысел (смысл того, о чём сказано). Заголовок – смысловое и эмоциональное единство (тема или идея)
Основные признаки текста

Слайд 12

цепная
параллельная
1
2
3
1
2
3
4
4
Способы связи предложений в тексте

Слайд 13

При цепной связи в тексте по смыслу связываются соседние предложения: они соединяются одно с другим. Второе связывается с первым, третье со вторым за счёт повторения в каждом последующем предложении какого-либо смыслового компонента из предшествующего предложения.
Цепная связь

Слайд 14

Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить. С малых лет учись быть верным слову. Верность слову – твоя личная честь. (В. Сухомлинский) «Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше... Под деревцем могилушка... как хорошо!..<…>Друг мой! Радость моя! Прощай!» (А.Н. Островский. «Гроза»).

Слайд 15

При параллельной связи первое предложение является общим для всех последующих, в нём заявлена тема. Остальные же предложения эту тему развивают, раскрывают с разных сторон, дополняют известное новыми подробностями.
Параллельная связь

Слайд 16

За всю жизнь я не припомню такой осени. Прошёл сентябрь – ясно - голубой, по- майски тёплый, с обворожительными утрами и задумчивыми фиолетовыми закатами. По утрам плещется в Волге рыба, и большие круги расходятся по зеркальной поверхности реки. Высоко в небе, курлыча, пролетают запоздалые журавли. Левый берег из зелёного становится жёлтым, затем красновато –золотистым. (В.Некрасов)

Слайд 17

Лексические средства 1. Ключевые слова 2. Синонимический оборот 3. Местоимения 4. Антонимы
Грамматические средства Видовременные формы глагола 2. Предлоги, союзы, частицы (вот, почему, однако, так как, поэтому) 3. Наречия (вскоре, спустя, когда, неподалеку)
Средства связи

Слайд 18

Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а, уходя, не говорят: с вами жить нельзя. Они прощают и шум, и холод, и остроты, и присутствие в их жилище посторонних. Они сострадательны не к одним нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом. (А.П.Чехов)
Определите тему высказывания

Слайд 19

Воспитанные люди

Слайд 20

Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а, уходя, не говорят: с вами жить нельзя. Они прощают и шум, и холод, и остроты, и присутствие в их жилище посторонних. Они сострадательны не к одним нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом. (А.П.Чехов)
Как в данном тексте связаны предложения?

Слайд 21

Воспитанные люди уважают… Они не бунтуют… Они прощают… Они сострадательны… Они болеют душой…
Связь параллельная

Слайд 22

Средний – демонстрируют проект-презентацию «Понятие о тексте». Повышенный - приводят примеры, иллюстрирующие теоретический материал презентации.

Слайд 23

1 уровень «Текст как речевое произведение. П1» 2 уровень «Текст как речевое произведение. П2» 3 уровень «Комплексный анализ текста К2»
Самостоятельная работа с ЭОР

Слайд 24

Альтернативное задание Прочитайте текст «Земля – колыбель человечества», – говорил К.Э. Циолковский. Земля – родина человечества. А что для человека может быть дороже Родины! Ведь Родина – это не только место, где ты родился, не только точка на географической карте. . Холмы и овраги, луга и озера, реки и степи, стога и скирды хлеба – все это в зрелом возрасте складывается в совершенно конкретное понятие – Родина, и чувства, которые испытывает человек, общаясь с природой, и составляют ту основу, которая определяет человека как личность. (Г.Титов)
Определите тему и идею текста. Какие микротемы можно выделить в тексте 2. Определите ключевое слово (слова) в тексте. Как эти слова помогают раскрыть основную мысль? Как связаны слова в предложении? Определите способ связи предложений в тексте

Слайд 25

1.Тема: Родина. Основная мысль: Дороже Родины не может быть ничего Микротемы: Земля – Родина человечества. Ничего нет дороже Родины. Из любви к малой родине возникает любовь к Родине большой. По этой любви определяют человека как личность. 2. Ключевые слова: Родина – человек 3. Лексические средства: контекстуальные синонимы (Родина – земля, холмы, овраги, луга, озёра, реки, степи, стога, скирды хлеба); лексический повтор ( предложения 1 – 4); ключевые слова; Грамматические средства: усилительная частица ведь помогает аргументировать мысль 4. Цепной способ связи

Слайд 26

Записываем выводы, сформулированные учащимися
Сделайте выводы по теме

Слайд 27

подготовить сообщение о видах и типах предложений с учётом различных классификаций; подготовить материал, раскрывающий характерные отличительные признаки предложений, способные оказать помощь при квалификации той или иной синтаксической конструкции; квалифицировать синтаксические конструкции, используемые в предложенном тексте, провести лингвистический эксперимент: постараться предать содержание текста однотипными предложениями (например, простыми неосложненными), сделать вывод о роли синтаксических конструкций в анализируемом тексте.
Домашнее задание

Слайд 28

Я вспомнил, что… Я понял… Было интересно… Особенно понравилось… Вызвало затруднение… Было сложно… Нужно выучить…
Рефлексия

Слайд 29

Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: 10—11 классы. – «Просвещение», 2011. Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10—11 классы» «Текст как речевое произведение. П1» «Текст как речевое произведение. П2» «Комплексный анализ текста К2» Текст. Понятие о тексте. Основные признаки текста Текст (ссылки словарей) Средства связи предложений в тексте Способы связи предложений в тексте
Использованная литература и Интернет-ресурсы: