Презентация - Проблемы организации современного урока в малокомплектной школе

Проблемы организации современного урока в малокомплектной школеПроблемы организации современного урока в малокомплектной школеПроблемы организации современного урока в малокомплектной школеПроблемы организации современного урока в малокомплектной школеПроблемы организации современного урока в малокомплектной школеПроблемы организации современного урока в малокомплектной школеПроблемы организации современного урока в малокомплектной школеПроблемы организации современного урока в малокомплектной школеПроблемы организации современного урока в малокомплектной школеПроблемы организации современного урока в малокомплектной школеПроблемы организации современного урока в малокомплектной школеПроблемы организации современного урока в малокомплектной школеПроблемы организации современного урока в малокомплектной школеПроблемы организации современного урока в малокомплектной школе









Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Тема: «Проблемы организации современного урока в малокомплектной школе»
  Подготовила: Зубрицкая Марина Ивановна , учитель начальных классов МБОУ Любавичской ОШ им.Г.П.Силкина.                 20016-2017 уч год.

Слайд 2

Понятие малокомплектной школы. Преимущества и недостатки малокомплектной школы.

Слайд 3

Малокомплектная школа имеет ряд особенностей, которые влияют не только на содержание, но и на выбор средств, форм и методов обучения. На первый взгляд, малокомплектная школа обладает преимуществами перед обычной. Глубокое знание учителями индивидуальных особенностей и условий жизни каждого ученика, большие возможности совместной работы с семьёй, близость природы, благоприятные условия для трудового воспитания, а главное, фактически индивидуальное обучение в классах с пятью, тремя, а то и с одним учеником - эти и некоторые др. особенности позволяют организовать учебно-воспитательный процесс на высоком уровне эффективности.

Слайд 4

Проводить урок в классе с небольшим количеством учащихся очень трудно: уровень обучения невысок – и в этом учителя единодушны. Несмотря на условия почти индивидуального обучения, ученики быстро устают, отключаются от учебной работы. Причина – увеличение числа актов взаимодействия ученика и учителя: учитель часто спрашивает, ученик – часто отвечает. Учитель контролирует практически каждое действие ученика. Создаются условия сверхопеки учителя над учащимися. И все это неизбежно приводит к увеличению эмоциональной нагрузки учащихся.

Слайд 5

Другая проблема – обучение в классе-комплекте. В совмещенном классе учитель одновременно ведет два урока с двумя классами учащихся разных возрастных групп. Внимание учителя постоянно переключается, нагрузка увеличивается. Ученики, реагируя на действия учителя, когда он работает с другим классом, отвлекаются, соответственно, качество обучения в таких классах снижается. И это при наличии современных требований к образованию.

Слайд 6

2. Решение проблем.

Слайд 7

Замкнутость отношений, узкий круг общения требуют обогащения урока за счет включения разных способов и средств обучения, проявляющих преимущества малой наполняемости классов, например: преобладание индивидуальной и групповой учебной деятельности; частичный или полный отказ учителя от плана в тех случаях, когда он видит, что кто-то из учеников не разбирается в учебном материале; незапланированная самостоятельность более сильного ученика для того, чтобы заняться тем, кто не понял и не усвоил материал. варьирование стиля общения учителя с учениками на уроке от официального до доверительного.

Слайд 8

Замкнутость отношений, узкий круг общения требуют обогащения урока за счет включения разных способов и средств обучения, проявляющих преимущества малой наполняемости классов, например: преобладание индивидуальной и групповой учебной деятельности; частичный или полный отказ учителя от плана в тех случаях, когда он видит, что кто-то из учеников не разбирается в учебном материале; незапланированная самостоятельность более сильного ученика для того, чтобы заняться тем, кто не понял и не усвоил материал. варьирование стиля общения учителя с учениками на уроке от официального до доверительного.

Слайд 9

3. Формы организации учебных занятий в классе-комплекте.
3.1. Условия совмещения уроков. Приложением 5 к СанПиНам 2.4.2.1178-02 устанавливается Примерная схема трехсовмещенного комплектования классов в малокомплектном общеобразовательном учреждении. При этом рекомендуется «в условиях совмещения классов проводить уроки физкультуры, технологии, музыки, ИЗО. Продолжительность совмещенных уроков сокращается до 40 мин., последних уроков - до 35 мин.В 1 классе продолжительность уроков составляет в 1 полугодии 30 мин., во 2 - 35 мин». Бесспорно, при такой организации учебной деятельности в классе-комплекте нагрузка на учителя усиливается. С другой стороны – ученики лучше усваивают учебный материал, а учителю не приходится «разрываться» между двумя классами, есть время для качественной и детальной подготовки к урокам. Поэтому такая форма организации обучения в классе-комплекте не может навязываться учителю, учитель вправе выбрать ее сам.

Слайд 10

Структура урока и чередование деятельности учащихся.
Классы 1 класс 3 класс
Предмет Математика Математика
Форма урока Комбинированный урок (с изучением нового материала) Урок-повторение
Этапы урока; чередование видов деятельности учащихся Организационный момент Организационный момент
Этапы урока; чередование видов деятельности учащихся 1. Устный опрос учащихся (устный счет) – 5 мин 1. Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам с элементами самоконтроля. - 15-20 мин.
Этапы урока; чередование видов деятельности учащихся 2. Изучение нового материала (с применением ТСО) – 10-15 мин. 1. Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам с элементами самоконтроля. - 15-20 мин.
Этапы урока; чередование видов деятельности учащихся 3. Физкультминутка – 1-2 мин 2. Физкультминутка – 1-2 мин
Этапы урока; чередование видов деятельности учащихся 3. Физкультминутка – 1-2 мин 2. Физкультминутка – 1-2 мин
Этапы урока; чередование видов деятельности учащихся 4. Закрепление нового материала (самостоятельная работа учащихся с использованием игровых моментов) – 10-12 мин. 3. Работа по группам, работа у доски с элементами устного опроса учащихся (проверка усвоения правила, порядка действий и т.д.) – 10-12 мин.
Этапы урока; чередование видов деятельности учащихся 5. Домашнее задание с пояснением (с применением интерактивной доски) – 3-4 мин. 4. Подведение итогов урока. Выставление оценок. – 2-3 мин.
Этапы урока; чередование видов деятельности учащихся 6. Подведение итогов урока. – 2-3 мин 5. Домашнее задание с пояснением (с применением интерактивной доски) - 2-3 мин.

Слайд 11

Самостоятельная работа учащихся на уроке в классе-комплекте.
Самостоятельная работа станет действенным средством обучения, если при ее проведении соблюдаются определенные условия: Перед самостоятельной работой необходим подробный инструктаж по ее содержанию (на начальном этапе); Устное указание учителя дублируется в письменной форме в виде записей на доске, на карточках с указанием образца выполнения; Во время работы младший школьник пользуется памятками, алгоритмами или схемами для осуществления самоконтроля при выполнении упражнения. Если задание для детей представляет известную сложность, новизну, нужно разложить его последовательно на отдельные «шаги» выполнения. В обучении младших школьников целесообразно использовать памятки, схемы, опорные карточки. Можно подготовить наглядный материал с помощью ТСО (при этом не забывая, что работа с ТСО на уроках в младших классах не должна превышать 7-15 мин для 1,2 классов и 15-20 мин для 3,4 классов).

Слайд 12

Например, при закреплении темы «Состав слова» во втором классе используются такие опорные таблицы:  
Родственные слова (однокоренные слова) сад садик (что?) садовник (кто?) садовый (какой?) посадить (что сделать?) пересаживать (что делать?)   Проверяй безударную гласную в корне слова так: 1. Поставь в слове ударение 2. Выдели корень и безударную гласную в нем. 3. Подбери проверочное слово горА – гОры – гОрка  

Слайд 13

Для «сильных» и «слабых» учащихся используются разноуровневые карточки следующего вида:
1 уровень 2 уровень 3 уровень
Просклоняйте по падежам: Погода. Раскройте скобки. В (тишина) редко трещали сороки, а на (кедр) прыгали белки. Определите падеж имен сущест-ных. (Над) печной трубой гудел ветер, и в…юга хл…стала острыми л…динками (по) окнам.

Слайд 14

В классах с учащимися более старшего возраста самостоятельная работа на уроках русского языка организуется с помощью тестов
Активно используется на уроках интерактивная доска. Если ранее много времени уходило на подготовку учителя к уроку с оформлением классной доски, сейчас для самостоятельной работы одного из классов достаточно вывести задания (с инструкциями по выполнению или без них) через интерактивную доску. Для развития творческих навыков учащихся на уроках, учителя начальных классов организуют игровые моменты: красочно оформляется раздаточный материал, проводятся уроки в нетрадиционной форме, например, урок-путешествие.