Презентация - Урок МХК в 10 классе «Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты»

Урок МХК в 10 классе «Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты»Урок МХК в 10 классе «Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты»Урок МХК в 10 классе «Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты»Урок МХК в 10 классе «Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты»Урок МХК в 10 классе «Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты»Урок МХК в 10 классе «Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты»Урок МХК в 10 классе «Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты»Урок МХК в 10 классе «Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты»Урок МХК в 10 классе «Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты»Урок МХК в 10 классе «Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты»Урок МХК в 10 классе «Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты»Урок МХК в 10 классе «Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты»Урок МХК в 10 классе «Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты»Урок МХК в 10 классе «Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты»Урок МХК в 10 классе «Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты»Урок МХК в 10 классе «Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты»Урок МХК в 10 классе «Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты»Урок МХК в 10 классе «Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты»Урок МХК в 10 классе «Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты»Урок МХК в 10 классе «Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты»Урок МХК в 10 классе «Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты»Урок МХК в 10 классе «Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты»Урок МХК в 10 классе «Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты»Урок МХК в 10 классе «Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты»Урок МХК в 10 классе «Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты»Урок МХК в 10 классе «Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты»Урок МХК в 10 классе «Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты»Урок МХК в 10 классе «Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты»Урок МХК в 10 классе «Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты»Урок МХК в 10 классе «Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты»Урок МХК в 10 классе «Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты»Урок МХК в 10 классе «Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты»Урок МХК в 10 классе «Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты»Урок МХК в 10 классе «Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты»Урок МХК в 10 классе «Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты»Урок МХК в 10 классе «Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты»Урок МХК в 10 классе «Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты»Урок МХК в 10 классе «Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты»Урок МХК в 10 классе «Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты»Урок МХК в 10 классе «Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты»









Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты.
Урок МХК в 10 кл.

Слайд 2

Мусульманский Восток
Огромный регион, объединяющий различные народы на основе самой молодой из мировых религий - ИСЛАМА. В VI в.н.э. Аравийский полуостров считался «краем света». Большую часть населения п/о составляли племена бедуинов, которые называли себя арабами, что означало «лихие наездники». Только в Йемене существовала культура, создавшая большое количество торговых городов.

Слайд 3

Ислам. Его происхождение и роль в формировании арабской культуры.
В переводе с арабского означает «покорность, преданность».Возник в начале VII века н.э. Последователей ислама называли «муслимами» («покорными Богу»), отсюда название «мусульмане» («предавшие себя Аллаху»). Основатель – реальный человек – Мухаммед (570-632 г.г.). В 610 г. пророк впервые выступил с проповедью в Мекке, в 622 г. с последователями переселяется в Ясриб, который будет назван Мединой – городом пророка. С этого года начинаются мусульманские летописи.

Слайд 4

Арабский халифат.
Первый руководитель – Мухаммед. Территория включала в себя Сирию, Палестину, Египет, Иран, Ирак, часть Закавказья, Средней Азии, северной Африки, Испании. Арабский язык стал языком международного общения, мощным фактором, объединяющим все арабские страны. В X в.н.э. появились отдельные самостоятельные части – эмираты, но арабская культура оставалась единой благодаря исламу.
название феодального арабо-мусульманского государства,

Слайд 5

Коран («чтение»).
Мухаммед почитался последним пророком человечества, принесшим людям слова Аллаха. Его речи были записаны учениками и собраны в Коране. Все записанные изречения, в которых говорящим лицом является не Мухаммед, а Аллах, называются откровениями, все же прочие – преданиями. Полностью Коран был собран после смерти Мухаммеда. Второй источник мусульманского вероучения – Сунна, священное предание, примеры из жизни Мухаммеда.

Слайд 6

Общие положения Корана
Мусульмане верят в единого Бога – Аллаха. Последний и главный пророк – Мухаммед. После смерти человека ожидает Божий суд, и тогда участь его будет зависеть от того, какие дела совершал он при жизни. Мусульмане верят в рай и ад, однако считают, что судьба человека, а также выше, происходящее в мире – доброе и злое – предопределено Всевышним. Основа Корана - заповеди, проповеди, обрядовые и юридические установления, молитвы, назидательные рассказы и притчи Мухаммеда.

Слайд 7

Практические обрядовые заповеди ислама.
Обязательная пятикратная ежедневная молитва – намаз, омовение перед молитвой и в некоторых других случаях, ежегодный пост, который требуется совершать от восхода до заката солнца, паломничество в Мекку (хадж), хотя бы один раз в жизни.

Слайд 8

Главное украшение священных текстов было само письмо – знаменитая арабская каллиграфия

Слайд 9

Каллиграфические надписи на стенах мечетей являются единственным украшением, слово и буква Корана – единственное приближение к Богу. Аллаха нельзя видеть или осязать, сила воздействия в священном слове. Отсюда запрет на изображение видимого мира и живых существ в религиозном искусстве.

Слайд 10

Виды сооружений
Мечеть – (масджид – араб.) – место, где совершаются земные поклоны. Минарет – (маяк – араб.) – башня для созыва мусульман на молитву (муэдзин). Медресе – мусульманское духовное училище. Мавзолей - усыпальница

Слайд 11

Кааба (куб – араб.)
10x12x15

Слайд 12

Михраб – священная ниша в стене, которая указывает на Мекку. Минбар – возвышение для священнослужителя (имама). Водоем. Отдельные помещения для мужчин и женщин.

Слайд 13

Мечеть Омара

Слайд 14

Айя-София

Слайд 15

Минарет аль-Мальвия. Самарра. (Сирия) 847г.

Слайд 16

Альгамбра. Гранада (Испания) XIII – XIVвв.

Слайд 17

Соборная мечеть. Кордова (Испания) 785г.

Слайд 18

Самарканд Мавзолей Гури – Эмир XVв.

Слайд 19

Ислам в Индии

Слайд 20

Тадж-Махал
Хан Джахал Мумтаз Махал арх. Устаб-Иса (Мохаммед Иса Эффенди)

Слайд 21

Тадж-Махал

Слайд 22

Убранство
Да не пошлет нам Аллах испытаний, которые мы не в силах перенести

Слайд 23

Рудаки (ок.860 – 941)
является основателем персидско-таджикской литературы, родоначальником поэзии на фарси, основоположник поэтических жанровых форм. Рано прославился как певец и музыкант-рапсод, а также, как поэт.

Слайд 24

Рудаки (Абу Абдаллах Джафар)
Бюст Рудаки, восстановленный по черепу М. Герасимовым.
Будучи, по преданию, слепым от рождения, он тем не менее получил хорошее образование, знал арабский язык. Свыше 40 лет возглавлял плеяду поэтов при дворе правителей Бухары. Достиг большой славы и богатства. Незадолго до смерти подвергся изгнанию и умер в нищете. Из литературного наследия Рудаки, по преданию, более 130 тыс. двустиший, до нас дошло только около тысячи двустиший.
Малая эпическая песня, исполняемая древнегреческим рапсодом под аккомпанемент струнного инструмента

Слайд 25

Рудаки первым в поэзии на фарси обратил свой взор на человека, на его нужды и помыслы, цели и предназначения существования:  
Человеколюбие и благородство было его второй натурой.  Одна из легенд  повествует о том, что Рудаки в молодости был влюблен в красавицу, рабыню из  Руси по имени Анюша, и что потом он её выкупил, освободил и отправил на родину.
«На мир взгляни разумным оком, Не так, как прежде ты глядел. Мир – это море. Плыть желаешь?  Построй корабль из добрых дел.»  

Слайд 26

Фирдоуси
величайший поэт Ирана, создатель эпической поэмы "Шах-намэ" (Книга царей).

Слайд 27

Омар Хайям
персидский поэт, философ, математик, астроном, астролог, знаменит во всём мире своими четверостишиями «рубаи».
РУБАИ – четверостишие, форма лирического стихотворения в поэзии Востока

Слайд 28

Всесторонне одарённым человеком был О. Хайям. Он прославился как крупный учёный, астроном, создатель точного календаря, математик. Однако в истории культуры его ценят как самобытного поэта, чьи стихи проникнуты духом вольнодумства. Хайям протестовал против ханжества, лицемерия, зла, напыщенной религиозности. Идеал поэта- справедливость, свобода, радость жизни, честность.
Омар Хайям (1048 - 1122)

Слайд 29

Чье сердце не горит любовью страстной к милой, -Без утешения влачит свой век унылый. Дни, проведенные без радостей любви, Считаю тяготой ненужной и постылой.
Не завидуй тому, кто сильней и богат. 3а рассветом всегда наступает закат. С этой жизнью короткою, равною вздоху, Обращайся, как с данной тебе напрокат.
Не моли о любви, безнадежно любя, Не броди под окном у неверной, скорбя. Словно нищие дервиши, будь независим - Может статься, тогда и полюбят тебя.
Рубаи Омара Хайяма

Слайд 30

Рубаи Омара Хайяма
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало, Два важных правила запомни для начала: Ты лучше голодай, чем что попало есть, И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
В этом мире неверном не будь дураком: Полагаться не вздумай на тех, кто кругом. Трезвым оком взгляни на ближайшего друга - Друг, возможно, окажется злейшим врагом.

Слайд 31

Саади
персидский поэт-моралист, представитель практического, житейского суфизма.

Слайд 32

"Коль ты о людях говоришь плохое, пускай ты прав -нутро в тебе дурное".
Тот, кто не желает поднять упавшего, пусть страшится упасть сам, ибо, когда он упадет, никто не протянет ему руку.
Коль можешь миром покорить страну, Не затевай напрасную войну.
С чем сравнить язык в устах человека? Это ключ сокровищницы. Когда дверь заперта, никто не может знать что там: драгоценные камни или только ненужный хлам.
Афоризмы Саади

Слайд 33

Хафиз
персидский поэт, прославился как "хафиз" (человек, знающий Коран наизусть; впоследствии "хафизами" стали называть в Средней Азии и Афганистане народных певцов, сказителей)

Слайд 34

Низами
философ, поэт, один из величайших персидских поэтов. Его наследие воспринимается как национальное в Иране, Азербайджане, Таджикистане и Афганистане

Слайд 35

Низами (жил около 1141 г. — около 1209 г.)

Слайд 36

Азербайджанский поэт и мыслитель. Писал на персидском языке. Принадлежал к средним слоям городского населения. Получил хорошее образование, в молодости писал лирические стихи. Около 1173 женился на тюркской рабыне Афак, воспетой им в стихах. Безвыездно жил в родной Гяндже. Будучи тесно связан с Азербайджаном, Низами переносит действие отдельных эпизодов своих поэм на его территорию.
Низами Гянджеви (Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф )
Придворным поэтом он никогда не был, довольствуясь небольшими пособиями, которые ему назначали феодальные правители за посвященные им поэмы.

Слайд 37

Не сотвори, душа, себя кумиром, Единой будь и с обществом, и с миром. Испив вина желаний и надежд, Мир отпусти, пускай уходит с миром. Ты в каждом встречном друга не ищи: Любовь пренебрегает людным пиром. Не требуй, чтобы друг был справедлив, Ты с другом не одним ли мазан мирром? Страшись обидеть даже муравья, Неси добро обиженным и сирым. Обидчик на столетья осужден Стенат во прахе, будь он хоть эмиром. О, Низами, достиг ты тех вершин, Где храм низверг, расправился с кумиром. Низами
Портрет Низами на ковре

Слайд 38

Книжная миниатюра
Классическая турецкая миниатюра

Слайд 39

Книжная миниатюра
Классическая турецкая миниатюра на религиозную тему
Ранние миниатюры Шираза и Сирии

Слайд 40

«Восходит солнце на Востоке, А потому Восток столь мудр.»