Презентация - Художественная культура XVII века - Смена духовных ориентиров

Художественная культура XVII века - Смена духовных ориентировХудожественная культура XVII века - Смена духовных ориентировХудожественная культура XVII века - Смена духовных ориентировХудожественная культура XVII века - Смена духовных ориентировХудожественная культура XVII века - Смена духовных ориентировХудожественная культура XVII века - Смена духовных ориентировХудожественная культура XVII века - Смена духовных ориентировХудожественная культура XVII века - Смена духовных ориентировХудожественная культура XVII века - Смена духовных ориентировХудожественная культура XVII века - Смена духовных ориентировХудожественная культура XVII века - Смена духовных ориентировХудожественная культура XVII века - Смена духовных ориентировХудожественная культура XVII века - Смена духовных ориентировХудожественная культура XVII века - Смена духовных ориентировХудожественная культура XVII века - Смена духовных ориентировХудожественная культура XVII века - Смена духовных ориентировХудожественная культура XVII века - Смена духовных ориентировХудожественная культура XVII века - Смена духовных ориентировХудожественная культура XVII века - Смена духовных ориентировХудожественная культура XVII века - Смена духовных ориентировХудожественная культура XVII века - Смена духовных ориентировХудожественная культура XVII века - Смена духовных ориентировХудожественная культура XVII века - Смена духовных ориентировХудожественная культура XVII века - Смена духовных ориентировХудожественная культура XVII века - Смена духовных ориентировХудожественная культура XVII века - Смена духовных ориентировХудожественная культура XVII века - Смена духовных ориентировХудожественная культура XVII века - Смена духовных ориентировХудожественная культура XVII века - Смена духовных ориентировХудожественная культура XVII века - Смена духовных ориентировХудожественная культура XVII века - Смена духовных ориентировХудожественная культура XVII века - Смена духовных ориентировХудожественная культура XVII века - Смена духовных ориентировХудожественная культура XVII века - Смена духовных ориентировХудожественная культура XVII века - Смена духовных ориентировХудожественная культура XVII века - Смена духовных ориентировХудожественная культура XVII века - Смена духовных ориентировХудожественная культура XVII века - Смена духовных ориентировХудожественная культура XVII века - Смена духовных ориентировХудожественная культура XVII века - Смена духовных ориентировХудожественная культура XVII века - Смена духовных ориентировХудожественная культура XVII века - Смена духовных ориентировХудожественная культура XVII века - Смена духовных ориентировХудожественная культура XVII века - Смена духовных ориентировХудожественная культура XVII века - Смена духовных ориентировХудожественная культура XVII века - Смена духовных ориентировХудожественная культура XVII века - Смена духовных ориентировХудожественная культура XVII века - Смена духовных ориентировХудожественная культура XVII века - Смена духовных ориентировХудожественная культура XVII века - Смена духовных ориентировХудожественная культура XVII века - Смена духовных ориентировХудожественная культура XVII века - Смена духовных ориентировХудожественная культура XVII века - Смена духовных ориентировХудожественная культура XVII века - Смена духовных ориентировХудожественная культура XVII века - Смена духовных ориентировХудожественная культура XVII века - Смена духовных ориентировХудожественная культура XVII века - Смена духовных ориентировХудожественная культура XVII века - Смена духовных ориентировХудожественная культура XVII века - Смена духовных ориентировХудожественная культура XVII века - Смена духовных ориентировХудожественная культура XVII века - Смена духовных ориентировХудожественная культура XVII века - Смена духовных ориентиров









Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Художественная культура XVII века
Смена духовных ориентиров

Слайд 2

Не токмо за изменение святых книг, Но и за мирскую правду… Подобает душа своя положить. Протопоп Аввакум

Слайд 3

"Бунташный век"
XVII век- самый противоречивый период истории. Он отмечен многочисленными бунтами, дворцовыми переворотами, годами Смуты и сменой царской династии. России приходилось бороться с внешними врагами (Польша, Швеция), с церковным расколом в самой Руси.
Аввакум
С.Разин

Слайд 4

Для него характерно начало осознания всем обществом и отдельной личностью своей важной роли в судьбах страны. Как и во многом другом, большую роль в этом сыграли события Смутного времени, войны и продвижение в бескрайние просторы Сибири. Эти эпохальные события, исключительно важные для судеб государства и народа, втянули в свой водоворот огромные массы людей и показали их мощь, вдохнули в них новые представления о “силе земли”, “земского начала”.
XVII век - начало нового периода в истории русской культуры

Слайд 5

«Старина и новизна перемешалися»: средневековый художественный канон был ещё устойчив, но новое светское начало уже вторглось в творчество иконописцев, писателей, зодчих.
В искусстве XVII в. переплелись самые разные тенденции
В это время началось сближение русской и европейской культур.
Икона Иоанн Богослов, 17 в.

Слайд 6

Многочисленные потрясения России в начале XVII в., ее вступление в эпоху Нового времени сказалось и на культуре, главной особенностью которой стал отход от церковной каноничности. Во всех областях культуры шла борьба между старыми церковными и новыми светскими формами, которые постепенно побеждали, что привело к дальнейшему усилению реалистических тенденций в искусстве. Новизна- светское восприятие мира, европейское мышление и образ жизни.
Борьба старого и нового

Слайд 7

Никон Худ.В Шилов
Святейший патриарх Никон (Минов Никита)
Рано лишившись матери и вытерпев много горя от злой мачехи, смышленый мальчик выучился грамоте, приобщился к дарам церковной благодати, возревновал об иноческом служении. Двенадцати лет от роду он тайно ушел в Троицкий Макарьев монастырь и восемь лет пробыл там послушником, готовясь принять монашеский постриг. За это время отрок хорошо изучил церковные службы, в монастырской библиотеке приобрел обширные познания, набрался духовного опыта, удивляя братию силой своего характера и строгостью жизни.

Слайд 8

Когда Никон был возведён на патриарший престол, он не пытался оградить Русь от чужестранных влияний, грозящих чистоте православной веры. Никон выступил ярым врагом своих обычаев и вызвал церковную реформу, чтобы устранить различия между русскими и греческими церковными обрядами.
Раскол церкви

Слайд 9

Многие из духовенства, купечества, стрельцов, крестьянства не приняли новую реформ. Дворяне поддержали Никона.
Василий Суриков «Утро стрелецкой казни»

Слайд 10

«Боярыня Морозова» Фрагмент картины

Слайд 11

« Культура России в ХVII веке»

Слайд 12

Русская наука в XVII в. испытывала подъем. Все большее значение приобретали естественные и точные дисциплины. Укреплялись связи с Западной Европой, откуда привозили книги по астрономии, медицине, географии.
Подъём русской науки
Карта мира, 17 век

Слайд 13

В XVII в. переход к товарному хозяйству, развитие внутренней и внешней торговли, усиление центральной власти и расширение границ страны привели к росту старых городов и возникновению новых на юге и востоке, к постройке гостиных дворов и административных зданий, каменных жилых домов бояр и купцов.
Рост городов
У Мясницких ворот Белого города в 17 веке. А. Васнецов.

Слайд 14

Каменные стены среднерусских монастырей в то же время теряли свои старые оборонительные устройства, становились более нарядными
Рост городов
Панорама Кирилло-Белозерского монастыря по описи 1601 года.

Слайд 15

Обучение грамоте. Круг чтения.
Во времена Ивана Грозного, его отца и сына грамотных можно было сыскать преимущественно среди лиц духовного или приказного сословия; в XVII в. их уже немало среди дворян и посадских людей. Даже среди крестьян, крепостных и холопов имелись грамотеи — старосты и целовальники, приказчики и писцы. Но, конечно, основная масса крестьян — люди неграмотные.

Слайд 16

В первой половине столетия многие городские воеводы из-за неграмотности шагу не могли ступить без дьяков и подьячих, своих подчиненных по воеводской избе — центру уездного управления. Во второй половине столетия на воеводствах сидели люди грамотные; это прежде всего представители думных и московских чинов. Среди уездных дворян грамотных было еще немного. Немало грамотных имелось на посадах. Занятия ремеслом и торговлей, разъезды по делам требовали знания письма и счета. Грамоте посадские и крестьяне учились у “мастеров”из священников и дьяков, дьячков и подьячих, прочих грамотных людей Учили прежде всего элементарной азбуке по печатным и рукописным азбуковникам.
Обучение грамоте. Круг чтения.

Слайд 17

За вторую половину столетия Печатный двор напечатал 300 тысяч букварей, 150 тысяч учебных Псалтирей и Часословов.
Значительно расширился круг чтения. От XVII столетия сохранилось много книг, печатных и особенно рукописных.
Среди них и церковные и светские: летописи и хронографы, повести и сказания, сборники литургического, исторического, литературного, географического, астрономического, медицинского и иного содержания.
Псалтырь, 17 век

Слайд 18

В 1634 г. был издан букварь В. Бурцева, и с тех пор, в течение всего столетия, его несколько раз переиздавали.
Первые учебники
Тогда же опубликовали грамматику Мелетия Смотрицкого, украинского ученого. В конце столетия напечатали букварь Кариона Истомина, монаха Чудова монастыря, а также практическое руководство для счета — таблицу умножения
Учебник Смотрицкого

Слайд 19

Расширение сферы торгово-ремесленной деятельности, рост аппарата власти складывавшегося абсолютизма, усиление внешнеполитических связей России, потребности обороны страны требовали увеличения числа образованных людей. Во второй половине ХVIIв. было создано несколько государственных школ.
Школы и академия
В 1685 г. существовала “школа для учения детям”в городе Боровске, около торговой площади. В Москве, на Никольской улице построили особое здание для школы. Открыли ее в 1665 г. при Спасском монастыре.

Слайд 20

Открыли в 1687 г. первое высшее учебное заведение. Давало программу образования не только церковного, но и общего. Здесь постигали “семена мудрости”из наук гражданских и церковных — весь школьный цикл от низших до высших классов, начиная с грамматики и кончая философией, этикой и богословием.
Славяно-греко-латинское училище, впоследствии названное академией.

Слайд 21

Русские славились как мастера обработки металла, литейного дела. Источники часто упоминают о “пищалях винтовальных” — нарезных ружьях, о пищалях с механизированным клиновидным затвором. В 1615 г. русский мастер изготовил первую пушку с винтовой нарезкой.
Научные знания
Книги давали начатки знаний по геометрии и геологии, физике и химии, баллистике и иным наукам. В травниках описывают свойства разных трав, дают рекомендации по лечению ими болезней. Знание астрономии было необходимо для хозяйственной деятельности, для суточного исчисления времени, определения дней переходящих церковных праздников. В России имели хождение рукописи астрономического характера, прежде всего переводы иностранных трудов.

Слайд 22

Хорошо в России отливали колокола, славился по всей стране их “малиновый звон”. Успешно и надежно владели русские мастера строительной техникой, возведением деревянных и каменных зданий, светских и церковных.

Слайд 23

Народный дух, нередко критический, здравый, реалистический подход к объяснению действительности прорываются все явственней в литературу.
Литература XVII века
Происходит ломка древнерусских жанров. Даже в церковные произведения (житие святых) проникают элементы жизненности, биографичности. За перо берутся не только монахи, но и бояре, дворяне, посадские люди.
Хожение Даниила,17 век.

Слайд 24

Фольклорный материал заполняет многочисленные рукописные сборники исторического, церковно-литургического содержания, сборники песен и “крюков”(крюковые ноты), пословиц и поговорок, сказок и преданий, заговоров и свадебных обрядов. Широкое хождение имеют сказки — волшебные, бытовые, героические; былины о богатырях киевской поры; исторические песни о царевне Ксении и полководце Скопине-Шуйском, о Ермаке Тимофеевиче, Азовском сидении и Стеньке Разине.
Фольклор

Слайд 25

Особенно хороши песни о Разине — народном заступнике: Ты взойди, взойди, красно солнышко, Обогрей ты нас, людей бедныих, Добрых молодцев, людей беглыих: Мы не воры, не разбойнички, Стеньки Разина мы работнички.
Фольклор
Гравюра неизвестного художника

Слайд 26

“Баснями соловья не кормят”, “Взялся за гуж, не говори, что не дюж”. “Аркан не таракан: хошь зубов нет, а шею ест” (об ордынской неволе), “Вот тебе, бабушка, и Юрьев день”(об отмене Юрьева дня).
Фольклор
Сборники пословиц и поговорок этого времени убеждают, что многие из них дожили до нашего времени.

Слайд 27

По-прежнему русские люди любили читать жития святых. Жития распространялись в тысячах списков. Составляются жития и в XVII в., появляются новые святые подвижники и их жития с описанием подвигов и чудес, с ними связанных. Создаются также жития-биографии не церковных, а гражданских лиц.
Жития святых
Преподобные Антоний и Феодосий Печерские
Н. Рерих Святой Сергий

Слайд 28

«Житие Аввакума» «Житие А.Невского»

Слайд 29

Современная старообрядческая икона изображает протопопа Аввакума (Аввакума Петровича Кондратьева), (1620(?)-1682), прославляемого в лике священномученика и исповедника.
Один из наиболее выдающихся русских писателей, противник реформ патриарха Никона XVII века, протопоп города Юрьевца-Поволожского. Ему приписывают 43 сочинения, в том числе «Житие», «Книга бесед», «Книга толкований», «Книга обличений» и др. Его считают родоначальником новой российской словесности, вольного образного слова, исповедальной прозы. Старообрядцы почитают Аввакума святым мучеником, написаны многие его иконы.
икона. Ирина Никольская

Слайд 30

Слайд 31

Протопоп Аввакум икона

Слайд 32

В литературе большое внимание уделялось человеку, его судьбе, передаче его сложного внутреннего мира.
Литература вместе с другими явлениями общественной, духовной жизни ярко отражает рост национального самосознания народа, идейные противоречия, противоборство разных социальных сил. События начала века подвигли взяться за перо князей и бояр, дворян и посадских людей, монахов и священников.
Псалтырь, 17 век.

Слайд 33

В это время ещё большее распространение получили исторические сочинения — летописные своды, повести, сказания и другие памятники предшествующих столетий. В XVII в. к ним прибавились многие новые летописи и хронографы, повести и сказания.
Историческая литература
Помимо сочинений, которые продолжают летописную традицию, в XVII в. появляются исторические сочинения нового типа, переходного от летописного жанра к своего рода монографическому или обобщающему.

Слайд 34

К первому типу можно отнести труд Сильвестра Медведева “Созерцание краткое лет 7190, 7191 и 7192, в них же что содеяся во гражданстве”. Это — единый и подробный рассказ о конце правления царя Федора Алексеевича, Московском восстании 1682 г. и начале регентства Софьи Алексеевны. Изложение доведено до 1684 г. Летопись «Новый летописец» А. Лызлов «Скифская история»
Историческая литература
Иннокентий Гизель «Синопсис». В нём дан обзор, краткий и популярный, русской истории с древнейших времен до той эпохи, когда жил и писал его автор. Позднее его переиздавали десятки раз, настолько он стал популярен как пособие для чтения.

Слайд 35

Авраамий Палицын в “Сказании” подробно повествует о “разбойничестве”первых лет нового века, восстании Болотникова, борьбе с самозванцами и интервентами. Другие авторы: дьяк И. Тимофеев во “Временнике”, И. М. Катырев-Ростовский, родовитый князь, многие известные и анонимные составители повестей и сказаний, слов и видений — взволнованно говорят о Смуте. В объяснении ее причин, наряду с божественным промыслом, указывают на замыслы и поступки людей, порицают их: одних — за нарушение справедливости (например, убийство царевича Дмитрия происками Годунова), других—за “безумное молчание”в связи с этим, третьих (“рабов” господских) — за непослушание и мятеж.
Исторические повести и сказания

Слайд 36

Участники похода Ермака составили “Казачье написание”. Инициативу похода они отводят самим казакам, а не Строгановым. Федор Порошин, беглый холоп, ставший подьячим Войска Донского, создает в 40-е гг. “Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков”. С её страниц встает эпопея героической борьбы донцов с турками в ходе взятия и защиты Азова.
Исторические повести и сказания
1647 год

Слайд 37

Это новый литературный жанр XVII века. В бытовых повестях происходит отход от средневековых представлений о "предопределенной" свыше человеческой судьбе. В них жизнь героя зависит во многом от его личных качеств, таких, например, как ловкость и деловитость. Таким образом, наблюдается поворот к освещению личной жизни людей, более того, возрастает интерес к внутреннему миру человека. Вместе с тем, в центре повествований уже не исторические литературные персонажи, а вымышленные, отсюда - создание чисто литературных образов. Бытовая повесть XVII в. обращается к судьбам людей разных социальных сред, прежде всего купечества и дворянства.
Бытовая реалистическая повесть

Слайд 38

Наиболее значительными произведениями являются "Повесть о Фроле Скобееве", "Повесть о Савве Грудцыне", "Повесть о Горе-Злочастии", "Повесть об Улиании Осорьиной".
Бытовая реалистическая повесть

Слайд 39

Бытовая реалистическая повесть
"Повесть о Савве Грудцыне"
Это сочинение начинается с рассказа об осаде русскими войсками г. Смоленска в 1632 г. Но неизвестный автор пишет не только военную повесть, но и повесть о частной жизни купеческого сына Саввы Грудцына. Он продал душу дьяволу из-за несчастной любви. Замужняя дама присушила его приворотным зельем, а потом отвергла. Вот и гуляет теперь Савва вместе с бесом по Руси, показывая чудеса храбрости в борьбе с поляками под Смоленском. Однако пришло время расплаты за грехи молодости, и вот теперь Савва, смертельно больной, измученный человек, кается и вымаливает у Богородицы прощение.

Слайд 40

«Когда началась Божественная Литургия, Савву положили на ковре вне церкви. А когда запели "Херувимскую", раздался голос, подобный грому:       - Савва! Встань, что ты медлишь?! Иди в церковь и будешь здоров. И больше не греши! Царь подивился милосердию Божию и свершившемуся чуду… .       Потом Савва раздал бедным свое имущество все, сколько у него было, а сам ушел в Чудов монастырь. Там он принял монашество и стал жить в посте и молитвах, беспрестанно молясь Господу о своем согрешении. В монастыре он прожил немало лет и отошел ко Господу во святые обители».
"Повесть о Савве Грудцыне"

Слайд 41

Другим новым жанром литературы XVII в. стали сатирические повести. Большинство из них - "Сказание о куре и лисице", "Калязинская челобитная", "Повесть о Карпе Сутулове", "Повесть о бражнике" - своим острием нацелены на быт и нравы церковников. Едко высмеиваются лицемерие и стяжательство духовенства, пьянство и распутство монахов. Объектом сатиры становится и неправый суд с его продажными судьями и беспринципными решениями. Из произведений этого жанра выделяются "Повесть о Шемякином суде" и "Повесть о Ерше Ершовиче".
Сатирические повести

Слайд 42

"Повесть о Шемякином суде"
Сатирические повести
Герой совершил три преступления: оторвал хвост у чужой кобылы, пришиб поповского сына, убил соседского отца, правда, произошло это по чистой случайности. И попал герой на суд неправедного Шемяки – известного взяточника.
Во второй части описано, как бедняк показывает неправедному судье Шемяке завернутый в платок камень, который судья принимает за посул — мешок с деньгами, за что и приговаривает богатому брату отдать лошадь бедняку, пока у нее не отрастет новый хвост, попу наказывает отдать попадью до тех пор, пока бедняк не “добудет ребенка”, а сыну убитого старика предлагает также броситься с моста на убийцу. Истцы предпочитают откупиться, чтобы не исполнять решений судьи. Шемяка же, узнав, что бедняк показывал ему камень, возблагодарил Бога: “Яко бы я не по нем судил, а он бы меня ушип”.

Слайд 43

Авторы сатирических повестей вышли из низших слоев приказной и духовной среды. Отсюда их просторечие, бытовые сцены, критический взгляд на явные противоречия социальной жизни. Таковы “Азбука о голом и небогатом человеке”, “Служба кабаку”, “Сказание о none Саве и великой его славе”. Мздоимство и жадность, пьянство и распущенность бичуются в этих повестях метко и остроумно, живым языком, с пословицами и скоморошьими прибаутками.
Сатирические повести
Мздоимство (устар.) - взяточничество

Слайд 44

«Повесть о бражнике како вниде в рай»
Сатирические повести

Слайд 45

Рождение поэзии XVII в.
Приметой новизны культуры «бунташного века» становится рождение поэзии. Стихами литература пыталась говорить и раньше, но это был сказовый стих, не имеющий рифмы. К поэзии было близко храмовое песнопение. С XVI в. стихами стали называть внебогослужебную духовную лирику. В ней звучат мотивы покаяния человека, мольба о прощении грешников. В XVII в. развиваются светские послания, акростихи, -эпистолии.

Слайд 46

С именем белорусского просветителя Симеона (Самуила) Полоцкого, приглашенного в 1661 году в Москву для обучения царских детей, связано возникновение силлабического стихосложения.
Рождение поэзии XVII в.
С. Полоцкий был милостиво принят и обласкан при дворе царя Алексея Михайловича, стал придворным поэтом.

Слайд 47

В 1678-1679 гг. появляются два сборника его стихотворений: "Вертоград многоцветный" и "Рифмологион". В творчестве С.Полоцкого воплотился так называемый «стиль барокко».
Стихи его хотя тяжеловесны, но помпезны и нарядны, в них звучат панегирические тона, идеализировавшие самодержавное правление. Продолжили это поэтическое направление в конце века Сильвестр Медведев и Карион Истомин.
Панегирик - литературный жанр, представляющий собой речь, написанную по случаю чьей-либо смерти, затем речи приобретали официальный характер и стали служить предлогом для похвалы живым.

Слайд 48

Барокко в зодчестве
Храм Казанской иконы Божией Матери , XVII век.
Баро́кко - итал. barocco — «странный», «причудливый»

Слайд 49

Новоиерусалимский монастырь моск. обл. XVII век

Слайд 50

Церковь Рождества Богородицы в Путинках конец XVI в.

Слайд 51

Церковь Покрова Богородицы в филях москва 1690-1693
Гр Никитников церковь живитель Троицы в Никитниках Москва XVII век

Слайд 52

Рождение поэзии XVII в.
С. Полоцкий свой интеллект вложил в стихотворный перевод Псалтири. Он сделал библейские строки более удобными для пения.
Полоцкому удалось основать первую на Руси типографию. Здесь была издана «Псалтирь рифмотворная» «Повесть о Варлааме и Иосафе» - популярный памятник литературы XVIIв. Благо есть книги святые читати, И полезная оних собирати, Та бо Богови наставляют, Добродетелем удобь научают. (Из наставлений читателю «Повести о Варлааме…»)

Слайд 53

За вторую половину столетия Печатный двор напечатал 300 тысяч букварей, 150 тысяч учебных Псалтирей и Часословов. Бывало, за несколько дней раскупались тысячные тиражи таких пособий. Однако многие продолжали учиться по рукописным азбукам, прописям и арифметикам. Значительно расширился круг чтения. От XVII столетия сохранилось много книг, печатных и особенно рукописных. Среди них и церковные и светские: летописи и хронографы, повести и сказания, сборники литургического, исторического, литературного, географического, астрономического, медицинского и иного содержания.
Карион Истомин. Букварь. Москва. 1694 г.
Печатание книг

Слайд 54

В литературе XVII в. появляются новые черты: демократический писатель и читатель, внимание к личности героев, их душевным переживаниям.
Литература XVII века
Рождаются новые жанры — светская повесть, драма, стихи с их бытовыми, сатирическими, любовными мотивами. Но все эти черты означают лишь первые шаги нового. В основном литература продолжает старые традиции; она по-прежнему в основном анонимна.

Слайд 55

Большой популярностью в народе, как и прежде, пользовались представления скоморохов - бродячих артистов. Скоромошьи "игрища" продолжали во многом еще языческие традиции, хотя в них часто звучало социальное обличение.
Театр в XVII веке
Против них власти боролись. В 1648 г. царская грамота запретила эти "позорища" (зрелища), "хари" (маски) и "бесовские гудебные сосуды" предписывалось ломать и жечь. За ослушание ведено было бить батогами.
Медведь с козой забавляются. Медвежья потеха. Лубочная картина.

Слайд 56

Однако по-прежнему находились люди, которые "приказывают медведчикам и скоморохам на улицах, торжищах и распутиях сатанинские игры творить, в бубны реветь, в ладоши бить и плясать".
А. Васнецов Медведчики.
Театр Петрушки, 17 век.

Слайд 57

В XVII в. на Руси новый, профессиональный театр возник при дворе, и он должен был противостоять скоморошьему лицедейству, народному театру Петрушки. Вместо народных сцен показывали пьесы на библейские, историко-героические темы; вместо народного языка, подчас резкого, грубоватого и фривольного,— напыщенный, тяжеловесный язык.
Придворный театр в XVII веке
Царь Алексей Михайлович по инициативе боярина А. С. Матвеева поручил в 1672 г. организацию театра Иоганну Готфриду Грегори, пастеру лютеранской церкви из Немецкой слободы в Москве. Он набрал труппу из 60 иноземцев, вскоре начали играть на немецком и русском языках пьесы на библейские темы.

Слайд 58

Первоначально труппа театра набиралась из жителей Немецкой слободы, в последующее время появляются русские актеры - из мещан и подьячих. Все роли исполняли мужчины. Разыгрывались в основном пьесы на легендарно-исторические ("Артаксерксово действо") и библейские ("Юдифь") сюжеты. Появляются и светские "комедии": "Комедия о Тамерлане и Баязете", "Комедия о Бахусе с Венусом". Ставились также балетные спектакли. Зрителями были только царь, вельможи и приближённые. После смерти Алексея Михайловича театр прекратил свое существование.
Профессиональный театр в XVII веке
И. Грегори

Слайд 59

Театр при Алексее Михайловиче
Алексей Михайлович становится весьма частым, по тому времени посетителем театральных представлений.

Слайд 60

Старое и новое, духовное и светское тесно сплелось в художественной культуре «бунташного века».
А.М. Васнецов Расцвет Кремля в конце 17 века

Слайд 61

В ХVII в. русская культура сделала большой шаг вперёд. В ней отчётливо проявились новые веяния.
А. Васнецов Книжные лавочки на Спасском мосту в XVII в.

Слайд 62

Они создали предпосылки того перелома в русской культуре, который совершился в начале ХVIII в. в результате преобразовательной деятельности Петра.