Презентация - Формирование и развитие универсальных учебных действий

Формирование и развитие универсальных учебных действийФормирование и развитие универсальных учебных действийФормирование и развитие универсальных учебных действийФормирование и развитие универсальных учебных действийФормирование и развитие универсальных учебных действийФормирование и развитие универсальных учебных действийФормирование и развитие универсальных учебных действийФормирование и развитие универсальных учебных действийФормирование и развитие универсальных учебных действийФормирование и развитие универсальных учебных действийФормирование и развитие универсальных учебных действийФормирование и развитие универсальных учебных действийФормирование и развитие универсальных учебных действийФормирование и развитие универсальных учебных действийФормирование и развитие универсальных учебных действийФормирование и развитие универсальных учебных действийФормирование и развитие универсальных учебных действийФормирование и развитие универсальных учебных действийФормирование и развитие универсальных учебных действийФормирование и развитие универсальных учебных действийФормирование и развитие универсальных учебных действийФормирование и развитие универсальных учебных действийФормирование и развитие универсальных учебных действийФормирование и развитие универсальных учебных действийФормирование и развитие универсальных учебных действийФормирование и развитие универсальных учебных действийФормирование и развитие универсальных учебных действийФормирование и развитие универсальных учебных действийФормирование и развитие универсальных учебных действийФормирование и развитие универсальных учебных действийФормирование и развитие универсальных учебных действийФормирование и развитие универсальных учебных действийФормирование и развитие универсальных учебных действийФормирование и развитие универсальных учебных действийФормирование и развитие универсальных учебных действийФормирование и развитие универсальных учебных действийФормирование и развитие универсальных учебных действийФормирование и развитие универсальных учебных действийФормирование и развитие универсальных учебных действийФормирование и развитие универсальных учебных действийФормирование и развитие универсальных учебных действийФормирование и развитие универсальных учебных действийФормирование и развитие универсальных учебных действийФормирование и развитие универсальных учебных действийФормирование и развитие универсальных учебных действийФормирование и развитие универсальных учебных действийФормирование и развитие универсальных учебных действийФормирование и развитие универсальных учебных действийФормирование и развитие универсальных учебных действийФормирование и развитие универсальных учебных действийФормирование и развитие универсальных учебных действийФормирование и развитие универсальных учебных действийФормирование и развитие универсальных учебных действийФормирование и развитие универсальных учебных действийФормирование и развитие универсальных учебных действийФормирование и развитие универсальных учебных действий






Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Формирование и развитие универсальных учебных действий
© В.В. Кучурин, канд. ист. наук, доцент кафедры истории и социальных дисциплин

Слайд 2

XXI век - век рефлексивных форм знания. Это время, когда мало быть погруженным в «свой» предмет, необходимо знать особенности его устройства, прорывные зоны развития и методы конфигурирования с другими типами знаний. Любой педагог-предметник должен быть еще хотя бы немножко полипредметником, метапредметником.

Слайд 3

От предметной специализации к интеграции учебных предметов

Слайд 4

Как обеспечить в школе интеграцию учебных предметов? Что такое межпредметная интеграция? Соответствует ли межпредметная интеграция ФГОС?

Слайд 5

Какие способы работы со знаниями учителя-предметники передают учащимся? Как эти способы связаны друг с другом и на развитие каких именно способностей они направлены?

Слайд 6

Метапредметный подход
Ответ на эти вопросы требует как раз скоординированной метапредметной работы и введения метапредметной составляющей в программы традиционных учебных предметов.

Слайд 7

Метапредметный подход хотя и помогает избежать опасностей узкопредметной специализации, при этом не предполагает отказ от предметной формы, но, напротив, предполагает развитие ее на рефлексивных основаниях.

Слайд 8

Метапредметный подход
«Под метапредметным содержанием образования понимается деятельность, не относящаяся к конкретному учебному предмету, а, напротив, обеспечивающая процесс обучения в рамках любого учебного предмета». (Ю.В. Громыко) Метапредметы: «Знак» (способность схематизации), «Проблема», «Смысл», «Ситуация»

Слайд 9

Метапредметный подход
1) выделение в содержании образования фундаментальных образовательных объектов (ФОО), метапредметных первосмыслов.«Фундаментальные образовательные объекты - узловые точки основных образовательных областей, благодаря которым существует реальная область познания и конструируется система знаний о них». Такими объектами являются, например, число, время, алгоритм, буква и т.д. 2) на основании ФОО выделение учебных метапредметов, которые могут входить в обычные учебные курсы в виде метапредметной темы или раздела. «Метапредмет - КОРНЕВАЯ ОСНОВА (ЯДРО) содержания образования и соответствующих видов учебной деятельности». 3) обеспечение метапредметной деятельности. Во-первых, как деятельности, связанной с познанием ФОО, направленной на решение фундаментальных проблем (происхождение жизни, отличие живого от неживого и т.д.). Во-вторых, как деятельности, стоящей «за» конкретными учебными предметами – целеполагания, планирования, проблематизации, рефлексии и т.д.). (А.В. Хуторской)

Слайд 10

Метапредметный подход
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) метапредметные результаты образовательной деятельности определяются как «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов».

Слайд 11

Слайд 12

Метапредметный подход
Предметный уровень
Передача учащемуся предметного содержание
Передача учащемуся обобщенного способа работы
Метапредметный уровень

Слайд 13

Метапредметный подход
промысливание (а не запоминание) важнейших понятий учебного предмета, наличие образовательной деятельностности, формирование и развитие у учащихся предметных базовых способностей, Наличие совместной деятельности учителя и ученика, использование способа переоткрывания знания на разном учебном материале, наличие рефлексии деятельности.

Слайд 14

Понятие и сущность УУД
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Слайд 15

Понятие и сущность УУД
1

Слайд 16

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они:
носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.

Слайд 17

Виды универсальных учебных действий
Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные

Слайд 18

Личностные универсальные учебные действия

Слайд 19

Личностные УУД: самопознание и самоопределение
построение образа «Я» («Я-концепции»), включая самоотношение и самооценку; формирование идентичности личности; личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе;

Слайд 20

Личностные УУД: смыслообразование
установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов; установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - определение того «какое значение, смысл имеет для меня учение».

Слайд 21

Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация
выделение морально-этического содержания событий и действий; построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора; нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм; ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора.

Слайд 22

Регулятивные универсальные учебные действия

Слайд 23

Регулятивные универсальные учебные действия
Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Слайд 24

Регулятивные универсальные учебные действия
Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Слайд 25

Регулятивные универсальные учебные действия
Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; Оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Слайд 26

Регулятивные универсальные учебные действия
Волевая саморегуляция как способность: к волевому усилию - выбору в ситуации конфликта мотивов; к преодолению препятствий; эмоциональная устойчивость к стрессам и фрустрации; эффективные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями; к мобилизации сил и энергии.

Слайд 27

Познавательные универсальные учебные действия

Слайд 28

Общеучебные универсальные учебные действия
самостоятельное выделение и формулирование учебной цели; информационный поиск; знаково-символические действия; структурирование знаний; произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно);

Слайд 29

Общеучебные универсальные учебные действия
смысловое чтение текстов различных жанров; извлечение информации в соответствии с целью чтения; рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий;

Слайд 30

Общеучебные универсальные учебные действия: символическо-знаковые
Знаково-символические действия выполняют функции: отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; переход во внутренний умственный план; формирования обобщенных знаний Виды знаково-символических действий: Замещение Кодирование/декодирование Моделирование

Слайд 31

Логические универсальные учебные действия
анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков; синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, сериации объектов;

Слайд 32

Логические универсальные учебные действия
подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждения; выдвижение гипотез, их обоснование доказательство.

Слайд 33

Познавательные УУД: постановка и решение проблем
формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Слайд 34

Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникация как взаимодействие – действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации). • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • формулировать собственное мнение и позицию.

Слайд 35

Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникация как кооперация – согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности (необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности). • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; • контролировать действия партнера.

Слайд 36

Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникация как условие интериоризации – действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии. • задавать вопросы; • использовать речь для регуляции своего действия; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Слайд 37

NỘI DUNG
1
Сформировать УУД – значит:

Слайд 38

Метапредметы и надпредметные программы
«Основы проектной деятельности», «Книга» (обучение эффективному чтению и выбору книг), «Дискуссия», «Грамотный покупатель», «Дом» (как использовать школьные знания в домашних делах), «Первая помощь», «Инструкция» (как научиться читать инструкции, пользоваться ими и самому составлять инструкции), «Как стать успешным», «Культура познания», «Культура мышления», «Самопознание», "Факт", "Исследование" и пр.

Слайд 39

Метапредметы и надпредметные программы
В надпредметной программе указываются: ключевые компетентности, для формирования которых она составлена; предметы, на материале которых реализуется программа; виды познавательной и практической деятельности; формы совместной работы по различным учебным предметам (решение комплексных задач, выполнение проектов, защита выполненной работы перед группой специалистов разного профиля).

Слайд 40

Метапредметные темы и задания
Однако перегруженность современного содержания образования далеко не всегда позволяет включить в учебный план дополнительные предметы, поэтому рекомендуем использовать в рамках предметных курсов метапредметные темы («Пространство и время», «Мир как система систем», «Знание - незнание», «Пространство и время», «Модель - способ - рисунок», «Порядок и хаос» и т.д.) или включать метапредметные темы в предметную тему урока: например, при изучении темы "Свойства воды" исследуется и метатема "Порядок и хаос", при изучении темы «Уравнение» - метатема «Гармония». Метапредметные задания ("Образ", "Идея", "Закономерность", "Задача", "Знак", "Опыт", "Сочинение", "Конструкция", "Счастье", "Любовь", "Здоровье" и т.п.).

Слайд 41

Формирование и развитие универсальных учебных действий

Слайд 42

Возможности формирования метадеятельности заложены в ряде методик, подходов и технологий:
развивающее обучение Эльконина-Давыдова; мыследеятельностная педагогика; коммуникативная дидактика; эвристическое обучение; логико-смыслового моделирования; школа М.Щетинина развития критического мышления; ТРИЗ (АРИЗ);

Слайд 43

Продуктивные задания
Продуктивные задания – это задания, ход выполнения которых не описан в учебнике, имеются лишь подсказки. Репродуктивные задания нацелены лишь на предметные результаты, продуктивные – ещё и на метапредметные.

Слайд 44

Порядок выполнения продуктивного задания
Осмыслить задание (что надо сделать?) Найти нужную информацию (текст, рис…) Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…) Сформулировать мысленно ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что во-первых…, во-вторых… и т.д.».) Дать полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя

Слайд 45


Посмотри на меня
Результат, который бы я хотел/ а получить в будущем
Было легко … Мне помогло …
Было трудно Почему?
РЕФЛЕКСИЯ

Слайд 46

ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - как традиционные задания сделать продуктивными
Традиционное задание
Продуктивное задание
 Представь, что ты – человек XXI века – оказался в числе соратников Пугачева. За какие действия восставших ты бы испытывал угрызения совести? Свое мнение объясни. (История, 7 кл.)
Назовите прогрессивные силы, участвовавшие в восстании Пугачева
Вместо оценки авторской предложить ученику оценить ситуацию самому

Слайд 47

ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - как традиционные задания сделать продуктивными
Традиционное задание
Продуктивное задание
Если бы вы входили в команду Семена Дежнева, то какое время года вы предложили бы для начала похода? Почему? А если бы вы отправились в Антарктиду?
Расскажите о путешествии Семена Дежнева
Отрабатывать учебные алгоритмы на материале жизненных ситуаций

Слайд 48

ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - как традиционные задания сделать продуктивными
Традиционное задание
Продуктивное задание
Почему Петра Первого считают великой личностью? Чем великая личность отличается от обычных людей?
Назовите выдающихся личностей первой половины XVIII века
Перенести акцент с воспроизведения на анализ информации

Слайд 49

ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - как традиционные задания сделать продуктивными
Традиционное задание
Продуктивное задание
Поработайте в паре: один из вас приводит преимущества демократии, другой – ее недостатки; затем поменяйтесь и ролями и обсудите демократический режим власти.
Назовите преимущества и недостатки демократического режима власти
Дать задание паре или группе, распределив роли участников

Слайд 50

Формирование и развитие УУД
Принцип «метапредметности» состоит также в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом (Ю.Громыко). Это составление ментальных карт, деревьев понятий, кластеров, денотатные графы, схем «фишбоун» (рыбьи косточки - технология «за и против»), различные графические модели знания, приемы сворачивания информации (конспект, таблица, схема) и пр.

Слайд 51

Типовые задачи по формированию и развитию УУД
Вид Составляющие Типовые задачи
Личностные Личностное, жизненное самоопределение Смыслообразование Нравственно-этическая ориентация участие в проектах; подведение итогов урока; творческие задания; зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки; мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма; самооценка события, происшествия; выразительное чтение; дневники достижений и др.

Слайд 52

Типовые задачи по формированию и развитию УУД
Вид Составляющие Типовые задачи
Регулятивные Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка Саморегуляция взаимоконтроль и взаимооценка; задания, нацеленные на оценку, прикидку и прогнозирование результата; задания, обучающие пошаговому и итоговому контролю за результатами, планированию решения задачи и прогнозированию результата, задания, содержащие элементы исследовательской деятельности.

Слайд 53

Типовые задачи по формированию и развитию УУД
Вид Составляющие Типовые задачи
Регулятивные Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка Саморегуляция участие в проектах; диспут; заучивание материала наизусть в классе; задания на самопроверку результата, оценку результата, коррекцию (преднамеренные ошибки», «ищу ошибки») поиск информации в предложенных источниках;

Слайд 54

Типовые задачи по формированию и развитию УУД
Вид Составляющие Типовые задачи
Регулятивные Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка Саморегуляция маршрутные листы, парная и коллективная деятельность, дифференцированные задания, «творческие задания», тренинговые и проверочные задания.

Слайд 55

Типовые задачи по формированию и развитию УУД
Вид Составляющие Типовые задачи
Познавательные самостоятельное выделение и формулирование учебной цели; информационный поиск; знаково-символические действия; структурирование знаний; произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно); смысловое чтение текстов различных жанров; извлечение информации в соответствии с целью чтения; рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность; «найди отличия» (можно задать их количество); сравни «на что похоже?»; поиск лишнего; упорядочивание; «цепочки»; хитроумные решения; составление схем-опор; работа с разного вида таблицами; составление и распознавание диаграмм; работа со словарями;

Слайд 56

Типовые задачи по формированию и развитию УУД
Вид Составляющие Типовые задачи
Коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации разрешение конфликтов управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации составь задание партнеру; отзыв на работу товарища; групповая работа по составлению кроссворда; «отгадай, о ком говорим»; диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи); диспуты; «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.