Презентация - Изобразительно-выразительные возможности глагола

Изобразительно-выразительные возможности глаголаИзобразительно-выразительные возможности глаголаИзобразительно-выразительные возможности глаголаИзобразительно-выразительные возможности глаголаИзобразительно-выразительные возможности глаголаИзобразительно-выразительные возможности глаголаИзобразительно-выразительные возможности глаголаИзобразительно-выразительные возможности глаголаИзобразительно-выразительные возможности глаголаИзобразительно-выразительные возможности глаголаИзобразительно-выразительные возможности глаголаИзобразительно-выразительные возможности глаголаИзобразительно-выразительные возможности глаголаИзобразительно-выразительные возможности глаголаИзобразительно-выразительные возможности глаголаИзобразительно-выразительные возможности глаголаИзобразительно-выразительные возможности глаголаИзобразительно-выразительные возможности глаголаИзобразительно-выразительные возможности глаголаИзобразительно-выразительные возможности глаголаИзобразительно-выразительные возможности глаголаИзобразительно-выразительные возможности глаголаИзобразительно-выразительные возможности глаголаИзобразительно-выразительные возможности глаголаИзобразительно-выразительные возможности глаголаИзобразительно-выразительные возможности глагола






Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Изобразительно-выразительные возможности глагола.
Глагол и глагольные формы. Употребление времен.
Использование текста в процессе изучения глагольных форм.

Слайд 2

Почему, изучая глагол, важно обращаться к анализу текста.

Слайд 3

Обращение к анализу текста в процессе изучения грамматики позволяет научиться использовать определенные грамматические категории в построении собственного высказывания.

Слайд 4

Использование для анализа «безукоризненных образцов», какими являются отрывки из произведений художественной литературы, способствует развитию потенциала речевой среды, который, по словам Л.П. Федоренко, «тогда оптимален, когда обеспечены учебные средства, дающие образованность в области поэтики. Эти учебные средства активизируют и развитие высших эмоций, обеспечивают полноценное развитие личности ученика».
Лидия Прокофьевна Федоре́нко (1912 — 1995, Москва) — советский украинский педагог, лингвист; доктор педагогических наук, профессор; создатель оригинальной методики преподавания русского языка; основатель научной школы развития речи учащихся.

Слайд 5

Григорий Осипович Винокур (1896, Варшава — 1947, Москва) — советский лингвист и литературовед. Труды по русской литературе, истории русского языка, стиховедению, теории словообразования.
Наряду с проблемой языкового строя существует еще проблема языкового употребления, а так как язык вообще есть только тогда, когда он употребляется, то в реальной действительности строй языка обнаруживается только в тех или иных формах его употребления. Григорий Осипович Винокур

Слайд 6

Как известно, глагол в русском языке имеет богатые изобразительно-выразительные возможности.

Слайд 7

Глаголы — это какие-то «живые» слова, оживляющие всё, к чему они приложены. А. М. Пешковский
Александр Матвеевич Пешковский (1878, Томск — 1933, Москва) — российский и советский лингвист, профессор, один из пионеров изучения русского синтаксиса; также занимался вопросами практического преподавания русского языка в школе.

Слайд 8

Роль глагола в создании художественного образа
Глагол помогает передать движение, звук, цвет, изменение цвета. Он вносит динамику в описываемую картину. Вид — одна из центральных категорий глагола, которая позволяет выразить более точно его семантику — ограниченность или неограниченность действия каким-либо пределом.
Сема́нтика (от др.-греч. σημαντικός — обозначающий) — раздел лингвистики, изучающий смысловое значение единиц языка. В качестве инструмента изучения применяют семантический анализ.

Слайд 9

Переправа, переправа! Берег левый, берег правый, Снег шершавый, кромка льда... Кому память, кому слава, Кому темная вода, - Ни приметы, ни следа.
В этом отрывке нет ни одного глагола. Почему? Для автора важно было показать общую картину переправы, а не что там происходило: об этом будет сказано позднее.
Внимательно прочитаем отрывок из поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин». В чём его особенность?

Слайд 10

Картина ожила. Мы слышим, как ломается лёд; видим, как проходит переправа. Происходит это за счет насыщенности текста глаголами совершенного вида (погрузился, оттолкнулся, пошёл, приготовился, пригнулся), что указывает на стремительность и динамичность действия.
Прочитаем следующий отрывок из поэмы: Ночью, первым из колонны, Обломав у края лёд, Погрузился на понтоны Первый взвод. Погрузился, оттолкнулся И пошел. Второй за ним. Приготовился, пригнулся Третий следом за вторым.
Что изменилось в описании переправы с появлением глаголов? Какого вида глаголы использованы?

Слайд 11

Дается повествование, рассказ о событиях. С помощью глаголов совершенного вида передается последовательность действий или явлений.
В это мгновение лодка причалила, и всё общество вышло на берег. Между тем кучер с лакеем и горничной принесли корзинки из кареты и приготовили обед на траве под старыми липами. Все уселись вокруг разостланной скатерти и принялись за паштет и прочие яства. И.С.Тургенев
Рассмотрим другой текст.
Какие глаголы используются, что этим достигается?

Слайд 12

Одновременность происходящего, напротив, передают глаголы несовершенного вида. Для примера рассмотрим текст, в котором с помощью глаголов несовершенного вида рисуется печальная картина поздней осени:
Заунывный ветер гонит Стаю туч на край небес. Ель надломленная стонет, Глухо шепчет темный лес. На ручей, рябой и пестрый, За листком летит листок, И струей сухой и острой Набегает холодок. Н.А.Некрасов

Слайд 13

Благодаря этим глагольным формам происходит «движение сюжета» (А. Горшков)
Прошедшее время совершенного вида обозначает последовательность действий, указывая, что одно действие следует за другим.
Прошедшее время несовершенного вида описывает события, происходившие одновременно, в одном временном отрезке.
Прошедшее время глагола обычно используется
о событиях прошлого
длительного неоконченного действия
в повествовании
в описании
Используется для характеристики протяженного во времени действия.

Слайд 14

Выводы
Глаголы совершенного вида
Придают описанию стремительность, динамичность.
Передают последовательность действий или явлений
Глаголы несовершенного вида
Передают одновременность происходящего
Придают описанию протяженность, продолжительность.
Используются в описании
Используются в повествовании

Слайд 15

РОЛЬ ГЛАГОЛА В ТЕКСТЕ
Рассматривая категорию вида, мы учимся, во-первых, различать значения совершенного и несовершенного вида и разбираться в оттенках этих значений; во-вторых, умело пользоваться глаголами совершенного и несовершенного вида для разнообразия и выразительности собственной речи.

Слайд 16

Двувидовые глаголы — глаголы, выступающие в зависимости от контекста то в совершенном, то в несовершенном виде. Таких глаголов немного: женить, казнить, телеграфировать, велеть и некоторые другие. Рассмотрим тексты: 1) Пристают к заставе гости; Князь Гвпдон зовет их и гост. Их он кормит и поит И ответ держать велит... 2) — Ой вы, молодцы честные, Братья вы мои родные, - Им царевна говорит, — Коли лгу, пусть Бог велит Не сойти живой мне с места. (Пушкин) В первом фрагменте глагол велит употреблен в форме несовершенного вида и указывает на действие, протекающее в настоящее время; во втором — этот же глагол имеет форму совершенного вида и обозначает результативность. законченность действия. Глагол велит во втором тексте употреблен в форме будущего времени (глаголы совершенного вида не имеют формы настоящего времени).
4

Слайд 17

Категория времени
Категория времени свойственна личным формам глагола в изъявительном наклонении. В тексте формы времени глагола вступают во взаимодействие, указывая на соотношение действия и момента речи. Если эти формы одинаковые, то и точка отсчета для них тоже будет одна — момент речи. Рассмотрим такой пример: Сквозь волнистые туманы Пробирается луна. На печальные поляны Льет печально свет она. (Пушкин) Здесь описываемое действие совпадает с моментом речи, значит, глаголы пробирается, льет стоят в форме настоящего времени.

Слайд 18

Употребление времен
Такая замена широко используется
в разговорной речи
в художественной речи
В речи часто можно наблюдать использование формы одного времени глагола в значении другого.

Слайд 19

Употребление времен
В художественной речи. Встанешь, бывало, поутру и словно с горы на салазках покатишься... Смотришь, уж и примчался к концу; вот уж и вечер: вот уж заспанный слуга и натягивает на тебя сюртук, — оденешься и поплетешься к приятелю. (Тургенев)
Здесь глаголы будущего {встанешь, покатишься, оденешься, поплетешься) и настоящего времени {смотришь, натягивает) употреблены в значении прошедшего. Все, о чем говорится, происходило в прошлом, до момента речи, на что указывают и форма прошедшего времени глагола {примчался), и страдательное причастие прошедшего времени {заспанный), и слово бывало, которое тоже дает читателю возможность понять, что речь идет о событиях, давно прошедших, что герой произведения вспоминает о том, что с ним происходило когда-то. Зачем? Использование в одном тексте глаголов в разных временных формах делает описание более живым, динамичным.

Слайд 20

Иду я вчера темным вечером домой. Но вот всходит луна и освещает все вокруг неясным, тусклым светом. Вдруг за кустом на опушке леса мелькает чья-то тень. Я настораживаюсь и останавливаюсь.
Шел я вчера темным вечером домой. Но вот взошла луна и осветила все вокруг неясным, тусклым светом. Вдруг за кустом на опушке леса мелькнула чья-то тень. Я насторожился и остановился.
Для чего во втором тексте используются глаголы настоящего времени в рассказе о том, что произошло когда-то?
Сравним тексты:
Наречие вчера уточняет время действия.
Это делается с целью оживить рассказ, приблизить читателя к тому, о чем идет речь. Это делает рассказ о прошлых событиях более живым, ярким, что позволяет воспринимать события как происходящие на наших глазах.
В разговорной речи.

Слайд 21

Употребление будущего простого времени в значении прошедшего придает высказыванию значение неоднократности, повторяемости действия.
В обоих предложениях речь идет о повторяющихся действиях (событиях), имевших место в прошлом. В первом предложении на это указывают формы прошедшего времени глагола заходил и вводного слова бывало, а во втором — только вводное слово выпало.
Зайдет к нам, бывало, старик-лесник и начнет рассказывать о своих многочисленных приключениях.
Заходил к нам, бывало, старик-лесник и рассказывал нам о своих многочисленных приключениях.
Сравним два предложения:

Слайд 22

На заключительном этапе изучения глагола учащимся предлагается проанализировать текст.

Слайд 23

Проанализируйте текст
Ветер осенний в лесах подымается, Шумно по чащам идёт, Мёртвые листья срывает и весело В бешеной пляске несёт. Только замрёт, припадёт и послушает, - Снова взмахнёт, а за ним Лес загудит, затрепещет - и сыплются Листья дождём золотым. (И.А.Бунин)

Слайд 24

Примерный анализ текста И.Бунина
Тема стихотворения — осенний ветер. Как описывает его автор? Используя глаголы и наречия. С помощью глаголов несовершенного вида настоящего времени передается продолжительное действие: подымается, идет. Далее автор говорит о «проделках» ветра. Он не просто идет, а срывает листья, в бешеной пляске несет. Далее глаголы настоящего времени заменяются глаголами совершенного вида будущего времени. Что изменилось? Действие становится стремительным, динамичным. Ветер как бы проверяет, что он сделал: замрет, припадет, послушает, взмахнет. А лес — в ответ на действия ветра — загудит, затрепещет, - и это тоже кратковременное действие, выраженное глаголами совершенного вида будущего времени. И вот результат - сыплются листья дождем золотым (снова глагол несовершенного вида, указывающий на продолжительность действия, обычность осеннего листопада). Попутно обратим внимание на наречия образа действия, которые позволяют более ярко охарактеризовать движение ветра: идет (как?) шумно; листья несет (как?) весело. Стихотворение состоит из двух предложений: первое — простое с однородными членами (сказуемыми), которые являются ярким стилистическим средством, делая речь более эмоциональной, показывая протяженностъ действия; второе предложение — сложное, состоит из четырех предикативных частей. Первая и вторая части характеризуют действия ветра (только замрет, припадет и послушает, — снова взмахнет); третья часть показывает, к чему это привело (а за ним лес загудит, затрепещет); четвертая часть — итог действий ветра (сыплются листья дождем золотым). Автор использует сложное предложение, чтобы достичь целостности описываемой картины. Простые предложения в этом случае рассматривались бы как простое перечисление фактов. В стихотворении используются слова в переносном значении: метафоры — ветер подымается, идет, мертвые листья, весело несет, лес загудит и др.; сравнение - сыплются листья дождем золотым. Обратим внимание и на стилистические фигуры: инверсию {ветер осенний); бессоюзие (однородные члены, не связанные союзом), что создает впечатление стремительности, быстрой смены картин.

Слайд 25

Таким образом, изучение грамматики на текстовой основе позволяет рассмотреть не только строение и значение, но и употребление языковых единиц, что способствует сознательному отношению к системе языка, его нормам и категориям, правилам выбора необходимых языковых средств, позволяет наиболее эффективно проводить работу над всеми видами речевой деятельности в соответствии с возрастом и речевым развитием учащихся.

Слайд 26

Источник
Т.М. Воителева. Статья «Использование текста в процессе изучения глагольных форм». РЯШ № 2 – 2008, стр. 3-6 Выполнила Бурмистрова Р.А.