Презентация - Активизация творческих способностей учащихся при работе с малыми поэтическими формами

Активизация творческих способностей учащихся при работе с малыми поэтическими формамиАктивизация творческих способностей учащихся при работе с малыми поэтическими формамиАктивизация творческих способностей учащихся при работе с малыми поэтическими формамиАктивизация творческих способностей учащихся при работе с малыми поэтическими формамиАктивизация творческих способностей учащихся при работе с малыми поэтическими формамиАктивизация творческих способностей учащихся при работе с малыми поэтическими формамиАктивизация творческих способностей учащихся при работе с малыми поэтическими формамиАктивизация творческих способностей учащихся при работе с малыми поэтическими формамиАктивизация творческих способностей учащихся при работе с малыми поэтическими формамиАктивизация творческих способностей учащихся при работе с малыми поэтическими формамиАктивизация творческих способностей учащихся при работе с малыми поэтическими формамиАктивизация творческих способностей учащихся при работе с малыми поэтическими формамиАктивизация творческих способностей учащихся при работе с малыми поэтическими формамиАктивизация творческих способностей учащихся при работе с малыми поэтическими формамиАктивизация творческих способностей учащихся при работе с малыми поэтическими формамиАктивизация творческих способностей учащихся при работе с малыми поэтическими формамиАктивизация творческих способностей учащихся при работе с малыми поэтическими формамиАктивизация творческих способностей учащихся при работе с малыми поэтическими формамиАктивизация творческих способностей учащихся при работе с малыми поэтическими формамиАктивизация творческих способностей учащихся при работе с малыми поэтическими формамиАктивизация творческих способностей учащихся при работе с малыми поэтическими формами






Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Активизация творческих способностей учащихся при работе с малыми поэтическими формами

Слайд 2

Владеющий чарами песен, душою владеет любой. Генрик Ибсен В истинных открытиях никогда не участвует логическое мышление. Альберт Эйнштейн

Слайд 3

Небольшие поэтические формы
Традиционные: моностих (одностишие), двустишие, трехстишие/терцина, катрен (четверостишие), восьмистишие/октава/ «Экзотические»: шлока (двустишие), хокку/хайку (трехстишие), рубаи (четверостишие), танка (пятистишие), лимерик (пятистишие), триолет (восьмистишие) Обучающие: сиквейн (пятистишие), даймонд (семистишие)

Слайд 4

Моностих (одностишие)
Чего в мой дремлющий не входит ум? Г. Державин Мерещится мне всюду драма. Н.Некрасов Русь, ты вся — поцелуй на морозе! В.Хлебников Я научился вам, блаженные слова… О.Мандельштам О закрой свои бледные ноги! В.Брюсов

Слайд 5

Одностишия Владимира Вишневского
Спасибо мне, что есть я у тебя!.. Все хорошо со мною, кроме шуток… Тебя сейчас послать или по факсу?.. Я повторяю свой вопрос: «Ура?..» Я не злопамятен. Не помню и добра. Я без цветов – чтоб не было банально!.. Зачем о вас – давайте о приятном!.. Дай мне хоть что-то кроме установок! По осени цыплята ухмыльнулись… Не омрачай приятное полезным!

Слайд 6

Цель работы учащихся с одностишиями – осознать, что такое поэзия, почувствовать стремление к творчеству, ощутить чувство ритма.
Продолжи строку: Сегодня утром… Я жду каникул… Однажды мне приснилось… Начни строку: …словно солнца луч. …и все улыбнулись.

Слайд 7

Цель работы с двустишиями – продолжение творческого поиска, знакомство со смежной рифмой.
Двустишия со смежной рифмой любили использовать А.Пушкин, М.Лермонтов, П.Ершов и др. Задание «Продолжи за классика»: Царь Никита жил когда-то… (Праздно, весело, богато) А.Пушкин Белый парус поднялся… (Флаг на мачте развился) П.Ершов

Слайд 8

Японские хокку и танка – образцы лирического подхода к явлениям природы, показу через отношение к ним человеческих чувств и мыслей.
Мацуо Басё (1644-1694) — великий японский поэт; в его стиле — изящная простота, ассоциативность, гармония прекрасного.

Слайд 9

Образцы поэзии Басё (перевод Веры Марковой)
Вот причуда знатока! На цветок без аромата Опустился мотылёк. В чашечке цветка Дремлет шмель. Не тронь его, Воробей-дружок! Весна уходит. Плачут птицы. Глаза у рыб Полны слезами.
Роняя лепестки, Вдруг пролил горсточку воды Камелии цветок. Плотно закрыла рот Раковина морская. Невыносимый зной! На голой ветке Ворон сидит одиноко. Осенний вечер.

Слайд 10

Цель работы с хокку – формирование поэтического взгляда на мир, закрепление умения отбирать наиболее выразительные средства, осознание достоинств краткости и лаконизма
Формы работы: знакомство с жанром хокку и его авторами; заучивание и выразительное чтение любимых хокку; упражнение «Дополни автора» - закончить две строки своей (близкой по духу), закончить одну строку двумя своими; сочинение собственных хокку (в данном случае рифма и стихотворный размер не важны, главное – умение выразить чувство через явление).

Слайд 11

Синквейн— пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии, используется как эффективный метод развития образной речи
Синквейн строится как короткое стихотворение, состоящее из пяти нерифмованных строк. 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Слайд 12

Примеры сиквейнов
Любовь. Сказочная, фантастическая. Приходит, окрыляет, убегает. Удержать ее умеют единицы. Мечта.
Кошка. Пушистая, ласковая. Мурлыкает, играет, бегает. Любимый домашний питомец. Животное.
Дом. Красивый, дорогой. Строится, сдается, продается. Кто-то в нем живет. Здание.
Учитель. Талантливый, умный, Наставляет, вдохновляет, помогает Всем, кто этого желает… Проводник…

Слайд 13

Даймонд (брильянт) – форма, возникшая на основе сиквейна с зеркальной структурой (в основе его, как правило, противопоставление)
Осень холодная, неласковая, печалит, заботит, беспокоит… Но пройдет зима, и вот уже приближается, радует, обнадеживает теплая, солнечная весна.
Задачи при составлении сиквейнов и даймондов – отбор точных выразительных средств, формирование ритмической структуры.

Слайд 14

Рубаи – жанр средневековой ирано-таджикской поэзии
Омар Хайя́м (1048-1131) — персидский поэт, философ, математик, астроном. Современники обращались к нему "Величайший из мудрых!« или "Мудрейший из великих!». Он знаменит во всём мире своими четверостишиями «рубаи». Структура рубаи (четверостишия): Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало (А) Два важных правила запомни для начала (А) Ты лучше голодай, чем что попало есть, (Б) И лучше будь один, чем вместе с кем попало. (А)

Слайд 15

Задача работы с рубаи – формирование поэтического высказывания с монорифмой.
Нет благороднее растений и милее, Чем черный кипарис и белая лилея. Он, сто имея рук, не тычет их вперед; Она всегда молчит, сто языков имея.
На зеленых коврах хорасанских полей Вырастают тюльпаны из крови царей. Вырастают фиалки из праха красавиц, Из пленительных родинок между бровей....

Слайд 16

Ли́мерик — форма короткого стихотворения, появившегося в Великобритании, основанного на обыгрывании бессмыслицы.
Традиционно лимерик имеет пять строк, построенных по схеме AABBA; сюжетно строится примерно так: в первой строке говорится, кто и откуда, во второй — что сделал, а далее — что из этого вышло. Чаще всего лимерик написан анапестом.
А один старичок из Панамы Не вылазил всю жизнь из пижамы. Он и ел в ней, и спал, И писал, и читал, И ходил получать телеграммы.

Слайд 17

Эдвард Лир (1812—1888) — английский художник и поэт, один из основоположников «поэзии бессмыслицы», автор многочисленных забавных лимериков.
Жил-был старичок из Винчестера, За которым погналися шестеро. Он вскочил на скамью, Перепрыгнул свинью И совсем убежал из Винчестера.
Жил-был старичок у канала, Всю жизнь ожидавший сигнала. Он часто в канал Свой нос окунал, И это его доконало.

Слайд 18

Триоле́т — стихотворение из восьми строк на две рифмы, в результате образуются рифменные схемы ABaA abAB или же ABbA baAB (заглавными буквами обозначены повторяющиеся строки).
Твой лик загадочный и нежный Как отраженье в глубине, Склонился медленно ко мне. Твой лик загадочный и нежный Возник в моем тревожном сне. Встречаю призрак неизбежный: Твой лик, загадочный и нежный, Как отраженье в глубине. (В.Брюсов)
Какая сладкая отрава Легко звенящий триолет! Его изящная оправа, Какая сладкая отрава И вечно детская забава, Когда владеет ей поэт. Какая сладкая отрава Легко звенящий триолет. (И.Калинников)

Слайд 19

Н.Н.Шульговский - обращается к тем, кто не мнит себя поэтом. Он предлагает : "Давайте заниматься искусством стихотворчества без всяких претензий!" Но при этом автору книги хотелось бы, чтобы творящий стихи внес в свою работу хотя бы тень специальных знаний...

Слайд 20

В современной школе возможно создавать выпуски стихов своих поэтов любых возрастов, оформленные с интересом и выдумкой.

Слайд 21

Спасибо за внимание! Всего доброго!