Презентация - Задания 33-34 ЕГЭ по обществознанию

Задания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознаниюЗадания 33-34 ЕГЭ по обществознанию







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

ЕГЭ Обществознание
Задания 33 – 34
Д.С. Михайлов

Слайд 2

1 (33)
В современном обществе усиливается роль и значение гражданских институтов. Приведите три примера, иллюстрирующие партнерское взаимодействие гражданских неполитических организаций с государством.

Слайд 3

– ассоциации педагогов, профсоюзы работников образования принимают активное участие в обсуждении политических решений в области образования, поправок к закону об образовании; – объединения жильцов, товарищества собственников жилья вместе с мэрией, руководством города обсуждают вопросы градостроительства, улучшения транспортной ситуации, строительства новых парковок; – журналисты, представители профессиональных объединений работников, занятых в СМИ, выступают против давления на СМИ, в защиту свободы слова; – организации ветеранов локальных войн и конфликтов выступают с требованиям разработки дополнительных мер социальной защиты военнослужащих; – экологические организации и движения обсуждают решения о строительстве крупных комплексов, промышленных предприятий, поправки к природоохранному законодательству.
Ответ

Слайд 4

2 (33)
Ученые полагают, что главной ценностью современного общества, его ориентиром, является инновация. Проиллюстрируйте тримя примерами инновационный характер современного общества.

Слайд 5

Ответ
Инновационный характер образования. В школе широко внедряются мультимедиа-технологии, скоро вместо бумажного учебника будет использоваться планшетный компьютер. 2) Инновационный характер экономики. Экономическими лидерами являются те отрасли, которые наиболее активно применяют и используют новые технологии, производят новые продукты (отрасли хай-тек, Майкрософт, Гугл и т.д.). 3) Инновационный характер повседневной жизни людей. Каждый день в нашу жизнь входят технические новинки и усовершенствования (айфоны, гаджеты, электронные книги, цифровое телевидение).

Слайд 6

3 (33)
Укажите и проиллюстрируйте примерами любые три критерия общественного прогресса.

Слайд 7

Ответ
гуманизация общественных отношений (например, отмена смертной казни, смягчение уголовных законов, распространение идей мультикультурности и т.д.); 2) совершенствование техники и технологии (например, внедрение новой компьютерной техники, распространение айфонов, айпадов, освоение космического пространства и т.д.); 3) расширение спектра прав и свобод человека (например, отмена дискриминации по половому, расовому, национальному признаку, расширение избирательных прав и т.д.).

Слайд 8

4 (33)
В обществе действуют различные социальные нормы, среди которых традиции, церемонии, корпоративные нормы (деловые обыкновения). Каждый из названных в задании типов социальных норм проиллюстрируйте конкретным примером. (Укажите сначала тип нормы, а затем пример).

Слайд 9

Ответ
Традиции, (например, московские выпускники отмечают праздник последнего звонка, приезжая на Воробьевы горы, ежегодно; студенты и преподаватели МГУ отмечают Татьянин день (25 января) гуляниями и распитием горячей медовухи); 2) Церемонии, (например, вступление в должность Президента РФ; чайная церемония в Китае и Японии, церемония вручения верительных грамот послов); 3) Корпоративные нормы, (например, процедура заключения контракта на фирме; проведение переговоров между предпринимателями).

Слайд 10

5 (33)
Назовите уровни социализации, выделяемые учеными. Дайте характеристику каждому уровню социализации, обозначив агентов социализации.

Слайд 11

Ответ
1) уровень первичной социализации. Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах; 2) уровень вторичной социализации. Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. К первичным агентам социализации ученые относят ближайшее окружение индивида: родителей, близких и дальних родственников, друзей семьи, сверстников, учителей, врачей и т. д. Вторичные агенты – это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации и школы, армии, государства и т. д.

Слайд 12

6 (33)
Информационная революция последней трети XX века привела к масштабным качественным изменениям всех сфер жизни общества. Укажите любые три направления изменений, каждое из которых проиллюстрировав примером.

Слайд 13

Ответ
изменение характера отношений между людьми в обществе (например, вместо вертикальных связей, долженствования и исполнительства, приходят связи горизонтальные, основанные на партнерском взаимодействии); 2) изменение характера экономики, экономических основ общества (например, появляется новый фактор производства – информация, ее производство, переработка, трансляция, возрастает значение человеческого фактора производства – интеллектуальной рабочей силы); 3) изменение отношений между государствами (например, посредством электронных сетей стираются границы между государствами, нациями, людьми, возникают наднациональные центры принятия решений).

Слайд 14

7 (33)
Одним из важнейших отличий рыночной экономики является конкурентная борьба. Приведите два положительных и два отрицательных проявления конкуренции, каждое из которых проиллюстрировав конкретным примером.

Слайд 15

Ответ
1) положительные: - конкуренция создает возможности выбора для потребителя (два салона красоты конкурируют между собой за клиентов, клиент может выбрать тот, где необходимая ему процедура дешевле и качественнее, или же, где есть возможность приобретения бонусов и скидок); - конкуренция способствует внедрению новейших достижений и технологий в производство (например, стремясь расширить рынок сбыта, обувная фабрика приобрела и запустила у себя новую итальянскую линию по производству модельной дамской обуви); - конкуренция вынуждает предприятия быстро реагировать на изменение экономической обстановки (например, появление электронных книг вынуждает все ведущие издательства приступить к производству электронных версий учебников для школьников). 2) отрицательные: - в результате конкуренции некоторые производители могут разориться и уволить работников (например, ставшее убыточным, неконкурентноспособное автопредприятие закрылось и сократило несколько тысяч работников, другой работы в городе нет); - в ходе конкурентной борьбы могут быть использованы нечестные методы. (например, одно из конкурирующих предприятий дало взятку чиновнику для получения выгодного муниципального заказа); - конкурентная борьба вынуждает товаропроизводителей неоправданно большие средства затрачивать на рекламу. (например, производители моющих средств, оплачивая рекламу на всех центральных каналах, вынуждены повышать цены на свою продукцию).

Слайд 16

8 (34)
Государства К. и Н. граничат между собой. В обоих государствах существует пропорциональная избирательная система. В К. законодательно утвержден 9% избирательный порог для прохождения партий в парламент, в то время как в Н. избирательный порог всего 0,75%. Кроме того, в К. для того, чтобы попасть в предвыборные списки партий, кандидаты должны внести в партийную казну значительный денежный взнос или собрать 10 тысяч подписей сторонников. В какой из стран избирательное законодательство более демократичное? Приведите два аргумента в объяснение своего ответа.

Слайд 17

Ответ
Более демократична избирательная система в государстве Н. 2) – В К. пройти в парламент могут только самые влиятельные и крупные партии, более мелкие не получат представительство, также и та часть граждан, которая проголосовала за партии, не набравшие 9% голосов, останутся без своих представителей в законодательном органе. В Н. практически все политические силы, за исключением самых незначительных партий, будут представлены в парламенте, и, обстановка в нем будет более конкурентная, дискуссионная. – Обязательство внесения крупного взноса в партийную казну способствует выдвижению в парламент наиболее состоятельных граждан, которые будут отстаивать интересы таких же по уровню жизни и дохода слоев населения. В Н., где нет подобных ограничений, сам состав парламента будет более демократичным. М

Слайд 18

9 (34)
В одной из североафриканских стран начался вооруженный конфликт между властью и оппозицией. Многие мирные жители из опасения за свою жизнь покинули свои дома и начали покидать страну, пополняя лагеря беженцев в соседних странах, стараясь добраться до Европы, найти работу по специальности. Какое социальное явление представляет данный пример? Приведите конкретное название социального явления, описанного в задаче. Укажите две характеризующие его черты (признаки).

Слайд 19

Ответ
Описываемое в задании явление – социальная мобильность, одна из ее форм – миграция. 2) Приведенную форму социальной мобильности можно охарактеризовать как: - групповую (охватывает множество людей); - территориальную (географическую) (люди меняют местожительства); - горизонтальную (люди не изменяют своего статуса, стараясь устроиться по своей профессии на новом месте).

Слайд 20

10 (34)
Т. Парсонс считал, что культура выполняет основную регулирующую роль в развитии общества, личности и человеческого организма. Опираясь на знания истории, обществоведческого курса и собственный опыт приведите три возможных примера, подтверждающих эту точку зрения.

Слайд 21

Ответ
– Культура, включая в себя нормы, обычаи, обряды, традиции, язык и т.п., определяет среду, в которой осуществляет свою жизнедеятельность каждая социальная общность, например, этнонациональная (белорусская, русская, польская, литовская, азербайджанская и др.) – Культура национальной общности или социального слоя диктует различия в ценностных суждениях и в стандартах поведения личности. – Культура оказывает влияние на человеческий организм, прививая нормы гигиены и т.п.

Слайд 22

11 (33)
Статья 7 Конституции РФ указывает: «Россия — социальное государство». Проиллюстрируйте тремя примерами социальные права граж­дан РФ.

Слайд 23

Ответ
1. Право на минимальный размер оплаты труда. При трудоустройстве на работу работнику не может быть установлена оплата труда ниже установленного минимального размера оплаты труда. 2. Право на государственную пенсию. Женщины, достигшие 55-летнего возраста имеют право на получение пенсии. 3. Право на социальную защиту в случае потери работы, инвалидности и др. В случае потери работы необходи­мо зарегистрироваться на бирже труда, что позволит получать пособие по безработице.

Слайд 24

12 (34)
К какой тенденции развития межнациональных отношений можно отнести проведение международного фестиваля молодежи? Приведите любые два других примера этой тенденции развития межнациональных отношений.

Слайд 25

Ответ
Приведенный пример отражает тенденцию сближения наций, межнациональной интеграции;  2) — примеры экономических и политических союзов: Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), Европейский Союз (ЕС), организация Североатлантического договора (НАТО) и др.;  — примеры международных культурных центров: (Центр международного образования, Центр латиноамериканской культуры и др.). 

Слайд 26

13 (34)
К какой форме культуры можно отнести балет? Назовите любые три отличительных признака балета, по которым вы это определили.

Слайд 27

Ответ
Балет относится к элитарной форме культуры;  2)   — создается профессионалами, людьми со специальной подготовкой  — воспринимается не всеми, а ценителями  — для основной массы непонятен и скучен

Слайд 28

14 (34)
Рост населения в развивающихся странах со всей остротой поставил продовольственную проблему. Для ее решения используется экстенсивный путь развития сельского хозяйства — освоение все новых земель. Это ведет к вырубке тропических лесов на больших площадях. Интенсивный путь развития сельскохозяйственного производства, связанный с использованием современной техники, часто недоступен этим государствам в силу их экономической отсталости. Взаимосвязь каких глобальных проблем здесь прослеживается? Укажите три проблемы.

Слайд 29

Ответ
— демографическая;  — экологическая;  — разрыв в уровнях экономического развития стран «Севера» и «Юга». 

Слайд 30

15 (34)
Умение эффективно действовать в нестандартной ситуации, находить оптимальное решение задачи не заложено у человека, как у животного, в генетической программе, в инстинктах, а обретается в онтогенезе, в процессе деятельности. Назовите любые два вида деятельности, которые способствуют развитию этого умения. Поясните, как им пользоваться в нестандартных ситуациях.

Слайд 31

Ответ
1) игра (способствует развитию фантазии, творческого воображения, что влияет на умение принимать нестандартные решения);   2) учебно-познавательная деятельность (предполагает поиски способов и вариантов решения учебных задач, переноса полученных знаний со знакомых ситуаций на незнакомые). 

Слайд 32

16 (34)
Возникшая в глубокой древности семья первоначально сосредоточивала в себе все основные функции по обеспечению жизнедеятельности человека. Постепенно она стала разделять свои отдельные функции с другими институтами общества. Укажите три такие функции. Назовите социальные институты, которые стали их выполнять.

Слайд 33

Ответ
1. Функции семьи, которые были разделены с другими институтами общества:  а) Социализирующая б) Экономическая в) Социально-статусная.  2. Институты, которые стали выполнять.  1. Образование, религия. Участвуют в социализации личности.  2. Государство, защищает права детей. Армия.  3. Средства массовой информации. Представляют возможности организации досуга, возможности для развлечения членов семьи.

Слайд 34

17 (34)
Во многих государствах введён возрастной ценз для осуществления гражданином права избирать и быть избранным в органы государственной власти. Соответствует ли этот ценз ценностям демократического общества? Приведите три обоснования своего мнения. 

Слайд 35

Ответ
1) Возрастной ценз не противоречит ценностям демократического общества;  2) — возрастной ценз распространяется на всех граждан соответствующего возраста, т.е. принцип равноправия не нарушается; — возрастной ценз не исключает других возможностей подростков и молодёжи участвовать в политической жизни общества; — возрастной ценз не нарушает принципа периодической выборности органов государственной власти; — возрастной ценз целесообразен в силу сроков политической социализации подростков и молодёжи.

Слайд 36

18 (34)
В одном из учебников это явление раскрывается так: «Совокупность средств и приёмов, с помощью которых общество гарантирует, что поведение его членов, отдельных субъектов управления, социальных групп будет осуществляться в соответствии с установленными общественными нормами и ценностями». Назовите социальное явление, о котором говорится в тексте. Используя знания обществоведческого курса, приведите два его элемента и проиллюстрируйте примером один (любой) из них. 

Слайд 37

Ответ
1) социальное явление: социальный контроль;  2) два элемента:  – социальные нормы;  – социальные санкции;  3) пример: санкции поощрения – похвала, аплодисменты, приз, грамота и т.д. 

Слайд 38

19 (34)
Фирма «Иванов и К.» находится в собственности группы лиц. Владельцы предприятия несут ответственность по обязательствам своего предприятия в полном объёме принадлежащим им имуществом, имеют равные права в управлении своим предприятием.  Какую организационно-правовую форму представляет данное предприятие? Приведите два обоснования своего ответа. Приведите дополнительный признак, отличающий предприятия данной организационно-правовой формы, не указанный в задаче.

Слайд 39

Ответ
1. Предприятие является полным товариществом  2.  - собственники отвечают всем своим имуществом по обязательствам предприятия  - собственники имеют равные права в управлении  3.  - каждый из участников товарищества имеет право "вето" при принятии решений; - учредителями предприятий могут быть как индивидуальные предприниматели, так и юридические лица.

Слайд 40

20 (34)
В стране Н. после прихода к власти правительства социалистов прошла масштабная налоговая реформа. Вместо единой плоской шкалы исчисления налога с доходов физических лиц (НДФЛ) была введена прогрессивно- регрессивная шкала. В чем суть данной шкалы исчисления НДФЛ? Приведите два обоснования в пользу ее введения для общества.

Слайд 41

Ответ
Прогрессивно-регрессивная шкала исчисления налога с доходов физических лиц предполагает повышение налоговой ставки для лиц, имеющих высокие доходы, и, напротив, понижение налоговой ставки для лиц с самыми низкими доходами. 2) – прогрессивная шкала позволяет получить дополнительные средства в бюджет с имущих граждан и направить их на финансирование социальных программ в области здравоохранения, образования, поддержания неимущих; – прогрессивно-регрессивная шкала позволяет усилить социальную функцию налогов, способствовать преодолению избыточного социального неравенства, снижению социального недовольства в обществе; – прогрессивная шкала способствует росту социальной ответственности состоятельных граждан, пониманию ими необходимости помогать тому обществу, которое обеспечило им возможность получать высокие доходы и т.д

Слайд 42

21 (33)
Раскройте на трёх примерах теоретическое положение о сущности творческой деятельности.

Слайд 43

Ответ
1) качественно новые цели деятельности (например, создание искусственного спутника Земли);  2) качественно новые средства деятельности, способов достижения целей (например, новые способы решения задачи по физике);  3) качественно новые результаты деятельности (например, компьютерная презентация с использованием новых программных возможностей). 

Слайд 44

22 (33)
Приведите три вида политических отношений в современном обществе и проиллюстрируйте их примерами.

Слайд 45

Ответ
— отношения между политическими партиями. Например, отношения сотрудничества или конкуренции за власть, которые можно наблюдать между партиями «Единая Россия», ЛДПР, КПРФ и другими политическими партиями в современной России;  — отношения между государством и социальными группами. Например, в настоящее время государство активно поддерживает институт материнства и детства в стране, выплачивая пособия («материнский капитал»), также оказывается поддержка малому бизнесу;  — отношения между государством и СМИ. Государство через СМИ делает заявления о направлениях и результатах работы государственного аппарата (реализация национального проекта «Образование»). 

Слайд 46

23 (33)
С помощью трех примеров проиллюстрируйте особенности правления партии консервативного толка.

Слайд 47

Ответ
— консервативное правительство стремится сохранить существующее положение в политической сфере (форму государственного правления, административный аппарат, судебную систему, существующиё политические партии);  — консервативная власть часто ограничивает свободу действий политиков-реформаторов;  — сужается свобода низовых структур путем передачи части их функций вышестоящим органам власти. 

Слайд 48

24 (33)
Проиллюстрируйте тремя примерами отличия в системе управления парламентской и президентской республик.

Слайд 49

Ответ
— в президентской республике президент получает полномочия непосредственно от избирателей, в парламентской республике президент обычно избирается законодательным собранием;  — в президентской республике членов правительства назначает президент, в парламентской — лидер партии парламентского большинства;  — в президентских республиках президент свободен в выборе кандидатур на правительственные посты, в парламентских республиках назначение в правительство получают только депутаты партии, располагающей большинством мест в законодательном собрании. 

Слайд 50

25 (33)
С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимосвязь глобальных проблем современности.

Слайд 51

Ответ
1) экономическая отсталость развивающихся стран порождает использование технологий, наносящих большой урон природе;  2) быстрый рост народонаселения в развивающихся странах усугубляет экономические проблемы, увеличивает отставание от развитых государств;   3) низкий социально-экономический уровень ряда развивающихся стран, отсутствие развитых систем здравоохранения, образования ведет к росту опасных заболеваний, таких, как СПИД.

Слайд 52

26 (33)
Покажите на трех примерах тесную связь общества и природы.

Слайд 53

Ответ
1) природные условия обусловливают занятия людей (например, рыболовство у жителей прибрежных территорий);  2) полезные ископаемые, их наличие или отсутствие, их разработка во многом определяют состояние экономического развития (например, положение стран, экспортеров нефти);  3) природные катаклизмы могут нанести огромный ущерб обществу (например, разрушения в связи с землетрясениями, цунами).

Слайд 54

27 (33)
С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимовлияние народной, массовой и элитарной культуры.

Слайд 55

Ответ
1) сопровождение ледового шоу фрагментами из классических музыкальных произведений;   2) использование в качестве рекламных слоганов названий произведений литературной классики или цитат из них;  3) использование мотивов народного творчества в кинематографе. 

Слайд 56

28 (33)
Покажите с помощью трех примеров многообразие критериев выделения социальных групп. В каждом случае укажите критерий и приведите к нему конкретный пример.

Слайд 57

Ответ
  — возраст (молодёжь);  — профессия (депутаты);  — величина дохода (средний класс); 

Слайд 58

29 (33)
Приведите три проявления роли средств массовой коммуникации в современном обществе и раскройте каждое из них на примере.

Слайд 59

Ответ
1) представление массовой аудитории актуальной информации о различных сторонах жизни современного общества (газеты, телевидение освещают важнейшие события внутренней и внешней политики, экономических, социальных, культурных процессов и явлений);  2) участие в формировании общественного сознания личности и социальных групп, общественного мнения и социальных стереотипов (средства массовой коммуникации способствуют формированию отрицательного общественного мнения в отношении международного терроризма);  3) возможность использования средств массовой коммуникации в манипулировании и управлении общественным сознанием (газеты и телевидение нередко используются как каналы манипуляции мнением граждан в период проведения избирательных кампаний);  4) участие средств массовой информации в социализации индивида (через средства массовой коммуникации индивид принимает социальные нормы, существующие в обществе);  5) ознакомление общества и индивида с достижениями культуры и искусства, особенностями различных культур (средства массовой коммуникации постоянно сообщают о кинематографических, книжных новинках, театральных премьерах и т. д.). 

Слайд 60

30 (33)
Покажите на конкретных примерах в чем выражается взаимосвязь социальных статусов и ролей. Приведите не менее трёх примерах.

Слайд 61

Ответ
1. От ученика ожидают освоения учебных предметов, предусмотренных программой, посещения школы;  2. От руководителя предприятия — ответственных решений, заботы о членах коллектива; 3. От родителя – воспитание своего ребёнка

Слайд 62

31 (33)
Назовите три основные характеристики учения как вида деятельности.

Слайд 63

Ответ
- наличие субъектов деятельности (учащихся и учителя);  - наличие объекта деятельности (изучаемого предмета);  - нацеленность на приобретение новых знаний и умений;  - использование средств обучения (учебник, атлас, рабочая тетрадь). 

Слайд 64

32 (33)
Назовите любые три функции государства и раскройте каждую из них на примере.

Слайд 65

Ответ
1) экономическая функция (принятие Государственной Думой государственного бюджета);  2) социальная функция (принятие закона о реформе пенсионной системы);  3) правовая функция (принятие Уголовного кодекса);  4) культурно-воспитательная функция (государственная поддержка народных музеев);  5) функция обороны страны (определение военно-политической доктрины);  6) функция защиты интересов страны на международной арене (участие в деятельности ООН)

Слайд 66

33 (33)
Политические партии играют важную роль в общественной жизни демократического общества. Назовите любые три функции политической партии в политической системе общества и проиллюстрируйте каждую из них конкретным примером. 

Слайд 67

Ответ
1)выражение властно значимых интересов отдельных социальных групп (парламентская фракция политической партии представляет интересы среднего класса, добиваясь принятия законодательства, регламентирующего деятельность среднего и малого бизнеса, и налоговых льгот для этих видов бизнеса);  2) разработка политических программ (политическая партия представила свою программу развития институтов гражданского общества);  3) политическая социализация граждан и привлечение их к участию в политической жизни (политическая партия провела серию массовых митингов в поддержку демократических реформ, привлекая молодёжь к участию в них приглашением известных поп-исполнителей).

Слайд 68

34 (33)
Проиллюстрируйте тремя примерами взаимосвязь проблем, связанных с увеличением разрыва между развитыми странами и странами «третьего мира», с проблемой предотвращения новой мировой войны.

Слайд 69

Ответ
1) значительное количество локальных вооружённых конфликтов приходится на страны «третьего мира», некоторые из которых располагают ядерным оружием (например, индо-пакистанский конфликт);  2) из-за обострения проблемы обеспечения сырьём и энергоресурсами наиболее развитые страны мира провоцируют, а иногда и сами участвуют в войнах за контроль над источниками сырья (например, война в Персидском заливе или американо-иракская война);  3) бедность отдельных регионов планеты способствует распространению в них наиболее радикальных, воинственных идеологий, приверженцы которых борются против развитых стран (например, исламские террористические организации). 

Слайд 70

35 (33)
Назовите любые три особенности хозяйственного товарищества на вере (коммандитного товарищества) как организационно-правовой формы предпринимательской деятельности.

Слайд 71

Ответ
1) учредителями товарищества наряду с индивидуальными предпринимателями могут быть и коммерческие организации;   2) разделение капитала в организации на доли (вклады) учредителей;  3) наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающим по обязательствам товарищества своим имуществом, есть несколько участников-вкладчиков, которые несут риск убытков только в пределах внесённых ими вкладов и не принимают участия в предпринимательской деятельности).

Слайд 72

36 (33)
Инфляция осложняет деятельность производителей и потребителей в рыночной экономике. Проиллюстрируйте тремя примерами рациональное поведение потребителя в условиях значительной инфляции.

Слайд 73

Ответ
1) взятие денег в долг, так как в условиях инфляции должник всегда в выигрыше, ему придется возвращать более дешевые деньги, по сравнению с теми, что он брал;  2) вложение сбережений в произведения искусства, то, что в меньшей степени подвержено обесцениванию;  3) приобретение участка земли, недвижимости;  4) вложение денег в собственный отдых, здоровье и т.д. 

Слайд 74

37 (33)
Каким экономическим понятием характеризуется ситуация, когда расходы государственного бюджета превышают его доходы? Приведите три примера действий государства для преодоления последствий этой ситуации.

Слайд 75

Ответ
Термин - дефицитный бюджет  Действия государства, для преодоления последствий этой ситуации:  - снизить государственные расходы, в том числе социальные расходы на образование, здравоохранение, военные расходы;  - повышение налогов на бизнес и население, что повысит доходную часть бюджета;  - повышение пенсионного возраста, что приведет к повышению сбора налогов и уменьшению социальных выплат государства;  - приватизация позволяет передать государственное имущество более эффективным собственникам, снизив расходы. 

Слайд 76

38 (33)
Приведите по два примера, раскрывающих воздействие государства на личность и личности на государство в политической сфере в демократическом обществе.

Слайд 77

Ответ
1) Воздействие государства на личность:  – принятие законов, определяющих права и свободы личности;  – наличие государственных учебных заведений, реализующих государственные образовательные программы;  – деятельность государственных СМИ;  2) Воздействие личности на государство:  – участие в выборах;  – выдвижение политических требований, деятельность политических лидеров. 

Слайд 78

39 (33)
Подтвердите тремя примерами наличие в современной России демократического государства.

Слайд 79

Ответ
- в России народовластие проявляется через принцип большинства на выборах Государственной Думы, президента или референдуме;  - в России существует политический плюрализм, на выборах конкурируют партии с различной политической идеологией, например "Единая Россия", "КПРФ", "Справедливая Россия";  - в России существует гласность, СМИ широко обсуждают вопросы государственной и общественной жизни, население имеет достоверное представление о намерениях, действиях, решениях государственной власти. 

Слайд 80

40 (33)
Назовите любые три института гражданского общества в современной России и приведите примеры их деятельности.

Слайд 81

Ответ
- органы местного самоуправления; занимаются такими вопросами местного значения, как озеленение, уборка территорий, благоустройство территорий.  - акционерные, кооперативные предприятия; коммерческие организации, основная деятельность которых направлена на получение прибыли, занимаются торговлей, производством товаров и услуг;  - общественные объединения; объединяют группы людей, для защиты профессиональных интересов, совместного проведения свободного времени, совместного решения определенных проблем.  Могут быть приведены другие институты и примеры их деятельности. 

Слайд 82

41 (33)
Сформулируйте три возможных позитивных последствия конфликтной политической ситуации.

Слайд 83

Ответ
- возникновение конфликтной политической ситуации позволяет обнаружить проблемы, изначально незаметные и попытаться их разрешить ;  - выработка у участников конфликта умений и навыков, необходимых для защиты своих интересов; - выявление политических группировок и их лидеров.

Слайд 84

42 (33)
Укажите любые три функции общения, проиллюстрировав каждую из них конкретным примером.

Слайд 85

Ответ
1) функция передачи информации (коммуникативная) (например, друзья рассказали друг другу о проведенном летнем отдыхе и новых впечатлениях от поездок);  2) функция взаимовосприятия и взаимопонимания (перцептивная) (например, оказавшись вместе в командировке, представители разных конфессий смогли найти много общего в своих взглядах, преодолеть былые стереотипы, мешающие пониманию);  3) функция совместной деятельности, взаимодействия (интерактивная) (например, коллеги по работе в фирме сообща выработали предложения по преодолению кризисной ситуации и осуществили их в практической деятельности, добившись увеличения прибыли). 

Слайд 86

43 (33)
Искусство является значимой для общества и его развития частью духовной культуры, оказывает влияние на все сферы общественной жизни. Укажите любые три функции, выполняемые искусством, и проиллюстрируйте каждую из них конкретным примером.

Слайд 87

Ответ
1) мировоззренческая: искусство - способ и форма познания мира эстетическими средствами (например, полотна И. Левитана помогают познавать красоту русской природы, ментальности русского человека);  2) компенсаторная (утешительная): люди посредством искусства обретают утешение, психологический комфорт, поддержку (например, поэзия И. Бродского помогла женщине обрести уверенность в себе, найти ответы на жизненные вопросы);  3) коммуникативная: произведения искусства помогают людям общаться, находить общие интересы (например, посетив выставку современной живописи, молодой человек нашёл новых друзей и единомышленников);  4) воспитательная: искусство прививает эстетические чувства, формирует культуру поведения (например, читая книги, посещая картинные галереи, музыкальные концерты, молодой человек обрёл чувство прекрасного, освоил способы поведения в обществе). 

Слайд 88

44 (33)
Раскройте на трёх конкретных примерах социальную функцию налогов.

Слайд 89

Ответ
1) собранные налоги являются главным источником обслуживания пенсионных выплат, пособий для социально незащищённых категорий населения;  2) повышение налогов на крупные состояния, элитную недвижимость позволяет предоставлять льготы по оплате житья для неимущих; 3) налоги - главный источник пополнения бюджета, из которого финансируется образование и здравоохранение, социально значимые сферы жизни общества. 

Слайд 90

45 (33)
Укажите любые три источника финансирования бизнеса, каждый из которых проиллюстрировав примером.

Слайд 91

Ответ
1) государственные средства (например, предприятие малого бизнеса получило финансовые средства из государственной целевой программы содействия малому предпринимательству);  2) банковские кредиты (например, предприятие сетевой торговли получило банковский кредит на закупку новой партии товаров для своих магазинов);   3) корпоративные средства (например, предприятие передало часть своих ценных бумаг фирме-партнёру, привлекая тем самым средства для развития своего бизнеса). 

Слайд 92

46 (33)
Назовите три органа высшей государственной власти в Российской Федерации и укажите одно из полномочий каждого органа.

Слайд 93

Ответ
1) Федеральное Собрание РФ (принятие законов, назначение выборов Президента РФ, утверждение изменения границ между субъектами РФ);  2) Правительство РФ (разработка бюджета, управление федеральной собственностью);  3) Верховный Суд РФ (осуществление надзора над деятельностью судов общей юрисдикции; в пределах своей компетенции рассмотрение дел в качестве суда второй (кассационной) инстанции). 

Слайд 94

47 (34)
После окончания технического колледжа молодой человек устроился консультантом в фирму по производству компьютеров. Спустя некоторое время он поступил на курсы повышения квалификации. Изменения произошли и в его личной жизни: он женился на дочери совладельца компании. Завершение учебы на курсах совпало с его назначением главным менеджером предприятия. Иллюстрацией какого социального процесса может служить данный сюжет? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?

Слайд 95

Ответ
Вертикальная восходящая социальная мобильность. Факторы: получение образования, брак с лицом, занимающим более высокий статус.  3. Общее социологическое название этих факторов: каналы («лифты») социальной мобильности. 

Слайд 96

Задание
Составьте не менее 14 заданий по типу 33 и не менее 14 заданий по типу 34 (по 2 задания из блоков обществознания) 1.Общество. Человек. Природа. 2. Познание. Наука. Истина. 3. Политическая сфера. 4. Экономическая сфера. 5. Социальная сфера. 6. Духовная сера. 7. Право. 8. Деятельность.