Презентация - Повторение темы «Причастие»

Повторение темы «Причастие»Повторение темы «Причастие»Повторение темы «Причастие»Повторение темы «Причастие»Повторение темы «Причастие»Повторение темы «Причастие»Повторение темы «Причастие»Повторение темы «Причастие»Повторение темы «Причастие»Повторение темы «Причастие»Повторение темы «Причастие»






Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Тема урока: Повторение темы «Причастие»
Учитель МКОУ Орловской СОШ им.И.Ф.Жужукина Таловского района Воронежской области Островская Елена Петровна

Слайд 2

Цели урока:
систематизировать и закрепить знания учащихся о причастии; развивать память, логическое мышление, воображение, умение классифицировать, сравнивать; воспитывать взаимное уважение, ответственность, любовь к родному слову.

Слайд 3

Вопросы
Каково современное определение причастия как части речи? Какие два вида причастий вы знаете? Как мы различаем действительные и страдательные причастия по обозначению признаков? Каковы суффиксы действительных и страдательных причастий?

Слайд 4

Задание (4 варианта): выбрать из предложенных слов причастия определённого вида и составить с ними словосочетания: 1вариант- действительные причастия настоящего времени; 2 вариант- действительные причастия прошедшего времени; 3 вариант- страдательные причастия настоящего времени 4 вариант- страдательные причастия прошедшего времени
Запущенный, отправляемый, замирающий, смущённый, приславший, отворивший, слышимый, стелющийся, поднятый, покрашен, прекратившийся, нарушаемый, рубящий, стоящий, нёсший, зеленеющий, исследуемый, возводимый, продавший.

Слайд 5

Задание: найти слово, выбивающееся из ряда слов по какому- либо признаку
1)летящий, белевший, фантастический, раскрытый 2)искрящийся, торжественный, построенный, летевший 3)длинный, старинный, отправленный, мгновенный Вопрос: как вы определили, что эти слова - лишние?

Слайд 6

Задание: прокомментировать правописание -н-нн- в причастиях
Маринованные грибы, вещи разбросаны, некошеный луг, мороженая рыба, жаренные в сметане караси, заплетённая коса, работа сделана, асфальтированная дорога, запутанная история.

Слайд 7

Тест. 1вариант
1)Укажите ряд, в котором все причастия пишутся с суффиксом -ущ-(-ющ-): 1. бушу..щий, стел..щийся, бор..щийся; 2. стро..щийся, дыш..щий, люб..щий; 3. леч..щий, ищ..щий, мо..щий.  2)Укажите ряд, в котором все причастия пишутся с суффиксом –им-: 1.леле..мый, реша..мый, чита..мый; 2.завис..мый, вид..мый, слыш..мый; 3.определя..мый, уплотня..мый, терза..мый   3) Укажите ряд, в котором все причастия пишутся с суффиксом –енн-: 1.замедл..ный, скош..нный, увид..нный; 2.растрел..нный, засе..нный, услыш..нный; 3.забел..нный, закле..нный, потер..нный

Слайд 8

Тест. 2 вариант
1) Укажите ряд, в котором все причастия пишутся с суффиксом -ащ-(-ящ-): 1.увяда..щий, терп..щий, готов..щийся; 2.ла..щий, верт..щий, сража..щийся; 3.стро..щийся, дыш..щий, леч..щий   2) Укажите ряд, в котором все причастия пишутся с суффиксом –ем-: 1.слыш..мый, наруша..мый, ненавид..мый; 2.расходу..мый, разреша..мый, освеща..мый; 3.исследу..мый, завис..мый, доставля..мый   3)Укажите ряд, в котором все причастия пишутся с суффиксом –нн-: 1.охвач..нный, подавл..нный, засе..нный; 2.подслуш..нный, слом..нный, взволнов..нный; 3.обиж..нный, охвач..нный, наброш..нный  

Слайд 9

Задание: найти в отрывках из художественного произведения (Ф.М.Достоевский. «Братья Карамазовы») предложения с причастным оборотом, выписать их, графически обозначить причастные обороты, устно объяснить постановку знаков препинания:
1) Алеша отворил тогда дверь и шагнул через порог. Он очутился в избе, чрезвычайно загроможденной людьми и всяким домашним скарбом. Налево была большая русская печь. От печи к левому окну через всю комнату была протянута веревка, на которой было развешано разное тряпье.  2) Мальчик ждал его, не двигаясь с места. Подойдя совсем, Алеша увидел пред собою ребенка не более девяти лет от роду, с большими, темными и злобно смотревшими на него глазами. Одет он был в довольно ветхий старенький пальтишко, из которого уродливо вырос. (Ф.М.Достоевский. «Братья Карамазовы»)

Слайд 10

Задание: подобрать причастия, выбрав их из ряда причастий, данных в словаре для справок, стараясь понять, какое из них принадлежит именно писателю (М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»); записать восстановленные предложения, расставить знаки препинания, обозначить причастные обороты.
Тёмно- синие вершины гор………………………… морщинами……………………… слоями снега рисовались на бледном небосклоне ещё …………………………… последний отблеск зари.   (словарь для справок: изрытые, изрезанные, пересечённые; перемешанные, покрытые, утрамбованные; сохранившем, потушившем, закрывшем)

Слайд 11

Домашнее задание поискового характера по вариантам
выбрать из текста художественного произведения (И.С.Тургенев «Бирюк») предложения с причастными оборотами (3), выделить их графически: 1вариант -причастные обороты, стоящие до определяемого слова; 2 вариант- причастные обороты, стоящие после определяемого слова