Презентация - Анализ стихотворения А. Пушкина «Пророк»

Анализ стихотворения А. Пушкина «Пророк»Анализ стихотворения А. Пушкина «Пророк»Анализ стихотворения А. Пушкина «Пророк»Анализ стихотворения А. Пушкина «Пророк»Анализ стихотворения А. Пушкина «Пророк»Анализ стихотворения А. Пушкина «Пророк»Анализ стихотворения А. Пушкина «Пророк»Анализ стихотворения А. Пушкина «Пророк»Анализ стихотворения А. Пушкина «Пророк»Анализ стихотворения А. Пушкина «Пророк»Анализ стихотворения А. Пушкина «Пророк»









Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

А.С. Пушкин «Пророк» 1826 г
Руденко Г.А. Учитель русского языка и литературы ГБОУ гимназия «ОЦ «Гармония» г.Отрадный Самарской области

Слайд 2

«Пророк» Александр Пушкин
Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился. Перстами легкими как сон Моих зениц коснулся он: Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Моих ушей коснулся он, И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык, И празднословный и лукавый, И жало мудрыя змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой. И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул. Как труп в пустыне я лежал, И бога глас ко мне воззвал: «Востань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей.»

Слайд 3

История создания:
«Пророк» — стихотворение А.С.Пушкина, написанное им в Михайловском, в 1826 году. Эта работа — важная поэтическая декларация, которая прямым образом отражает представление, взгляд автора на призвание поэта.

Слайд 4

Словарная работа:
Духовная жажда – неудовлетворенность, мучительная душевная тоска Шестикрылый Серафим – персонаж в христианской мифологии Перстами – пальцами Зениц – глаз Вещие – видящие скрытое от других

Слайд 5

«Пророк» Александр Пушкин
1.Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился. 2.Перстами легкими как сон Моих зениц коснулся он: Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Моих ушей коснулся он, И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык, И празднословный и лукавый, И жало мудрыя змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой. И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул. 3.Как труп в пустыне я лежал, И бога глас ко мне воззвал: «Востань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей.»

Слайд 6

Определим жанр :
Объясните употребление слов высокого стиля и укажите их… О чем это вам говорит? Скажите, можно ли пересказать стихотворение? Какова композиция стихотворения? Какова тема ?

Слайд 7

Образы в стихотворении:
- Назовите действующих лиц? - Как называется в нём поэт и с кем он сравнивается? - Выберите обобщающее определение.. Кто может быть поэтом? любой ли человек? Как происходит преображение: что происходит с самим поэтом-пророком? Каковы действия Бога и какова, в чём выражается, реакция на них? В чём именно, по смыслу стихотворения, выражен его дар?

Слайд 8

Пророк как послание будущим литераторам:
Многие современники Пушкина после публикации «Пророка» стали относиться к поэту с некоторой предвзятостью, посчитав, что этим произведением он попытался возвысить себя до уровня литературного бога, который свысока взирает на мир и уверен в своей непогрешимости. На самом деле такое впечатление действительно создается благодаря высокопарному слогу, который Пушкин специально выбрал для этого произведения. Однако смысл стихотворения совсем не в том, чтобы превознести себя, ведь в «Пророке» присутствуют строчки о том, что ангел заставил автора переродиться. Это означает, что Александр Пушкин в полной мере осознает свое несовершенство и стремится к тому, чтобы каждое его произведение стало той самой жемчужиной в литературе. Между тем, человеку, который знает о своих недостатках и может открыто об этом заявить, чуждо чувство высокомерия. Поэтому стихотворение «Пророк» стоит рассматривать в контексте послания будущим литераторам, до которых автор пытается донести простую истину: искусство ради искусства и удовлетворения собственных амбиций так же ничтожно, как и высокопарные оды, восхваляющие самодержцев и отправляющиеся на свалку истории сразу же после их публичного прочтения.

Слайд 9

Выразительные средства:
В стихотворении «Пророк» арсенал выразительных средств Пушкина необычайно широк. многочисленные метафоры – «неба содроганье», «глаголом жги»; эпитеты – «жало мудрыя змеи», «язык празднословный», «духовная жажда»; сравнения – «как сон», «как труп», «как у испуганной орлицы». анафора – как подражание библейскому синтаксису Все ИВС помогают показать драматизм превращения поэта в пророка.

Слайд 10

Размер стиха:
Большое количество шипящих звуков и медлительный четырехстопный ямб без деления на строфы создают «мучительный» ритм, который соответствует страданиям героя.

Слайд 11

Идея стихотворения:
Используя библейскую легенду и стиль изложения, Пушкин четко донес нам главную идею стихотворения: поэт, подобно пророку, должен «глаголом жечь сердца людей». В этом его подлинное призвание. «Жечь глаголом» сердца людей – вот истинное предназначение поэта-пророка, не оставаться в стороне, реагировать на происходящее в обществе.