Презентация - Реформы управления Петра I

Реформы управления Петра IРеформы управления Петра IРеформы управления Петра IРеформы управления Петра IРеформы управления Петра IРеформы управления Петра IРеформы управления Петра IРеформы управления Петра IРеформы управления Петра IРеформы управления Петра IРеформы управления Петра IРеформы управления Петра IРеформы управления Петра IРеформы управления Петра IРеформы управления Петра IРеформы управления Петра IРеформы управления Петра IРеформы управления Петра I









Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

РЕФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕТРА I
МБОУ «Лицей №12» г. Новосибирск учитель ВКК Стадничук Т.М.

Слайд 2

СОЗДАНИЕ СЕНАТА И КОЛЛЕГИЙ
Наметившаяся ещё в XVII в. тенденция к абсолютизму потребовала ещё большей централизации власти в условиях Северной войны.
«Смотреть во всем государстве расходов, и ненужные, а особливо напрасные, отставить. Денег, как возможно, сбирать, понеже деньги суть артериею войны.»

Слайд 3

СОЗДАНИЕ СЕНАТА И КОЛЛЕГИЙ
В состав Сената царь назначил 9 человек боярской знати и своих выдвиженцев. Решения принимались коллегиально. Он превратился в постоянно действующее высшее правительственное учреждение, что было закреплено Указом 1722 года: контролировал правосудие, ведал торговлей, сборами и расходами государства, наблюдал за исправностью отбывания дворянами воинской повинности.
БОЯРИН ТИХОН НИКИТИЧ СТРЕШНЕВ

Слайд 4

СОЗДАНИЕ СЕНАТА И КОЛЛЕГИЙ
Одновременно с Сенатом появилась должность фискалов. Обязанность обер-фискала при Сенате и фискалов в провинциях состояла в негласном надзоре за деятельностью учреждений: выявляли случаи нарушения указов и злоупотреблений и доносили Сенату и царю. С 1722 года контроль над Сенатом осуществляют генерал-прокурор и обер-прокурор, которым подчинялись прокуроры всех других учреждений.
ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ ЯГУЖИНСКИЙ

Слайд 5

СОЗДАНИЕ СЕНАТА И КОЛЛЕГИЙ
Для их исполнения решений Сената требовался административный аппарат. В 1717—1721 гг. была проведена реформа исполнительных органов управления, в результате которой были созданы 12 коллегий. Функции и сферы деятельности каждой коллегии были строго разграничены, а отношения строились на принципе коллегиальности.

Слайд 6

СОЗДАНИЕ СЕНАТА И КОЛЛЕГИЙ
Коллегия чужестранных (иностранных) дел — внешняя политика. Военная коллегия (Воинская) — комплектование, вооружение, снаряжение и обучение сухопутной армии. Адмиралтейств-коллегия — военно-морские дела, флот. Вотчинная коллегия — дворянское землевладение. Камер-коллегия — сбор доходов государства. Штатс-контор-коллегия — расходами государства. Ревизион-коллегия — контроль сбора и расходования казённых средств. Коммерц-коллегия — вопросы внешней торговли. Берг-коллегия — горно-металлургическое дело. Мануфактур-коллегия — лёгкая промышленность Юстиц-коллегия —гражданский и уголовный суд.

Слайд 7

СОЗДАНИЕ СЕНАТА И КОЛЛЕГИЙ
В 1720 году был составлен Генеральный регламент. Он регулировал деятельность (полномочия, обязанности) каждой из 12 коллегий. Было введена подпись руководителя на документе. Впервые Петр I стал лично подписывать издаваемые им указы.

Слайд 8

СОЗДАНИЕ СЕНАТА И КОЛЛЕГИЙ
Петр I издает в 1718 г. указ об учреждении в Петербурге должности генерал-полицмейстера. Главными задачами полиции стали: борьба с уголовной преступностью (нищенство, проституция, пьянство, азартные игры) охрана общественного порядка, обеспечение санитарной (соблюдение правил торговли съестными продуктами) и пожарной безопасности, контроль за соблюдением паспортного режима и ловля беглых и беспаспортных.
АНТОН МАНУИЛОВИЧ ДЕВИЕР – первый генерал-полицмейстер Санкт-Петербурга

Слайд 9

СОЗДАНИЕ СЕНАТА И КОЛЛЕГИЙ
Важным органом центрального управления стала Тайная канцелярия (существовала параллельно с Преображенским приказом). Канцелярия вела дела о преступлениях против государства.

Слайд 10

СОЗДАНИЕ СЕНАТА И КОЛЛЕГИЙ
Во второй половине XVII в. церковь сохранила автономию. После возвращения из Европы Петр I рассчитывает лишить церковь положения «государства в государстве»
После смерти патриарха Адриана новых выборов не проводилось. Вместо него Петром I был назначен Патриарший Местоблюститель –Стефан Яворский. В 1721 г. Пётр подписал манифест об учреждении Святейшего Синода (под контролем обер-прокурора). Глава государства автоматически стал и главой Русской православной церкви

Слайд 11

СОЗДАНИЕ СЕНАТА И КОЛЛЕГИЙ
В 1701 г. царский указ ограничивает число монахов: за разрешением на постриг теперь нужно было обращаться в Монастырский приказ. В указе 1724 г. количество монахов в монастыре ставится в прямую зависимость от числа людей, за которыми они ухаживают.
В июле 1710 г. царь повелел поставить на Московской стороне, в устье Черной речки, монастырь во имя Александра Невского. Первый и наиболее крупный монастырь города. С 1797 года имеет статус лавры.

Слайд 12

ИЗМЕНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИИ ДВОРЯНСТВА
Указ о единонаследии 1714 года. «Мы, Петр первый, царь и самодержец всероссийский … Понеже разделением имений после отцов детям недвижимых великой есть вред в государстве нашем, как интересам государственным, так и подданным и самим фамилиям падение»
Поместья признавались равными с боярскими вотчинами. Российская знать получила равные права. Лишившись наследства, дворяне были вынуждены были служить на военной и гражданской службе.

Слайд 13

ИЗМЕНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИИ ДВОРЯНСТВА
В 1722 г. император принял Табель о рангах: Cлужба делилась на гражданскую и военную. Было определено XIV классов (рангов) чиновников. Всякий получивший чин VIII класса становился потомственным дворянином. Чины XIV по IX давали личное дворянство без права передачи по наследству.
!!! Старая и новая аристократия уравнивались и в служебном положении. Давала возможность служебного роста любому служилому человеку независимо от его происхождения.

Слайд 14

РЕФОРМА МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ
В 1708 г. Россия первоначально была разделена на 8 губерний. В 1719 году страна была разделена на 50 провинций. Провинции – на дистрикты. Главой провинции был воевода. Он отчитывался перед коллегиями и Сенатом.

Слайд 15

РЕФОРМА МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Особый режим местного самоуправления существовал на Украине: Власть принадлежала гетману. После измены Мазепы была создана Малороссийская коллегия, которую возглавлял царский офицер. После смерти в 1722 г. гетмана И. И. Скоропадского выборы гетмана были запрещены и на эту должность стали назначать царским указом.
ИВАН ИЛЬИЧ СКОРОПАДСКИЙ

Слайд 16

РЕФОРМА МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ
По замыслу Петра I города России должны были стать центрами торговли, промышленности, финансов, как в Европе, превратиться в важнейший источник доходов государственной казны.
1720 г. создан Главный магистрат. В 1721 г. был издан регламент Главного магистрата: исполнял государственные указы, контролировал сбор податей, выполнял функции суда. Под управлением Главного магистрата учреждались Городовые магистраты.

Слайд 17

РЕФОРМА МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ
По регламенту Главного магистрата 1721 г . все население города делилось: «Регулярные» граждане – I гильдия (богатые горожане, люди «свободных профессий»), II гильдия (ремесленники и торговцы) – участвовали в выборах магистрата. «Нерегулярные» граждане – в основном наёмные рабочие, слуги, не участвовали в выборах магистрата. Представители других сословий – дворяне, духовенство, крестьяне не были гражданами города, на категории не разделялись , не участвовали в самоуправлении.

Слайд 18

ИТОГИ РЕФОРМ ПЕТРА I
Реформы управления сделали власть монарха абсолютной, упорядочили руководство страной. Церковная реформа и «Указ о единонаследии» сделали церковь и дворян основной опорой российского самодержавия. Итогами реформ стало укрепление России. Страна заняла равное место среди государств Европы.