Презентация - Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы»

Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы»Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы»Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы»Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы»Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы»Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы»Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы»Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы»Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы»Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы»Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы»Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы»Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы»Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы»Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы»Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы»Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы»Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы»Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы»Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы»Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы»Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы»Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы»Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы»Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы»Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы»Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы»Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы»Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы»Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы»Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы»Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы»Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы»Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы»Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы»Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы»Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы»Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы»






Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы

Слайд 2

Цель технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений)

Слайд 3

идеи свободного воспитания и творческого саморазвития личности Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, Дж. Дьюи, идеи деятельностного подхода к обучению Выготского Л. С. , Леонтьева А.Н. , Рубинштейна С.Л. , принципы личностно-ориентированного образования Э.Фромма, К. Роджерса, Гусинского Э.Н. , Серикова В. В. , Бондаревской Е.В. , идеи эвристического обучения А. В. Хуторского
В основе технологии РКМЧП

Слайд 4

Современные исследователи методов развития критического мышления на Западе - К. Мередит, Д.Стил, Ч.Темпл, С.Уолтер и др. в России - М.В. Кларин, С.И. Заир-Бек, И.О. Загашев, И.В. Муштавинская и др.
Технология РКМЧП общепедагогическая, надпредметная.

Слайд 5

1) Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений. 2) Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Цели и задачи данной технологии:

Слайд 6

3) Развитие аналитического, критического мышления. 4) Формирование культуры чтения. 5) Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Цели и задачи данной технологии:

Слайд 7

Стадия вызова. Стадия осмысления. Стадия рефлексии.
Этапы ТРКМЧП:

Слайд 8

1.Верные и неверные утверждения («верите ли вы»), ключевые слова 2.Кластеры, денотатный граф 3.Инсерт 4.Эффективная лекция 5.Дерево предсказаний 6.Дневники и бортовые журналы 7.Толстые и тонкие вопросы 8.Таблицы 9.Чтение с остановками 10.Работа в группах 11.Зигзаг 12.Дискуссии 13.Письмо 14.Синквейны 15.Стратегия «Fishbone» 16.Стратегия «РАФТ» 17.Ранжирование 18.Пирамида приоритетов 19.Стратегия IDEAL и др.
Приемы ТРКМЧП разнообразны и многочисленны

Слайд 9

Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы

Слайд 10

Кластер
Тема
Смысловые единицы
Смысловые единицы
Смысловые единицы
Смысловые единицы

Слайд 11

Кластер «Причастие как часть речи»

Слайд 12

1. Вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики. А.П. Чехов «Хамелеон» Кто знает значение слова «хамелеон»? Имеет ли это слово другие значения? Какого человека мы называем «хамелеоном»? - Что такое сарказм? Чем сарказм отличается от юмора и сатиры? - Ребята, попробуйте по опорным словам сделать прогноз о содержании рассказа и его проблематике.
Чтение с остановками
хамелеон
переносное значение
сатира
сарказм

Слайд 13

Дерево предсказаний
Как, по-вашему, поведет себя дальше Очумелов?
Пожалеет щенка
Генерала Жигалова? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто…
…расковырял палец гвоздиком… знаю вас, чертей
Нешто она достанет до пальца?
Испугается, накажет Хрюкина
Н е п о щ а д и т щ е н к а
Как оштрафуют его, мерзавца
А собаку истребить надо
Она маленькая

Слайд 14

Ромашка Блума
Практические вопросы
Оценочные вопросы
Творческие вопросы
Простые вопросы
Уточняющие вопросы
Интерпретационные вопросы

Слайд 15

Ромашка Блума по рассказу Чехова «Хамелеон»
Сталкивались ли вы в жизни с хамелеонством?
Хамелеонство – это хорошо или плохо?
Как бы решилась участь щенка, если бы Очумелов точно знал, что он не генеральский?
Кто герои рассказа?
Т. е. ты говоришь, что Очумелова можно назвать «хамелеоном»?
Почему рассказ называется «Хамелеон»?
О каком событии повествуется?
Кого из героев рассказа можно назвать «хамелеоном»?
Почему рассказ можно назвать сатирическим?
Правильно ли я поняла, что не только Очумелова вы считаете «хамелеоном»?
Чем сатира отличается от юмора?
Как бы вы поступили на месте Очумелова?

Слайд 16

 Стратегия «Fishbone» (постановка и решение проблемы)

Слайд 17

Приёмы графического оформления диаграммы Ишикавы («Фишбоун»)

Слайд 18

Использование стратегии «Fishbone» при подготовке к ЕГЭ
Примерный круг проблем
Проблема поведения воспитанного человека
Проблема самовоспитания и становления личности
Проблема воспитания в семье
Правильное домашнее воспитание дает человеку настоящие ценности: вежливость, мягкость… (№1,3,28,40)
Человек сам может воспитать себя. Надо быть самим собой (№27-38)
Воспитанный человек уважает себя и окружающих, ведет себя так, чтобы не доставлять неудобства другим (№7-25)
Проблемы
Авторская позиция
Проблема соотношения воспитанности человека и твердости линии поведения
По-настоящему воспитанный человек твердо сохраняет свою линию поведения (№39-43)

Слайд 19

 
Вывод
Проблема
Аргументы
Примеры
Причины
Факты, аргументы
тезис
Использование стратегии «Fishbone» при подготовке к ГИА

Слайд 20

Тезис
Н.С. Валгина: «Грамматическая структура каждого предложения зависит от цели сообщения».

Слайд 21

Аргументы
Структура побудительных предложений. 2. Структура повествовательных предложений.

Слайд 22

Примеры
Предложение 7 (побудительное) 2. Предложение 47 (повествовательное)

Слайд 23


Вывод
Таким образом, права была Валгина Н.С., утверждая, что «грамматическая структура каждого предложения зависит от цели сообщения».

Слайд 24

1. Работа с тезисом.
- Прочитайте высказывание профессора, доктора филологических наук Н.С. Валгиной. Как вы его понимаете? Внесите тезис в диаграмму. - От чего, по мнению профессора, зависит грамматическая структура предложения? - Какие предложения по цели высказывания вы знаете? Что такое структура предложения?

Слайд 25

- Давайте попробуем подобрать аргументы и привести примеры из текста. - Вспомните особенности построения повествовательных предложений. Где обычно в повествовательных предложениях находится наиболее важное для понимания смысла слово? - В чем особенность построения вопросительных предложений? Обязательно ли для выражения вопроса вопросительное слово? Есть ли в тексте вопросительные предложения? Назовите их номера. Как они построены? Есть ли в них вопросительные слова?

Слайд 26

- Какие предложения называются побудительными? При помощи какой грамматической формы можно выразить побуждение? - Как образуется повелительное наклонение? При помощи каких формообразующих частиц? Есть ли эти частицы в тексте? В каких предложениях? Какими являются эти предложения по цели высказывания? - Приведите еще примеры из текста предложений побудительных. Какое побуждение они содержат: просьбу, приказ, совет? Как они произносятся, с какой интонацией? Почему в предложении №7 стоит восклицательный знак?
2. Работа с аргументами.

Слайд 27

2. Работа с аргументами.
- Правильно ли я вас поняла, что наиболее важное в повествовательном предложении слово ставится в конце ? Приведите несколько примеров из текста, ярко иллюстрирующих это утверждение. - Внесите в диаграмму свои аргументы и примеры.

Слайд 28

3. Работа с выводом.
- С каким структурным элементом текста-рассуждения перекликается вывод? - Прочитайте еще раз высказывание филолога. Передайте его содержание своими словами. - Согласны ли вы с утверждением Н.С. Валгиной? - При помощи каких вводных слов можно подвести итог нашему рассуждению? Как на письме выделяются вводные слова? - Внесите в диаграмму вывод.

Слайд 29

С2 Доктор филологических наук Валгина Н.С. утверждала: «Грамматическая структура каждого предложения зависит от цели сообщения». Слова профессора я понимаю следующим образом: у разных по цели высказывания предложений свои особенности и в построении, и в интонации, и в употреблении частей речи и их грамматических форм. Предложение №7 по цели высказывания является побудительным, так как содержит побуждение, выраженное повелительным наклонением глагола «слезай». Это побуждение является категорическим приказом матери – в конце предложения стоит восклицательный знак, употреблена усилительная частица «же». Предложение №47 по цели высказывания является повествовательным. Наиболее важные для понимания смысла слова «настоящий мужчина» вынесены автором в конец предложения. Он гордится тем, что мальчик проявил себя человеком настойчивым, целеустремленным, «настоящим мужчиной». Таким образом, права была Н.С. Валгина, утверждавшая, что «грамматическая структура каждого предложения зависит от цели высказывания».

Слайд 30

Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчёте слогов в каждом стихе: его слоговая структура — 2—4—6—8—2, всего 22 слога Авторы, развивавшие форму в дальнейшем, предложили ряд её вариаций: Обратный синквейн Зеркальный синквейн Синквейн-бабочка Корона синквейнов Гирлянда синквейнов
Синквейн

Слайд 31

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств предмета или объекта. Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Дидактический синквейн

Слайд 32

составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна); коррекция и совершенствование готового синквейна; анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).
Задания

Слайд 33

Например: составьте краткий рассказ о Наталье Савишне по готовому синквейну: Наталья Савишна Бескорыстная, верная Преданна, отказалась, жалеет «Вся жизнь ее была любовь и самопожертвование» «Чудесное создание»

Слайд 34

Гринев Добрый, благородный. Любит, защищает, не нарушает. Проявил мужество и верность присяге. … Швабрин Своекорыстный, жестокий. Лжет, подличает, предает. Играет роль антагониста Гринева. …

Слайд 35

Синквейны учеников 8 класса по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка»:
Гринев Смелый, верный. Отстаивает, не нарушает, любит. Основные качества: доброта, благородство. Преданность.
Швабрин. Жестокий, корыстный. Издевается, подличает, предает. Вызывает чувство презрения, негодования. Предатель.
Гринев Смелый, преданный. Жалеет, защищает, любит. Он бережет честь смолоду. Герой.

Слайд 36

Синквейны учеников 11 класа. по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»: Данко. Смелый, преданный. Ведет, освещает, жертвует. Подвиг во имя своего народа. Самоотверженность   Ларра. Высокомерный, жестокий. Любит (только себя), убивает, наказан. Ларра – значит отверженный, выкинутый вон. Гордыня.   Изергиль. Старая, свободная. Любит, но разлюбив, забывает. « …живая, но иссушенная временем…с сердцем без желаний, с глазами без огня, - тоже почти тень».

Слайд 37

Приёмы ТРКМЧП позволяют сделать урок более продуктивным, помогают ученикам сформировать собственную позицию, освоить навыки работы с источниками.

Слайд 38

Спасибо за внимание!