Презентация - Литература рубежа ХIХ-ХХ века - «Серебряный век» литературы

Литература рубежа ХIХ-ХХ века - «Серебряный век» литературыЛитература рубежа ХIХ-ХХ века - «Серебряный век» литературыЛитература рубежа ХIХ-ХХ века - «Серебряный век» литературыЛитература рубежа ХIХ-ХХ века - «Серебряный век» литературыЛитература рубежа ХIХ-ХХ века - «Серебряный век» литературыЛитература рубежа ХIХ-ХХ века - «Серебряный век» литературыЛитература рубежа ХIХ-ХХ века - «Серебряный век» литературыЛитература рубежа ХIХ-ХХ века - «Серебряный век» литературыЛитература рубежа ХIХ-ХХ века - «Серебряный век» литературыЛитература рубежа ХIХ-ХХ века - «Серебряный век» литературыЛитература рубежа ХIХ-ХХ века - «Серебряный век» литературыЛитература рубежа ХIХ-ХХ века - «Серебряный век» литературыЛитература рубежа ХIХ-ХХ века - «Серебряный век» литературыЛитература рубежа ХIХ-ХХ века - «Серебряный век» литературыЛитература рубежа ХIХ-ХХ века - «Серебряный век» литературыЛитература рубежа ХIХ-ХХ века - «Серебряный век» литературыЛитература рубежа ХIХ-ХХ века - «Серебряный век» литературыЛитература рубежа ХIХ-ХХ века - «Серебряный век» литературыЛитература рубежа ХIХ-ХХ века - «Серебряный век» литературыЛитература рубежа ХIХ-ХХ века - «Серебряный век» литературыЛитература рубежа ХIХ-ХХ века - «Серебряный век» литературыЛитература рубежа ХIХ-ХХ века - «Серебряный век» литературыЛитература рубежа ХIХ-ХХ века - «Серебряный век» литературыЛитература рубежа ХIХ-ХХ века - «Серебряный век» литературыЛитература рубежа ХIХ-ХХ века - «Серебряный век» литературыЛитература рубежа ХIХ-ХХ века - «Серебряный век» литературы









Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Литература рубежа ХIХ – ХХ века
«Серебряный век» литературы
Серебряный век — период в истории русской культуры, связанный с небывалым культурным подъемом конца ХIХ начала ХХ вв. Выражение было впервые употреблено в 1929 Н. Оцупом, соотнесено с выражением «золотой век», которым часто называли пушкинскую эпоху, первую треть XIX века.

Слайд 2

Литература рубежа ХIХ – ХХ века
«Серебряный век» литературы
На рубеже веков в литературе начинает развиваться новый творческий метод изображения действительности. Наиболее наглядно отличие методов можно увидеть на примере живописи.

Слайд 3

Искусство – творческое отражение и воспроизведение действительности в художественных образах.
В XVIII веке требовал жестких рамок
Классицизм
Фонвизин Д.И.
Ломоносов М.В.
Державин Г.Р.

Слайд 4

Жуковский В.А.
Пушкин А.С.
Лермонтов М.Ю.
Идеальных героев и идеальные чувства изображал
Романтизм

Слайд 5

XIX век прошёл под знаком реализма – изображения типических героев в типических обстоятельствах.
Крамской И. Некрасов в период «Последних песен»
Перов В. Портрет Достоевского
Нестеров М. Лев Толстой

Слайд 6

Слайд 7

Надломленность сознания в переломную эпоху рубежа XIX – ХХв. предложила новые приёмы отображения действительности Модернизм (modern - франц. «новейший, совре-менный») – художественный метод, провозгласивший разрыв с реализмом, отказ от старых форм и поиск новых эстетических принципов. Декадентство (Decadent - франц. «упадочный») – название нереалистических направлений в литературе и искусстве, характеризующихся настроениями упадка, утончённым эстетизмом и индивидуализмом.
К.Петров-Водкин. Купание красного коня
М. Шагал. Над городом
А.Вертинский. Рафинированная женщина

Слайд 8

Причиной возникновения модернизма было неприятие буржуазного мира, его морали, его примитивных вкусов и поиски выхода из духовного тупика. Таких выходов было два: сознательно уйти от реального мира, создавая собственный, иллюзорный мир, или бросить вызов этому обществу, стремиться шокировать его и этим вести к разрушению.
«Серебряный век» в искусстве
М.Врубель. Демон сидящий
М.Шагал. Литература

Слайд 9

Символизм
А.Григорьев. Мёртвый сезон в Париже
наиболее массовое направление в культуре
СИМВОЛИЗМ - направление в искусстве; сосредоточено на художественном выражении посредством символа материальных объектов и идей, находящихся за пределами чувств, восприятий ...в основе метода лежит образ-символ, рожденный подсознанием художника, который, в свою очередь, является неким духовным представителем идеальной сущности (= бога, мирового разума и т.п.) СИМВОЛ должен заменить собой художественный образ, он не обязательно должен быть понятен. Любимый афоризм символистов: «Мысль изреченная есть ложь».
Арапов Северная песня
Ревность
А. Розенталь. Аркадия

Слайд 10

Представители символизма
Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Фёдор Сологуб.
Д.Мережковский
З.Гиппиус
Три главных элемента символизма: «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности» (Д.Мережковский) характерно для направления в целом. Личность поэта является для символистов основой мироздания, поэт самодостаточен и не нуждается в понимании. «Я ненавижу человечество, я от него бегу, спеша, моё единое отечество - моя пустынная душа» (Бальмонт).
Ф. Сологуб
К. Бальмонт
СТРАШНОЕ Страшно оттого, что не живется - спится... И все двоится, все четверится. В прошлом грехов так неистово-много, Что и оглянуться страшно на Бога. Да и когда замолить мне грехи мои? Ведь я на последнем склоне круга... А самое страшное, невыносимое, - Это что никто не любит друг друга... З.Гиппиус
В.Брюсов

Слайд 11

Юному поэту Юноша бледный со взором горящим, Ныне даю я тебе три завета: Первый прими: не живи настоящим, Только грядущее - область поэта. Помни второй: никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно. Третий храни: поклоняйся искусству, Только ему, безраздумно, бесцельно. Юноша бледный со взором смущённым! Если ты примешь моих три завета, Молча паду я бойцом побеждённым, Зная, что в мире оставлю поэта.
Демон поверженный
Художник Михаил Врубель
К. Бальмонт
В поэзии то, что не сказано и мерцает сквозь красоту символа, действует сильнее на сердце, чем то, что выражено словами. Символизм делает самый стиль, самое художественное вещество поэзии одухотворенным, прозрачным, насквозь просвечивающим, как тонкие стенки алебастровой амфоры, в которой зажжено пламя. Символами могут быть и характеры. Мефистофель и Фауст, Дон Кихот и Санчо Панса, Гамлет, Дон Жуан
Три главных элемента символизма: «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности» (Д.Мережковский) характерно для направления в целом.

Слайд 12

Младосимволисты
А.Блок
В. Борисов-Мусатов
Облака
Призраки
И. Анненский
Вторая волна символистов - младосимволисты - теснее связана с эпохой, с современностью. Но и для них образ-символ – это главное. Одна из основных тем их творчества - тема России.
В. Иванов
Эллис
РОДИНА Те же росы, откосы, туманы, Над бурьянами рдяный восход, Холодеющий шелест поляны, Голодающий, бедный народ; И в раздолье, на воле - неволя; И суровый свинцовый наш край Нам бросает с холодного поля – Посылает нам крик: "Умирай – Как и все умирают..." Не дышишь, Смертоносных не слышишь угроз: - Безысходные возгласы слышишь И рыданий, и жалоб, и слез. Те же возгласы ветер доносит; Те же стаи несытых смертей Над откосами косами косят, Над откосами косят людей. Роковая страна, ледяная, Проклятая железной судьбой – Мать Россия, о родина злая, Кто же так подшутил над тобой?
А.Белый
С. Соловьёв
Представители Иннокентий Анненский Александр Блок Андрей Белый Сергей Соловьёв Вячеслав Иванов Эллис

Слайд 13

Представители Иннокентий Анненский, Александр Блок, Андрей Белый Сергей Соловьёв, Вячеслав Иванов, Эллис
СРЕДИ МИРОВ Среди миров, в мерцании светил Одной Звезды я повторяю имя... Не потому, чтоб я Ее любил, А потому, что я томлюсь с другими. И если мне сомненье тяжело, Я у Нее одной ищу ответа, Не потому, что от Нее светло, А потому, что с Ней не надо света.
Чюрлёнис Морская соната. Анданте

Слайд 14

АКМЕИЗМ
Бакст. За игрой
Судейкин Восточная сказка
Сомов. Арлекин и дама
Лиловый негр
АКМЕИЗМ (греч. аkmе - острие, цветение, сила, цветущая пора.) - литературное направление, стремившееся к ясности образа и точности, чеканности поэтического слова. Их «земная» поэзия склонна к камерности, эстетизму и поэтизации чувств первозданного человека, Но их мир – это мир экзотики, придуманного прошлого (с королями, пажами, принцами и т.п.) тоже далек от реального. Огромное внимание уделяли деталям материального мира, умея увидеть в любой вещи поэзию. «Я на правую руку надела перчатку с левой руки...» (Ахматова А.) - через деталь передается глубокое волнение героини. Ранний Мандельштам О. - блестящий мастер поэтизации предмета.

Слайд 15

Представители акмеизма
Николай Гумилёв Анна Ахматова Осип Мандельштам Максимилиан Волошин Сергей Городецкий
Е. Лансере. Выход императрицы Елизаветы
ЖИРАФ Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд И руки особенно тонки, колени обняв. Послушай: далёко, далёко, на озере Чад Изысканный бродит жираф. Ему грациозная стройность и нега дана, И шкуру его украшает волшебный узор, С которым равняться осмелится только луна, Дробясь и качаясь на влаге широких озер. Вдали он подобен цветным парусам корабля, И бег его плавен, как радостный птичий полет. Я знаю, что много чудесного видит земля, Когда на закате он прячется в мраморный грот. Я знаю веселые сказки таинственных стран Про чёрную деву, про страсть молодого вождя, Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман, Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя. И как я тебе расскажу про тропический сад, Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав. Ты плачешь? Послушай... далёко, на озере Чад Изысканный бродит жираф.

Слайд 16

На бледно-голубой эмали, Какая мыслима в апреле, Березы ветви поднимали И незаметно вечерели. Узор отточенный и мелкий, Застыла тоненькая сетка, Как на фарфоровой тарелке Рисунок, вычерченный метко,-- Когда его художник милый Выводит на стеклянной тверди, В сознании минутной силы, В забвении печальной смерти.
Осип Мандельштам
Медлительнее снежный улей, Прозрачнее окна хрусталь, И бирюзовая вуаль Небрежно брошена на стуле. Ткань, опьяненная собой, Изнеженная лаской света, Она испытывает лето, Как бы не тронута зимой; И, если в ледяных алмазах Струится вечности мороз, Здесь -- трепетание стрекоз Быстроживущих, синеглазых.

Слайд 17

В.Кандинский. Двое
ФУТУРИЗМ
Основные манифесты футуристов: "Пощечина общественному вкусу», «Доители изнурённых жаб», «Дохлая луна»,
Только мы - лицо нашего Времени. Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толсто- го и проч. с парохода Современности. Всем этим М. Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Буниным и проч. и проч. - нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным. С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество! Мы приказываем чтить права поэтов: 1). На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Слово-новшество). 2). На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку. 3). С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок славы. 4). Стоять на глыбе слова "мы" среди моря свиста и негодования. И если пока еще и в наших строках остались грязные клейма ваших "здравого смысла" и "хорошего вкуса", то все же на них уже трепещут впервые зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова.
В.Кандинский. Двое
Гончарова. Велосипедист
Д.Бурлюк. Рабочие
Революция
ФУТУРИЗМ (лат futuro - будущее) - направление, отрицающее художест- венное и нравственое наследие, про- поведующее разрыв с традиционной культурой и создание новой современной урбанистической цивилизации.

Слайд 18

Представители футуризма
Давид Бурлюк Владимир Маяковский Велимир Хлебников Алексей Крученых Василий Каменский
В.Хлебников Заклятие смехом О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно, О, засмейтесь усмеяльно! О, рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных смехачей! О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей! Смейево, смейево, Усмей, осмей, смешики, смешики, Смеюнчики, смеюнчики. О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи!
В.Маяковский
Д.Бурлюк
В.Хлебников

Слайд 19

Владимир Маяковский ПОСЛУШАЙТЕ! Послушайте! Ведь, если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно? Значит - кто-то хочет, чтобы они были? Значит - кто-то называет эти плевочки жемчужиной? И, надрываясь в метелях полуденной пыли, врывается к богу, боится, что опоздал, плачет, целует ему жилистую руку, просит - чтоб обязательно была звезда! - клянется - не перенесет эту беззвездную муку! А после ходит тревожный, но спокойный наружно. Говорит кому-то: "Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?!" Послушайте! Ведь, если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно? Значит - это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?!
П.Филонов. Симфония Шостаковича

Слайд 20

Дочурка под кроватью ставит кошке клизму, В наплыве счастия полуоткрывши рот, И кошка, мрачному предавшись пессимизму, Трагичным голосом взволнованно орет. Безбровая сестра в облезлой кацавейке Насилует простуженный рояль, А за стеной жиличка-белошвейка Поет романс: «Пойми мою печаль». Как не понять? В столовой тараканы, Оставя черствый хлеб, задумались слегка, В буфете дребезжат сочувственно стаканы, И сырость капает слезами с потолка.
Многие поэты серебряного века не входили ни в какие группировки:
Марина Цветаева
Борис Пастернак
Сергей Есенин
Саша Чёрный
Иван Бунин
Обстановочка Ревет сынок. Побит за двойку с плюсом, Жена на локоны взяла последний рубль, Супруг, убитый лавочкой и флюсом, Подсчитывает месячную убыль. Кряхтят на счетах жалкие копейки: Покупка зонтика и дров пробила брешь, А розовый капот из бумазейки Бросает в пот склонившуюся плешь. Над самой головой насвистывает чижик (Хоть птичка божия не кушала с утра), На блюдце киснет одинокий рыжик, Но водка выпита до капельки вчера.

Слайд 21

Эгофутурист
Игорь Северянин
УВЕРТЮРА Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Удивительно вкусно, искристо и остро! Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском! Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо! Стрекот аэропланов! Беги автомобилей! Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров! Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили! Ананасы в шампанском – это пульс вечеров! В группе девушек нервных, в остром обществе дамском Я трагедию жизни претворю в грезофарс... Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Из Москвы – в Нагасаки! Из Нью-Йорка – на Марс!
на стихи Северянина Вы оделись вечером кисейно

Слайд 22

ТЕАТР, МУЗЫКА, БАЛЕТ, КИНЕМАТОГРАФ
Кинематограф – В.Холодная, И.Мозжухин, А. Коонен.
С. Дягилев, А.Павлова, В.Нижинский – русская балетная школа
Композиторы – И.Стравинский, А.Скрябин, С.Рахманинов.
Театр – К.Станиславский, В.Мейерхольд, Е.Вахтангов.
Пани Ирэна

Слайд 23

Слайд 24

И.Машков. Фрукты
А.Лентулов. Василий Блаженный
Р.Фальк.. Красная мебель
П.Кончаловский. Семейный портрет
А.Явленский. Любовь
«Бубновый валет»
В это же время в русской живописи появляются группировки, представлявшие авангардное направление в искусстве. В 1910 г. в Москве была устроена выставка под названием "Бубновый валет", а в 1911 г. ее участники объединились в общество с тем же названием. В числе активистов "Бубнового валета" значились П.Кончаловский, И.Машков, А.Лентулов, В.Рождественский, Р.Фальк и др. В своем творчестве "бубновые валеты" стремились освободить живопись от воздействия социальной и политической жизни, вернуть ей способность в полную силу пользоваться присущими только ей средствами – цветом, линией, пластикой. Они видели красоту в самой поверхности холста, покрытой красочным слоем, в неповторимом смешении красок

Слайд 25

Д.Бурлюк
В.Маяковский
В.Хлебников
Н.Гончарова. Купание коней
А.Шевченко. Пейзаж с прачками
М.Ларионов. Деревенские купальщицы
Наиболее радикально настроенные «бубновалетцы» во главе с М. Ф. Ларионовым и Н. С. Гончаровой отошли в 1911 от объединения, организовав выставку «Ослиный хвост», основополагающую для русского футуризма. (М.Ларионов, Н.Гончарова, С.Бобров, Д.Бурлюк,А.Шевченко и др)
Д.Бурлюк. Портрет старухи
РУССКИЙ ФУТУРИЗМ

Слайд 26

В целом русская живопись начала века характеризовалась изобилием различных групп и художественных объединений. Многие мастера пробовали себя в различных жанрах и стилях, переходили из одной группы в другую - от импрессионизма к модерну, затем к примитивизму, кубизму или экспрессионизму. Поэтому причисление крупных мастеров к той или иной стилевой школе является весьма условным. В то же время ряд крупнейших русских художников – В.Кандинский, М.Шагал, П.Филонов К. Малевич и др. – вошли в историю мировой культуры как представители уникальных, "авторских" стилей.
В.Кандинский. Композиция
К. Малевич. Авиатор
М.Шагал. Портрет
П.Филонов. Коровницы
Пейзаж с пятью домами
В.Кандинский. Двое