Презентация - Древние письменные памятники

Древние письменные памятникиДревние письменные памятникиДревние письменные памятникиДревние письменные памятникиДревние письменные памятникиДревние письменные памятникиДревние письменные памятникиДревние письменные памятникиДревние письменные памятникиДревние письменные памятники









Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Древние письменные памятники Суслова И.Г., учитель МБОУ СОШ имени Героя Российской Федерации Максима Пассара с. Найхин
Помолившись Богу поутру, Наклонился над листом святой, Буквы подносил к его перу Лучезарный ангел золотой. И ложилась букв славянских вязь, И строка бежала за строкой, Книгою великой становясь, Посланной всевышнего рукой.

Слайд 2

Основными источниками при изучении истории русского языка являются его древние письменные памятники. После крещения на Руси появились рукописные книги, писанные на старославянском языке, занесенные сюда из Византии и Болгарии. Затем стали создаваться древнерусские книги, написанные по старославянским образцам, а позже русские люди начали пользоваться взятой у южных славян азбукой и в деловой переписке.

Слайд 3


В кирилловском письме большие буквы употреблялись только в начале абзаца. Большая прописная буква затейливо разрисовывалась, поэтому первая строка абзаца называлась красной (то есть красивой строкой). Буквица не только украшалась, само ее начертание передавало определенный смысл. В буквицах можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, сплетение корней, извивы реки, контуры двух двойников - солнца и сердца. Каждая буквица индивидуальна, неповторима...

Слайд 4

Еще одним элементом украшения рукописных книг являлись иллюстрации. Так, в "Букваре" Карийона Истомина 1693 года (первом иллюстрированном русском учебнике) каждая буква азбуки сопровождалась рисунками. Вот, например, страница, посвященная букве "Н".

Слайд 5

Древнейшая русская книга «Остромирово Евангелие» (1056 – 1057 гг.)
«Остромирово Евангелие» является старейшей русской датированной книгой. Это Евангелие (т.е. список Евангелия) было написано в 1056—1057 годах в Великом Новгороде диаконом Григорием по заказу новгородского посадника Остромира, как свидетельствует об этом сделанная самим диаконом Григорием запись в конце книги.

Слайд 6

Писец Григорий писал Остромирово Евангелие почти семь месяцев. За день он успевал написать не более 3 страниц. Создание рукописи - это тяжёлый и изнурительный труд. Рабочий день длился летом от восхода и до заката солнца, зимой же захватывали и тёмную половину дня, когда писали при свечах или лучинах. Успешное окончание книги было праздником. Радуясь, писец оставлял в конце книги, например, такую запись: «Яко же радуется жених о невесте, тако радуется писец, видя последний лист».
В фундаментальной «Истории русской словесности», вышедшей в 1900 году, Н.П. Полевой писал: «В этой драгоценной рукописи мы обладаем величайшим сокровищем: как в смысле древности, так и в смысле внешней красоты памятника — это замечательный образец письменного искусства наших предков. Никому из славян, кроме нас, русских, не выпало на долю счастье сохранить подобный памятник от своей рукописной старины».

Слайд 7

Значимость Евангелия для средневековой культуры выражалась и в том драгоценном декоре, которым всегда украшались эти книги. Оклад Евангелия, как правило, представлял собой икону, и сам нередко являлся ценным произведением искусства.
Евангелие действительно было первой по важности, по значимости книгой в древнерусской культуре. В греческом языке словом «Евангелион» обозначалась не просто хорошая новость, а — весть с поля боя о победе, т.е. весть об избавлении, о спасении. В этом смысле христианское Евангелие — это Благая Весть о самой существенной победе — победе над смертью, т.е. о Воскресении Христа, о спасении и избавлении человечества (от господства греха и смерти).

Слайд 8

 
 
В 1564-м, возникло у нас книгопечатание. Иван Федоров считается официально признанным русским первопечатником благодаря тому, что позаботился указать на титульном листе своего самого раннего “Апостола” дату выхода тома в свет.
А уже в 1565 г. типография Федорова выпустила другую книгу — “Часовник”, которая пользовалась большой популярностью, поскольку именно по ней в старину многих обучали грамоте. Первопечатнику впоследствии даже пришлось дважды переиздавать этот “бестселлер”.

Слайд 9

В 1568-м Иван Грозный указал построить в городе новую печатню. До 1600 г. у нас было отпечатано всего 11 наименований книг. За годы правления государя Михаила Федоровича, уже 180 наименований; при сыне его, царе Алексее Михайловиче, — 187. При Петре Великом российские делатели печатного слова выпустили уже более 650 разных книг. В 1705 г. Петр распорядился учредить гражданскую типографию, где выпускалась бы не религиозная литература, а “книги, наукам приличным в школах учащимся потребные и всему гражданству полезные”.
Во второй половине XVIII в. В январе 1783 г. появился указ Екатерины II “О позволении во всех городах и столицах заводить типографии и печатать книги на российском и иностранных языках”. Уже в середине 1780-х знаменитый русский просветитель Николай Новиков создал “Общество старающихся о напечатании книг” — фактически первое в стране издательское объединение.

Слайд 10

Молчат гробницы, мумии и кости,- Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья Наш дар бесценный — речь! И. Бунин