Презентация - Лексика 10-11 класс - Урок 3 «Микротема - Абзац»

Лексика 10-11 класс - Урок 3 «Микротема - Абзац»Лексика 10-11 класс - Урок 3 «Микротема - Абзац»Лексика 10-11 класс - Урок 3 «Микротема - Абзац»Лексика 10-11 класс - Урок 3 «Микротема - Абзац»Лексика 10-11 класс - Урок 3 «Микротема - Абзац»Лексика 10-11 класс - Урок 3 «Микротема - Абзац»Лексика 10-11 класс - Урок 3 «Микротема - Абзац»Лексика 10-11 класс - Урок 3 «Микротема - Абзац»Лексика 10-11 класс - Урок 3 «Микротема - Абзац»Лексика 10-11 класс - Урок 3 «Микротема - Абзац»Лексика 10-11 класс - Урок 3 «Микротема - Абзац»Лексика 10-11 класс - Урок 3 «Микротема - Абзац»









Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Урок 3 Микротема. Абзац
Гращенкова А.М., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №22 имени Героя России В.Е.Едаменко, г.Приморско-Ахтарска Краснодарского края

Слайд 2

Цели:
1) потренироваться в определении темы и основной мысли текста; 2) показать связь терминов «микротема», «микротекст» и «абзац», развивать умение выделять микротемы, делить текст на абзацы; 3) активизировать творческую, речевую, мыслительную деятельность учащихся; воспитывать художественный вкус.

Слайд 3

Задание 1
А) 1,2,3
Б) 2,3,1
В) 3,1,2
1. Судьбы людские не только прошли перед глазами М.Шолохова, но радостью и горем прожгли его душу в рассказе «Судьба человека». 2. Разве не из самых глубин народного горя появился проникнутый состраданием и верой в силу людской души этот рассказ? 3. Судьба Андрея Соколова, простого русского солдата, – одна из страшных человеческих судеб, искалеченных войной. 4. Всё у него было до войны: любимая жена, дети, свой кусок хлеба, заработанный честным трудом. 5. И всё это умертвила, развеяла по ветру война. 6. Казалось бы, должна была ожесточиться измученная его душа. 7. Но, встретив после войны на дороге мальчишку-сироту, он сердечно откликнулся на чужое горе, назвавшись его отцом, принял на себя заботы о ребенке. 8. «Судьба человека» – одно из немногих произведений М.Шолохова, написанных им от первого лица. 9. Самого Шолохова, прошедшего вместе с народом по тяжелым дорогам войны, мы видим в конце рассказа. 10. Только испытав всю боль утрат и радость побед, мог писатель создать такую книгу.
Пронумеровать

Слайд 4

Абзац. Микротема
Абзац 1
Задание 2
Определите микротему каждого абзаца, выделите основную фразу (абзацный зачин) и на основе этого составьте план текста.
1. Судьбы людские не только прошли перед глазами М. Шолохова, но радостью и горем прожгли его душу в рассказе «Судьба человека». 2. Разве не из самых глубин народного горя появился проникнутый состраданием и верой в силу людской души этот рассказ?
Абзац 2
Абзац 3
3. Судьба Андрея Соколова, простого русского солдата, - одна из страшных человеческих судеб, искалеченных войной. 4. Всё у него было до войны: любимая жена, дети, свой кусок хлеба, заработанный честным трудом. 5. И всё это умертвила, развеяла по ветру война. 6. Казалось бы, должна была ожесточиться измученная его душа. 7. Но, встретив после войны на дороге мальчишку-сироту, он сердечно откликнулся на чужое горе, назвавшись его отцом, принял на себя заботы о ребенке.
8. «Судьба человека» - одно из немногих произведений М. Шолохова, написанных им от первого лица. 9. Самого Шолохова, прошедшего вместе с народом по тяжелым дорогам войны, мы видим в конце рассказа. 10. Только испытав всю боль утрат и радость побед, мог писатель создать такую книгу.
План
План 1.Судьбы людские прошли перед глазами М. Шолохова, прожгли его душу в рассказе «Судьба человека». 2.Судьба Андрея Соколова - одна из страшных человеческих судеб, искалеченных войной. 3.«Судьба человека» - книга, которую писатель мог создать, только лично испытав всю боль утрат и радость побед.
Схема

Слайд 5

Абзац – это:
1) отступ в начале строки, красная строка; 2) часть текста между двумя такими отступами, характеризующаяся единством и относительной законченностью содержания.
Как строится абзац?
Абзацный зачин - наиболее важное содержание абзаца, основная фраза, обычно это первое предложение.
Комментирующая часть раскрывает, разъясняет, комментирует то, что заключено в первом предложении.
Запомните! Абзацные зачины текста должны составлять единое целое. Такое единство означает, что абзацы построены правильно, их границы определены верно.

Слайд 6

Микротема – наименьшая составная часть общей темы. Микротекст – часть текста, в которой раскрывается микротема. Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста – абзац.

Слайд 7

Задание 4. Верно ли определены абзацы в тексте, с которым мы работали?
Проверить

Слайд 8

Задание 5. Определите структуру каждого абзаца.
Выделите в каждом абзаце ключевые слова, позволяющие проследить развитие микротемы в каждом микротексте (зачин, комментирующую часть, концовку). Сделайте вывод.
Абзац 1
Абзац 2
Абзац 3
1. Судьбы людские (абзацный зачин) не только прошли перед глазами М.Шолохова, но радостью и горем прожгли его душу в рассказе «Судьба человека». 2. Разве не из самых глубин народного горя появился проникнутый состраданием и верой в силу людской души этот рассказ? (Комментирующая часть.) Риторический вопрос, ответ на который очевиден: мысль автора о том, что только из самой глубины души человека, пережившего народное страдание и уверовавшего в силу своего народа, мог появиться такой рассказ. (Концовка, завершающая микротему.)
2.Судьба Андрея Соколова (абзацный зачин), простого русского солдата, – одна из страшных человеческих судеб, искалеченных войной. 4. Всё у него было до войны: любимая жена, дети, свой кусок хлеба, заработанный честным трудом. 5. И всё это умертвила, развеяла по ветру война. 6. Казалось бы, должна была ожесточиться измученная его душа. (Комментирующая часть.)
8.«Судьба человека» (абзацный зачин) – одно из немногих произведений М. Шолохова, написанных им от первого лица. 9. Самого Шолохова, прошедшего вместе с народом по тяжелым дорогам войны, мы видим в конце рассказа. (Комментирующая часть.) 10. Только испытав всю боль утрат и радость побед, мог писатель создать такую книгу. (Концовка, завершающая микротему.)

Слайд 9

Задание 6. Постройте схему связи предложений в рамках каждой микротемы. Определите средства связи предложений.
Абзац 1
Абзац 2
Абзац 3

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Ресурсы 1. Грамматические средства связи предложений в тексте http://www.saharina.ru/metod/ege/theory/les5/ Фон «Тетрадь» http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/k/knig/kniga161.png Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Учебник-практикум для старших классов. – М.: Вербум-М, 2001. Педчак Е.П. Русский язык. Серия ЕГЭ. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. Валгина Н.С.Теория текста. Учебное пособие http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook029/01/