Презентация - Лексика 10-11 класс - Урок 5 «Стилевое единство текста - Стиль как категория словесности - Формирование и функционирование стилей русского языка - Научный стиль»

Лексика 10-11 класс - Урок 5 «Стилевое единство текста - Стиль как категория словесности - Формирование и функционирование стилей русского языка - Научный стиль»Лексика 10-11 класс - Урок 5 «Стилевое единство текста - Стиль как категория словесности - Формирование и функционирование стилей русского языка - Научный стиль»Лексика 10-11 класс - Урок 5 «Стилевое единство текста - Стиль как категория словесности - Формирование и функционирование стилей русского языка - Научный стиль»Лексика 10-11 класс - Урок 5 «Стилевое единство текста - Стиль как категория словесности - Формирование и функционирование стилей русского языка - Научный стиль»Лексика 10-11 класс - Урок 5 «Стилевое единство текста - Стиль как категория словесности - Формирование и функционирование стилей русского языка - Научный стиль»Лексика 10-11 класс - Урок 5 «Стилевое единство текста - Стиль как категория словесности - Формирование и функционирование стилей русского языка - Научный стиль»Лексика 10-11 класс - Урок 5 «Стилевое единство текста - Стиль как категория словесности - Формирование и функционирование стилей русского языка - Научный стиль»Лексика 10-11 класс - Урок 5 «Стилевое единство текста - Стиль как категория словесности - Формирование и функционирование стилей русского языка - Научный стиль»Лексика 10-11 класс - Урок 5 «Стилевое единство текста - Стиль как категория словесности - Формирование и функционирование стилей русского языка - Научный стиль»Лексика 10-11 класс - Урок 5 «Стилевое единство текста - Стиль как категория словесности - Формирование и функционирование стилей русского языка - Научный стиль»Лексика 10-11 класс - Урок 5 «Стилевое единство текста - Стиль как категория словесности - Формирование и функционирование стилей русского языка - Научный стиль»Лексика 10-11 класс - Урок 5 «Стилевое единство текста - Стиль как категория словесности - Формирование и функционирование стилей русского языка - Научный стиль»Лексика 10-11 класс - Урок 5 «Стилевое единство текста - Стиль как категория словесности - Формирование и функционирование стилей русского языка - Научный стиль»Лексика 10-11 класс - Урок 5 «Стилевое единство текста - Стиль как категория словесности - Формирование и функционирование стилей русского языка - Научный стиль»









Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Стилевое единство текста. Стиль как категория словесности. Формирование и функционирование стилей русского языка. Научный стиль
Захарова Т.А., методист Рязанского института развития образования

Слайд 2

Толковый словарь С.И.Ожегова
кворум (офиц.)
кантовать (спец.)
консистенция (книжн.)
бедняга (разг.)
благоговение (высок.)
консистенция(книжн.)
бедняга (разг.)
кворум (офиц.)
благоговение (высок.)
кантовать (спец.)
Лексика русского языка
книжная
нейтральная
разговорная
просторечная
устаревшая

КНИЖНАЯ ЛЕКСИКА
РАЗГОВОРНАЯ ЛЕКСИКА
ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНАЯ ЛЕКСИКА
75%

Слайд 3

ситуация общения
где говорим?
с кем?
с какой целью?
в официальной обстановке
в неофициальной обстановке
с одним человеком
со многими людьми
общение
сообщение
воздействие

Слайд 4

Ситуация общения Ситуация общения Ситуация общения
где с кем зачем
неофициальная обстановка 1-1 общение (поговорить)
официальная обстановка 1-много сообщение (объяснить)
официальная обстановка 1- много сообщение (проинструкти-ровать)
официальная обстановка 1- много воздействие (убедить)
официальная обстановка 1- много воздействие (изобразить)
Стили речи

Слайд 5

официальная обстановка 1-много сообщение (объяснить)
Ситуация общения
Научный стиль

Слайд 6

«Рост дуба продолжается очень долго, лет 150-200 и больше. Дуб развивает очень мощную крону. Летний дуб – порода довольно теплолюбивая. Дуб растёт в довольно разнообразных почвенных условиях. Дуб обладает большой теплопроизводительной (полезной) способностью». (М.Ткаченко)
«На краю дороги стоял дуб… Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюже несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися берёзами». (Л.Н. Толстой)

Слайд 7

Лексика научного стиля
общеупотребительная лексика
общенаучная лексика
термины

Слайд 8

Общеупотребительная лексика в научном стиле
«Рост дуба продолжается очень долго, лет 150-200 и больше. Дуб развивает очень мощную крону. Летний дуб – порода довольно теплолюбивая. Дуб растёт в довольно разнообразных почвенных условиях. Дуб обладает большой теплопроизводительной (полезной) способностью». (М. Ткаченко)
Особенности лексики Научная речь отбирает слова с общим и отвлечённым значением. Значение общеупотребительных слов изменяется: глаголы превращаются в слова-связки, при помощи которых оформляется практически любое научное сообщение.

Слайд 9

физика волновых процессов
процессы горообразования
процесс окисления
процесс фотосинтеза
ОБЩЕНАУЧНАЯ
ЛЕКСИКА

Слайд 10

ТЕРМИН
ТОЧНОСТЬ
ОДНОЗНАЧНОСТЬ
ОБЩНОСТЬ
СПЕЦИФИЧНОСТЬ
глагол окончание причастие подлежащее
гипотенуза ромб угол медиана аксиома

Слайд 11

Научный стиль
научно-учебный подстиль
научно-популярный подстиль
общеупотребительная лексика
меньше
больше

Слайд 12

Нормы научного стиля
Соответствие следующим жанрам: статья, реферат, учебник, справочник, аннотация, каталог. «Неличная» манера научного изложения. Система служебных средств научного изложения: а) подтверждающие рассуждения (поэтому, следовательно, таким образом, тем самым, в результате); б) отрицающие рассуждения (однако, с другой стороны, тем не менее, всё же, наоборот, в противоположность этому); в) расширяющие рассуждения (считают, полагают, утверждают, возможно, вероятно, конечно, по-видимому, разумеется). 4. Синтаксис представлен преимущественно сложноподчинёнными предложениями, выражающими причинно-следственные отношения.

Слайд 13

Неотредактированный вариант Отредактированный вариант
Когда мы систематизируем химические вещества, тогда химический подход будет совершенно правилен, но когда мы систематизируем структурные типы, то от химического принципа следует совершенно отказаться. При систематизации химических веществ химический подход совершено правилен, но при систематизации структурных типов от химического принципа следует совершенно отказаться.
Неотредактированный вариант Отредактированный вариант
Нельзя не учитывать и того обстоятельства, что проведение исследований целинной фауны необходимо также для того, чтобы сохранить для будущих поколений точные данные о животном населении исчезающих природных ландшафтов. Проведение исследований целинной фауны необходимо также для того, чтобы сохранить для будущих поколений точные данные о животном населении исчезающих природных ландшафтов.
Неотредактированный вариант Отредактированный вариант
Был намечен целый ряд экспедиций. Был намечен ряд экспедиций.
Одному из замечательных русских зоологов прошлого столетия принадлежит это открытие. Это открытие принадлежит замечательному русскому зоологу ХХ века.
Научный стиль

Слайд 14

http://officeimg.vo.msecnd.net/en-us/images/MH900432621.jpg костюм http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//45/858/45858189_1193649523_1193628529_zolan_007.jpg девочка с котёнком http://officeimg.vo.msecnd.net/en-us/images/MH900156361.jpg грузчик http://officeimg.vo.msecnd.net/en-us/images/MH900331695.jpg повар http://officeimg.vo.msecnd.net/en-us/images/MH900343449.jpg кворум http://officeimg.vo.msecnd.net/en-us/images/MH900295721.jpg лектор http://officeimg.vo.msecnd.net/en-us/images/MH900442094.jpg люди http://officeimg.vo.msecnd.net/en-us/images/MH900359811.jpg дуб http://officeimg.vo.msecnd.net/en-us/images/MH900241091.jpg физика http://officeimg.vo.msecnd.net/en-us/images/MH900305275.jpg биология http://officeimg.vo.msecnd.net/en-us/images/MH900290699.jpg химия http://officeimg.vo.msecnd.net/en-us/images/MH900215547.jpg география
Интернет-ресурсы