Презентация - Русский язык 5 класс «Язык и языкознание»

Русский язык 5 класс «Язык и языкознание»Русский язык 5 класс «Язык и языкознание»Русский язык 5 класс «Язык и языкознание»Русский язык 5 класс «Язык и языкознание»Русский язык 5 класс «Язык и языкознание»Русский язык 5 класс «Язык и языкознание»Русский язык 5 класс «Язык и языкознание»Русский язык 5 класс «Язык и языкознание»Русский язык 5 класс «Язык и языкознание»Русский язык 5 класс «Язык и языкознание»Русский язык 5 класс «Язык и языкознание»Русский язык 5 класс «Язык и языкознание»Русский язык 5 класс «Язык и языкознание»Русский язык 5 класс «Язык и языкознание»Русский язык 5 класс «Язык и языкознание»Русский язык 5 класс «Язык и языкознание»Русский язык 5 класс «Язык и языкознание»Русский язык 5 класс «Язык и языкознание»Русский язык 5 класс «Язык и языкознание»Русский язык 5 класс «Язык и языкознание»Русский язык 5 класс «Язык и языкознание»Русский язык 5 класс «Язык и языкознание»Русский язык 5 класс «Язык и языкознание»









Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

ЯЗЫК

Слайд 2

ЯЗЫК -
Это система знаков, при помощи которых мы общаемся, передаем информацию.

Слайд 3

Языкознание (языковедение, лингвистика) -
это наука о языке, его природе, структуре, развитии.

Слайд 4

Языкознание

Слайд 5

Язык необыкновенно прост. Ребёнок овладевает им в три-четыре года. Язык необыкновенно сложен, неисчислимо богат; предельно выразителен, многообразно связан с жизнью каждого человека и всего общества. И вряд ли кто может сказать: «Уф, я позавчера полностью овладел языком!». Язык – неисчерпаем. Энциклопедия Язык необыкновенно прост или необыкновенно сложен? Докажите свое мнение.

Слайд 6

На Земле насчитывается около 5 – 6 тысяч языков.
На 40 наиболее распространенных языках разговаривает примерно 2/3 населения Земли.
Больше всего людей говорят на китайском, хинди, английском, испанском, арабском, русском, португальском и французском.
В настоящее время насчитывается чуть более 400 языков, которые считаются исчезающими.

Слайд 7

Речь – это способность говорить, выражать, передавать что-либо словами.
А что такое речь?

Слайд 8

Язык – это «кладовая» речи, которая хранит и бережет все людское познание. Речь – это язык в действии, язык в работе.

Слайд 9

Речь
устная (звуковая)
письменная
Появилась миллион лет тому назад
Возникла значительно позже
Есть у всех народов
Не у всех народов есть
Сохраняет знания, произведения искусства, духовные ценности
Чаще пользуемся звучащей речью

Слайд 10

  Ученым известно свыше 30 случаев, когда дети вырастали среди животных. И ни один ребенок не умел говорить, когда попадал в человеческое общество.
Почему?

Слайд 11

ПОНЯТНАЯ
Пичрина сгео феонемна, как вяысилнось, котерся в том, что мы не чтиаем кдажую бкуву по оетльндости, а фкиисреум все слвоо цлекиом. Сомае уидитвельное, что фкат эотт рпасорстрнаятеся не тьлоко на английксий яызк, но и на рсусикй, и на нмецеикй, и на ипнсаский, и на все якызи, афалвит, ктрооых сижодерт бквуы, а не ироелгифы. А чботы ощестбвнесноть не умнсоилась в эотм, рзеульатты илссеовадний блыи нпеатачаны по выизешежлоенному пцинрипу, то етсь всемто солв – слпонашя абракадабра.

Слайд 12

Язык, речь – это чудо из чудес, которое преподносит нам сюрпризы. Исследования английских ученых повергли в шок российских лингвистов. Оказывается, совершенно неважно, в каком порядке расположены буквы в слове. Главное, чтобы первая и последняя были на своих местах. Что касается всех остальных букв, то они могут быть поставлены в полном беспорядке – все равно мы прочитаем текст без проблем .

Слайд 13

Столяр, лес, стол, охотник, заяц, стрелять, дичь, добрый человек, хорошо
По данным выше ключевым словам, взятым из текста, определите, о чём в нём идёт речь?

Слайд 14

ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК
Столяр гулял в густом лесу  Среди больших стволов,  И, улыбнувшись, он сказал:  – Как много тут столов! Охотник зайцев настрелял  Пять штук за шесть минут,  И, улыбнувшись, он сказал:  – Как много зайцев тут! Шел утром добрый человек.  Стряхнув с ветвей росу,  Он улыбнулся и сказал:  – Как хорошо в лесу!

Слайд 15

Текст
предложения, связанные по смыслу и расположенные в определенной последовательности. Тема текста – то, о чём (или о ком) говорится в тексте. Главная мысль текста (идея) – то, что хотел сказать читателю автор, ради чего написан текст.

Слайд 16

Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга. Из него бьёт подземный ключ. На опушке молодого леса есть пруд. Наши поэты и художники прославляли красоту родной реки в удивительных сказках, песнях, картинах. Отсюда она направляется в далекий путь.
Это текст? Почему вы так считаете?

Слайд 17

Проверь себя!
На опушке молодого леса есть пруд. Из него бьёт подземный ключ. Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга. Отсюда она направляется в далекий путь. Наши поэты и художники прославляли красоту родной реки в удивительных сказках, песнях, картинах.

Слайд 18

Язык есть важнейшее орудие общения между людьми. Умело и с наибольшей пользой применять любое оружие может лишь тот, кто его глубоко, тщательно изучил, кто знает, как оно устроено, из каких частей состоит, как работает, какого обращения требует с собою. Достаточно ли знаем мы наше удивительное «орудие», наш человеческий язык? Л. Успенский Определите тему и идею текста.

Слайд 19

Признаки текста
единая тема; предложения связаны основной мыслью (идеей); предложения связаны по смыслу; предложения расположены в логической последовательности (можно составить план); относительная завершенность.

Слайд 20

Типы речи
Повествование – последовательный рассказ о каком-то событии (что происходило?) Описание – словесное изображение какого-либо предмета, явления действительности (какой?) Рассуждение – такой текст, в котором доказывается, объясняется определённая мысль (почему?)

Слайд 21

Определите тему, идею, тип текста.
Утром я просыпался от жаркого солнца, бившего в белые стены. Красные и желтые мальвы покачивались за открытым окном. Вместе с ним заглядывал в комнату цв..ток настурции; в нем сидела м…хнатая пчела. Я замерев, следил, как она с..рдито пятит(?)ся и выбирает(?)ся из тесного цв…тка. По потолку без конца бежали светлые струи, легкие волны - отражения реки. Река шумела тут же, рядом. 

Слайд 22

Определите тему, идею, тип текста.
(1) Целый день ребята трудились – строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами снег и сваливали его под стенку сарая в кучу. Только к обеду горка была готова. Ребята полили её водой и побежали домой обедать. (2) А Котька Чижов из шестой квартиры хитрый какой! Он горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся. Ему ребята кричат, чтоб шёл горку строить, а он только руками за окном разводит да головой мотает, – как будто нельзя ему. А когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор. Чирк коньками по снегу, чирк! И кататься то как следует не умеет!

Слайд 23

Домашнее задание