Презентация - Муниципальный конкурс «Учитель года - 2017» Конкурсное задание «Методический семинар»

Муниципальный конкурс «Учитель года - 2017» Конкурсное задание «Методический семинар»Муниципальный конкурс «Учитель года - 2017» Конкурсное задание «Методический семинар»Муниципальный конкурс «Учитель года - 2017» Конкурсное задание «Методический семинар»Муниципальный конкурс «Учитель года - 2017» Конкурсное задание «Методический семинар»Муниципальный конкурс «Учитель года - 2017» Конкурсное задание «Методический семинар»Муниципальный конкурс «Учитель года - 2017» Конкурсное задание «Методический семинар»Муниципальный конкурс «Учитель года - 2017» Конкурсное задание «Методический семинар»Муниципальный конкурс «Учитель года - 2017» Конкурсное задание «Методический семинар»Муниципальный конкурс «Учитель года - 2017» Конкурсное задание «Методический семинар»Муниципальный конкурс «Учитель года - 2017» Конкурсное задание «Методический семинар»Муниципальный конкурс «Учитель года - 2017» Конкурсное задание «Методический семинар»Муниципальный конкурс «Учитель года - 2017» Конкурсное задание «Методический семинар»Муниципальный конкурс «Учитель года - 2017» Конкурсное задание «Методический семинар»Муниципальный конкурс «Учитель года - 2017» Конкурсное задание «Методический семинар»Муниципальный конкурс «Учитель года - 2017» Конкурсное задание «Методический семинар»Муниципальный конкурс «Учитель года - 2017» Конкурсное задание «Методический семинар»Муниципальный конкурс «Учитель года - 2017» Конкурсное задание «Методический семинар»Муниципальный конкурс «Учитель года - 2017» Конкурсное задание «Методический семинар»Муниципальный конкурс «Учитель года - 2017» Конкурсное задание «Методический семинар»Муниципальный конкурс «Учитель года - 2017» Конкурсное задание «Методический семинар»









Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Конкурсное задание «Методический семинар»
Учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МБОУ «Бильчирская СОШ» Огородникова Ирина Анатольевна
Муниципальный конкурс «Учитель года – 2017»

Слайд 2

Тема: «Формирование навыков коммуникации и сотрудничества на уроках русского языка и литературы»
Общение прокладывает дорогу идеям. Александр Леонтьев

Слайд 3

Проблема: В современном стремительно меняющемся мире успешным будет тот, кто не только обладает высоким уровнем знаний, но и умеет находить решение в любой нестандартной ситуации, отличается гибкостью мышления и обладает навыками коммуникации. Но в своей педагогической работе мы постоянно сталкиваемся с крайним индивидуализмом детей, эгоизмом, неумением идти на компромисс, работать в команде. Гипотеза: необходимо организовать процесс обучения так, чтобы повышать не только активность детей (внешний фактор), но и их самостоятельность (внутренние изменения), что даст необходимый развивающий эффект.

Слайд 4

Развивающий эффект:
формирование навыков коммуникации и сотрудничества, важнейших навыков XXI века в условиях становления информационного общества, когда умение человека добывать и передавать любого рода информацию делает его успешным и конкурентоспособным.

Слайд 5


Условия возникновения и становления педагогического опыта. Актуальность выбранной темы.
Факторы, оказавшие влияние на возникновение и становление педагогического опыта.
Актуальность темы обусловлена потребностями современного общества

Слайд 6

Цель работы: научить детей работать совместно
Задачи: изучить состояние проблемы организации обучения в сотрудничестве на основе анализа научной, научно-методической, психолого-педагогической и учебной литературы; реализовать на практике технологию организации сотрудничества на уроках разных типов; определить наиболее оптимальную систему оценивания при организации совместной деятельности на уроках; определить эффективность использования технологии организации совместной деятельности на уроках, в основе которых лежит любая другая педагогическая технология.

Слайд 7

Теоретическая основа опыта

Слайд 8

Коммуникация + сотрудничество = активное обучение интерактивное обучение (командная работа)
Коммуникация - это общение, обмен мыслями, сведениями, идеями; передача того или иного содержания от одного сознания (коллективного или индивидуального) к другому. (Словари и энциклопедии на Академике).
Активное обучение - это организация и ведение учебного процесса, которые направлены на побуждение обучающихся к учебно – познавательной деятельности, посредством широкого использования как педагогических, так и организационно-управленческих средств, а также развитие коммуникативных, управленческих навыков учащихся, формирование у учеников таких качеств, как терпимость, уважение к иному, отличающемуся от своего мнению. (В.Н. Кругликов).
Сотрудничество - это способность людей работать вместе для достижения общих целей (Психологическая энциклопедия).
Интерактивное обучение - это форма организации учебного процесса, ориентированная на более широкое, по сравнению с активным обучением, взаимодействие обучающихся друг с другом, и доминирование активности учащихся в процессе обучения.
Командная работа - это совместная деятельность группы людей связанных единым замыслом, стремящихся к общим целям и разделяющих ответственность за их достижения. (Тимергалиева М.М.).

Слайд 9

4 принципа командной работы
Обмен идеями; результаты взаимосвязаны: успех одного означает успех другого; ученики нуждаются друг в друге .
В команде каждый должен предложить свою оригинальную идею и с ней публично выступить; «спрятаться», «пропустить» невозможно.
Одномоментная запись идей; совместное обсуждение, каждый ученик по очереди высказывает свои предложения; итоговое решение принимает вся команда.
У всех учеников в команде равный статус; для записи идей и на ответ дается одинаковое время; равная очередность при ответе в команде.

Слайд 10

Урок без использования командной работы:
Урок на основе командной работы:
учитель - источник знаний; акцент: учитель – учебный материал; только один эксперт, знающий правильный ответ на любой вопрос – это учитель; учитель задает вопрос и ждет индивидуальный ответ; основан на конкуренции и соперничестве учеников; каждый ребенок отвечает самостоятельно; есть возможность у ученика «спрятаться», остаться невидимкой; общение и коммуникация реализуются не в полной мере.
учитель не является единственным источником знаний, поскольку его нет в команде: акцент ученик-ученик; ученик – учебный материал; эксперт – каждый ребенок, т.к. является для других учеников источником знаний; вопросы задаются команде и решение принимается коллегиально; предполагает сотрудничество; каждый ученик ответственен за свою работу, именно она является частью командного успеха; работает каждый ученик; способствует общению и коммуникации, созданию комфортной обстановки.

Слайд 11

Условия формирования навыков коммуникации и сотрудничества обучающихся
Активное обучение Системно – деятельностный подход
Командная работа (интерактивное обучение) Коммуникативная компетентность
Окружающая среда Информационная компетентность
Проблемное обучение. Компетентность в решении проблем
«Метод командной работы эффективно сочетается с методом проблемного обучения» Г.К.Селевко

Слайд 12

Командная работа (интерактивное обучение)
Учитель
Ученик
Ученик
Ученик
Сценарий урока на основе командной работы
Сценарий литературно-музыкальной композиции, подготовленной совместно с учащимися

Слайд 13

Пример совместно составленного опорного конспекта в в программе Microsoft PowerPoint (урок русского языка, 6 класс)

Слайд 14

Учимся совместно писать сочинение-рассуждение
2 группа: Можно, конечно, что-то сделать самому. Но это должна быть красивая вещь. Например, картина, если вы хорошо рисуете, или вязаная салфетка, если вы - мастер вязания. Такому подарку будет рад каждый, ведь в него вложены труд и фантазия.
3 группа: Не все умеют делать красивые вещи своими руками. Сделанным кое-как подарком не то что обрадовать – обидеть можно. Лучше подумать, что полезное можно купить в магазине.

Слайд 15

Анализ стихотворения на основе командной работы
1 группа
Шаблон «Анализ лирического произведения»
2 группа
3 группа
Творческая работа №1
Творческая работа №2
Творческая работа №3

Слайд 16

Совместное творчество учащихся -
поэтов и оформителей

Слайд 17

Личностные и метапредметные результаты
умение самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения; умение самостоятельно организовывать работу в группе; умение активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
сформировавшаяся в совместной работе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим, самому образовательному процессу и его результатам.

Слайд 18

Комплексная оценка достижения качественных планируемых результатов формирования навыков коммуникации и сотрудничества
Ф.И. обучающегося 7 класса *) Объект оценки (умения) / максимальный балл - 3 *) Фамилии и имена учащихся изменены, возможные совпадения случайны Объект оценки (умения) / максимальный балл - 3 *) Фамилии и имена учащихся изменены, возможные совпадения случайны Объект оценки (умения) / максимальный балл - 3 *) Фамилии и имена учащихся изменены, возможные совпадения случайны Объект оценки (умения) / максимальный балл - 3 *) Фамилии и имена учащихся изменены, возможные совпадения случайны Объект оценки (умения) / максимальный балл - 3 *) Фамилии и имена учащихся изменены, возможные совпадения случайны Объект оценки (умения) / максимальный балл - 3 *) Фамилии и имена учащихся изменены, возможные совпадения случайны
Ф.И. обучающегося 7 класса *) Строить речевое высказывание в устной и письменной форме Строить рассуждение в форме связей простых суждений об объекте Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач Контролиро-вать действия партнера Формулировать собственное мнение и позицию Итоговый балл
Антонова Карина 2 1 2 1 2 8
Башинов Константин 1 1 2 2 1 7
Веселова Вероника 3 3 3 2 2 13
Горин Виктор 2 2 2 1 2 9
Давыдов Максим 1 2 1 1 1 6
Егоров Илья 1 2 3 1 2 9
Жилкина Мария 2 1 2 2 1 8
Зубов Олег 2 1 2 2 2 9
Иванов Степан 1 1 2 1 2 7
Калинина Ольга 1 1 2 1 1 6
Лукашова Марина 3 2 2 2 2 11

Слайд 19

Высказывания о силе взаимодействия и сотрудничества
“В одиночку можно сделать так мало; вместе можно сделать так много.” – Helen Keller “Если все вместе идут вперед, то успех позаботится о себе сам.” – Henry Ford “Многие идеи становятся лучше, когда их переносят в другие головы, а не там, где они возникли.” – Oliver Wendell Holmes “Никто не может насвистывать симфонию. Нужен весь оркестр, чтобы ее сыграть.” – H.E. Luccock «Объединяться вместе — начало, быть вместе — прогресс, и работать вместе — успех» – Henry Ford “Таланты выигрывают игры, но взаимодействие и разум выигрывают чемпионаты.” – Michael Jordan “Сила команды — каждый ее участник. Сила каждого участника — команда.” – Phil Jackson “Лучшее взаимодействие происходит от людей, работающих самостоятельно, в согласии, в направлении одной цели.” – James Cash Penney “Фактически, изменение почти невозможно без всестороннего сотрудничества, кооперации и единодушия.” – Simon Mainwaring “Вы должны знать о том, что делают другие, приветствовать их усилия, признавать их успехи и поддерживать их в их стремлениях. Когда все мы помогаем друг другу, выигрывают все.” – Jim Stovall “То, как команда играет как единое целое, определяет ее успех. У вас может быть самая большая группа мировых звезд, но если они не будут играть вместе, то клуб не будет стоить и десяти центов.” – Babe Ruth “Целое — не то же самое, что сумма частей.” – Kurt Koffka «Если вы хотите поднять себя, поднимите кого-то еще.» – Booker T. Washington “В одиночку мы – одна капля. Вместе мы — океан.” – Ryunosuke Satoro

Слайд 20

Использованные источники
1.Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М.: Просвещение, 1990. 2.Ильин Е.Н. Путь к ученику. - М.: Просвещение, 1988. 3.Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. - М.: Просвещение, 1989. 4.Новик М.Технология групповой работы// http://www.znanie.org/jornal/n3/st_tehnol_grup_rab.html 5.Полат Е.С., Моисеева М.В. Дистанционное обучение/ Е.С.Полат, М.В.Моисеева. – М.: Владос , 1998. 6.Селевко Г.К, Тихомирова Н.К. Педагогика сотрудничества и перестройка школы. -Ярославль, 1990. 7.Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с. 8.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.- М.: Просвещение, 2014. 9.Шаталов В. Ф. Куда и как исчезли тройки. - М.: Просвещение, 1990.