Презентация - Русский язык 5 класс «Буквы Ы-И после Ц»

Русский язык 5 класс «Буквы Ы-И после Ц»Русский язык 5 класс «Буквы Ы-И после Ц»Русский язык 5 класс «Буквы Ы-И после Ц»Русский язык 5 класс «Буквы Ы-И после Ц»Русский язык 5 класс «Буквы Ы-И после Ц»Русский язык 5 класс «Буквы Ы-И после Ц»Русский язык 5 класс «Буквы Ы-И после Ц»Русский язык 5 класс «Буквы Ы-И после Ц»Русский язык 5 класс «Буквы Ы-И после Ц»Русский язык 5 класс «Буквы Ы-И после Ц»Русский язык 5 класс «Буквы Ы-И после Ц»Русский язык 5 класс «Буквы Ы-И после Ц»Русский язык 5 класс «Буквы Ы-И после Ц»Русский язык 5 класс «Буквы Ы-И после Ц»Русский язык 5 класс «Буквы Ы-И после Ц»Русский язык 5 класс «Буквы Ы-И после Ц»Русский язык 5 класс «Буквы Ы-И после Ц»Русский язык 5 класс «Буквы Ы-И после Ц»Русский язык 5 класс «Буквы Ы-И после Ц»Русский язык 5 класс «Буквы Ы-И после Ц»Русский язык 5 класс «Буквы Ы-И после Ц»









Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Буквы И-Ы после Ц.
5 КЛАСС 2 урока


Слайд 2

Определяем проблему урока
Прочитайте слова:
циркуль цыганка энциклопедия гостинцы Синицына станция цыпленок
Что у них общего? А в чём различие?
Сформулируйте основной вопрос урока.
В каких случаях после ц пишется и, а в каких ы?
циркуль цыганка энциклопедия гостинцы Синицына станция цыпленок
циркуль цыганка энциклопедия гостинцы Синицына станция цыпленок

Слайд 3

Решаем проблему, открываем новые знания
цирк акация
Как вы думаете, что влияет на выбор этой орфограммы?
Сравните записи в каждом столбике.
птицын сестрицын
птицы белолицый
МОРФЕМА
Почему слова так сгруппированы?

Слайд 4

Цирк + акация
Определите часть речи у слов в каждом столбике. Что вы заметили?
птицын сестрицын
птицы белолицый
Обобщим наблюдения
Попробуйте выявить закономерность.
В ______ после ц пишется буква ___. В _______ прилагательных, в __________ существительных и прилагательных после ц пишется буква ___.
В корне после ц и в словах на -ция пишется буква и. В суффиксе прилагательных, в окончаниях существительных и прилагательных после ц пишется буква ы.

Слайд 5

Цыган на цыпочках цыкнул цыплёнку : «Цыц!»
Запомните исключения!

Слайд 6

Исключения (в корне Ы): цЫган, на цЫпочках, цЫкнуть, цЫплёнок, цЫц
ЗАПОМНИТЕ!

Слайд 7

СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Цимбалы (сущ. только мн. ч.) – музыкальный инструмент в виде плоского ящика с металлическими струнами, по которым, играя, ударяют молоточками.

Слайд 8

Зрительный диктант
Цыпленок в цирке выступал, Играл он на цимбалах, На мотоцикле разъезжал, И цифр он знал немало. Он из цилиндра доставал Морковь и огурцы И только одного не знал: Где пишут ЦИ, где ЦЫ.

Слайд 9

Зрительный диктант
Цыпленок в цирке выступал, Играл он на цимбалах, На мотоцикле разъезжал, И цифр он знал немало. Он из цилиндра доставал Морковь и огурцы И только одного не знал: Где пишут ЦИ, где ЦЫ.

Слайд 10

Спишите, подчеркните орфограммы. Слова-исключения выделите овалом.
Цыган цыпленка увидал, Заиграл на скрипочке, А цыпленок услыхал – Станцевал на цыпочках.
Какие слова-исключения отсутствуют? Запишите их.

Слайд 11

Образуйте от данных существительных формы множественного числа, обозначьте орфограммы в окончаниях. Боец, европеец, палец, жилец, упрямец, ранец, младенец, зверинец, близнец, птенец, владелец, беглец, полководец.

Слайд 12

Угадай 10 слов на ц.
По лексическому значению угадайте слова, начинающиеся с буквы ц. Запишите их с большой буквы через запятую. 1. Круглое здание, предназначенное для зрелищ с участием акробатов, клоунов, дрессированных животных. {Цирк) 2. Плотная плетенка из соломы. { Циновка) 3. Дословная выдержка из какого-либо текста. { Цитата) 4. Плодовые растения, к которым принадлежат апельсины, лимон, мандарины. (Цитрусовые) 5. Стриженный и крашеный мех овцы. { Цигейка) 6. Прыгающее насекомое, издающее характерный звонкий стрекот. { Цикада) 7. Растение, сушеный корень которого употребляется как примесь к кофе. { Цикорий) 8. Инструмент, состоящий из двух раздвигающихся ножек и служащий для вычерчивания окружностей и измерения длины на чертежах. {Циркуль) 9. Знак, обозначающий число. { Цифра) 10. Пластинка с делениями, по которым движется стрелка в часах, измерительных приборах. {Циферблат)

Слайд 13

Запишите слова, обозначая орфограмму-гласную после ц.
Цилиндр, ножницы, цикл, цыган, ресницы, циркуль, круглолицый, цитата, циферблат, репетиция, цыплёнок, пунктуация, цифровой2, цыпочки, операция, цивилизация, куцый.

Слайд 14

Прочитайте. Спишите одно предложение (по выбору), сделайте его разбор.
Ц_ркуль — это инструмент для вычерчивания окружности. Артикуляц_я — это движение органов речи. Гвардейц_ — это военнослужащие гвардии. Ориентац_я — определение местонахождения.

Слайд 15

Распределите слова
ЦИ ЦИ ЦЫ ЦЫ ЦЫ
В КОРНЕ В СЛОВАХ НА -ЦИЯ В СУФФИКСЕ В ОКОНЧАНИИ В СЛОВАХ-ИСКЛЮЧЕНИЯХ
Цирк, огурцы, цыган, революция, учитель Спицын, куцый, цинк, акция, цыплёнок, репетиция, синицын хвост, цифра, цилиндр, цитадель, коллекция, близнецы.

Слайд 16

Кто продержит дольше мел?
Гастроли цирка, генеральная репетиция, жёсткий панцирь, четыре цыплёнка, мощный циклон, цыганский театр, круглолицый паренёк, цитрусовое растение, новая экспозиция.
Значение каких слов вам непонятно? Обратитесь к толковому словарю.

Слайд 17

Сигнальные карточки Ы-И
Интересная лекция, синицын хвостик, жёлтенький цыплёнок, лекция в университете, вкусные огурцы, известная цитата, мощный циклон, изучаем пунктуацию, жёсткий панцирь, цитрусовое растение, новая экспозиция, хорошая артикуляция, богатая коллекция, гастроли цирка, цыганский театр, бледнолицый человек, светящийся циферблат, прекрасные умельцы, куцый хвостик, тяжёлые ранцы, сестрицыны друзья, новенький циркуль, цыкнуть «цыц!».

Слайд 18

Прочитайте текст. Какова его основная мысль? Наконец-то наступил март! С юга1 потянуло влажным теплом. Хмурые неподвижные2 тучи раскололись и тронулись. Выглянуло солнце1, и пошёл по земле весёлый бубенчатый перезвон капели. За окном, в кустах бузины, отогревшиеся воробьи подняли шумиху. Каждый старался изо всех сил, радуясь, что остался жив1: «Жив! Жив! Жив!» {По Е. Носову) 2. Подготовьтесь писать текст под диктовку. 3. Во 2-м предложении подчеркните орфограммы. 4. Составьте схему предложения с прямой речью. 5. Найдите предложение, соответствующее схеме [1) ], и [2) ].
Работа с текстом

Слайд 19

Рефлексия
Выберите правильные утверждения.
В суффиксе прилагательного после ц пишется и. В слове цыкнуть после ц пишется ы, так как это исключение. В слове цыган после ц пишется ы, так как это существительное. В корне слова после ц пишется и. В окончании прилагательных после ц пишется и. В окончании существительных после ц пишется ы.
Поверьте себя.
В суффиксе прилагательного после ц пишется и. В слове цыкнуть после ц пишется ы, так как это исключение. В слове цыган после ц пишется ы, так как это существительное. В корне слова после ц пишется и. В окончании прилагательных после ц пишется и. В окончании существительных после ц пишется ы.
2, 4, 6.

Слайд 20

Рефлексия
В какой строке во всех словах пишется буква ы?
Улиц_, ц_пленок, бледнолиц_й. Станц_я, синиц_н, ц_ган. Ц_трусовые, ц_рк, нарц_сс.
Проверьте себя.
Улицы, цыплёнок, бледнолицый. Станция, синицын, цыган. Цитрусовые, цирк, нарцисс.
1

Слайд 21

Использовано
Презентация серии «Школа 2100» Юлии Борисовны Мельниковой http://www.proshkolu.ru/user/ghtyfj65/file/6285825/ Русский язык. Практика. 5 кл. : учебник / А. Ю. Купалова, А. П. Еремеева, Г. К. Лидман-Орлова и др. ; под ред. А. Ю. Купаловой. — 3-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2014. — 270, [2] с. : ил. Шибалова Л.B. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений» / Л.В. Шибалова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство «Экзамен», 2013. — 159, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект») Другие материалы из личного архива Выполнила Бурмистрова Р.А.