Презентация - ЕГЭ по русскому языку «Алгоритм работы над сочинением» (часть 2, задание 25)

ЕГЭ по русскому языку «Алгоритм работы над сочинением» (часть 2, задание 25)ЕГЭ по русскому языку «Алгоритм работы над сочинением» (часть 2, задание 25)ЕГЭ по русскому языку «Алгоритм работы над сочинением» (часть 2, задание 25)ЕГЭ по русскому языку «Алгоритм работы над сочинением» (часть 2, задание 25)ЕГЭ по русскому языку «Алгоритм работы над сочинением» (часть 2, задание 25)ЕГЭ по русскому языку «Алгоритм работы над сочинением» (часть 2, задание 25)ЕГЭ по русскому языку «Алгоритм работы над сочинением» (часть 2, задание 25)ЕГЭ по русскому языку «Алгоритм работы над сочинением» (часть 2, задание 25)ЕГЭ по русскому языку «Алгоритм работы над сочинением» (часть 2, задание 25)ЕГЭ по русскому языку «Алгоритм работы над сочинением» (часть 2, задание 25)ЕГЭ по русскому языку «Алгоритм работы над сочинением» (часть 2, задание 25)ЕГЭ по русскому языку «Алгоритм работы над сочинением» (часть 2, задание 25)ЕГЭ по русскому языку «Алгоритм работы над сочинением» (часть 2, задание 25)ЕГЭ по русскому языку «Алгоритм работы над сочинением» (часть 2, задание 25)ЕГЭ по русскому языку «Алгоритм работы над сочинением» (часть 2, задание 25)ЕГЭ по русскому языку «Алгоритм работы над сочинением» (часть 2, задание 25)ЕГЭ по русскому языку «Алгоритм работы над сочинением» (часть 2, задание 25)ЕГЭ по русскому языку «Алгоритм работы над сочинением» (часть 2, задание 25)ЕГЭ по русскому языку «Алгоритм работы над сочинением» (часть 2, задание 25)ЕГЭ по русскому языку «Алгоритм работы над сочинением» (часть 2, задание 25)ЕГЭ по русскому языку «Алгоритм работы над сочинением» (часть 2, задание 25)ЕГЭ по русскому языку «Алгоритм работы над сочинением» (часть 2, задание 25)ЕГЭ по русскому языку «Алгоритм работы над сочинением» (часть 2, задание 25)ЕГЭ по русскому языку «Алгоритм работы над сочинением» (часть 2, задание 25)ЕГЭ по русскому языку «Алгоритм работы над сочинением» (часть 2, задание 25)ЕГЭ по русскому языку «Алгоритм работы над сочинением» (часть 2, задание 25)ЕГЭ по русскому языку «Алгоритм работы над сочинением» (часть 2, задание 25)ЕГЭ по русскому языку «Алгоритм работы над сочинением» (часть 2, задание 25)ЕГЭ по русскому языку «Алгоритм работы над сочинением» (часть 2, задание 25)









Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

ЕГЭ ПО русскОМУ языкУ
Алгоритм работы над сочинением (часть 2, задание 25)

Слайд 2

Часть 2
Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. 25. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.  

Слайд 3

Критерии оценивания задания с развернутым ответом
I. Содержание сочинения I. Содержание сочинения
К1 Формулировка проблем исходного текста
К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
К3 Отражение позиции автора исходного текста
К4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
II. Речевое оформление сочинения II. Речевое оформление сочинения
К5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
К6 Точность и выразительность речи

Слайд 4

Критерии оценивания задания с развернутым ответом
III. Грамотность III. Грамотность
К7 Соблюдение орфографических норм
К8 Соблюдение пунктуационных норм
К9 Соблюдение языковых норм
К10 Соблюдение речевых норм
К11 Соблюдение этических норм
К12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1–К12) – 23 балла

Слайд 5

Композиция сочинения
Вступление. Проблемы, над которыми размышляет автор. Комментарий проблемы. Выявление позиции автора. Собственное мнение (согласие или несогласие с позицией автора). Первый аргумент. Второй аргумент. Вывод (заключение).

Слайд 6

Шаг №1. Пишем вступление
Как начать сочинение? Если знаете что-либо об авторе, можно написать 2-3 предложения. Можно написать о позитивном впечатлении, которое произвел на вас текст. Можно обрисовать типичную картину (Часто бывает так, что…) Рассуждение на «вечные» темы можно начать так: Любовь…Сколько о ней сказано!

Слайд 7

Шаг №1. Пишем вступление
Анализ текста начинаем с выявления темы (о чем текст). Для этого выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные слова и выражения). … – вот тема, к которой обращается автор текста. Этот текст (статья) о … Автор обращается к актуальной теме – теме… Этот текст о … Автор посвящает статью…

Слайд 8

Шаг №2. Формулируем проблему (К1)
Проблема – (от греч.) – задача–вопрос, требующий изучения, разрешения. Сформулировать проблему можно двумя способами…
Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.

Слайд 9

Шаг №2. Формулируем проблему (К1)
Способы формулировки проблемы Примеры формулировок Если проблема сформулирована…
1. В виде вопроса Возможно ли органичное сочетание в жизни человека «поэзии» и «прозы», духовного и материального начал? Этой сложной проблеме посвящен текст… в форме вопроса, то авторская позиция должна звучать как ответ на вопрос
2. Сочетание слова «проблема» с существительным в родительном падеже «Автор затрагивает проблему «отцов» и «детей»… «В тексте поднимается проблема одиночества»… по формуле «проблема + существительное в родительном падеже», то это существительное должно прозвучать в обозначении авторской позиции

Слайд 10

Шаг №2. Формулируем проблему (К1)
Важно! Проблем может быть несколько. Важно увидеть одну (две) и прокомментировать. Важно комментировать не весь текст, а ту (те) проблемы, которые вы заявили вначале. Важно выбрать тот вопрос, над которым автор размышляет больше всего и по поводу которого отчетливо заявлена авторская позиция. Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества.

Слайд 11

Шаг №2. Шаблоны для формулировки проблемы (К1)
Автором проблема может быть:
поставлена изложена рассмотрена выдвинута затронута поднята сформулирована исследована проанализирована
Проблема может быть:
сложная, трудная, важная, серьезная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, назревшая, философская, политическая, идеологическая, социальная, национальная, международная…

Слайд 12

Шаг №3. Комментируем проблему (К2)
ВАЖНО! Комментировать – значит «объяснять, пояснять». Комментарий от простого пересказа отличается тем, что в пересказе вы говорите о том, что делают герои, а в комментарии, что делает автор. Следовательно, в этой части работы требуются ваши мысли по поводу сформулированной проблемы текста.

Слайд 13

Шаг №3. Комментируем проблему (К2)
Два возможных способа изложения материала
1) от частных фактов (комментарий) к формулировке проблемы:
Развитие человеческой цивилизации уже давно перешагнуло тот рубеж, за которым осталось гармоничное сосуществование природы и человека. Сегодня, когда загрязняются вода и воздух, пересыхают реки, исчезают леса, гибнут животные, люди с тревогой смотрят в будущее и все чаще задумываются о трагических последствиях своей деятельности. Текст В. Пескова посвящен проблеме экологии и призывает каждого из нас осознать ответственность за неразумное вмешательство человека в жизнь природы.

Слайд 14

Шаг №3. Комментируем проблему (К2)
Два возможных способа изложения материала
2) от формулировки проблемы к комментарию:
Отчего в нашей стране, обладающей богатыми природными ресурсами и огромным интеллектуальным потенциалом, большая часть населения живет бедно? Над этой сложной проблемой размышляет В. Тимофеев. Надо сказать, что затронутая автором проблема имеет многовековую историю. Вспомним хотя бы историю из «Повести временных лет» о том, как древние русичи приглашали варяжских князей на обильную и богатую землю, в которой не было порядка. Вот уже много лет не одно поколение наших соотечественников задается вопросом: «Почему наша жизнь так далека от совершенства?».

Слайд 15

Шаг №3. Комментируем проблему (К2)
Важно поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом: кому адресован текст? Какова степень актуальности текста? Как автор подходит к решению этой проблемы? К какой категории относится проблема: нравственная, этическая, социальная, экологическая, общественно-политическая, философская, психологическая? Насколько освещена эта проблема в литературе? Кто из авторов касался ее? Как автор подошел к своей задаче? Как автор рассказывает о ситуации, на чем заостряет внимание? Здесь возможно обратиться к средствам выразительности, если они помогают определить авторскую позицию. Какова точка видения писателя (возможно, автор показывает это глазами рассказчика, говорит от имени героя)? С каким настроением пишет автор? Что подчеркивает? Что из этого следует? К каким выводам подводит нас?

Слайд 16

Шаг №3. Шаблоны для комментария проблемы (К2)
Значимость проблемы можно подчеркнуть с помощью слов: Значимость проблемы можно подчеркнуть с помощью слов:
общественно-значимая животрепещущая жизненная насущная первоочередная острая важная серьёзная спорная глубокая актуальная главная сложная принципиальная жгучая наболевшая основная неразрешимая назревшая

Слайд 17

Шаг №3. Шаблоны для комментария проблемы (К2)
Проблема может заставить читателя:
глубоко задуматься о… рассуждать вместе с автором о… лучше понять себя и окружающих лучше понять трагизм происходящего серьезно размышлять о… критичнее относиться к… по-иному посмотреть на… поделиться мыслями о…

Слайд 18

Запомните!
Важно уметь комментировать основную проблему текста, потому что…
это позволяет увидеть, что интересует автора; комментируя проблему, вы показываете и своё восприятие того, что волнует автора; комментарий позволит вам глубже посмотреть на поставленную проблему
В комментарии не должно быть:
пересказа исходного текста или его части; рассуждений по поводу всех проблем текста; комментариев о действиях героев текста; повторов слова «проблема»; выражений «проблема о том, что…», «проблема того, что..», «проблема о мужестве и стойкости..».

Слайд 19

Шаг 4. Позиция автора (К3)
Проблема текста — это вопрос, … Позиция автора (=идея текста) - это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Помните, что от вас требуется не сформулировать позицию автора «вообще», а показать его мнение по выделенной и прокомментированной вами проблеме.

Слайд 20

Шаг 4. Позиция автора (К3)
В публицистическом тексте
Обычно выражена четко и ясно, ее легко можно обнаружить. Предложение, в котором отражена авторская позиция, лучше процитировать не полностью, а частично или пересказать (чтобы не снизили балл).
В художественном тексте
Может быть прямо не заявлена. Здесь важно обратить внимание, как она заявлена: прямо или косвенно, на художественные приемы, которые выражают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение – сочувствие, восхищение)…

Слайд 21

Фрагменты сочинений, в которых раскрывается авторская позиция
1) Автор считает, что «вовремя прочитанная книга может решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы» 2) Я полностью согласен с мнением автора о том, что какой бы интересной ни была жизнь ребёнка, не прочти он этих драгоценных книг, он духовно обворован». 3) Автор считает, что «важно… не упустить минуты и вовремя прочесть эти прекрасные книги». Он называет детей, оторванных от художественной литературы, «обворованными».

Слайд 22

Шаг №4. Шаблоны для формулировки позиции автора
Автор считает (утверждает), что… Автор убеждён, что…, и подобная уверенность имеет свои основания. Автору важно убедить читателя в том, что… Бесспорно мнение автора о том, что… Автор подводит читателя к мысли о том, что… Автор стремится донести до читателя мысль о том, что… Решая проблему, автор приходит к выводу: … … – в этих словах, по – моему, отражена основная проблема текста. … – это высказывание точно отражает мысль автора. Позиция автора очевидна: …

Слайд 23

Шаг №5. Изложение собственного мнения по проблеме (К4)
В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения: - тезис (обозначит ваше согласие или несогласие с мнением автора); - аргументы (2 убедительных примера-аргумента); - вывод. Помните! Максимальное количество баллов по К4 (3 балла) можно получить только в том случае, если будет приведён хотя бы один из 2-х аргументов из художественной литературы (пословицы и поговорки, т.е. короткие жанры фольклора, не засчитываются в качестве аргументов из художественной литературы).

Слайд 24

Шаг №5. Аргументация собственного мнения по проблеме (К4)
В качестве аргументов могут быть приведены: пример из художественной литературы (обязательно!); примеры из личной жизни и жизни окружающих; ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов и произведений; примеры из средств массовой информации; законы природы, выводы, подтвержденные экспериментально и т.д.

Слайд 25

Шаг №5. Шаблоны для аргументации собственного мнения по проблеме (К4)
Аргументы можно ввести с помощью Аргументы можно ввести с помощью
Словосо четаний Обратимся к (факту, воспоминаниям кого – либо, научным данным…) Достаточно привести такой пример… Это можно доказать следующим образом.. Подтверждением сказанному может служит следующий факт… Приведу ещё один пример, доказывающий мою точку зрения. В этом легко убедиться, обратившись к…
Вводных конструк ций Например… Допустим…Предположим… По свидетельству кого-либо… Во-первых, …, во-вторых, … и т.д.
Союзов и придаточной части Так как… Потому что… Оттого что… Благодаря тому что… В связи с тем что…

Слайд 26

Шаг №5. Шаблоны для аргументации собственного мнения по проблеме (К4)
Нельзя не согласить с автором в том, что… Автор прав в том, что… Однако его мысль о … вызывает сомнение С автором трудно (не) согласиться Позиция автора близка (понятна ) мне Я (не) разделяю точку зрения автора Мне приходит на ум история, услышанная (прочитанная, которая произошла со мной) Мое мнение подтверждает и такой факт…
Нельзя остаться равнодушным… Следует отметить, что бесспорность авторской позиции не вызывает сомнений… Автор убедительно доказывает, что… Автор, по – моему, не совсем прав, утверждая, что… Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что… Автор справедливо отмечает, что… Авторские оценки справедливы и точны. Действительно, … Авторская позиция по данному вопросу совпадает с моей точкой зрения.

Слайд 27

Шаг №6. Пишем заключение
Заключение - 3-4 предложения, точных, ёмких, соответствующих выводам из всего вышесказанного. Важно подвести итог именно по той проблеме, о которой речь шла во всём сочинении. Клише, которые можно использовать в последнем абзаце: Слова автора этого текста не оставили меня равнодушным (-ой)… В заключение хочется заметить, что проблема… не имеет временных рамок, потому что… Вопросы, о которых говорит автор этого текста, вечны, как сама жизнь…

Слайд 28

ПРОБЛЕМА (К1)
КОММЕНТАРИЙ (К2)
ПОЗИЦИЯ АВТОРА (К3)
АРГУМЕНТ 1 (К4)
АРГУМЕНТ 2 (К4)
ВЫВОД
СХЕМА СОЧИНЕНИЯ

Слайд 29

Важные советы
Не забывайте каждую часть начинать с новой строки. Количество абзацев – не менее 6-ти. Продумывайте логику перехода от одного абзаца к другому.