Презентация - Видеотехнологии в работе педагога-психолога ДОУ

Видеотехнологии в работе педагога-психолога ДОУВидеотехнологии в работе педагога-психолога ДОУВидеотехнологии в работе педагога-психолога ДОУВидеотехнологии в работе педагога-психолога ДОУВидеотехнологии в работе педагога-психолога ДОУВидеотехнологии в работе педагога-психолога ДОУВидеотехнологии в работе педагога-психолога ДОУВидеотехнологии в работе педагога-психолога ДОУВидеотехнологии в работе педагога-психолога ДОУВидеотехнологии в работе педагога-психолога ДОУВидеотехнологии в работе педагога-психолога ДОУВидеотехнологии в работе педагога-психолога ДОУВидеотехнологии в работе педагога-психолога ДОУВидеотехнологии в работе педагога-психолога ДОУВидеотехнологии в работе педагога-психолога ДОУВидеотехнологии в работе педагога-психолога ДОУВидеотехнологии в работе педагога-психолога ДОУВидеотехнологии в работе педагога-психолога ДОУВидеотехнологии в работе педагога-психолога ДОУ









Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Видеотехнологии
В работе педагога-психолога ДОУ
Педагог-психолог д/с № 37 Макарова Н.А.

Слайд 2

Зачем?
Для взаимодействия с родителями Викторины-интервью, записи занятий Вызывает интерес у родителей и желание участвовать в совместных мероприятиях Родитель может понаблюдать за ребёнком в ситуации, когда его нет рядом. Семейная видеотерапия Для работы с педагогами (педагогический видеоанализ) Самоанализ Самосовершенствование самопрезентация (имидж, эмоции); Педагогическое мастерство (навыки и умения педагога, реакция детей на педагога) Для ребёнка Тренировка навыков коммуникации (метод «Интервью») Ребёнок учится выражать свои мысли и чувства словами Ребёнок учится диалоговой речи, получает опыт прямого речевого общения.

Слайд 3

Соблюдение норм и правил
Педагог-психолог должен получить письменное согласие родителей на видеосъёмку и на последующее представление этой записи на групповом занятии. При семейной видеотерапии также рекомендуется заключить с родителем договор. Для видеозаписи занятий с педагогами нужно проинформировать родителей и получить их письменное согласие.

Слайд 4

Марте Мео – ресурсно-ориентированный метод развития
Марте Мео (голл.) – «Собственными силами» 1974 г. – возникновение идеи об использовании видеозаписей для того, чтобы научить родителей эффективному взаимодействию со своими детьми. Автор и разработчик метода – Мария Аартс. Изначально метод предназначался для работы с семьями, в которых были дети с аутизмом. В настоящее время метод применяется для коррекции и повышения эффективности взаимодействия взрослого и ребёнка (детей) в рамках семейной терапии, для совершенствования работы педагога, социального работника.

Слайд 5

Ориентация на внутренние ресурсы
Ресурсы взрослого – любой родитель имеет значительный потенциал для воспитания своего ребёнка. Какие? В каждом ребёнке есть потенциал для развития – «Золотой рудник» Какой? Психологический ресурс как интегральная характеристика личности, обеспечивающая возможность эффективно преодолевать трудности, разрешать возникающие в процессе жизнедеятельности проблемы, самореализовываться и развиваться.

Слайд 6

Психологические ресурсы
Внутренние: Надежда Любовь Рациональная вера Душевная сила (мужество, воля) Желания Цели Оптимизм Самоконтроль Самооценка Жизненные установки
Внешние: Социальная поддержка Друзья Семья Социальный статус

Слайд 7

«Золотой рудник» ребёнка
Предпосылки развития – мозг готов к развитию Заложенный природой потенциал развития – энергия, движущая сила, внутренняя потребность, инстинкт развития, природная любознательность. Условия развития (среда), позволяющие потенциалу раскрыться.

Слайд 8

Стратегия взаимодействия с ребёнком исходя из принципов Марте Мео
? Какие факторы взаимодействия (личностные, социальные, эмоциональные, средовые, потребностные) способствуют эффективному развитию личности, позитивной социализации и установлению взаимопонимания между взрослым и ребёнком?

Слайд 9

Стратегия взаимодействия с ребёнком исходя из принципов Марте Мео (Базовые моменты)
Стратегия направлена на выявление и поддержку собственной инициативы ребёнка. Особое внимание уделяется: Личностно-социальным потребностям ребёнка. (А.Маслоу, Джеральд Ньюмарк). Созданию и поддержке позитивного эмоционального климата и позитивных форм взаимодействия и отношения. Развитие ментализации как способности осознавать свои собственные состояния, настроение, чувства, мотивы, желания, цели, потребности, причины поведения, также понимать состояния других. (Питер Фонаги)(Джон Боулби). Ребенок становится самостоятельным субъектом, осознающим собственные желания, мысли и чувства как автономные и отличные от субъективного мира других, когда родители не только реагируют на его потребностные и эмоциональные состояния соответствующими действиями, но и обозначают их как психические явления ("ты голодный"). Благодаря этому взрослый предвосхищает субъективность ребенка и таким образом формирует её. Ребёнок «саморегистрирует» свои состояния. Эффективная ментализация, представляющаяся ключевым фактором развития зрелой системы саморегуляции и способов организации, осмысления собственного опыта.

Слайд 10

Работа по методу Марте Мео
Цель метода – развитие ребёнка, основанное на раскрытии заложенного в нём природой потенциала. Задачи метода: Развитие родительских навыков Укрепление детско-родительских отношений Развитие и совершенствование навыков педагога Этапы работы: Знакомство родителя/педагога с методом (заключение договора). Съемка любой повседневной ситуации/занятия (5 – 8 минут) Анализ фильма специалистом: выявление «звёздных моментов», т.е. успешных и удачных с точки зрения метода (регистрационный лист) «Покадровый» просмотр с клиентом: анализ фильма по кусочкам, причём внимание обращается только на то, что получается хорошо. По остальным моментам даётся «домашнее задание»: «было бы хорошо, если в этот момент Вы…».

Слайд 11

Стратегия поведения взрослого исходя из принципов Марте Мео
1. «Фокус внимания». Взрослый замечает инициативу ребенка, следит за тем, куда направлен его взгляд, какое действие он предпринимает. Преобладающие вопросы для взрослого: «Кто этот маленький человечек и какие сигналы я могу увидеть, чтобы понять, кто он/она и что ему/ей нужно?» 2. Следование инициативе ребенка. Когда ребенок получает подтверждение своей инициативы, у него создаётся впечатление, что он является значимым как для себя самого, так и для взрослого. Это впечатление дает ему большую уверенность в дальнейшем, когда он будет снова искать поддержку со стороны родителей. Успех ребенка в поиске контакта тесно связан с его самовосприятием и самоощущением. Если ребенок не получает подтверждение своей инициативы, он теряет возможность найти начальный пункт диалога, поскольку он не получает ответа или реакции от взрослого. Но если ребенок получает подтверждение, он получает сигнал «Меня видят и видят то, что я делаю; то, что я воспринимаю и познаю, важно для других».

Слайд 12

Стратегия поведения взрослого исходя из принципов Марте Мео
3. Ментализация. Взрослый придаёт смысл тому, что происходит с ребёнком (озвучивает): называет инициативу, действия, чувства ребенка. Ребёнок связывает свои действия, ощущения с звуковым обозначением, запоминая (регистрируя) целостную картину происходящего. Важно, чтобы взрослый называл и свои чувства, например, «Мне нравится с тобой играть». Для детей важна интонация, посредством которой мы передаем им свои чувства. Когда родители называют предметы или действия ребенка, они таким образом говорят ребенку: «Я здесь, я тебя вижу и слышу, я тебя понимаю». Ребенок чувствует: «я важен», что является глубоко подтверждающим и поддерживающим развивающим стимулом. Важно, когда родители называют ребенка по имени.

Слайд 13

Стратегия поведения взрослого исходя из принципов Марте Мео
4. «Внимательное ожидание». Взрослый ожидает ответ, реакцию ребенка, дает ему время для самостоятельного действия или решения, подавая невербальные позитивные сигналы. Можно назвать это «заинтересованным ожиданием». Невербальное сообщение для ребенка будет таким: «Мне интересен твой ответ, твои ощущения, потому что ты важен для меня». То, что ребенок ощущает заинтересованность родителя, влияет на его самовосприятие, на формирование навыков взаимодействия с другими, на восприятие других. 5. Взрослый берет на себя ответственность за контакт/общение. Взрослый следит, чтобы общение проходило поэтапно. Важна очередность в обмене реакций между ребенком и взрослым. Ребенок должен активно участвовать в общении, что позволит ему научиться вести диалог, слушать других людей и высказывать свои чувства и мысли. Важно, чтобы мама и ребенок встречались чаще глазами. Лицо мамы для ребенка является зеркалом, и когда ребенок смотрит в глаза матери и получает в ответ подтверждающую реакцию, у него развивается уверенность в себе, чувство общности.

Слайд 14

Стратегия поведения взрослого исходя из принципов Марте Мео
6. Положительное лидерство. Способность родителей давать ребенку подтверждение и в то же время вести его в более желаемом направлении Взрослый дает положительное подтверждение, когда ребенок показывает желаемое поведение. Если взрослый поддерживает или подтверждает определенные инициативы и действия ребенка, то у него (ребенка) появляется желание для осуществления этой успешной, с точки зрения взрослого, деятельности. После этого ребенку ясно сообщается о следующем шаге или о том, что хочет взрослый, чтобы ребенок сделал. Можно подтвердить желание, жалобу или другие чувства ребенка без того, чтобы ребенок обязательно получил то, что он желает. Отрицание чувств или выражений ребенка чаще всего приводит к тому, что он настаивает на своем мнении с большей силой или чувствует себя оскорбленным или непонятым.

Слайд 15

Стратегия поведения взрослого исходя из принципов Марте Мео
7. Триангуляция. Взрослый вводит ребенка в окружающий мир и знакомит его с ним при помощи называния людей, объектов и явлений (триангуляция). Ребёнок запоминает названия, соотносит названия со свойствами предмета. 8. Взрослый отмечает начало и конец общения. В общении с маленькими детьми повторение сигналов начала и конца общения происходит очень часто. Например, когда мама усаживает ребенка за стол со словами «Сейчас мы будем кушать» (начало) и «Ну вот, мы и поели» (конец). При помощи этого повторения у ребенка постепенно развиваются собственные сигналы начала и конца действий и способность посылать похожие сигналы другим.

Слайд 16

Как может выглядеть регистрационный лист

Слайд 17

Потребности ребёнка, которые должны быть учтены исходя из задачи эффективного взаимодействия и совершенствования взаимоотношения взрослый – ребёнок.
1. Потребность в уважении 2. Потребность ощущать собственную значимость 3. Потребность приятия 4. Потребность чувствовать связь с окружающими 5. Потребность в безопасности
По Джеральду Ньюмарку («Как воспитать эмоционально здоровых детей»):

Слайд 18

Ссылки:
http://www.family2children.ru/upload/file/Reabilitacionnaya_rabota_s_semei.pdf
www.martemeo.com
www.youtube.com/watch?v=66uC8hJR8dM&t=10s
https://www.youtube.com/watch?v=85ZJ3OO-mLw&t=35s

Слайд 19

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Педагог-психолог детского сада № 37 Невского района Макарова Н.А. Санкт-Петербург 2017