Презентация - Игорь Стравинский

Игорь СтравинскийИгорь СтравинскийИгорь СтравинскийИгорь СтравинскийИгорь СтравинскийИгорь СтравинскийИгорь СтравинскийИгорь СтравинскийИгорь СтравинскийИгорь СтравинскийИгорь СтравинскийИгорь СтравинскийИгорь СтравинскийИгорь СтравинскийИгорь СтравинскийИгорь СтравинскийИгорь СтравинскийИгорь СтравинскийИгорь СтравинскийИгорь СтравинскийИгорь СтравинскийИгорь СтравинскийИгорь СтравинскийИгорь Стравинский







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Игорь СТРАВИНСКИЙ

Слайд 2

Игорь Стравинский родился в 1882 году на Швейцарской улице в Ораниенбауме на даче, которую купил его отец, Фёдор Игнатьевич Стравинский — русский певец, солист Мариинского театра. Мать будущего композитора — одарённая пианистка и певица Анна Кирилловна Холодовская (11.08.1854 — 7.06.1939), была постоянным концертмейстером на концертах мужа

Слайд 3

С девяти лет Стравинский брал частные уроки фортепиано, в 19 лет после окончания гимназии Гуревича, по настоянию родителей, поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, одновременно приступив к самостоятельному изучению музыкально-теоретических дисциплин

Слайд 4

С 1904 по 1906 год Игорь Стравинский брал частные уроки у Н. А. Римского-Корсакова, который предложил Стравинскому занятия два раза в неделю, параллельно с его уроками у В. Калафати. Это была единственная композиторская школа Стравинского, благодаря которой он овладел профессией в совершенстве.

Слайд 5

В 1906 году женился на Екатерине Гавриловне Носенко, своей кузине. В 1907 году родился первый сын, художник Фёдор Стравинский, в 1910 году второй сын, композитор и пианист Святослав Сулима-Стравинский. В 1900—1910-е семья Стравинских жила подолгу в своём имении, в г.Устилуг Волынской губернии

Слайд 6

Молодой, но начинавший обретать славу композитор Игорь Федорович Стравинский с 1910 года до начала Первой мировой войны каждый год приезжал на зиму с семьей в Кларан (часть Монтре). Его жена Екатерина Гавриловна, рожденная Носенко, страдала от туберкулеза и не могла переносить холодные зимы в столице Империи. Вот семья и зимовала в Швейцарии, квартируя то в одном, то в другом пансионе или гостинице. Старший сын композитора, Федор Игоревич, вспоминал позже, с каким тщанием его родители умели придавать домашний вид всем своим временным жилищам. В начале 1914 года родился четвертый и последний из детей семьи — дочь Милена. Здоровье Екатерины Гавриловны было расстроено, и, вместо того, чтобы, как обычно, вернуться в Россию, семья проводила лето в горах, сначала в Лейзане, в Водуазских Альпах, а затем в Сальване — в кантоне Вале. Как потом оказалось, этот горный отдых определил судьбу семьи на многие десятилетия: из-за войны и революции Стравинские оказались отрезанными от России. Собственно семья Стравинских состояла из родителей и четверых детей: Федора (1907-1989), Людмилы (1908-1938), Святослава (1910-1994), а также Милены (родилась в 1914 году, проживает в США). Однако в воспоминаниях о Стравинских постоянно упоминается тот ближний семейный круг (Дениз Стравинская в своих мемуарах почти всерьез называет его «кланом»), который в 1910-е, 20-е и 30-е годы сформировался вокруг Игоря Федоровича и его жены в Швейцарии и Франции. Помимо детей композитора и, по мере того, как они создавали собственные семьи, их супруг и супругов, туда входили мать Игоря Федоровича Анна Кирилловна (в 1914 году она сумела выбраться из Швейцарии, вернулась в Россию, где оставалась все годы революции, и после чудом смогла воссоединиться со своими уже во Франции), сестра Екатерины Гавриловны — Людмила Гавриловна Белянкина с семьей, а также двоюродные племянницы Екатерины Гавриловны — сестры Ольга Дмитриевна и Вера Дмитриевна Носенко.

Слайд 7

Но вот началась Вторая мировая война, и во Франции становится совсем уж небезопасно. Кроме того, Стравинский переживает ряд тяжелых личных потерь: в 1938 году — смерть старшей дочери, умершей от туберкулеза, а в 1939 — кончину своей матери, а затем и любимой жены. Все это вместе взятое, а также некоторые другие факторы приводят к тому, что Игорь Федорович, желая сменить окружающую его обстановку, переезжает в США. До этого, в начале 1940 года, он женится повторно на Вере де Боссе — балерине труппы Дягилева и одной из первых русских киноактрис, с которой был знаком многие годы. В Америке он живет сначала в Сан-Франциско, а затем в Голливуде (Калифорния). В 1945-м году он становится уже американским гражданином и продолжает творить.

Слайд 8

Творчество…

Слайд 9

«Русский» период (1908—1923)
включает три балета, созданных им для труппы С. Дягилева («Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная»). Эти произведения характеризуются рядом схожих черт: все они рассчитаны на многочисленный оркестр, и в них активно используются русские фольклорные темы и мотивы.

Слайд 10

25 июня 1910 г. 25 июня 1910 года – великий день для русской музыки и русского балета: в парижском театре « Гранд-опера » состоялась премьера « Жар-птицы ». Молодой, тогда еще почти никому не известный композитор Игорь Стравинский, благодаря этой постановке, шагнул прямо в объятия мировой славы. Это была первая совместная работа композитора с Сергеем Павловичем Дягилевым – в ту пору уже видным театральным деятелем, талантливым антрепренером, одним из основоположников группы « Мир искусства », организатором « Русских сезонов » в Париже и создателем прославленной труппы « Русский балет Дягилева ».

Слайд 11

Игорь Федорович СТРАВИНСКИЙ Родился 5 июня 1882 г. в г. Ораниенбауме близ С.- Петербурга в семье оперного певца. Окончил юридический факультет С.-Петербургского университета. Параллельно с учебой в университете брал уроки у Н. А. Римского-Корсакова. 1909 год – первое публичное исполнение «Фантастического скерцо» И. Стравинского.
Сергей Павлович ДЯГИЛЕВ Родился 19 марта 1872 г. в дер. Селищи Новгородской губернии в семье кадрового военного. Окончил юридический факультет С.-Петербургского университета. Параллельно с учебой в университете брал уроки у Н. А. Римского-Корсакова. 1909 год – первый сезон «Русского балета» С. Дягилева в Париже.
1909 год знакомство И. Ф. Стравинского и С. П. Дягилева В судьбах Стравинского и Дягилева есть интересные параллели. Обратим внимание на некоторые из них. Итак, знакомство Дягилева со Стравинским состоялось в 1909 году. В январе этого года на исполнении «Фантастического скерцо» Стравинского в зале Дворянского собрания присутствовал Дягилев. В ноябре того же года Дягилев заказывает Стравинскому новый балет для парижских «Русских сезонов» - «Жар-птица».

Слайд 12

«…Не хватало балета из русской жизни или на тему из русской сказки. Все образы народной фантазии уже прошли на сцену. Только образ Жар-птицы остался еще неиспользованным, а между тем Жар-птица – самое фантастическое создание народной сказки и вместе с тем – наиболее подходящее для танцевального воплощения…» Михаил Фокин Замысел «Жар-птицы» Стравинскому не принадлежал: перед ним было готовое либретто, составленное балетмейстером Михаилом Фокиным. О причинах, побудивших его к созданию этого либретто, Фокин пишет: Дягилев не ошибся - Стравинскому удалось создать «огневой образ» в музыке балета. Молодой композитор проявил себя как музыкальный живописец, способный достоверно передать как таинственный сумрак волшебного сада Кащея, так и ослепительный свет сверкающей золотым опереньем Жар-птицы.

Слайд 13

« ЖАР-ПТИЦА » ноябрь 1909 – май 1910 Париж Премьера балета состоялась 25 июня 1910 г. в Парижском театре «Гранд- опера». Постановка была осуществлена автором либретто Михаилом Фокиным. Художниками постановки были знаменитые Александр Головин и Леон Бакст. Триумф превзошел все самые смелые ожидания. На премьерных показах Стравинский смог познакомиться с выдающимися деятелями французского искусства того времени: писателями Марселем Прустом и Полем Клоделем, актрисой Сарой Бернар, композиторами Клодом Дебюсси и Морисом Равелем.
Игорь Стравинский Сергей Дягилев Михаил Фокин Леон Бакст Александр Головин

Слайд 14

Слайд 15

«…Когда я сочинял эту музыку, перед глазами у меня был образ игрушечного плясуна, внезапно сорвавшегося с цепи, который своими каскадами дьявольских арпеджио выводит из терпения оркестр, в свою очередь отвечающий ему угрожающими фанфарами. Завязывается схватка, которая в конце концов завершается протяжною жалобой изнемогающего от усталости плясуна. Закончив этот странный отрывок, я целыми часами гулял по берегу Леманского озера, стараясь найти название, которое выразило бы в одном слове характер моей музыки, а следовательно и моего персонажа. И вот однажды я вдруг подскочил от радости. Петрушка! Вечный и несчастный герой всех ярмарок всех стран! Это было именно то, что нужно, - я нашел ему имя, нашел название…» Игорь Стравинский В конце августа 1910 г. Стравинский начинает сочинение второго из своих величайших балетов – «Петрушка».

Слайд 16

« ПЕТРУШКА » август 1910 – май 1911 Балет был завершен в конце мая 1911 г., а уже 13 июня в парижском театре « Шатле » состоялась его премьера – почти ровно через год после триумфа « Жар-птицы ». Постановка была осуществлена Михаилом Фокиным, а художником выступил знаменитый Александр Бенуа, которому композитор и посвятил « Петрушку ». И снова триумф! « Петрушка » снискал восторженное признание русских и французских поклонников дягилевских « сезонов » в Париже.
Игорь Стравинский Сергей Дягилев Михаил Фокин Александр Бенуа

Слайд 17

« ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ » май 1910 – март 1913 Премьера балета состоялась 29 мая 1913 г. в театре Елисейских полей в Париже и вызвала большой скандал: свист, шиканье, откровенный смех и бранные выкрики сопутствовали спектаклю от начала до конца. Публика не приняла ни музыки Стравинского, ни хореографии Вацлава Нижинского, ни сценографии Николая Рериха. Музыку Стравинского называли «безумием», не находя для нее иных эпитетов, кроме «отвратительная», «грубая», «жесткая». Только год спустя на первом концертном исполнении музыки балета композитор был вознагражден: покоренные слушатели устроили ему восторженную овацию и вынесли его на руках как признанного победителя.
Игорь Стравинский Сергей Дягилев Вацлав Нижинский Николай Рерих

Слайд 18

«…В «Весне священной» я хотел выразить светлое воскресение природы, которая возрождается к новой жизни: воскресение полное, стихийное, воскресение зачатия всемирного…» Игорь Стравинский Воплощения новых художественных идей и композиционных приемов, осуществленные в «Жар-птице» и «Петрушке» в результате привели композитора к созданию своего третьего великого балета – «Весна священная». Замысел балета возник у Стравинского еще в период работы над «Жар-птицей». Первые наброски к «Весне» были сделаны еще в мае 1910 г., но только после премьеры «Петрушки» и знакомства в июле 1911 г. с Николаем Константиновичем Рерихом, композитор приступил к разработке окончательного либретто и созданию основного корпуса музыки.

Слайд 19

Слайд 20

Балеты И. Стравинского в «Русских сезонах» С. Дягилева 1910 г. – «Жар-птица» 1911 г. – «Петрушка» 1913 г. – «Весна священная» 1914 г. – «Соловей» 1916 г. – «Фейерверк» 1920 г. – «Пульчинелла» 1922 г. – «Мавра» 1922 г. – «Сказ про Лису, Петуха, Кота да Барана» 1923 г. – «Свадебка» 1928 г. – «Аполлон Мусагет» Сотрудничество Дягилева и Стравинского продолжалось 18 лет. За этот долгий период в « Русских сезонах » было поставлено 10 балетов композитора. Но именно первые три из них: « Жар-птица », « Петрушка » и « Весна священная » остались по сей день самыми популярными. Их называют « Великой балетной триадой Стравинского ». Последней работой Стравинского и Дягилева стал балет « Аполлон Мусагет », поставленный в 1928 году. Через год после этой премьеры 19 августа 1929 года Сергея Павловича Дягилева не стало.

Слайд 21

Сергей Дягилев был похоронен на кладбище Сан-Микеле в Венеции. Его другу и соратнику Игорю Стравинскому после этого было суждено прожить еще более сорока лет богатейшей творческой биографии. Его не стало 6 апреля 1971 года. Великий композитор нашел последний приют на том же венецианском кладбище недалеко от могилы Дягилева. Сергей Дягилев был похоронен на кладбище Сан-Микеле в Венеции. Его другу и соратнику Игорю Стравинскому после этого было суждено прожить еще более сорока лет богатейшей творческой биографии. Его не стало 6 апреля 1971 года. Великий композитор нашел последний приют на том же венецианском кладбище недалеко от могилы Дягилева.

Слайд 22

«Неоклассический» период (1920—1954)
Отправной точкой следующего этапа развития Стравинского как композитора считается опера «Мавра» (1921—1922), положившая начало т. н. «неоклассическому» периоду в его творчестве. Переосмысление музыкальных стилей и направлений XVIII века стало основой для создания оперы «Царь Эдип» (1927), балета «Аполлон Мусагет» (1928) и концерта для камерного оркестра ми-бемоль мажор «Дамбартон-Окс» (1937—1938). Также в рамки данного периода укладываются три симфонии: «Симфония псалмов» (1930), симфония до мажор (1940) и «Симфония в трех частях» (1945). Изучение тем, связанных с античностью и, в частности, древнегреческой мифологией, вдохновило Стравинского на возврат к стилистике классицизма, что выразилось не только в создании произведения «Аполлон Мусагет», но и в сочинении оперы «Персефона» (1933) и балета «Орфей» (1947). В 1951 году композитор создал последнюю работу неоклассического периода, оперу «Похождения повесы». Либретто к ней, основанное на набросках Уильяма Хогарта, было написано Уистеном Оденом. Премьерное представление состоялось в Венеции, в том же году; впоследствии опера ставилась в Европе, а затем — и в США (Метрополитен-Опера, 1953. Позднее, в 1962 году, произведение было представлено в рамках фестиваля, организованного в ознаменование 80-летия Стравинского. В 1997 году опера вернулась на сцену Метрополитен-Опера в Нью-Йорке.

Слайд 23

«Серийный» период (1954—1968) В 50-е годы композитор начал использовать в своих сочинениях серийные техники, такие, например, как додекафония — двенадцатитоновый прием, разработанный Арнольдом Шенбергом. Первые эксперименты с серийными техниками прослеживаются в небольших его произведениях 1952—1953 годов, в числе которых могут быть названы «Кантата», «Септет» и «Три песни из Вильяма Шекспира». Первым его сочинением, которое оказалось полностью основано на соответствующих приемах, стала композиция «Памяти Дилана Томаса», написанная в 1954 году. В свою очередь, додекафония впервые появилась в балете «Агон» (1954—1957), а хоровое произведение «Canticum Sancrum», созданное в 1955 году, содержало целую часть, полностью основанную на двенадцатитоновом звукоряде. Впоследствии композитор активно использовал этот прием в своих сочинениях «Плач пророка Иеремии» (1958) и «Проповедь, притча и молитва» (1961), которые были основаны на библейских текстах и мотивах, а также в опере «Потоп» (1962), представляющей собой синтез выдержек из Книги Бытия со средневековыми английскими мистериями

Слайд 24