Презентация - Анализ поэтического текста

Анализ поэтического текстаАнализ поэтического текстаАнализ поэтического текстаАнализ поэтического текстаАнализ поэтического текстаАнализ поэтического текстаАнализ поэтического текстаАнализ поэтического текстаАнализ поэтического текстаАнализ поэтического текстаАнализ поэтического текстаАнализ поэтического текстаАнализ поэтического текстаАнализ поэтического текстаАнализ поэтического текстаАнализ поэтического текстаАнализ поэтического текстаАнализ поэтического текста







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Вопросы и задания для выявления уровня читательского восприятия учащихся при изучении лирики
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ

Слайд 2

5 класс

Слайд 3

I. Прочитайте стихотворение С. Я. Маршака «Дождь».
По небу голубому Проехал грохот грома, И снова все молчит. А миг спустя мы слышим, Как весело и быстро По всем железным крышам, По всем зеленым листьям, По цветникам, скамейкам, По ведрам и по лейкам Веселый дождь стучит. 1. Какое настроение создает это стихотворение? Попытайтесь объяснить почему. 2. Что помогает автору создать картину летнего дождя? 3. Как поэту удается показать, что дождь усиливается? 4. Какие слова и выражения помогают нам это заметить?

Слайд 4

II. Прочитайте стихотворение А. А. Фета «Скрип шагов вдоль улиц белых...».
Скрип шагов вдоль улиц белых, Огоньки вдали; На стенах оледенелых Блещут хрустали. От ресниц нависнул в очи Серебристый пух, Тишина холодной ночи Занимает дух. Ветер спит, и все немеет, Только бы уснуть; Ясный воздух сам робеет На мороз дохнуть. 1. Какое настроение вызывает это стихотворение? 2. Какими способами поэт создает это настроение? 3. Какие языковые средства для этого использует (звуки, слова, построение предложений)? Приведите примеры. 4. В чем особенности звуковой формы стихотворения? Какие образы создаются при помощи сочетаний звуков? 5. Какие слова употреблены в переносном значении? Зачем? 6. Как вы думаете, почему каждая вторая строка в стихотворении короче первой? 7. Найдите строки, которые подтверждают присутствие человека. Что он чувствует? 8. Обратите внимание на особенности построения стихотворения. Сколько в нем частей? Чем интересна каждая часть?

Слайд 5

III. Прочитайте стихотворение И. А. Бунина «Ландыш».
В голых рощах веял холод... Ты светился меж сухих, Мертвых листьев... Я был молод, Я слагал свой первый стих — И навек сроднился с чистой Молодой моей душой Влажно-свежий, водянистый, Кисловатый запах твой! 1. Какое настроение вызывает это стихотворение? 2. Какие образы и картины вам представились? 3. Какие краски, звуки, запахи вы почувствовали? Как они влияют на ваше настроение? 4. Найдите в тексте глаголы и попытайтесь объяснить их смысловую роль. 5. Найдите прилагательные. Все ли они являются эпитетами? Какие образы они создают? 6. Какую роль играют многоточие в третьем стихе и тире в четвертом? 7. Что изменится в восприятии текста, если прочитать его без названия?

Слайд 6

Комментарии для учителя
В начале 5 класса учащимся предлагается ответить на вопросы к стихотворению С. Я. Маршака «Дождь», которое, скорее всего, неизвестно школьникам. Проверяя работу, учитель выявит, умеют ли пятиклассники анализировать текст по данным вопросам или подменяют анализ пересказом, могут ли связать содержание и способы создания образов с особенностями формы стихотворения, способны ли заметить, что главным в создании образа является сменяющийся ритм. Учащиеся должны показать, как у них развито воссоздающее и творческое воображение, могут ли они представить нарисованный автором дождь, детали этой картины. В середине учебного года пятиклассникам предлагается проанализировать стихотворение А. А. Фета «Скрип шагов вдоль улиц белых...». Учитель должен увидеть, уменьшилось ли количество учащихся, подменяющих анализ пересказом, могут ли они подняться в своих рассуждениях до обобщений и заметить роль рифмы, ритма, стиха, композиции. Важно определить, развилось ли у учащихся творческое воображение, способны ли они к детализации образных картин. В конце учебного года пятиклассники анализируют стихотворение И. А. Бунина «Ландыш». Эффективность обучения учитель определит по тому, как развились умения анализировать текст, как учащиеся используют свои теоретико-литературные знания. Школьники должны понять «сверхзадачу» текста, поднимаясь до его обобщенного смысла, увидеть состояние лирического «я» и пытаться его объяснить, научиться воспринимать текст на уровне творческого воображения. Критерии оценки уровня читательского восприятия школьников представлены в таблице:

Слайд 7

Таблица «Динамика уровня читательского восприятия учащихся при изучении лирики»
Классы Классы Качество читательского восприятия Качество читательского восприятия Качество читательского восприятия Качество читательского восприятия Качество читательского восприятия Качество читательского восприятия Качество читательского восприятия Качество читательского восприятия Качество читательского восприятия Качество читательского восприятия Качество читательского восприятия Качество читательского восприятия
Классы Классы Собственные эмоции читателя Собственные эмоции читателя Собственные эмоции читателя Собственные эмоции читателя Собственные эмоции читателя Собственные эмоции читателя Собственные эмоции читателя Собственные эмоции читателя Восприятие эмоций автора Восприятие эмоций автора Воображение читателя Воображение читателя
Классы Классы при восприятии содержания текста при восприятии содержания текста при восприятии содержания текста при восприятии формы текста при восприятии формы текста при восприятии формы текста при восприятии формы текста при восприятии формы текста Восприятие эмоций автора Восприятие эмоций автора Воображение читателя Воображение читателя
Классы Классы Пересказ Анализ Концепция Ритм, рифмы Фонологические, морфологические, грамматические элементы текста Фонологические, морфологические, грамматические элементы текста Стих, строфа Композиция собственно автора лирического героя воссоздающее 1 творческое
5 С
5 Д
5 М
С — сентябрь, Д — декабрь, М — май.

Слайд 8

9 класс

Слайд 9

I. Прочитайте 218-й сонет Ф. Петрарки.
Меж стройных жен, сияющих красою, Она царит — одна во всей вселенной, И пред ее улыбкой несравненной Бледнеют все, как звезды пред зарею. Амур как будто шепчет надо мною: Она живет — и жизнь зовут бесценной, Она исчезнет — счастье жизни бренной И мощь мою навек возьмет с собою. Как без луны и солнца свод небесный, Без ветра воздух, почва без растений, Как человек безумный, бессловесный, Как океан без рыб и без волнений — Так будет все недвижно в мраке ночи, Когда она навек закроет очи. (Перевод Ю. Верховского)

Слайд 10

Вопросы и задания
1. Какие чувства автора выражены в сонете? 2. Докажите, что это сонет. Проследите развитие содержания сонета: тезис — развитие тезиса — антитезис — синтез. 3. Охарактеризуйте образы и картины стихотворения и средства их создания. 4. Какой смысл в том, что поэт для своего стихотворения выбрал форму сонета? 5. Как проведенный вами анализ помогает понять поэтическую идею сонета?

Слайд 11

II. Прочитайте стихотворение А. С. Пушкина «Эхо».
Ревет ли зверь в лесу глухом, Трубит ли рог, гремит ли гром, Поет ли дева за холмом — На всякий звук Свой отклик в воздухе пустом Родишь ты вдруг. Ты внемлешь грохоту громов, И гласу бури и валов, И крику сельских пастухов — И шлешь ответ; Тебе ж нет отзыва... Таков И ты, поэт!

Слайд 12

Вопросы и задания
1. Какие чувства вызывает стихотворение? Какими способами создается его настроение? 2. Почему стихотворение называется «Эхо»? 3. Какие образы являются в нем центральными? При помощи чего они создаются? 4. Понаблюдайте за ритмом и рифмами. Что необычного вы заметили? 5. Какой смысл в том, что 4 и 6-я строки каждой строфы короче остальных? 6. Укажите особенности поэтической формы текста на фонетическом, лексическом, синтаксическом, композиционном уровнях. Приведите примеры. 7. Как проведенный вами анализ помогает понять поэтическую идею стихотворения?

Слайд 13

III. Прочитайте стихотворение М. Ю. Лермонтова «Расстались мы; но твой портрет...».
Расстались мы; но твой портрет Я на груди моей храню: Как бледный призрак лучших лет, Он душу радует мою. И новым преданный страстям, Я разлюбить его не мог: Так храм оставленный — все храм, Кумир поверженный — все бог!

Слайд 14

Вопросы и задания
  1. Какое настроение вызывает это стихотворение? 2. Какие поэтические образы рисуют нам состояние лирического «я»? 3. Охарактеризуйте функциональную роль глаголов и прилагательных. 4. Какова роль инверсии в первом стихе? 5. Какие новые смыслы приобретают в этом стихотворении местоимения и союзы? 6. Какую композиционную роль играет в нем антитеза? 7. Проанализируйте знаки препинания. Какие смысловые отношения они выражают? 8. Как вы понимаете смысл двух последних стихов? 9. Как проведенный вами анализ помогает понять поэтическую идею стихотворения?

Слайд 15

Комментарии для учителя
В начале 9 класса, когда учащиеся приступают к изучению курса литературы на историко-литературной основе, им можно предложить проанализировать 218-й сонет Ф. Петрарки (перевод Ю. Верховского), так как сонеты изучались ими в конце 8 класса. Учитель определит, замечают ли девятиклассники особенности развития содержания сонета и функции сонетной формы. В середине учебного года школьникам предлагается создать интерпретацию стихотворения А. С. Пушкина «Эхо», чтобы выявить, в какой степени они понимают содержание стихотворения и какие функции его художественной формы они заметили. Важно, чтобы учащиеся отмечали, что фонетические, лексические и композиционные особенности текста позволяют читателю «услышать» эхо, что логические паузы подчеркивают отчужденность поэта от мира, который равнодушен к его творчеству. В конце 9 класса учащиеся анализируют стихотворение М. Ю. Лермонтова «Расстались мы; но твой портрет...». Для его понимания нужно, чтобы девятиклассники анализировали образную структуру текста, замечая и «эмоции материала» (содержания), и «эмоции формы». Важно определить, как возросла способность школьников к пониманию текста, могут ли они интерпретировать его в единстве содержания и формы, выявлять пространственные связи, замечать смыслообразующую роль местоимений и союзов. Критерии оценки уровня читательского восприятия школьников представлены в таблице:

Слайд 16

Таблица «Динамика уровня читательского восприятия учащихся при изучении лирики»
Классы Классы Качество читательского восприятия Качество читательского восприятия Качество читательского восприятия Качество читательского восприятия Качество читательского восприятия Качество читательского восприятия Качество читательского восприятия Качество читательского восприятия Качество читательского восприятия Качество читательского восприятия Качество читательского восприятия Качество читательского восприятия
Классы Классы Собственные эмоции читателя Собственные эмоции читателя Собственные эмоции читателя Собственные эмоции читателя Собственные эмоции читателя Собственные эмоции читателя Собственные эмоции читателя Собственные эмоции читателя Восприятие эмоций автора Восприятие эмоций автора Воображение читателя Воображение читателя
Классы Классы при восприятии содержания текста при восприятии содержания текста при восприятии содержания текста при восприятии формы текста при восприятии формы текста при восприятии формы текста при восприятии формы текста при восприятии формы текста Восприятие эмоций автора Восприятие эмоций автора Воображение читателя Воображение читателя
Классы Классы Пересказ Анализ Концепция Ритм, рифмы Фонологические, морфологические, грамматические элементы текста Фонологические, морфологические, грамматические элементы текста Стих, строфа Композиция собственно автора лирического героя воссоздающее 1 творческое
9 С
9 Д
9 М
С — сентябрь, Д — декабрь, М — май.

Слайд 17

Источник
Беляева Н. В. Литература. Проверочные работы. 5—9 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М. : Просвещение, 2010. — 79 с. Выполнила Бурмистрова Р.А.

Слайд 18

ЛИТЕРАТУРА
ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ