Презентация - Славянская нумерация


Славянская нумерацияСлавянская нумерацияСлавянская нумерацияСлавянская нумерацияСлавянская нумерацияСлавянская нумерацияСлавянская нумерацияСлавянская нумерацияСлавянская нумерацияСлавянская нумерацияСлавянская нумерацияСлавянская нумерацияСлавянская нумерацияСлавянская нумерацияСлавянская нумерацияСлавянская нумерацияСлавянская нумерацияСлавянская нумерацияСлавянская нумерацияСлавянская нумерацияСлавянская нумерацияСлавянская нумерацияСлавянская нумерацияСлавянская нумерация
На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Церковь Покрова на Нерли. Самый совершенный храм, созданный на Руси.
древнерусская математика
Первые сведения о развитии математики на Руси относятся к IX-XII вв. (древнерусская нумерация, метрология, первые системы дробей и др.). В Древней Руси времен Ярослава Мудрого (978-1054) уже существовали общеобразовательные школы

Слайд 2

славянская нумерация
Эта нумерация была создана вместе со славянской алфавитной системой для переписки священных книг для славян греческими монахами братьями Кириллом (Константином) и Мефодием в IX веке. До XVII века эта форма записи чиcел была официальной на территории современной России, Белоруссии, Украины, Болгарии, Венгрии, Сербии и Хорватии. До сих пор православные церковные книги используют эту нумерацию.

Слайд 3

     Единицы, десятки и сотни изображались славянскими буквами с поставленным над ними знаком ~ , называемым "титло", для отличия цифр от букв.
славянская нумерация
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы.14 век

Слайд 4

ворон
колода
славянская нумерация
Для обозначения чисел больших, чем 900 использовались специальные значки, которые дорисовывались к букве. Так образовывались числа:  
Тысяча
1000
Тьма
10 000
Легион
100 000
Леодр
1 000 000
10 000 000
100 000 000
Мирожский монастырь. 12 век .
     О последнем из этих чисел, то есть о колоде, говорилось: "И более сего несть человеческому уму разумевати".

Слайд 5

 
     Наряду с элементарными школами, в которых дети обучались закону божьему, чтению, письму, церковному пению и простейшему счету, существовали школы повышенного типа, дававшие систематическое образование. Многие русские князья были лучше и разностороннее образованы, чем западные короли и императоры. Характерно, что грамотность была распространена даже в среде мелких ремесленников. Многие женщины тоже были грамотны. Внучка Ярослава Мудрого - Янка Всеволодовна - открыла первое в Европе женское училище.
В X в., в княжение Владимира Святославича (?-1015), древнерусское государство (Киевская Русь) достигло наибольшего расцвета и могущества.      По развитию культуры оно занимало одно из видных мест среди государств Европы. В эту эпоху в его наиболее крупных городах (Киеве, Новгороде и др.) уже создавались школы различного типа.

Слайд 6

     .
новгородский монах Кирик
до настоящего времени считается рукописное сочинение новгородского монаха Кирика, написанное им в 1136 г. и носящее заголовок "Кирика диакона и доместика Новгородского Антониева монастыря учение имже ведати человеку числа всех лет".      В этом сочинении Кирик выявил себя весьма искусным счетчиком и великим числолюбцем. Основные задачи, которые разрешаются Кириком, хронологического порядка: вычисление времени, протекшего между какими-либо событиями.
Первым русским памятником математического содержания

Слайд 7

новгородский монах Кирик
Вычисления Кирика никому. кроме него самого, не были нужны; они не могли принести никакой практической пользы людям. А вот для нас рукопись Кирика очень важна. Она ясно показывает, что славяне тысячу лет назад отлично владели четырьмя действиями Арифметики, свободно обращались с очень большими целыми числами и с очень маленькими дробями.

Слайд 8

.
Задача Кирика Новгородца
Сколько месяцев, недель, дней и часов прожил человек, которому в 1136 г. Исполнилось 26 лет?

Слайд 9

Решение. 12*26=312 месяцев 365*26+7=9497 дней 9497:7=1356 недель 24*9497=227928 часов.
Задача Кирика Новгородца

Слайд 10

При Петре 1, в 1703 году была издана книга "Арифметика, сиречь наука числительная. С разных диалектов на славянский язык переведенная, и воедино собрана и на две части разделенная" написанная Л.Ф. Магницким.
Леонтий Филиппович Магницкий

Слайд 11

Где получил Леонтий Филиппович свои знания, особенно математические, неизвестно. Ими он настолько привлек к себе Петра I, что тот назвал его "магнитом" и дал ему прозвище-фамилию Магницкий ( неизвестна его фамилия до этого времени ), с назначением на должность учителя в московскую вновь организованную школу "математических и навигационных наук", где он и прослужил много лет, вплоть до своей смерти. Научными предметами, преподаваемыми в Математико-Навигацкой школе, были: арифметика, геометрия, тригонометрия, с практическими приложениями их к геодезии и мореплаванию, навигация и часть астрономии.
Леонтий Филиппович Магницкий

Слайд 12

Характерно, что в тексте «Арифметики» цифры употребляются современные – арабские, а год издания книги и нумерация листов в славянской. Это был период замены устаревшей нумерации на более современную.
В России учение о десятичных дробях впервые изложил Магницкий в своем учебнике.
Эта «Арифметика долгое время была настольной книгой всех образованных русских людей. М.В. Ломоносов знал ее наизусть и называл ее «вратами своей учености»
арифметика Магницкого

Слайд 13

Магницкий впервые ввел термины "множитель", "делитель", "произведение", "извлечение корня", а также заменил устаревшие слова "тьма, легион" словами "миллион, биллион, триллион, квадриллион".    
Удовлетворяя тем требованиям, которые могли быть предъявлены к учебнику математики в России в первую половину XVIII столетия, "Арифметика" Магницкого долгое время пользовалась широким распространением и вышла из употребления около середины 50-х годов XVIII столетия.
арифметика Магницкого

Слайд 14

Скворцы (из арифметики Магницкого). Летели скворцы и встретились им деревья. Когда сели они по одному на дерево, то одному скворцу не хватило дерева, а когда на каждое дерево сели по два скворца, то одно дерево осталось не занятым. Сколько было скворцов и сколько было деревьев?
Задача из арифметики Л. Ф. Магницкого
(4 скворца, 3 дерева)

Слайд 15

Один человек выпьет кадь пития в 14 дней, а со женою выпьет ту же кадь в 10 дней, и ведательно есть, в колико дней жена его особо выпьет ту же кадь.
Задача из арифметики Л. Ф. Магницкого

Слайд 16

Задача из арифметики Л. Ф. Магницкого
Решение. Примем за 1 кадь пития. Пусть за х дней выпьет жена кадь пития; 1/14 часть пития - выпьет человек за 1 день; 1/х часть пития – выпьет жена за 1 день; 1/10 часть пития – выпьют вместе за 1 день. Составим уравнение: 1/14+1/х=1/10, Х=35. Ответ. За 35 дней.

Слайд 17

В жаркий день 6 косцов выпили бочонок кваса за 8 часов. Нужно узнать, сколько косцов за 3 часа выпьют такой же бочонок кваса.
Задача из арифметики Л. Ф. Магницкого

Слайд 18

Решение. Поскольку за 8 часов 6 человек выпивают бочонок кваса, то за один час такой же бочонок кваса выпьют 48 человек, а тогда за 3 часа этот бочонок кваса выпьют 16 человек.
Задача из арифметики Л. Ф. Магницкого
2 способ. Решение. Обратная пропорциональность. Во сколько раз уменьшится количество часов во столько раз увеличится количество косцов. 8/3=х/6, Х=16. Ответ. 16 косцов.

Слайд 19

Купил некто трёх сукон 105 аршин; единого взял 12-ю больше перед другим, а другого 9-ю больше перед третьим, и ведательно есть, колико коего сукна взято было.
Задача из арифметики Л. Ф. Магницкого

Слайд 20

Задача из арифметики Л. Ф. Магницкого
Решение. Пусть х аршин купил третий; (х+9) аршин купил второй; (х+9+12) аршин купил первый. Составим уравнение: Х+х+9+х+21=105, Х=25. Ответ.25;34;46.

Слайд 21

Замечательной книгой Магницкого
древнерусской математики
закончилась многовековая история

Слайд 22

Слайд 23

.

Слайд 24